ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСНУШКИ» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Щукова Г.С., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Веснушки» (веселые, задорные), разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения. Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно. Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов родного края учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории Республики Хакасия. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края. Курс фольклорного кружка «Веснушки» состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни. Представленная программа «Веснушки» предлагается всем учащимся среднего звена, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными русскими традициями. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности. С изучением данной программы учащиеся приобретают навыки и в дальнейшем могут их использовать в изучении школьной программы по « Музыке». Направленность программы: художественная Актуальность программы: - данная программа подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения и обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Новизна программы: - данная программа состоит в взаимосвязи народного пения, театрального искусства, хореографии, что реализуется посредством музыкальных спектаклей, где дети поют, танцуют и играют роль. Особенность данной программы состоит в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые не имеют специальной музыкальной грамотности. С учётом разного стартового уровня, на основе индивидуального подхода с учётом особенностей детей (индивидуальная работа с одарёнными и с дезадаптивными детьми) темы программы могут варьироваться. Возраст обучающихся: от 10до15 лет. Срок реализации программы – один год. 72 часа. Режим занятий: Продолжительность занятия – один раз в неделю по два занятия. (45 минут занятие, 10 минут перемена). Значимость программы заключается в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития. Цель программы: «Веснушки» - способствовать сохранению и утверждению исконных русских традиций, обеспечить к ним доступ для нынешнего поколения; дать идейно-художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства. Задачи: Обучающие: Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских закономерностей. Развивающие: Развитие вокального слуха и певческого голоса. Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей, навыков импровизации. Воспитательные: Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов. Формирование и развитие коммуникативных навыков. Планируемый результат: Освоив данную образовательную программу в полном объёме, обучающиеся приобретают следующие знания и умения: К окончанию данного курса обучающиеся будут знать: - названия народных праздников; - название христианских праздников; - название разных жанровых видов народной песни; - название инструментов народного оркестра; -календарные и семейные обряды, обычаи, их символику. - отличительные особенности русского национального костюма; Обучающиеся будут уметь: - находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров; - исполнять простейшие движения народного танца; - исполнять народные мелодии разного жанра; - применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни. - исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко) Методическое обеспечение программы. Основная форма проведения занятия – это учебное занятие. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать полученные умения и навыки. Формы работы с детьми: традиционные занятия с элементами интеграции дифференцированные игровые концерты, выставки, ярмарки. Методика проведения занятий предусматривает: теоретическую подачу материала (словесные методы) демонстрация старинных вещей, посещения выставок, практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы, знакомство с народным танцем. Занятия часто проходят в форме игры. Народные игры всегда были неотъемлемой частью самой жизни, народных праздников. В них участвовали все: и дети, и взрослые. Образные игровые формы проведения занятий: считалки, песни – игры, песни – хороводы, Игры позволяют померяться силами и умениями, удалью и скоростью, способствуют самовыражению личности. Дидактический принцип построения материала в программе «от простого к сложному» реализуется на многих темах фольклора. Совместная подготовка педагога, детей и привлечение их родителей к проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. Педагогу необходимо проводить дополнительную индивидуальную работу. В процессе межличностного общения педагог – ребенок реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получая информацию, дети включаются в диалог, совместный поиск решения, учатся активно мыслить, применяя знания в творческом процессе. Педагогические принципы данной программы: - Обучение проходит на основе данных диагностических исследований и личностных качеств учащихся. - Любовь и уважение к каждому ребенку. - Дифференцированный подход при проведении занятий. Осуществление дидактических принципов: -доступности, последовательности, систематичности «от простого к сложному». -принцип системности обучения и связи теории с практикой. -Открытость окружающему социуму – расширение социальных контактов с учреждениями села (МУБК «Сонский СДК) В процессе знакомства детей с народным творчеством применяются различные педагогические технологии. Методы и подходы программы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения. Творчество проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве воспитанников фольклорного кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. 