ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БЕСПОКОЙНЫЕ СЕРДЦА» Возраст обучающихся: 8-15 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Лопатина М.Н. педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Пояснительная записка В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Беспокойные сердца» отнесена к программам социально – гуманитарной направленности. Её цель и задачи направлены на социальную адаптацию, повышения уровня готовности обучающихся взаимодействовать с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности и т.д. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу «равный-равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Актуальность. В настоящее время активно ведётся работа по возрождению патриотизма среди детей и подростков путём вовлечения их в волонтёрскую деятельность для решения важнейших социально значимых задач в процессе осуществления добровольческой деятельности, которая будет способствовать формированию у детей активной жизненной и гражданской позиции, росту уверенности в собственных силах и упрочению связей между поколениями. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у детей подростков умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Адресат программы. Программа адресована детям и подросткам 8-15 лет. Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость составляет 15-20 человек. Объём программы и сроки освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения в объёме 180 часов. Формы обучения и виды занятий. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, 1. Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие сборы, работа с тематической литературой). 2. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования. 3. В-третьих, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. 4. Программа позволяет решать проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами: - Беседы со специалистами. - Групповые занятия волонтеров для учащихся. - Изготовление плакатов, презентаций. - Выпуск газеты. - Оформление информационного стенда. - Акции волонтеров. - Листовки. - Игры. - Викторины. - Спортивные мероприятия. - Проекты Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Цель программы: 1. Развитие волонтерского движения, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность. Задачи: Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения; Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на предоставление информации о здоровом образе жизни. Формировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров; Учить анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию; Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения; Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке; Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Содержание программы Учебный план занятий № Наименование тем п/п 1 Вводное занятие. 1.Мы – волонтёры 2 3 4 5 6 7 Всего Теоретич. часов 7 4 40 «Нашему селу 37 порядок и чистоту!» «Поклонимся Великим тем 35 годам…» «Спорт и здоровый 21 образ жизни!» «Милосердие спасёт 35 мир» Итоговое занятие. 5 180 Итого: Практич. 3 14 26 10 27 9 26 3 18 9 26 1 50 4 130 Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям: 1. Вводное занятие: Знакомство. Значение и место. Создание волонтерской команды. Распределение поручений. Вовлечение ребят в волонтеры. Практическая работа: Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро», разучивание игр и знакомство. 2. Мы – волонтёры: Ознакомление с волонтерским движением, деятельностью волонтерских организаций в мире и России. Функции волонтеров. Распределение функциональных обязанностей. Формирование навыков совместной работы. Знакомство с планом работы. Коммуникативные тренинги. Практическая работа: Посвящение в волонтеры. «Огонь знакомств». Игры на командную работу. Игры на контактность. Анкетирование волонтеров. Дискуссия: «Кто же такие волонтеры?» Мозговой штурм «Волонтеры – это обычные «люди», только … немного лучше». Тест «Лидер ли я». Упражнения на выявление лидеров. Анкетирование. Дискуссии. Упражнения. 3. «Нашему селу порядок и чистоту!» - организация субботников, экологических десантов; Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района. Теоретические занятия - «Особенности местного ландшафта». Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Беседы « Новые типы загрязнений. «Бережное отношение к природе – гражданский долг русского», «Поведение в природе, поступки других людей». «Мой вклад в экологическое просвещение». Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. Практические занятия – Экскурсия по туристической тропе «Боярская писаница». Трудовая акция «Зона заботы». Уборка территории вокруг школы, водоёмов, памятников, посадка деревьев, цветов. «Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации». Изготовление листовок, плакатов с обращением к жителям села. Субботник «Нашему селу порядок и чистоту!». Творческая игра «Послание к человечеству». Участие в мероприятиях экологической направленности «Зелёная планета глазами детей». Выступление в начальных классах на тему: «Экологическая грамотность». Правила экологически грамотного поведения (Викторина.) Акция «Ёлочка, живи». Составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков. 4.