ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!» Возраст обучающихся: 6-10 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Живцова Е.Ф, педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 1.Пояснительная записка Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Все профессии нужны, все профессии важны!» (далее Программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Программа способствует формированию ценностных установок, интересов учащихся, связанных с профессиональным самоопределением. Дополнительная общеразвивающая программа «Все профессии нужны, все профессии важны!» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Адресат Программы. Данная программа адресована детям в возрасте 6 - 10 лет. Актуальность Программы. Актуальность обусловлена задачами, стоящими перед российской образовательной системой. В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года одним из приоритетных направлений в области трудового воспитания является содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, разработанной на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, актуальной становится реализация программ ранней профессиональной ориентации и разработка рекомендаций по построению индивидуальных учебных планов в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями. Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования, вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч. с учетом современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов учащихся. Реализация проектов ранней профориентации позволяет обеспечить ознакомление учащихся с современными профессиями, позволяет определить профессиональные интересы детей, расширить возможности для профессионального самоопределения и развития специальных навыков для освоения востребованных профессий в различных сферах деятельности. Несомненно, что выбор профессии – это выбор своего будущего. От правильности этого выбора зависит самореализация человека, дальнейшая удовлетворенность своей судьбой и самим собой. В программе делается акцент, в первую очередь, на выявление и раскрытие личностных особенностей и способностей учащегося, стоящего на пороге выбора не только профессии, но и будущего. Возраст, в котором закладывается основа интереса к будущей профессии – это 6-14 лет, поэтому, опыт, приобретенный учащимися во время занятий по программе, несомненно, скажется на определении ими жизненного пути в дальнейшем. Поэтому, чем раньше ребенок начнет работать над своей готовностью к осознанному выбору профессии, тем она будет эффективнее. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Программа обращает внимание учащихся на важность социально-значимых профессий. Дает возможность осмыслить выбор профессии не только как способ заработка, но и как выражение собственной гражданской позиции, реализации своей роли в развитии страны. Программа формирует целостный жизненный опыт учащихся в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Отличительной особенностью программы дополнительного образования «Все профессии нужны, все профессии важны» является формирование конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности), познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества. Новизна программы. Программа «Все профессии нужны, все профессии важны» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества. Объём и срок освоения: Объём программы – 36 часов. Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.3648-20. Цель программы: создание условий для формирования конкретнонаглядных представлений о существенных сторонах профессии. Задачи: Обучающие: Расширить представление о различных профессиях: познакомить с содержанием профессии, требованиями профессии к личности, рейтингом профессии на рынке труда; Рассказать об известных людях-профессионалах, о предприятиях, учреждениях, где возможно применение той или иной специальности; Познакомить с учебными заведениями, где готовят специалистов. Воспитательные: Формировать первичную мотивацию к самопознанию и профессиональному самоопределению; Формировать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; Формировать мотивацию к саморазвитию. Развивающие: Приобретение опыта сотрудничества и совместной деятельности с педагогом, родителями и сверстниками; поиска общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов; Формировать основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Организационно-педагогические условия реализации программы Язык реализации программы Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Все профессии нужны, все профессии важны!» осуществляется на русском языке. Форма обучения – очная. Условия приёма на обучение: программа предусматривает прием на обучение детей 6-10 лет. Условия формирования групп Группы формируются из детей 6-10 лет. Количество детей в группе - 8. Особенности реализации программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Все профессии нужны, все профессии важны!» - краткосрочная. Данная программа в сжатые сроки дает ребёнку возможность не только познакомиться с различными профессиями, но и исследовать свои интересы и склонности, что поможет в дальнейшем выборе профессии. Включает мастер-классы от представителей различных профессий, профессиональные