4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями, все это дает нам возможности для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. В рамках реализации программы наиболее актуально использование следующих педагогических технологий: 1. Педагогика сотрудничества, которая предполагает индивидуальную, групповую и дифференциальную форму организации. 2. Личностно-ориентированное развивающее обучение, которое предполагает проведение занятий с элементами дифференциации и индивидуализации. Фольклорный кружок может проходить в кабинете, в рекриаци, на улице, так как предполагает исполнение танцев, хороводов, народных игр, праздников. Формы контроля и подведения итогов реализации программы: Результат работы данной программы можно отследить в двух направлениях: - творческая активность учащихся, уровень их достижений в процессе учебной деятельности (диагностические таблицы, рейтинг учащихся, карты индивидуальных достижений) - результат освоения программы учащимися: выступление на родительских собраниях, концертах, проведение календарных праздников. В конце года отчетный концерт «За околицей села». На основании полученных данных обучения получают грамоты, благодарственные письма и призы. На протяжении каждого занятия отслеживается уровень усвоения материала и развитие сценических данных (метод наблюдения в течении всего года обучения). Основным методом диагностирования является метод наблюдения. В основу диагностики положены следующие критерии: ритм; слух; вокал Так же отслеживается результативность участия учащихся в мероприятиях (концерты, народные праздники) Условия реализации программы Созданная программа фольклорного кружка является комплексной, разноуровневой. При возникновении необходимости производится корректировка содержания, форм занятий и времени изучения материала. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Оснащение программы Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально – техническая база: Аппаратура: ноутбук, фотоаппарат, мультимедиа, колонка, микрофоны, выход в интернет. Костюмы, декорации. Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников. Учебный план «Фольклорный кружок. Веснушка» Название темы Количество Всего часов часов теория прак тика 1. Введение. Что такое фольклор? 3 - 3 2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества: 1 2 3 3.Знакомство с национальностями и народностями традициями 1 1 2 3. Национальные костюмы разных народов 4. Колыбельные песни. 1 1 2 1 1 2 5. Видео-экскурсия история гармоники 6. Гармоника 2 - 2 1 1 2 8. Урок-отчет 9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра. - 1 1 2 - 2 10. Пляски-заигрыши 1 1 2 11. Хороводные танцы 1 2 3 12. Хороводные танцы. 1 1 2 13. Хороводные песни 14. Хороводные песни. Закрепление. 1 1 2 - 2 2 15. Урок-отчет 16. Христово Рождество. - 2 2 1 1 2 17. Прослушивание оркестра. 1 1 2 18. Масленица – праздник русского народа. 1 2 3 19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресение. 1 1 2 20. Песнопения Православной церкви. 1 - 1 21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре. 2 - 2 22. Видео-просмотр концерта театра «Балаганчик». 2 - 2 23. Народные промыслы России. 1 1 2 24. Народные промыслы России 1 2 3 25. Урок-отчёт 26. Песни-веснянки. - 2 2 1 2 3 27. Егорьев день. 1 2 3 28. Тара-тара-тара-ра начинается игра... 1 2 3 29. Тара-тара-тара-ра начинается игра... 30. «За околицей села» - 3 3 - 3 3 31. «За околицей села» 1 1 2 32. Отчетный концерт «За околицей села». 31 2 41 2 72 Содержание программы Тема №1. Введение. Что такое фольклор? 1. Виды фольклорных жанров. 2. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Тема: №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества: 1.Знакомство с обрядовыми песнями. 2. «Со вьюном я хожу» 3. Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Тема №3. Знакомство с национальностями и народностями традициями: Русские традиции Праздничные гуляния Тема №4. Национальные костюмы разных народов. 1. Знакомство с эскизами национальных костюмов. 2. Прослушание русских и хакасских песен в исполнении ансамбля. Тема №5. Колыбельные песни. 1. Колыбельная песня «Котя-котенька, коток ». 2. Колыбельная авторская песня. Паулс «Колыбельная». В чем сходство и в чем отличие? Тема №6. Видео-экскурсия история гармоники: 1.Знакомство с историей создания гармоники. 2.Музыкальных дел мастера. Тема №7. Гармоника 1.Слушание различных гармоник. 2.Русская народная песня «Я на горку шла». Тема №8. Урок-отчет. Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра. 1. Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты. 2. Песня «Сеяли девушки яровой хмель». Тема №10. Пляски-заигрыши. 1. Разучивание плясовой «А я по лугу». 2. Разучивание танца к песне «А я по лугу». Тема №11. Хороводные танцы. 1. Островский сказка «Снегурочка» 2. Арии «Песни Леля». 3. Хоровод «Сударушка». Тема №12. Хороводные танцы. 1. Хоровода «Сударушка». 2. Шаг с припаданием. Тема №13. Хороводные песни: 1. Песни «На горе-то калина». 2. Разучивание танцевальных движений к хороводу. Тема №14. Хороводные песни. Закрепление. 1. Хоровода «Сударушка». 2. Песни-хоровода «На горе-то калина». Тема №15. Урок-отчет. Тема №16. Христово Рождество. 1. Рождественские песни, колядки. 2. Поздравление своих близких с Рождеством Христовым. Тема №17. Прослушивание оркестра. 1. Ритмы различных шумовых инструментов песни «Калинка». 2. Колокольные перезвоны. Тема №18. Масленица – праздник русского народа. 1. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. РимскийКорсаков. 2. Народные традиции, игры, забавы. Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье. 1. Звучание « Колокольный Благовест». 2. Песня Гречанинова «Вербочки». Тема №20. Песнопения Православной церкви. 1. Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!» Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре. 1. Баллада о князе Владимире. 2. Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. Тема №22. Видео-просмотр концерта театра «Балаганчик». Старинные обычаи на современный лад. Тема №23. Народные промыслы России. 