«Поклонимся Великим тем годам…» - помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и инвалидам; пополнение информации о боевых и не боевых потерях. Теоретические занятия. Просмотр художественных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне с последующими беседами. Рассказы для учащихся 1-5 классов «Пионеры – герои» Практическая работа: Подготовка и участие в Конкурсе чтецов «Войны не знали мы, но всё же…». Участие во Всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Окна ПОБЕДЫ». Акция «Ветеран живет рядом» (Изготовление поздравлений и вручение их ветеранам, оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла). Акция «Георгиевская ленточка»(ношение Георгиевской ленточки на школьной одежде ) Участие в митинге «Никто не забыт, ничто не забыто…» Рисунки на асфальте «Весна Победы» . Возложение цветов к Мемориалу Победы.ь Трансляция военных песен на переменах .Разучивание песен для участия в концерте в СДК с. Большая Ерба 5.«Спорт и здоровый образ жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Теоретические занятия. «Поговорим о здоровом образе жизни». Круглый стол «Полезны ли полезные привычки». Физическая зависимость от наркотиков, алкоголя, табака. Синдром физической зависимости. Вредные привычки: «Курить – здоровью вредить», «Алкоголь не щадит не одного органа Практическая работа: Тренинг «Первая помощь». Урок здоровья «Вредные привычки и их влияние на здоровье». Анкетирование «Скажи «НЕТ» вредным привычкам». Выпуск плакатов ««ЗОЖ – это модно»»,«Полезные привычки – наши друзья». Выпуск стенгазеты «Дерево здоровья» Беседа – практикум «Будь аккуратным и чистым». Анкетирование «Ваше отношение к курению». Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «НЕТ!»». Фильмотека. 6.«Милосердие спасёт мир». Милосердие – готовность помочь кому– ни будь или простить из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян. Милосердие –это нераздельное слияние чувства и поступка Практическая работа: Диспут «О милосердии». Акция милосердия «От всей души», посвященная Дню пожилого человека. Акция «Доброе сердце» Изготовление подарков и поздравление учителей в День Учителя. Поздравление учителей пенсионеров, находящихся на заслуженном отдыхе. Поздравление женщин-педагогов с праздником 8 марта. Изготовление плаката. Практикум «Как поступить в данной ситуации». КТД «Подарок просто так» для воспитанников детского сада «Теремок» Акция «Протяни руку помощи» Сбор информации о пожилых людях, нуждающимся в оказание помощи. Оказание помощи нуждающимся пожилым людям. 7.Итоговое занятие. Годовой отчет о проделанной работе. Практическая работа: Акция «Мы хотим! Мы можем! Мы делаем!» Видеоролик «От сердца к сердцу». Ожидаемые результаты: Основной результат работы: - Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. -Овладение знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения. -Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды ; - Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. -Участие в акциях, мероприятих по здоровому образу жизни. - Участие в мероприятиях воспитывающих патриотизма и любви к Родине. чувства гражданственности, Программа предусматривает развитие компетенций: ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые компетенции личностного самосовершенствования Условия для организации волонтерского движения 1. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления и др.). 2. Информационное обеспечение опыта работы . 3. Оформление уголка волонтерского движения. 4. Создание фотоальбома. Формы аттестации Для выявления у учащихся знаний, умений и навыков по изучаемому курсу предусмотрены формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: контрольное занятие, защита проектов, открытое занятие для родителей, коллективная рефлексия, видеоролик, презентация. Награждение благодарственными письмами самых активных членов волонтёрского объединения. Виды добровольческой деятельности: -Участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ - Реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе. - Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения. Заповеди волонтеров: 1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его. 2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности. 3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье. 4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. Правила деятельности волонтера: 1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих. 2. Будь генератором идей! 3. Уважай мнение других! 4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй! 5. Обещаешь – сделай! 6. Не умеешь – научись! 7. Будь настойчив в достижении целей! 8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания. Кодекс волонтеров: • каждый становится волонтером добровольно; • оказание помощи окружающим – главная задача волонтера; • разумное желание исправить собственные недостатки и помочь в их преодолении ровесникам и младшим; • знаниями, которыми владеет сам – волонтер щедро делится с другими; • главное, чтобы добрые дела делались не по принуждению, а по зову сердца; • стремление к новым достижениям и высотам; • формирование активной жизненной позиции; • бережное отношение к тем, кто рядом с тобой. Информационно-методическое обеспечение Литература 1. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. Киев: Сфера, 2002. 2. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006 3. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011 Адреса электронных ресурсов 1. Волонтерское движение /volunteers.html и /taxonomy/term/7237/all 2. Институт волонтёрства /publ/institut_volonterstva/9-1-0-481 3. Отряд волонтерского движения /deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm