Веснушки

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВЕСНУШКИ»

Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Щукова Г.С.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
фольклорного кружка «Веснушки» (веселые, задорные), разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года, N 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования
школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства
осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с
собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является
разработка и внедрение творческой системы эстетического образования.
Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь
искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию
молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в
настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка,
живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность,
историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов родного края
учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые
происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает
интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным,
музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать
о традициях, культуре, народах, проживающих на территории Республики
Хакасия.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение,
артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные
для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков
народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые
песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории
своего края.
Курс фольклорного кружка «Веснушки» состоит из «Введения» и двух разделов,
включающих теоретические знания (посещения художественных выставок и т.д.)

и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые
произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни.
Представленная программа «Веснушки» предлагается всем учащимся среднего
звена, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он
знакомит учеников с народными русскими традициями. Курс способствует
созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует
базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей
учащихся, формированию практического опыта в различных сферах
познавательной деятельности.
С изучением данной программы учащиеся приобретают навыки и в дальнейшем
могут их использовать в изучении школьной программы по « Музыке».
Направленность программы: художественная
Актуальность программы: - данная программа подходит для образования детей
с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения и обусловлена
острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и
нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Новизна программы: - данная программа состоит в взаимосвязи народного
пения, театрального искусства, хореографии, что реализуется посредством
музыкальных спектаклей, где дети поют, танцуют и играют роль.
Особенность данной программы состоит в том, что она разработана для детей
общеобразовательной школы, которые не имеют специальной музыкальной
грамотности.
С учётом разного стартового уровня, на основе индивидуального подхода с
учётом особенностей детей (индивидуальная работа с одарёнными и с
дезадаптивными детьми) темы программы могут варьироваться.
Возраст обучающихся: от 10до15 лет.
Срок реализации программы – один год. 72 часа.
Режим занятий:
Продолжительность занятия – один раз в неделю по два занятия.
(45 минут занятие, 10 минут перемена).
Значимость программы заключается в том, что традиционная культура
рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться,
традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных
коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.
Цель программы: «Веснушки» - способствовать сохранению и утверждению
исконных русских традиций, обеспечить к ним доступ для нынешнего поколения;
дать идейно-художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование
средствами народно-песенного искусства.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном
фольклорно – этнографическом материале.
Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских
закономерностей.
Развивающие:
Развитие вокального слуха и певческого голоса.

Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере.
Развитие творческих, сценических, хореографических способностей, навыков
импровизации.
Воспитательные:
Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов.
Формирование и развитие коммуникативных навыков.
Планируемый результат:
Освоив данную образовательную программу в полном объёме, обучающиеся
приобретают следующие знания и умения:
К окончанию данного курса обучающиеся будут знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
-календарные и семейные обряды, обычаи, их символику.
- отличительные особенности русского национального костюма;
Обучающиеся будут уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных
жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
- исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко)
Методическое обеспечение программы.
Основная форма проведения занятия – это учебное занятие. Такая форма
обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать
полученные умения и навыки.
Формы работы с детьми:
традиционные занятия с элементами интеграции дифференцированные
игровые концерты, выставки, ярмарки.
Методика проведения занятий предусматривает:
теоретическую подачу материала (словесные методы)
демонстрация старинных вещей,
посещения выставок,
практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для
закрепления информации в виде вокально-хоровой работы, знакомство с
народным танцем.
Занятия часто проходят в форме игры. Народные игры всегда были неотъемлемой
частью самой жизни, народных праздников. В них участвовали все: и дети, и
взрослые.
Образные игровые формы проведения занятий: считалки, песни – игры, песни –
хороводы, Игры позволяют померяться силами и умениями, удалью и скоростью,
способствуют самовыражению личности.
Дидактический принцип построения материала в программе «от простого к
сложному» реализуется на многих темах фольклора.