1. Дымковская игрушка. 2. Песни «Чики-чикалочки». Тема №24. Народные промыслы России. 1. История русской матрешки. 2. Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша». Тема №25. Урок-отчет. Тема №26. Песни-веснянки. 1. Разучивание песен-закличек. 2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся». Тема №27. Егорьев день. 1. Народные обычаи. 2. Егорьев день. 3. Игры, забавы, скоморохи. Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра... 1. Русские народные песни «Пойду ль я, выйду ль я». 2. Танцевальные движения к хороводу. Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра... 1. Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». 2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся». Тема №30. «За околицей села» 1. Подготовка к отчетному концерту. 2. Разучивание сценария праздника. Тема №31. «За околицей села» 1. Подготовка к отчетному концерту. 2. Изготовление декораций, костюмов руками детей. Тема №32. Отчетный концерт «За околицей села». Список литературы для педагога. Алдошина Л. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Педагогическое общество России. - М., 2005.- 128 с. Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика) Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил. Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.-15с. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном – Пресс, 2000. - 88 с. Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. – Волгоград, Учитель, 2008. Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.- М. «Просвещение», 1993. 9. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988 10. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звокое чудо – частушка. – М., «Советский композитор», 1989. 11. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998. 12. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993. 13. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003. 14. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008. Список литературы для детей 1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. - М., «Аквариум», 1997. 2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 1992. 3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988 4. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звонкое чудо – частушка. – М., «Советский композитор», 1989. 5. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998. 6. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993. 7. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003. 8. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008. 9. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.– Волгоград, Учитель, 2008. 10. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и осень.– Волгоград, Учитель, 2008. Электронная поддержка: 1.Интернет сайты: http://x-minus.org/ http://muzofon.com/ http://b-track.ru 2. Интернет-ресурс педагога http://yuvgenko.wordpress.com/. Диагностический материал Таблица 1 Компоненты развития музыкально-творческих способностей детей школьного возраста и критерии их оценки Компоненты Критерии оценки компонентов музыкальномузыкально-творческих творческих способностей способностей I. Музыкальный слух. 1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада. 2. Владение широким диапазоном голоса (не менее 6-7 звуков). 3. Слуховое внимание. 1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. II. Музыкальная память. 2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться. Точность, четкость передачи ритмического рисунка. III. Чувство ритма. Запас танцевальных движений, умение с их IV. Музыкальные помощью передавать характер того или иного движения. образа. 1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. 2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности V. Творческие навыки. (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами. VI. Знание терминологии Объяснить фольклорные термины: сказка, частушка, хоровод, былина, обряд. Таблица 2 Уровни развития компонентов музыкально-творческих способностей Компоненты Уровни развития Высокий Средний уровень Низкий уровень уровень чистое правильное интонечистое Музыкальный интонирование нирование отдельинтонирование слух мелодической ных мелодической линии; линии; отрывков;улучшение показателей после повторного показа; Чувство ритма четкая, точная передача ритмического рисунка. Музыкальная память быстрое запомина-ние, узнавание, воспроизведение музыкального материала; Музыкальные движения достаточный запас танцевальных движений; умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. владеет Творческие навыки Знание терминологии передача отдельных элементов ритмического рисунка; улучшение показателей после повторного показа неточное запоминание и воспроизведение музыкального материала; нет точности передачи ритмического рисунка; нет улучшений показателей после повторного показа. ограниченный запас танцевальных движений; несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания музыкального материала; отсутствие музыкального"багажа" памяти. отсутствие запаса танцевальных движений неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка. отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмического рисунка. Не совсем владеет Не владеет Таблица 3 Критерии и уровни оценки развития музыкально-творческих способностей детей Критерии оценки Результаты уровня готовности диагностики ЧувМузыка- Твор- Знание Музы- Музыкальная ство льные честерминокальпамять ритма дв-ия кие логии Баллы Уровень ный наслух выки Фамилия, имя обучающегося каждый критерий оценивается по 5 бальной системе 23 – 30 баллов – высокий уровень 14 – 22 баллов – средний уровень 6 – 13 баллов – низкий уровень Всего аттестовано обучающихся___ Из них высокий уровень имеют___обучающихся средний уровень имеют___обучающихся низкий уровень имеют ___ обучающихся