Все профессии нужны, все профессии важны

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!»

Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Живцова Е.Ф,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

1.Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Все профессии нужны,
все профессии важны!» (далее Программа) имеет социально-гуманитарную
направленность. Программа способствует формированию ценностных
установок, интересов учащихся, связанных с профессиональным
самоопределением. Дополнительная общеразвивающая программа «Все
профессии нужны, все профессии важны!» разработана на основе
требований следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте
России 18.12.2020 N 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Адресат Программы. Данная программа адресована детям в возрасте 6 - 10
лет.
Актуальность Программы. Актуальность обусловлена задачами, стоящими
перед российской образовательной системой. В Стратегии развития
воспитания в РФ до 2025 года одним из приоритетных направлений в
области трудового воспитания является содействие профессиональному
самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности
для осмысленного выбора профессии. В соответствии с Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, разработанной на основе
приоритетных целей государственных документов стратегического
планирования социально-экономического развития Российской Федерации
до 2030 года, актуальной становится реализация программ ранней
профессиональной ориентации и разработка рекомендаций по построению
индивидуальных учебных планов в соответствии с выбранными
профессиональными компетенциями. Национальные задачи повышения
конкурентоспособности российского общего образования, вхождения в
десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч. с учетом
современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям

дополнительного образования детей для развития функциональной
грамотности,
формирования
метапредметных
компетенций
и
проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов
учащихся. Реализация проектов ранней профориентации позволяет
обеспечить ознакомление учащихся с современными профессиями, позволяет
определить профессиональные интересы детей, расширить возможности для
профессионального самоопределения и развития специальных навыков для
освоения востребованных профессий в различных сферах деятельности.
Несомненно, что выбор профессии – это выбор своего будущего. От
правильности этого выбора зависит самореализация человека, дальнейшая
удовлетворенность своей судьбой и самим собой. В программе делается
акцент, в первую очередь, на выявление и раскрытие личностных
особенностей и способностей учащегося, стоящего на пороге выбора не
только профессии, но и будущего. Возраст, в котором закладывается основа
интереса к будущей профессии – это 6-14 лет, поэтому, опыт, приобретенный
учащимися во время занятий по программе, несомненно, скажется на
определении ими жизненного пути в дальнейшем. Поэтому, чем раньше
ребенок начнет работать над своей готовностью к осознанному выбору
профессии, тем она будет эффективнее. Таким образом, раннее трудовое
воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к
успешности во взрослой жизни. Программа обращает внимание учащихся на
важность социально-значимых профессий. Дает возможность осмыслить
выбор профессии не только как способ заработка, но и как выражение
собственной гражданской позиции, реализации своей роли в развитии
страны. Программа формирует целостный жизненный опыт учащихся в
социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого
человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы
и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных
людьми.
Отличительной особенностью программы дополнительного образования
«Все профессии нужны, все профессии важны» является формирование
конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии
(содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой
деятельности), познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий,
сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности,
стремление к труду, полезному для себя и общества.
Новизна программы. Программа «Все профессии нужны, все профессии
важны» позволит выработать у школьников и их родителей понимание
важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и

уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний
о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда,
как к высшей ценности общества.
Объём и срок освоения: Объём программы – 36 часов. Учащиеся
занимаются 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность
учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся,
допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами,
утвержденными СанПин 2.4.3648-20.
Цель программы: создание условий для формирования конкретнонаглядных представлений о существенных сторонах профессии.
Задачи: Обучающие:
 Расширить представление о различных профессиях: познакомить с
содержанием профессии, требованиями профессии к личности, рейтингом
профессии на рынке труда;
 Рассказать об известных людях-профессионалах, о предприятиях,
учреждениях, где возможно применение той или иной специальности;
 Познакомить с учебными заведениями, где готовят специалистов.
Воспитательные:

Формировать
первичную
мотивацию
к
самопознанию
и
профессиональному самоопределению;
 Формировать уважительное отношение к людям различных профессий и
результатам их труда;
 Формировать мотивацию к саморазвитию.
Развивающие:
 Приобретение опыта сотрудничества и совместной деятельности с
педагогом, родителями и сверстниками; поиска общего решения и
разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов;
 Формировать основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Все профессии
нужны, все профессии важны!» осуществляется на русском языке.
Форма обучения – очная.

