Истоки

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ИСТОКИ»

Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Кох Н.Н.,Коновалова Т.В.
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024
1

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для организации
образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности в объединении
(клубе) «Истоки».
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N
273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
 Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников,
расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая
родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные
места региона, его исторические и культурные центры, это и известные люди, гордость и
слава республики.
Актуальность программы заключается в воспитании у обучающихся устойчивого
интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу, решает проблемы
воспитания патриотических и нравственных качеств личности.
Адресат программы – обучающиеся 12-13 лет. В объединение принимаются дети в
соответствии с их способностями и интересами, без медико-психологических ограничениях,
с учётом возрастных рамок реализации программы.
Возрастные особенности обучающихся 12-13 лет
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется
в ходе общения с окружающими людьми. Реализация программы способствует
формированию адекватной самооценки учащихся через общение с ровесниками и взрослыми
людьми, познавательную и творческую деятельность.
Объём и срок освоение программы – обучение рассчитано на 1 год (136 ч)
Форма обучения – очная.
Состав группы – постоянный.
Наполняемость группы: 19 человек.
Количество часов в неделю: 4 часа
Продолжительность 1 часа занятий 45 мин., перерыв между занятиями в субботу 10
мин. Экскурсии, как правило, проводятся в выходные и каникулярные дни в соответствии с
календарно-тематическим планированием.
2

В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени
прохождения материала, а также при необходимости допускается внесение изменений в
рабочую программу и проведение корректировки сложности заданий исходя из опыта детей
и степени усвоения ими учебного материала.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся
краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

средствами

туристско-

Задачи программы:
Образовательные:
1.
населения.
2.
рода.

Формирование представлений о различных сторонах жизни родного края и
Повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины и своего

Воспитательные:
1. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю.
2. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском
коллективе и социуме.
3. Способствование укреплению семейных связей.
4. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
5. Создание
в
детском
коллективе
обстановки
доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в
общении.
6. Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных
богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.
Развивающие:
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, стремления знать как можно больше о родном крае.
2. Развитие навыков общения, оформления творческих и проектных работ.
3. Развитие
эмоционально-волевых,
нравственных
качеств
личности,
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
4. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора
профессии и места работы.
Основные формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная. Применение
различных форм занятий и видов работы позволяет поддерживать и развивать
познавательный интерес обучающихся, а также побуждает к активной учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
3

учащихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности, личностные качества.
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные): умение выделять главное;
понимать творческую задачу; работать с разными источниками информации; оформлять
результаты деятельности; представлять выполненную работу; работать в коллективе.
предметные результаты — полученные обучающимися в ходе реализации
программы знания истории, географии, культуры родного края.
Диагностика результативности и качества освоения программы
Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы
«Истоки» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и
методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических работ (проектов), поиску и отбору необходимого материала,
умению работать с различными источниками информации.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года (создание видеоролика о
проделанной работе).
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4

Кол-во
часов
6
36
35
59
136

Раздел
Моя семья
Наше село
Район, в котором мы живём
Республика, в которой мы живём
Итого
Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Кол-во Тема занятия
часов

1

2

2

4

Форма
работы

занятия,

виды Дата
проведения
план факт

Раздел 1. Моя семья. 6 часов
История моей семьи: кто мы и Беседа, практическое занятие
откуда?
(составление плана проекта
«Моя семья»)
Традиции моей семьи
Практическое
занятие
(проект
«Моя
семья»,
конкурс сочинений о семье)
Раздел 2. Наше село. 36 часов
4

3

2

История села Первомайское

4

4

Топонимика окрестностей села
Первомайское

5
6

3
2

7

2

Село Первомайское: вид сверху
Флора и фауна окрестностей
села Первомайское
Достопримечательности
села
Первомайское

8

3

Древнее рядом с нами

9

4

Мы помним и гордимся!