пробы в различных областях деятельности. В рамках данной программы созданы условия для совместной деятельности учащихся и родителей (законных представителей). Формы организации занятий. - групповая (всем составом объединения). - аудиторные занятия – занятия в пределах учебного класса под непосредственным руководством педагога. - внеаудиторные занятия – занятия, проводимые вне стен образовательного учреждения. Такие занятия проводятся под руководством педагога (экскурсии, выездные мастер-классы). Формы проведения занятий: традиционное занятие, игровое, экскурсия, итоговое занятие . Формы организации деятельности учащихся на занятии: - Фронтальная – работа педагога со всеми учащимися группы одновременно (беседа, показ, объяснение). - Коллективная – организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (игра, творческая встреча, мастер-класс). Материально-техническое оснащение: - учебный кабинет (с возможностью посадить учащихся в круг) - столы - стулья (по количеству учащихся) - мультимедийный проектор - компьютер - экран - мяч - бумажный скотч - стикеры - маркеры - бумага формата А4 – 1 пачка - карандаши (по кол-ву учащихся) - ручки (по кол-ву учащихся) - фломастеры (по кол-ву учащихся) Кадровое обеспечение: Программа реализуется педагогом дополнительного образования. Планируемые результаты: Личностные: Формирование первичной мотивации к самопознанию и профессиональному самоопределению; Формирование уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; Формирование мотивации к саморазвитию. Предметные: Учащиеся приобретут знания о различных профессиях, включающие сведения о содержании профессии, требованиях профессии к личности, рейтинге профессии на рынке труда; об известных людях – профессионалах, о предприятиях, учреждениях, где возможно применение той или иной специальности; об учебных заведениях, где готовят специалистов профессиональной области. Метапредметные: учащиеся приобретут опыт сотрудничества и совместной деятельности с педагогом, родителями и сверстниками; поиска общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов; учащиеся овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 2. Содержание программы Учебно-тематический план № Наименование темы Количество часов Формы п/п всего теория практика аттестации/контроля 1 Вводное занятие. 1 0.5 беседа 0.5 Мир профессий 2 Сфера образования: 6 1 5 2.1 Воспитатель 3 0.5 2.5 Наблюдение, опрос 3 Труд в природе: 5 3.1 Лесник (экскурсия в 3 лесничество) 1 0.5 4 2.5 Игра Наблюдение, опрос 4 Сфера обслуживания: 4.1 Повар (Экскурсия в столовую) 4.2 Мастер маникюра (Экскурсия к мастеру маникюра) 4.3 Почтальон (Экскурсия на почту) 4.4 Парикмахер (Экскурсия в парикмахерскую) 4.5 Продавец (экскурсия в магазин) 5 Сфера оказания помощи: 5.1 Врач – ветеринар (Экскурсия в ветеринарную службу) 5.2 Пожарный (Экскурсия в пожарную часть) 5.3 Инспектор ГБДД (экскурсия в службу ГБДД) 5.4 Врач неотложной помощи ( Экскурсия в больницу) 6 Итоговое занятие: «Путешествие в мир профессий» - конкурс рисунков итого 15 3 2.5 0.5 12.5 2.5 Наблюдение, опрос 3 0.5 2.5 Наблюдение, опрос 3 0.5 2.5 Выставка детей 3 0.5 2.5 работ Наблюдение, опрос 3 0.5 2.5 Наблюдение, опрос 12 2 10 3 0.5 2.5 Наблюдение, опрос 3 0.5 2.5 Наблюдение, опрос 3 0.5 2.5 Анкетирование ПДД 3 0.5 2.5 по Наблюдение, опрос 2 36 2 6 Выставка работ своих 30 Содержание учебно-тематического плана Раздел 1. Введение в образовательную программу (1ч.) Теория: Мир профессий. Знакомство с основным понятием курса. Что такое профессия. Практика: Классификация профессий. О профессиях в загадках. Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Раздел 2. Сфера образования (6 ч.) Тема 2.1 Профессия воспитатель Теория: Профессия воспитатель. Основные характеристики Практика: экскурсия в детский сад. Форма контроля: Наблюдение. Раздел 3. Труд в природе (5ч.) Тема 3.1 Садовод Теория: Профессия «Садовод». Садовод – человек, который ухаживает за растениями и любит природу. Практика: Раскрашивание картинок с изображением садовода. Форма контроля: Игра. Тема 3.2 Лесник. Теория: Что такое лесничество, цели и задачи лесников. Практика: Экскурсия в Боградское лесничество. Форма контроля: Опрос. Раздел 4. Сфера обслуживания (15ч.) Тема 4.1 Повар Теория: Знакомство с профессией повара. Правила приготовления блюд, последовательность закладки продуктов. Практика: Экскурсия в столовую. Знакомство с поваром, с оборудованием, сменю. Форма контроля: Наблюдение, опрос. Тема 4.2 . Мастер маникюра Теория: Мастер маникюра. Его профессиональные трудовые действия (с опорой на фотографии), инструменты, используемые в работе. Соблюдение правила гигиены. Практика: Экскурсия к мастеру маникюра. Форма контроля: Наблюдение, опрос. Тема 4.3. Почтальон Теория: Почтальон. Его профессиональные трудовые действия. Практика: Изготовление открытки. Форма контроля: Выставка работ детей. Тема 4.4. Парикмахер Теория: Парикмахер. Инструменты, правила обработки, соблюдение санитарных норм и правил при работе. Организация рабочего места. Практика: Экскурсия в парикмахерскую. Индивидуальные пробы причесок. Форма контроля: Наблюдение, опрос. Тема 4.5. Продавец. Теория: Обязанности продавца. Виды предоставляемых услуг. Этика общения с клиентами. Практика: Экскурсия в магазин. Форма контроля: