Беспокойные сердца

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«БЕСПОКОЙНЫЕ СЕРДЦА»

Возраст обучающихся: 8-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Лопатина М.Н.
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
-  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года, N 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Пояснительная записка
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день
должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и
отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном
приобретённом опыте. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди,
делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей,
объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность
связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений,
которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское
движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая
деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому
же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями
человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде
деятельности.
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Беспокойные сердца» отнесена к программам социально – гуманитарной
направленности. Её цель и задачи направлены на социальную адаптацию,
повышения уровня готовности обучающихся взаимодействовать с различными
социальными институтами, формирование знаний об основных сферах
современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для
развития коммуникативной, социально успешной личности и т.д.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект,
умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать
волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе
подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на
тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены
применять все свои умения на практике. По принципу «равный-равному»

волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в
выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и
интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже
внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный.
Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для
окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать
и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное
влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время
толерантность и уважение к окружающим.
Актуальность. В настоящее время активно ведётся работа по возрождению
патриотизма среди детей и подростков путём вовлечения их в волонтёрскую
деятельность для решения важнейших социально значимых задач в процессе
осуществления добровольческой деятельности, которая будет способствовать
формированию у детей активной жизненной и гражданской позиции, росту
уверенности в собственных силах и упрочению связей между поколениями.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской
безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным
влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у детей подростков
умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и
уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением
окружающих, противостоять внешнему давлению.
Адресат программы. Программа адресована детям и подросткам 8-15 лет.
Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость составляет 15-20 человек.
Объём программы и сроки освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения в
объёме 180 часов.
Формы обучения и виды занятий.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,
1. Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания,
обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров,
психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия
с волонтерами, обучающие и развивающие сборы, работа с тематической
литературой).
2. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности,
приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты,
включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений,
проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов,
анкетирования.
3. В-третьих, передавая информацию своим сверстникам, по принципу
“равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими
информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия
с элементами тренинга, профилактические сказки для младших,
театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные

игры, акции, оформление информационных листовок, тематического
уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать
формированию социальной компетентности.
4. Программа позволяет решать проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики
возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
- Беседы со специалистами.
- Групповые занятия волонтеров для учащихся.
- Изготовление плакатов, презентаций.
- Выпуск газеты.
- Оформление информационного стенда.
- Акции волонтеров.
- Листовки.
- Игры.
- Викторины.
- Спортивные мероприятия.
- Проекты
Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
Цель программы:
1. Развитие волонтерского движения, формирование позитивных установок
обучающихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
 Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского
движения;
 Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу,
направленную на предоставление информации о здоровом образе жизни.
 Формировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
 Учить анализировать свои и чужие действия, искать формы их
координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную
позицию;
 Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в
необходимости их выполнения;
 Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои
права и свободы в установленном порядке;
 Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и любви к
Родине.

Содержание программы

Учебный план занятий
№
Наименование тем
п/п
1
Вводное занятие.
1.Мы – волонтёры
2
3
4

5
6
7

Всего
Теоретич.
часов
7
4
40

«Нашему
селу
37
порядок и чистоту!»
«Поклонимся
Великим
тем 35
годам…»
«Спорт и здоровый
21
образ жизни!»
«Милосердие спасёт
35
мир»
Итоговое занятие.
5
180
Итого:

Практич.
3

14

26

10

27

9

26

3

18

9

26

1
50

4
130

Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим
направлениям:
1. Вводное занятие:
Знакомство. Значение и место. Создание волонтерской команды. Распределение
поручений. Вовлечение ребят в волонтеры.
Практическая работа:
Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро»,
разучивание игр и знакомство.
2. Мы – волонтёры:
Ознакомление с волонтерским движением, деятельностью волонтерских
организаций в мире и России. Функции волонтеров. Распределение
функциональных обязанностей. Формирование навыков совместной работы.
Знакомство с планом работы. Коммуникативные тренинги.
Практическая работа:
Посвящение в волонтеры.
«Огонь знакомств».
Игры на командную работу.
Игры на контактность.
Анкетирование волонтеров.
Дискуссия: «Кто же такие волонтеры?»
Мозговой штурм «Волонтеры – это обычные «люди», только … немного лучше».
Тест «Лидер ли я».
Упражнения на выявление лидеров.
Анкетирование.
Дискуссии.