Совместная подготовка педагога, детей и привлечение их родителей к
проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического
сотрудничества.
Привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу
каждого участника, его психологический настрой. Педагогу необходимо
проводить дополнительную индивидуальную работу.
В процессе межличностного общения педагог – ребенок реализуется
коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию, дети включаются в диалог, совместный поиск решения,
учатся активно мыслить, применяя знания в творческом процессе.
Педагогические принципы данной программы:
- Обучение проходит на основе данных диагностических исследований и
личностных качеств учащихся.
- Любовь и уважение к каждому ребенку.
- Дифференцированный подход при проведении занятий.
Осуществление дидактических принципов: -доступности, последовательности,
систематичности «от простого к сложному».
-принцип системности обучения и связи теории с практикой.
-Открытость окружающему социуму – расширение социальных контактов с
учреждениями села (МУБК «Сонский СДК)
В процессе знакомства детей с народным творчеством применяются различные
педагогические технологии.
Методы и подходы программы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального
произведения. Понимание стиля, методов исполнения.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественнопедагогический
метод,
определяющий
качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
Творчество проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в
первую очередь в сольном пении, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве воспитанников фольклорного кружка проявляется
неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из
основных производных программы. Умение держаться и двигаться на сцене,
умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями
и слушателями, все это дает нам возможности для умелого нахождения на сцене,
сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие
исполняемому репертуару.

В рамках реализации программы наиболее актуально использование
следующих педагогических технологий:
1. Педагогика сотрудничества, которая предполагает индивидуальную,
групповую и дифференциальную форму организации.
2. Личностно-ориентированное развивающее обучение, которое предполагает
проведение занятий с элементами дифференциации и индивидуализации.
Фольклорный кружок может проходить в кабинете, в рекриаци, на улице, так как
предполагает исполнение танцев, хороводов, народных игр, праздников.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
Результат работы данной программы можно отследить в двух направлениях:
- творческая активность учащихся, уровень их достижений в процессе учебной
деятельности
(диагностические
таблицы,
рейтинг
учащихся,
карты
индивидуальных достижений)
- результат освоения программы учащимися: выступление на родительских
собраниях, концертах, проведение календарных праздников. В конце года
отчетный концерт «За околицей села».
На основании полученных данных обучения
получают грамоты,
благодарственные письма и призы.
На протяжении каждого занятия отслеживается уровень усвоения материала и
развитие сценических данных (метод наблюдения в течении всего года обучения).
Основным методом диагностирования является метод наблюдения. В основу
диагностики положены следующие критерии:
ритм;
слух;
вокал
Так же отслеживается результативность участия учащихся в мероприятиях
(концерты, народные праздники)
Условия реализации программы
Созданная
программа
фольклорного
кружка
является
комплексной,
разноуровневой. При возникновении необходимости производится корректировка
содержания, форм занятий и времени изучения материала.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Оснащение программы
Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям
знаний, предполагается и обширная материально – техническая база:
Аппаратура: ноутбук, фотоаппарат, мультимедиа, колонка, микрофоны, выход в
интернет.
Костюмы, декорации.
Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей
участников.
Учебный план
«Фольклорный кружок. Веснушка»
Название темы

Количество
Всего
часов
часов
теория прак

тика
1. Введение. Что такое фольклор?

3

-

3

2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества:

1

2

3

3.Знакомство с национальностями и народностями традициями

1

1

2

3. Национальные костюмы разных народов
4. Колыбельные песни.

1

1

2

1

1

2

5. Видео-экскурсия история гармоники
6. Гармоника

2

-

2

1

1

2

8. Урок-отчет
9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.

-

1

1

2

-

2

10. Пляски-заигрыши

1

1

2

11. Хороводные танцы

1

2

3

12. Хороводные танцы.

1

1

2

13. Хороводные песни
14. Хороводные песни. Закрепление.

1

1

2

-

2

2

15. Урок-отчет
16. Христово Рождество.

-

2

2

1

1

2

17. Прослушивание оркестра.

1

1

2

18. Масленица – праздник русского народа.

1

2

3

19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресение.

1

1

2

20. Песнопения Православной церкви.

1

-

1

21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.

2

-

2

22. Видео-просмотр концерта театра «Балаганчик».

2

-

2

23. Народные промыслы России.

1

1

2

24. Народные промыслы России

1

2

3

25. Урок-отчёт
26. Песни-веснянки.