10

2

Расскажу вам о войне

11

4

12

2

13

2

14

2

15

4

16

2

17

3

18

1

19

2

И это всё о нём… (творчество
нашего
земляка
Сергея
Пестунова)
Культура моего села (народный Творческая
встреча
с
хор «Рябинушка»)
участницами хора
Творчество Р. П. Злотниковой
Творческая
встреча
с
жительницей села поэтом
Райзой
Порфирьевной
Злотниковой
Занимательная геральдика
Практическое
занятие
(проект «Герб моего села»)
Моему селу –100!
Практическое
занятие
(работа над статьёй для
районной газеты)
Раздел 3. Район, в котором мы живём. 35 часов
История Боградского района. Беседа, демонстрация видеоБоградский район на карте и фотоматериалов
Хакасии
Топонимика
Боградского Практическое
занятие
района
(работа с картой, словарями)
Символика Боградского района Беседа,
демонстрация
фотоматериалов
Достопримечательности
Просмотр
видеофильма,
Боградского района
альбома, беседа
5

Экскурсия
в
сельскую
библиотеку
Практическое
занятие
(Проект «Улицы нашего
села»)
Экскурсия на гору Ванькину
Беседа, демонстрация видеои фотоматериалов
Практическое
занятие
(проект
«Туристический
маршрут»)
Экскурсия по окрестностям
села
(курганы,
озеро
Солёное)
Практическое
занятие
(проект
«Имена
на
обелиске»)
Встреча с тружениками тыла
–
жителями
села
Первомайское
Литературная
гостиная
(подготовка и проведение)

20

5

21

4

22

3

23

3

24

3

25

5

26

4

27

2

28

2

29

1

30

1

31

4

32

2

33

3

34

4

35

3

36

4

37

10

Музейная история

Экскурсия в Боградский
краеведческий музей
Культура русского народа
Литературная
гостиная:
подготовка, проведение
Культура немецкого народа
Творческая
встреча
с
учителем немецкого языка,
жителями деревни Заречная
Культура хакасского народа
Творческая
встреча
с
представителями Хакасского
культурного
центра
(с.
Сарагаш)
Поэты Боградского района
Практическая работа (проект
«Поэты
Боградского
района»)
Читаем
стихи
поэтов Литературная
гостиная:
Боградского района
подготовка, проведение
Играй с нами
Создание
и
публикация
онлайн-викторины
о
Боградском районе
Раздел 4. Республика, в которой мы живём. 59 часов
История Хакасии: вчера и Просмотр
видеофильма,
сегодня
беседа
Мифы и легенды хакасского Беседа, творческое чтение
народа
Моя республика на карте Практическое
занятие:
России
работа с картой
Символика Хакасии
Беседа, демонстрация фотои видеоматериалов
Топонимика Хакасии
Практическое
занятие:
работа над проектом
Природные богатства нашей Беседа, работа с картой
республики
Календарные
праздники Беседа, просмотр фото- и
хакасского народа
видеоматериалов
Национальные игры народов Практическое
занятие:
Хакасии
работа над проектом
Достопримечательности города Просмотр
фотои
Абакана
видеоматериалов
(заочная
экскурсия)
Заповедные места Хакасии
Практическое
занятие:
работа над проектом
Музейная история
Экскурсия
в
Республиканский
краеведческий музей
6

38

8

39

3

40

5

41

2

42

5

Люди, которыми гордится наша
республика (учёные, актёры и т.
д.)
Поэты и писатели Хакасии

Беседа, демонстрация фотои видеоматериалов, работа
над проектом
Демонстрация
фотои
видеоматериалов, беседа
«Если ты приедешь в наши Литературная гостиная по
дали…»
поэзии Хакасии: подготовка,
проведение
Куда пойти учиться?
Беседа
об
учебных
заведениях
Хакасии,
необходимых
республике
профессионалах
Моя
республика:
вчера, Практическое
занятие:
сегодня, завтра
работа
над
итоговым
видеороликом «Истоки»

Методическое обеспечение программы
1. Экспонаты школьного музея.
2. Отчёты краеведческих экспедиций, походов.
3. Видеозаписи.
4. Карты, фотографии, альбомы.
5. Материалы Интернета.
Технические средства обучения
1. Фотоаппарат.
2. Ноутбук.
3. Видеопроектор.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».