Условия приёма на обучение: программа предусматривает прием на обучение
детей 6-10 лет. Условия формирования групп Группы формируются из детей
6-10 лет.
Количество детей в группе - 8.
Особенности реализации программы. Дополнительная общеразвивающая
программа «Все профессии нужны, все профессии важны!» - краткосрочная.
Данная программа в сжатые сроки дает ребёнку возможность не только
познакомиться с различными профессиями, но и исследовать свои интересы
и склонности, что поможет в дальнейшем выборе профессии. Включает
мастер-классы от представителей различных профессий, профессиональные
пробы в различных областях деятельности. В рамках данной программы
созданы условия для совместной деятельности учащихся и родителей
(законных представителей).
Формы организации занятий.
- групповая (всем составом объединения).
- аудиторные занятия – занятия в пределах учебного класса под
непосредственным руководством педагога.
- внеаудиторные занятия – занятия, проводимые вне стен образовательного
учреждения. Такие занятия проводятся под руководством педагога
(экскурсии, выездные мастер-классы).
Формы проведения занятий: традиционное занятие, игровое, экскурсия,
итоговое занятие . Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- Фронтальная – работа педагога со всеми учащимися группы одновременно
(беседа, показ, объяснение).
- Коллективная – организация творческого взаимодействия между всеми
детьми одновременно (игра, творческая встреча, мастер-класс).
Материально-техническое оснащение:
- учебный кабинет (с возможностью посадить учащихся в круг)
- столы - стулья (по количеству учащихся)
- мультимедийный проектор
- компьютер
- экран
- мяч
- бумажный скотч
- стикеры
- маркеры
- бумага формата А4 – 1 пачка
- карандаши (по кол-ву учащихся)
- ручки (по кол-ву учащихся)

- фломастеры (по кол-ву учащихся)
Кадровое обеспечение: Программа реализуется педагогом дополнительного
образования.
Планируемые результаты:
Личностные:

Формирование
первичной
мотивации
к
самопознанию
и
профессиональному самоопределению;
 Формирование уважительного отношения к людям различных профессий и
результатам их труда;
 Формирование мотивации к саморазвитию.
Предметные:
Учащиеся приобретут знания
 о различных профессиях, включающие сведения о содержании профессии,
требованиях профессии к личности, рейтинге профессии на рынке труда;
 об известных людях – профессионалах, о предприятиях, учреждениях, где
возможно применение той или иной специальности;
 об учебных заведениях, где готовят специалистов профессиональной
области.
Метапредметные:
 учащиеся приобретут опыт сотрудничества и совместной деятельности с
педагогом, родителями и сверстниками; поиска общего решения и
разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов;
 учащиеся овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
2. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ Наименование темы Количество часов
Формы
п/п
всего теория практика аттестации/контроля
1
Вводное
занятие. 1
0.5
беседа
0.5
Мир профессий
2
Сфера образования: 6
1
5
2.1 Воспитатель
3
0.5
2.5
Наблюдение, опрос
3
Труд в природе:
5
3.1 Лесник (экскурсия в 3
лесничество)

1
0.5

4
2.5

Игра
Наблюдение, опрос

4
Сфера обслуживания:
4.1 Повар (Экскурсия в
столовую)
4.2 Мастер маникюра
(Экскурсия к мастеру
маникюра)
4.3 Почтальон
(Экскурсия на почту)
4.4 Парикмахер
(Экскурсия
в
парикмахерскую)
4.5 Продавец (экскурсия
в магазин)
5
Сфера
оказания
помощи:
5.1 Врач – ветеринар
(Экскурсия
в
ветеринарную
службу)
5.2 Пожарный
(Экскурсия
в
пожарную часть)
5.3 Инспектор
ГБДД
(экскурсия в службу
ГБДД)
5.4 Врач
неотложной
помощи ( Экскурсия
в больницу)
6
Итоговое
занятие:
«Путешествие в мир
профессий» - конкурс
рисунков
итого