-

2

2

1

2

3

27. Егорьев день.

1

2

3

28. Тара-тара-тара-ра начинается игра...

1

2

3

29. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
30. «За околицей села»

-

3

3

-

3

3

31. «За околицей села»

1

1

2

32. Отчетный концерт «За околицей села».

31

2
41

2
72

Содержание программы
Тема №1. Введение. Что такое фольклор?
1. Виды фольклорных жанров.
2. Жанровое многообразие фольклорных произведений.
Тема: №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества:
1.Знакомство с обрядовыми песнями.
2. «Со вьюном я хожу»
3. Канон – знакомство с музыкальным исполнением.
Тема №3. Знакомство с национальностями и народностями традициями:
Русские традиции
Праздничные гуляния
Тема №4. Национальные костюмы разных народов.
1. Знакомство с эскизами национальных костюмов.
2. Прослушание русских и хакасских песен в исполнении ансамбля.
Тема №5. Колыбельные песни.
1. Колыбельная песня «Котя-котенька, коток ».
2. Колыбельная авторская песня. Паулс «Колыбельная».
В чем сходство и в чем отличие?
Тема №6. Видео-экскурсия история гармоники:
1.Знакомство с историей создания гармоники.
2.Музыкальных дел мастера.
Тема №7. Гармоника
1.Слушание различных гармоник.
2.Русская народная песня «Я на горку шла».
Тема №8. Урок-отчет.
Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
1. Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.
2. Песня «Сеяли девушки яровой хмель».
Тема №10. Пляски-заигрыши.
1. Разучивание плясовой «А я по лугу».
2. Разучивание танца к песне «А я по лугу».
Тема №11. Хороводные танцы.
1. Островский сказка «Снегурочка»
2. Арии «Песни Леля».
3. Хоровод «Сударушка».
Тема №12. Хороводные танцы.
1. Хоровода «Сударушка».
2. Шаг с припаданием.
Тема №13. Хороводные песни:
1. Песни «На горе-то калина».
2. Разучивание танцевальных движений к хороводу.
Тема №14. Хороводные песни. Закрепление.
1. Хоровода «Сударушка».
2. Песни-хоровода «На горе-то калина».
Тема №15. Урок-отчет.

Тема №16. Христово Рождество.
1. Рождественские песни, колядки.
2. Поздравление своих близких с Рождеством Христовым.
Тема №17. Прослушивание оркестра.
1. Ритмы различных шумовых инструментов песни «Калинка».
2. Колокольные перезвоны.
Тема №18. Масленица – праздник русского народа.
1. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. РимскийКорсаков.
2. Народные традиции, игры, забавы.
Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.
1. Звучание « Колокольный Благовест».
2. Песня Гречанинова «Вербочки».
Тема №20. Песнопения Православной церкви.
1. Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!»
Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.
1. Баллада о князе Владимире.
2. Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой
равноапостольной княгине Ольге.
Тема №22. Видео-просмотр концерта театра «Балаганчик».
Старинные обычаи на современный лад.
Тема №23. Народные промыслы России.
1. Дымковская игрушка.
2. Песни «Чики-чикалочки».
Тема №24. Народные промыслы России.
1. История русской матрешки.
2. Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша».
Тема №25. Урок-отчет.
Тема №26. Песни-веснянки.
1. Разучивание песен-закличек.
2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».
Тема №27. Егорьев день.
1. Народные обычаи.
2. Егорьев день.
3. Игры, забавы, скоморохи.
Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
1. Русские народные песни «Пойду ль я, выйду ль я».
2. Танцевальные движения к хороводу.
Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
1. Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».
Тема №30. «За околицей села»
1. Подготовка к отчетному концерту.
2. Разучивание сценария праздника.
Тема №31. «За околицей села»
1. Подготовка к отчетному концерту.