Наблюдение. Раздел 5. Сфера оказания помощи (12 ч.) Тема 5.1 Врач – ветеринар Теория: Ветеринар – врач для животных. Уход за животными, назначение им лечения и необходимых прививок. Практика: Экскурсия в ветеринарную лечебницу. Форма контроля: Опрос. Тема 5.2. Пожарный Теория: «Пожарный – профессия героическая». Практика: Экскурсия в пожарную часть. Форма контроля: Опрос. Тема 5.3 Инспектор ГИБДД. Теория: Инспектор ГИБДД. Должностные обязанности. Практика : Экскурсия в в службу ГИБДД. Форма контроля: Анкетирование по правилам дорожного движения. Тема 5.4. Врач неотложной помощи. Теория: Кто такой врач неотложной помощи, чем он отличается от простого врача. Задачи врача. Практика: Экскурсия в больницу на пункт скорой помощи. Форма контроля: Наблюдение. Раздел 6. Итоговое занятие (2ч) Тема 6. Путешествие в мир профессий. Теория: « Что я знаю о профессиях?» Практика: Конкурс рисунков о профессиях. Форма контроля: выставка. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график Количество учебных недель – 8. Количество учебных дней – 16. Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 15 сентября – 10 ноября. Условия реализации программы 1. Материально-техническое обеспечение: Оснащение кабинета: комплект мебели 1.2. Канцелярские принадлежности. 1.3 Необходимый инвентарь к сюжетно-ролевым играм. 2. Информационное обеспечение: ПК с доступом в интернет, мультимедийная установка. 3. Кадровое обеспечения: согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей » 4. Формы аттестации / контроля. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются четыре вида результатов: 1. Входящий (проверка знаний на начало обучения). 2. Текущий (цель – выявление ошибок и успехов). 3. Промежуточные. 4. Итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь период обучения и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: 1) через механизм опроса по отдельным темам пройденного материала; 2) через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: портфолио, фотоотчет, фото и видео работы, отзывы родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: опрос, игра, выставка работ детей. 5. Оценочные материалы: 1. Тест «Знаешь ли ты профессии?». 2. Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых». 6. Методические материалы: Программа предполагает использование, как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия: 1. Наглядные: показ презентаций, фотографий, образцов. 2. Словесные: рассказ, объяснение, беседа. 3. Практические: творческие задания, сюжетно-ролевые игры. Формы организации деятельности детей на занятиях: - работа со всеми детьми одновременно (беседа, показ, объяснение); - фронтальная; коллективная (подготовка работ к выставке, создание коллективных композиций); - индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков. Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения. Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии. Список литературы 1. Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!" / Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6. - с. 85-89: 2. Артёмова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова // Здоровье детей: Прил. к газ. "Первое сент.». - 2007. - № 6. - с. 29- 31. 4. Биссенек, Н. Дню строителя посвящается: [акция, приуроченная ко Дню строителя: опыт работы] / Н. Биссенек // Дошкольное воспитание. - 2008. №8. - с. 117-118. 5. Гризик, Т. День пожарной охраны / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. 2007. - № 4. - с. 111-113. 6. Емельянова, Л. Все профессии важны: / Л. Емельянова // урокигра, 2 класс // Начальная школа. 7. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 1. - с. 73-76: ил. 8. Игнатьева, Ю. Мой папа - шахтёр: [опыт работы по ознакомлению дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в подготовительной к школе логопедической группе] /Ю. Игнатьева, Г. Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с. 113-116. 9. Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем. 2009. - № 7. - С. 45-47: ил. - Библиогр.: с. 47. 10. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость!: классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- с. 33-38. 11. Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 6 лет / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005. № 6. - с. 60-61: ил.- Начало см.: 2005, № 3-5. ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» Критерии: Характер представлений о труде взрослых. Отношение детей к труду взрослых. Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых. Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы: Для чего люди ходят на работу? Что такое профессия? Какие ты знаешь профессии? Какие профессии тебе нравятся больше всего? Кем работают твои мама и папа? Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии. Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей. Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах. Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата. Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда. Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации: 1 уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации. 2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах. 3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.