Шахматы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШАХМАТЫ»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Колещук А.А.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

Содержание программы:
1. Титульный лист ________________________________________________ 1
2. Пояснительная записка _________________________________________ 3-4
3. Учебно - тематический план _____________________________________ 4
4. Содержание изучаемого курса ___________________________________ 5-7
5. Методическое обеспечение образовательной программы ___________ 7-8
6. Материально – техническое обеспечение ____________________________7
7. Литература ______________________________________________________8
8. Приложение

______________________________ 8- 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная общеобразовательная программа разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года, № 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
1. Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы
(начальный курс)» имеет физкультурно-спортивную направленность.
2. Актуальность, педагогическая целесообразность.
Данная программа направлена на приобщение детей к шахматам, как к одному из
явлений мировой культуры. Шахматы, как один из видов дополнительного
образования, изначально ориентированы
на свободный выбор ребенком вида и форм деятельности, на формирование
собственных представлений о мире, на развитие и самореализацию личности в
современных условиях.
Шахматы
способствуют
развитию
логического
мышления,
памяти,
целеустремленности, ответственности, творческих способностей, волевых качеств.
Шахматы являются идеальной моделью для развития способности действовать в
уме. Умение совершать действие в уме позволяет просчитывать свои шаги (ходы) на
несколько шагов (ходов) вперед.
В программе систематизирован и обобщен педагогический опыт и методические
наработки по обучению детей игре в шахматы в образовательных учреждениях.
В программе определены знания, умения и навыки, которыми должны обладать
учащиеся.
3. Цель программы:
Развитие личности обучающегося, способной к логическому и аналитическому
мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и
настойчивость в достижении цели, через овладение спортивными навыками
шахматной игры.
Обучающие задачи:
- сформировать начальную систему знаний, умений и навыков по основам
шахматной игры;
- получить определенную квалификацию.
Развивающие задачи:
- развить логическое мышление и память;

- развить умение концентрировать внимание;
- развить творческое воображение, изобретательность, умение обобщать.
Воспитательные задачи:
-воспитать и развить морально-волевые качества: объективность, самокритичность,
настойчивость, самообладание;
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, уважение к сопернику);
- сформировать умение добиваться успеха и правильно оценивать успехи и неудачи,
развить уверенность в себе.
4. Возраст обучающихся.
Возрастной диапазон учащихся: 7-10 лет.
5. Срок реализации программы
Курс рассчитан на один год.
Режим занятий:
2 раза в неделю по одному академических часу и один день два часа. (4часа в
неделю)
6. Отличительная особенность, планируемые результаты и способы
определения их результативности.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она
является начальным курсом изучения шахмат по окончанию которого, получив
начальную систему знаний, у учащихся формируется отношение к шахматам
(ознакомительное или потребность дальнейшего углубленного изучения по другим
образовательным программам).
Планируемые результаты освоения программы:
В процессе обучения детей игре в шахматы предусматривается приобретение
учащимися систематизированных знаний, умений и навыков в шахматной игре.
К концу первого года обучения ребенок будет:
Знать:
правила игры в шахматы;
сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);
Уметь:
-играть каждой фигурой в отдельности в совокупности с другими фигурами.
-правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную
позицию.
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ
- ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей;
- решать типичные комбинации в 1- ход (преимущественно на мат);
- проводить пешку в ферзи и пользоваться правилом квадрата;
Формы контроля освоения программы: Для оценки качества усвоения учебного
материала, в течение учебного года проводится текущий контроль - обучающиеся
решают тесты, играют учебные партии (Приложение 1) Промежуточная аттестация
проводится участием в турнире. (Приложение 2)

Учебно-тематический план
№п
/п
1
2
3
4
5
6

Тема занятий

Вводное занятие
Основы шахматной игры
Элементы шахматной тактики
Основы шахматной тактики
Тестирование
Итоговое занятие-турнир
Итого
Содержание программы обучения

Всего
(часов)
1
32
72
33
4
2
144

Теория
1
16
22
8

50

Практика

16
50
27
4
2
94

I. Вводное занятие.
Введение в программу обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения на занятиях и во время турниров.
II. Основы шахматной игры.
1.Шахматная игра.
1.1. Доска. Фигуры. История возникновения шахмат в Индии(легенда), их развитие,
родственные игры.
1.2. Поле. Правильное расположение доски. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.
Расстановка фигур, их названия.
2. Ходы фигур.
Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь.
3. Пешка.
Ходы пешкой. Превращение пешек. Правило взятия на проходе.
4. Рокировка.
Что такое рокировка? Последовательность осуществления рокировки. Виды
рокировки. Условия, при которых возможна рокировка.
5. Нападение и защита.
Нападение, как способ достижения материального перевеса. Способы защиты.
6. Значение короля. Шах.
Король – главная фигура на доске! Определение понятия «шах». Способы защиты от
шаха.
7. Мат.
7.1. Мат. Цель игры. Определение понятия «мат».
7.2. Типичные матовые позиции.
8. Ничья.
Определение понятия «ничья». Виды ничьи: взаимное соглашение, троекратное
повторение позиции, вечный шах, недостаточность оставшегося материала для
победы.
9. Пат.
Определение понятия «пат». Пат-разновидность ничьей. Типичные патовые
позиции.
10. Ценность фигур.
Сравнительная ценность фигур. Абсолютная и относительная сила фигур.