2. Изготовление декораций, костюмов руками детей.
Тема №32. Отчетный концерт «За околицей села».
Список литературы для педагога.
Алдошина Л. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Педагогическое
общество России. - М., 2005.- 128 с.
Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От
разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия
развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил.
Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство
образования Российской Федерации, 1992.-15с.
Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном –
Пресс, 2000. - 88 с.
Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. – Волгоград,
Учитель, 2008.
Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.- М. «Просвещение», 1993.
9. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988
10. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звокое чудо – частушка. – М.,
«Советский композитор», 1989.
11. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль,
«Академия развития», 1998.
12. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.
13. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия
развития», 2003.
14. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия
развития», 2008.
Список литературы для детей
1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. - М., «Аквариум», 1997.
2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 1992.
3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988
4. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звонкое чудо – частушка. – М.,
«Советский композитор», 1989.
5. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия
развития», 1998.
6. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.
7. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития»,
2003.
8. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия
развития», 2008.
9. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Весна и
лето.– Волгоград, Учитель, 2008.
10. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и
осень.– Волгоград, Учитель, 2008.
Электронная поддержка:

1.Интернет сайты: http://x-minus.org/
http://muzofon.com/
http://b-track.ru
2. Интернет-ресурс педагога http://yuvgenko.wordpress.com/.

Диагностический материал
Таблица 1
Компоненты развития музыкально-творческих способностей детей школьного
возраста и критерии их оценки
Компоненты
Критерии оценки компонентов музыкальномузыкально-творческих
творческих способностей
способностей

I. Музыкальный слух.

1. Чистое интонирование мелодической линии,
чувство лада.
2. Владение широким диапазоном голоса (не
менее 6-7 звуков).
3. Слуховое внимание.

1. Запоминание, узнавание и воспроизведение
музыкального материала.
II. Музыкальная память.
2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение
им пользоваться.
Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
III. Чувство ритма.
Запас танцевальных движений, умение с их
IV.
Музыкальные
помощью передавать характер того или иного
движения.
образа.
1. Умение сочинить мелодию, ритмический
рисунок.
2. Умение образно мыслить и передавать свои
чувства в разных видах музыкальной деятельности
V. Творческие навыки.
(пении, движении, игре на музыкальных
инструментах) различными выразительными
средствами.
VI. Знание терминологии

Объяснить фольклорные термины: сказка, частушка,
хоровод, былина, обряд.

Таблица 2
Уровни развития компонентов музыкально-творческих способностей
Компоненты
Уровни развития
Высокий
Средний уровень
Низкий уровень
уровень
чистое
правильное интонечистое
Музыкальный
интонирование
нирование отдельинтонирование
слух
мелодической
ных
мелодической линии;
линии;
отрывков;улучшение
показателей после
повторного показа;
Чувство ритма

четкая, точная
передача
ритмического
рисунка.

Музыкальная
память

быстрое
запомина-ние,
узнавание, воспроизведение
музыкального
материала;

Музыкальные
движения

достаточный
запас
танцевальных
движений;
умение
сочинить
мелодию,
ритмический
рисунок.
владеет

Творческие
навыки

Знание
терминологии

передача отдельных
элементов
ритмического
рисунка;
улучшение показателей после повторного показа
неточное запоминание и воспроизведение
музыкального материала;

нет точности передачи
ритмического
рисунка;
нет улучшений
показателей после
повторного показа.

ограниченный запас
танцевальных
движений;

несформированность
навыков запоминания,
воспроизведения, узнавания музыкального
материала;
отсутствие
музыкального"багажа"
памяти.
отсутствие запаса
танцевальных движений

неуверенность в
сочинении мелодии,
ритмического
рисунка.

отсутствие навыка
сочинения мелодии,
ритмического
рисунка.

Не совсем владеет

Не владеет

Таблица 3
Критерии и уровни оценки развития музыкально-творческих способностей детей
Критерии оценки
Результаты
уровня готовности
диагностики
ЧувМузыка- Твор- Знание
Музы- Музыкальная
ство
льные
честерминокальпамять
ритма
дв-ия
кие
логии
Баллы Уровень
ный
наслух
выки

Фамилия,
имя
обучающегося каждый критерий оценивается по 5 бальной системе
23 – 30 баллов – высокий уровень
14 – 22 баллов – средний уровень
6 – 13 баллов – низкий уровень

Всего аттестовано обучающихся___
Из них высокий уровень имеют___обучающихся
средний уровень имеют___обучающихся
низкий уровень имеют ___ обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».