15
3

2.5
0.5

12.5
2.5

Наблюдение, опрос

3

0.5

2.5

Наблюдение, опрос

3

0.5

2.5

Выставка
детей

3

0.5

2.5

работ

Наблюдение, опрос
3

0.5

2.5
Наблюдение, опрос

12

2

10

3

0.5

2.5

Наблюдение, опрос

3

0.5

2.5

Наблюдение, опрос

3

0.5

2.5

Анкетирование
ПДД

3

0.5

2.5

по

Наблюдение, опрос
2

36

2

6

Выставка
работ

своих

30

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу (1ч.)
Теория: Мир профессий. Знакомство с основным понятием курса. Что такое
профессия.
Практика: Классификация профессий. О профессиях в загадках.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Раздел 2. Сфера образования (6 ч.)
Тема 2.1 Профессия воспитатель
Теория: Профессия воспитатель. Основные характеристики
Практика: экскурсия в детский сад. Форма контроля: Наблюдение.
Раздел 3. Труд в природе (5ч.)
Тема 3.1 Садовод
Теория: Профессия «Садовод». Садовод – человек, который ухаживает за
растениями и любит природу.
Практика: Раскрашивание картинок с изображением садовода. Форма
контроля: Игра.
Тема 3.2 Лесник.
Теория: Что такое лесничество, цели и задачи лесников.
Практика: Экскурсия в Боградское лесничество. Форма контроля: Опрос.
Раздел 4. Сфера обслуживания (15ч.)
Тема 4.1 Повар
Теория: Знакомство с профессией повара. Правила приготовления блюд,
последовательность закладки продуктов.
Практика: Экскурсия в столовую. Знакомство с поваром, с оборудованием,
сменю. Форма контроля: Наблюдение, опрос.
Тема 4.2 . Мастер маникюра
Теория: Мастер маникюра. Его профессиональные трудовые действия (с
опорой на фотографии), инструменты, используемые в работе. Соблюдение
правила гигиены.
Практика: Экскурсия к мастеру маникюра. Форма контроля: Наблюдение,
опрос.
Тема 4.3. Почтальон
Теория: Почтальон. Его профессиональные трудовые действия.
Практика: Изготовление открытки. Форма контроля: Выставка работ детей.
Тема 4.4. Парикмахер
Теория: Парикмахер. Инструменты, правила обработки, соблюдение
санитарных норм и правил при работе. Организация рабочего места.
Практика: Экскурсия в парикмахерскую. Индивидуальные пробы причесок.
Форма контроля: Наблюдение, опрос.
Тема 4.5. Продавец.
Теория: Обязанности продавца. Виды предоставляемых услуг. Этика
общения с клиентами.
Практика: Экскурсия в магазин. Форма контроля: Наблюдение.
Раздел 5. Сфера оказания помощи (12 ч.)

Тема 5.1 Врач – ветеринар
Теория: Ветеринар – врач для животных. Уход за животными, назначение им
лечения и необходимых прививок.
Практика: Экскурсия в ветеринарную лечебницу. Форма контроля: Опрос.
Тема 5.2. Пожарный Теория: «Пожарный – профессия героическая».
Практика: Экскурсия в пожарную часть. Форма контроля: Опрос.
Тема 5.3 Инспектор ГИБДД.
Теория: Инспектор ГИБДД. Должностные обязанности.
Практика : Экскурсия в в службу ГИБДД. Форма контроля: Анкетирование
по правилам дорожного движения.
Тема 5.4. Врач неотложной помощи.
Теория: Кто такой врач неотложной помощи, чем он отличается от простого
врача. Задачи врача.
Практика: Экскурсия в больницу на пункт скорой помощи. Форма контроля:
Наблюдение.
Раздел 6. Итоговое занятие (2ч)
Тема 6. Путешествие в мир профессий.
Теория: « Что я знаю о профессиях?»
Практика: Конкурс рисунков о профессиях. Форма контроля: выставка.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 8.
Количество учебных дней – 16. Даты начала и окончания учебных периодов /
этапов – 15 сентября – 10 ноября.
Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Оснащение кабинета: комплект мебели
1.2. Канцелярские принадлежности.
1.3 Необходимый инвентарь к сюжетно-ролевым играм.
2. Информационное обеспечение: ПК с доступом в интернет,
мультимедийная установка.
3. Кадровое обеспечения: согласно Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей »
4. Формы аттестации / контроля. В процессе обучения детей по данной
программе отслеживаются четыре вида результатов: 1. Входящий (проверка
знаний на начало обучения). 2. Текущий (цель – выявление ошибок и
успехов). 3. Промежуточные. 4. Итоговый (определяется уровень знаний,