11.Шахматная нотация.
Шахматная нотация. Определение.
12. Линейный мат.
Метод постановки линейного мата.
13. Мат. ладьей.
Необходимые силы для постановки мата. Метод матования короля ладьей.
Оппозиция. Цугцванг.
14. Мат ферзем.
Метод матования ферзем. Возможность пата.
III. Элементы шахматной партии.
1. Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития.
1.1. Для чего необходимо быстрейшее развитие.
1.2. Какие пешки следует продвинуть, какие фигуры необходимо развить в первую
очередь.
1.3. Учебные партии.
2. Борьба за центр.
2.1. Какие преимущества дает владение центром.
2.2. Какие фигуры сильнее всего расположены в центре.
2.3. Учебные партии..
3. Безопасность короля.
3.1 Рокировка как способ обезопасить короля.
3.2. Расположение короля при закрытом центре
3.3. Учебные партии.
4. Миттельшпиль.
4.1. Миттельшпиль. Определение. Основные принципы игры в миттельшпиле.
4.2. Организация атаки на короля в миттельшпиле.
4.3.Перевес в центре, перевес в силах на флангах, разрушение пешечного прикрытия
короля противника.
4.4. Защита. Отражение угроз противника, переход в контратаку.
4.5. Атака на разных флангах.
4.6. Учебные партии.
4.7. Учебные партии
5. Принципы игры в эндшпиле.
5.1. Принцип централизации.
5.2. Принцип активности.
5.3. Принцип взаимодействия.
5.4. Примеры из партий.
6. Реализация материального перевеса.
6.1. Организация разменов для упрощения позиции.
6.2. Проведение пешки в ферзи.
6.3.Учебные партии.
7. Правило квадрата.
7.1. Правило квадрата. Определение.
7.2. Правило квадрата для пешки, стоящей в начальном положении.
7.3. Примеры из партий.
8. Оппозиция.
8.1. Определение. Пешка на шестой (третьей) горизонтали.

8.2. Крайняя пешка.
8.3. Примеры из партий.
9. Ключевые поля.
9.1. Что такое ключевые поля. Проведение пешки в ферзи.
9.2. Крайняя пешка.
9.3. Примеры из партий.
10. Борьба ферзя против пешки.
10.1. Методы борьбы ферзя против пешек на седьмой (второй) горизонтали.
10.2. Слоновые пешки.
10.3. Ладейные пешки.
10.4. Примеры из партий.
IV. Основы шахматной тактики.
1.Использование геометрических мотивов.
1.1. Тактические приемы с помощью линейных фигур. Ферзя.
1.2. Ладьи.
1.3. Слона.
2. Связка.
2.1. Связка слоном.
2.2. Связка ладьей.
2.3. Связка Ферзем.
2.4. Методы борьбы со связкой.
3. Двойной удар.
3.1. Двойной удар пешкой.
3.2. Двойной удар конем.
3.3. Двойной удар слоном.
3.4.Двойной удар ладьей, ферзем.
3.5. Защита от двойных ударов.
4. Открытое нападение.
4.1.Открытое нападение без шаха.
4.2. Открытое нападение с шахом.
4.3. Открытое нападение с шахом. "Мельница".
5. Двойной шах.
5.1. Двойной шах. Определение.
5.2. Отличие двойного шаха от открытого
нападения.
V. Тестирование.
VI. Итоговое занятие.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий.
Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретический материал
дается в форме лекций.
Практические занятия проводятся в форме проведения учебно-тренировочных
партий, турниров, решения упражнений, разыгрывания учебных позиций, сеансов
одновременной игры.
Рекомендации по проведению практических занятий.
1.Учебно-тренировочные партии.
В учебной группе в течение всего года проводятся учебно-тренировочные партии.
Педагог, наблюдая за игрой, отмечает отдельные поучительные моменты
(неиспользованная возможность дать мат и т. д.).
2. Разбор партий занимающихся.
Партии, сыгранные учащимися, анализируются с обсуждением ошибок. Педагог
объясняет учащемуся, как надо было правильно сыграть в той или иной позиции.
3. Решение упражнений.
Для закрепления пройденного материала каждый учащийся получает позиции для
решения. После отведенного времени педагог проверяет решение с последующим
разбором ошибок.
Материально-техническое обеспечение
1. Раздаточный материал (диаграммы) для решения упражнений.
2. Тесты.
3.Абрамов С., Барский В. Шахматы, первый год обучения. Методика проведения
занятий. М.2009.
4. Костров В., Рожков П. 1000 шахматных задач. Решебник. 1 год. М., 2009.
5. Костров В. Шахматный решебник. Мат королю. СПб., 2013.
6. Костров В. Шахматный решебник. Двойной удар. СПб., 2013.
7. Костров В. Шахматный решебник. Завлечение. СПб., 2013.
8. Костров В. Шахматный решебник. Отвлечение. СПб., 2013.
9. Костров В. Шахматный решебник. Связка. СПб., 2013.
10. Конотоп В., Конотоп С. Тесты по тактике. М., 2005 – 2007.
11. Конотоп В., Конотоп С. Тесты по эндшпилю. М., 2012.
12.Демонстрационная доска с фигурами.
13. Комплекты шахмат (их количество должно соответствовать числу обучающихся
в группе).
14. Персональный компьютер.
15. Компьютерные обучающие шахматные программы.
16. Шахматная библиотека.
Формы подведения итогов.
Раздел «Основы шахматной игры». Для закрепления пройденного материала даются
упражнения на мат в один ход и на матование одинокого короля. После изучения
раздела «Основы шахматной игры» проводится тестирование.
Раздел «Элементы шахматной партии». Для проверки правильности усвоения
программного материала учащимся даются учебные задания для самостоятельного
решения.