Упражнения.
3. «Нашему селу порядок и чистоту!»
- организация субботников, экологических десантов;
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и
экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий
школы; участие в экологических мероприятиях района.
Теоретические занятия - «Особенности местного ландшафта». Охрана
окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения
природы и современный источник сырья для различных отраслей
промышленности. Беседы « Новые типы загрязнений. «Бережное отношение к
природе – гражданский долг русского», «Поведение в природе, поступки других
людей». «Мой вклад в экологическое просвещение». Знаки, напоминающие о
правилах поведения в природе.
Практические занятия – Экскурсия по туристической тропе «Боярская писаница».
Трудовая акция «Зона заботы». Уборка территории вокруг школы, водоёмов,
памятников, посадка деревьев, цветов. «Твердые бытовые отходы и способы
решения проблемы их утилизации». Изготовление листовок, плакатов с
обращением к жителям села. Субботник «Нашему селу порядок и чистоту!».
Творческая игра «Послание к человечеству». Участие в мероприятиях
экологической направленности «Зелёная планета глазами детей». Выступление в
начальных классах на тему: «Экологическая грамотность». Правила экологически
грамотного поведения (Викторина.)
Акция «Ёлочка, живи». Составление экологических знаков, при помощи которых
дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка
напоминающих и предупреждающих знаков.
4.«Поклонимся Великим тем годам…» - помощь ветеранам Великой
Отечественной войны, труженикам тыла и инвалидам;
пополнение
информации о боевых и не боевых потерях.
Теоретические занятия. Просмотр художественных фильмов, посвященных
Великой Отечественной войне с последующими беседами. Рассказы для учащихся
1-5 классов «Пионеры – герои»
Практическая работа:
Подготовка и участие в Конкурсе чтецов «Войны не знали мы, но всё же…».
Участие во Всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская лента»,
«Окна ПОБЕДЫ». Акция «Ветеран живет рядом» (Изготовление поздравлений и
вручение их ветеранам, оказание помощи ветеранам Великой Отечественной
войны и труженикам тыла). Акция «Георгиевская ленточка»(ношение
Георгиевской ленточки на школьной одежде )
Участие в митинге «Никто не забыт, ничто не забыто…» Рисунки на асфальте
«Весна Победы» . Возложение цветов к Мемориалу Победы.ь Трансляция
военных песен на переменах .Разучивание песен для участия в концерте в СДК с.
Большая Ерба
5.«Спорт и здоровый образ жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива
алкоголизму, табакокурению и наркомании.
Теоретические занятия. «Поговорим о здоровом образе жизни». Круглый стол
«Полезны ли полезные привычки».

Физическая зависимость от наркотиков, алкоголя, табака. Синдром физической
зависимости. Вредные привычки: «Курить – здоровью вредить», «Алкоголь не
щадит не одного органа
Практическая работа:
Тренинг «Первая помощь».
Урок здоровья «Вредные привычки и их влияние на здоровье».
Анкетирование «Скажи «НЕТ» вредным привычкам».
Выпуск плакатов ««ЗОЖ – это модно»»,«Полезные привычки – наши друзья».
Выпуск стенгазеты «Дерево здоровья»
Беседа – практикум «Будь аккуратным и чистым».
Анкетирование «Ваше отношение к курению».
Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «НЕТ!»».
Фильмотека.
6.«Милосердие спасёт мир».
Милосердие – готовность помочь кому– ни будь или простить из
сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.
Милосердие –это нераздельное слияние чувства и поступка
Практическая работа:
Диспут «О милосердии».
Акция милосердия «От всей души», посвященная Дню пожилого человека. Акция
«Доброе сердце» Изготовление подарков и поздравление учителей в День
Учителя. Поздравление учителей пенсионеров, находящихся на заслуженном
отдыхе.
Поздравление женщин-педагогов с праздником 8 марта. Изготовление плаката.
Практикум «Как поступить в данной ситуации».
КТД «Подарок просто так» для воспитанников детского сада «Теремок»
Акция «Протяни руку помощи» Сбор информации
о пожилых людях,
нуждающимся в оказание помощи. Оказание помощи нуждающимся пожилым
людям.
7.Итоговое занятие.
Годовой отчет о проделанной работе.
Практическая работа:
Акция «Мы хотим! Мы можем! Мы делаем!»
Видеоролик «От сердца к сердцу».
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы:
- Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной,
здоровой личности.
-Овладение знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию,
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
-Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды
;
- Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
уважительного отношения.
-Участие в акциях, мероприятих по здоровому образу жизни.

- Участие в мероприятиях воспитывающих
патриотизма и любви к Родине.

чувства

гражданственности,

Программа предусматривает развитие компетенций:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
компетенции личностного самосовершенствования
Условия для организации волонтерского движения
1. Использование разнообразных форм организации профилактической
деятельности
(акции,
классные
часы,
концертные
программы,
театрализованные представления и др.).
2. Информационное обеспечение опыта работы .
3. Оформление уголка волонтерского движения.
4. Создание фотоальбома.
Формы аттестации
Для выявления у учащихся знаний, умений и навыков по изучаемому курсу
предусмотрены формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы: контрольное занятие, защита проектов,
открытое занятие для родителей, коллективная рефлексия, видеоролик,
презентация. Награждение благодарственными письмами самых активных
членов волонтёрского объединения.
Виды добровольческой деятельности:
-Участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ
- Реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие
идей терпимости в обществе.
- Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни
среди молодежи, профилактику курения.
Заповеди волонтеров:
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого
деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным
отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:
1.
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2.
Будь генератором идей!
3.
Уважай мнение других!
4.
Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
5.
Обещаешь – сделай!
6.
Не умеешь – научись!
7.
Будь настойчив в достижении целей!
8.
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
•
каждый становится волонтером добровольно;
•
оказание помощи окружающим – главная задача волонтера;
•
разумное желание исправить собственные недостатки и помочь в их
преодолении ровесникам и младшим;
•
знаниями, которыми владеет сам – волонтер щедро делится с другими;
•
главное, чтобы добрые дела делались не по принуждению, а по зову сердца;
•
стремление к новым достижениям и высотам;
•
формирование активной жизненной позиции;
•
бережное отношение к тем, кто рядом с тобой.
Информационно-методическое обеспечение
Литература
1. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. Киев: Сфера, 2002.
2. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006
3. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных
ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней
школы. Методическое пособие. - Казань, 2011
Адреса электронных ресурсов
1. Волонтерское движение /volunteers.html
и /taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства /publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3.
Отряд
волонтерского
движения
/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».