умений, навыков по освоению программы за весь период обучения и по
окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется: 1) через механизм
опроса по отдельным темам пройденного материала; 2) через отчётные
просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей
осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради
педагога.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: портфолио,
фотоотчет, фото и видео работы, отзывы родителей. Формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов: опрос, игра, выставка работ
детей.
5. Оценочные материалы:
1. Тест «Знаешь ли ты профессии?».
2. Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик
«Представления о труде взрослых».
6. Методические материалы:
Программа предполагает использование, как традиционных методов работы,
так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и
эмоционального их восприятия: 1. Наглядные: показ презентаций,
фотографий, образцов. 2. Словесные: рассказ, объяснение, беседа. 3.
Практические: творческие задания, сюжетно-ролевые игры.
Формы организации деятельности детей на занятиях: - работа со всеми
детьми одновременно (беседа, показ, объяснение); - фронтальная; коллективная (подготовка работ к выставке, создание коллективных
композиций); - индивидуальная: организуется для работы с одаренными
детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии,
технологии
личностно-ориентированного,
развивающего
обучения.
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные
карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом
занятии.
Список литературы
1. Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!" / Т. Н. Астахова //
Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6. - с. 85-89:
2. Артёмова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова //
Здоровье детей: Прил. к газ. "Первое сент.». - 2007. - № 6. - с. 29- 31.
4. Биссенек, Н. Дню строителя посвящается: [акция, приуроченная ко Дню
строителя: опыт работы] / Н. Биссенек // Дошкольное воспитание. - 2008. №8. - с. 117-118.

5. Гризик, Т. День пожарной охраны / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. 2007. - № 4. - с. 111-113.
6. Емельянова, Л. Все профессии важны: / Л. Емельянова // урокигра, 2 класс
// Начальная школа.
7. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся,
играем. - 2006. - № 1. - с. 73-76: ил.
8. Игнатьева, Ю. Мой папа - шахтёр: [опыт работы по ознакомлению
дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в
подготовительной к школе логопедической группе] /Ю. Игнатьева, Г.
Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с. 113-116.
9. Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем. 2009. - № 7. - С. 45-47: ил. - Библиогр.: с. 47.
10. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость!: классный час /
Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- с. 33-38.
11. Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 6 лет / Т. А.
Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005. № 6. - с. 60-61: ил.- Начало см.: 2005, № 3-5.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о
труде взрослых»
Критерии: Характер представлений о труде взрослых. Отношение детей к
труду взрослых. Показателями характера представлений о труде взрослых:
полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида,
трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду
взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий:
мимических, жестовых, пантомимических, речевых. Для изучения уровня
информированности детей о труде взрослых проводится беседа,
индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие
вопросы: Для чего люди ходят на работу? Что такое профессия? Какие ты
знаешь профессии? Какие профессии тебе нравятся больше всего? Кем
работают твои мама и папа? Далее проводится эксперимент с
использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на
которых изображены представители различных профессий, их орудия труда
и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник
почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней
рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не
были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям
эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей. Ребенок дает полный,
точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях,
орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса,
называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия,
значимость результата. Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется
назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет
представлений о трудовых действиях и результатах труда. Три уровня
развития представлений о труде взрослых и процессе его организации: 1
уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых,
содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их
труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок
эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в
мимике, жестах, речевой интонации. 2 уровень – средний: дети не имеют
полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых,
опускают действия при изложении последовательности организации труда.

Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная
экспрессия прослеживается в основном в жестах. 3 уровень – низкий: дети не
знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации
труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в
процессе общения с педагогом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».