Раздел «Основы шахматной тактики. Для проверки правильности усвоения
программного материала учащимся даются учебные задания для самостоятельного
решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Дворецкий М. Книга для друзей и коллег. 1. Профессия тренер. М., 2012.
2. Дворецкий М. Книга для друзей и коллег. 2. Размышления о профессии. М., 2013.
3. Нимцович А. Моя система. М., 2010.
4. Нимцович А. Моя система на практике. М., 2005.
5. Романовский П. Комбинация и план в шахматах. М., 2013.
6. Дорфман И. Метод в шахматах. Критические позиции. М., 2007.
7. Дорфман И. Метод в шахматах. Динамика и статика. М., 2007.
8. Михайлова И. Стратегия чемпионов. Мышление схемами. М., 2011.
9. Франко З. Шахматы. Тесты по стратегии и тактике. М., 2012.
10. Панченко А. Шахматы. Теория и практика миттельшпиля. М., 2014.
11. Панченко А. Теория и практика шахматных окончаний. М., 2013.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Карпов А., Шингирей А. Школьный шахматный учебник. Начальный курс,
М.2009.
2. Карпов А. Школьный шахматный учебник. Начальный курс дебютов. М., 2009.
3. Майзелис И. Шахматы. М., 2010.
4. Журавлев Н. В стране шахматных чудеc.

Приложение 1
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций,
оценить качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым по
курсу « Шахматы».
Инструкция по выполнению теста1.
в каждом вопросе выберите один правильный ответ
1. С какого шахматного поля начинается крайняя левая вертикаль:
а) с1 б) h1 в) a1 г) g1
2. Какая диагональ самая длинная:
а) a8 – h1 б) b1 – h7 в) d1 – h7 г) f1 – h3
3. Как ходит ладья:
а) по вертикали б) по горизонтали
в) по диагонали г) по вертикали и горизонтали
4. Позиция, при которой королю ходить некуда, но он не находится под
шахом:
а) мат б) пат в) блокировка г) цугцванг
Ответы
1-в
2-а
3-г
4-б
Результаты диагностики
№
ФИ обучп/п ся

Задания
1
2

3

4

Колво
баллов

Уровень Освоен/не
освоен

Тест 2
1. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:
А) Король;
В) Пешка;
Б) Конь;
Г) Ферзь.
2. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через
свои и чужие фигуры:
А) Слон;
В) Пешка;
Б) Конь;
Г) Ферзь.
3. Стадия шахматной партии, где главная цель - проведение пешек в ферзи:
А) Миттельшпиль;
В) Дебют;
Б) Эндшпиль;
Г) Начальная позиция.
4. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной
маневренностью:
А) Король;
В) Конь;
Б) Ферзь;
Г) Слон.
5. Запись шахматной партии называется:
А) Позиция;
В) Нотация;
Б) Дневник;
Г) Запись.

Ответы:
1) В
2) Б
3) Б
4) В
5) В
Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1 2

3

4

5

Колво
баллов

Уровень Освоен/не
освоен

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-5
освоен
0-2
не освоен

Приложение 2
Промежуточная аттестация по курсу «Шахматы»
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций,
оценить качество подготовки обучающихся по основным темам по курсу
«Шахматы».
Инструкция по выполнению:
участие в шахматном турнире
Критерии оценивания работы:
Курс освоен: при участии в шахматном турнире (1 балл)
Курс не освоен: отсутствие работы (0 баллов )


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».