Шахматное королевство

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО»

Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Удачина Е.С. ,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………..3
1.1. Пояснительная записка………………………..................................3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………….……7
1.3. Содержание программы……………………………………………8
1.4. Планируемые результаты…………………………………………23
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……25
2.1. Организационно – педагогические условия……………………..…25
2.2. Форма аттестации……………………………………………………27
2.3. Условия реализации программы…………………………………….27
3. Список литературы………………………………………………….....29
4. Приложение № 1……………………………………………………..…30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по шахматам
«Шахматное королевство» составлена в соответствии с:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года, № 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на
оздоровление и всестороннее развитие детей.
Актуальность программы
Обучение детей игре в шахматы обусловлено поиском эффективных методов
развития логического мышления у школьников. Раннее обучение детей в младшем
школьном возрасте игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное
вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить
уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие
личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное
средство для гармоничного развития интеллекта ребѐнка. Они сочетают в себе
элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль. Но
само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве,
интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет.
Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким
простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно
просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная.
Уровень - базовый.
базовый – предполагающий использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и умений,
гарантированное обеспечение трансляции общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей 8-14 лет. Пол значения не имеет. В младшем
школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и

качественного преобразования познавательных процессов: они начинают
приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и
произвольными. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного
формирования личности. Надо отметить, что шахматы очень необычный спорт. Для
подростков эта игра очень увлекательная, тем более, что она развивает те качества,
без которых не обойтись в современном мире:
- у старших школьников расширяется кругозор;
- подросток развивает свою память и внимание;
- нестандартное, логическое и аналитическое мышление, поможет решить
многосложно выполнимых задач.
Объем программы - программа «Шахматное королевство» рассчитана на1
год обучения. За год обучения объем учебных часов 144.
Занятия по шахматам, не проводятся только в дни государственных праздников.
Формы и методы обучения – очная, теоретические, комбинированные
(сочетание теоретических и практических занятий), турниры.
Теоретические занятия: лекция; семинар; выступление. Эти виды помогают усвоить
теорию.
Практические занятия: решение учащимися различных комбинаций, этюдов,
позиций, задач; участие в сеансах одновременной игры; участие в различных
соревнованиях; разбор и анализ партий; проведение шахматных мероприятий;
проведение конкурсов задач (сборники задач по темам); проведение сеансов
одновременной игры. Эти занятия позволяют изучить практику игры в шахматы.
Коммуникативные методы в теоретических и практических занятиях: беседы и
викторины о выдающихся шахматных гроссмейстерах, их жизни и творчестве. Эти
методы дают учащимся необходимую информацию и навык диалога.
Комбинированные методы в теоретических и практических занятиях: наблюдение
за игрой другого учащегося; обсуждение его неправильных действий и нахождения
лучшего хода. Данные методы помогают взаимодействию учащихся.
Репродуктивные методы в теоретических занятиях: беседа; рассказ; диалог.
Методы сенсорного восприятия в практических занятиях: просмотр различных
этюдов и шахматных партий на доске; просмотр партий на компьютере с анализом
возможных вариантов, миниатюр, комбинаций; блиц-турниры. Данные методы
помогают усилить эмоциональную сторону в игре.
Режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа. (1 час- 45 минут).
Отличительная особенность.
Представленная программа направлена на формирование творческих качеств
личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в
принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих
повышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов,
ответственности, дисциплины мыслительной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Содержание образования в детском объединении шахмат ориентировано на:

- обеспечение самоопределения
самореализации;

личности,

создание

условий

для

ее

-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие иподдержку талантливых учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудовоговоспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения.
- целостность процесса психического и физического, умственного и
духовногоразвития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
по
шахматам «Шахматное королевство» предназначена для обучения детей игре
шахматам и призвана помочь им получить углубленные знания по предмету.
Программа позволяет создать комфортную среду для одаренных детей, начинающих
«спортивную» жизнь в школьном возрасте. Программа помогает выявить и
поддержать талантливых детей. Задачи программы согласуются с приоритетными
направлениями работы, заявленными в Национальной образовательной инициативе
«Успех каждого ребѐнка». Одним из таких направлений является «система поиска и
поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода
становления личности». В связи с этим предлагается «создать как специальную
систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду
для проявления развития способностей каждого ребенка, стимулирования и
выявления достижений одаренных ребят». Настоящая программа способствует
формированию у детей таких качеств личности, как «инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения».
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать
спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность,
игровой и творческий характер, которые стимулируют желание ребенка победить.
Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена
наоздоровление и всестороннее развитие детей.
Новизной данной программы является то, что в ней сделан акцент на
педагогическую функцию шахмат. Наряду с обучающими функциями шахмат,
связанными с формированием алгоритмического склада сугубо логического
мышления, развитием механизмов памяти и внимания, видное место занимают
воспитательные и развивающие функции. Шахматы рассматриваются не только как

средство, напрямую ведущее к повышению успеваемости( во всяком случае по
точным наукам), к умственному развитию детей , но и как средство для
формирования быстроты реакции на меняющиеся ситуации, смелости и
решительности в оценке конкурирующих стратегий, убежденности в их реальности,
веры в собственные силы. Эти качества личности особенно значимы для тех
жизненных ситуаций, которые связаны с вхождением в динамичный мир жесткой
конкуренции, борьбы и инициативного напряжения.
Место проведения занятий: учебные кабинеты общеобразовательной школы.
Цель программы – развить личность ребѐнка, раскрыть способности к логическому
и аналитическому мышлению, усилить целеустремлѐнность и настойчивость в
достижении цели, через овладение общеразвивающими навыками шахматной игры.
Задачи:
Образовательные:
➢
способствовать пониманию цели шахматной партии;
➢
сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;
➢
раскрыть все многообразие дебютов;
➢
дать представление о ведущих тактических приемах;
➢
сформировать навыки нападения и защиты;
➢
ознакомить с законами эндшпиля;
➢
ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение
шахматнойпартии;
➢
дать понимание о возможности использования ошибок противника.
Развивающие:
➢
развить устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;
➢
формировать сосредоточенность и внимание;
➢
способствовать развитию творческой активности, любознательности в
областишахмат;
➢
формировать и развивать логическое мышление;
➢
развивать и тренировать логическую память;
➢
развивать способность угадывать ответный ход противника;
➢
развить способность ориентироваться во времени;
➢
развивать потребность в шахматном творчестве;
➢
развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.
Воспитательные:
➢
развивать усидчивость и внимательность во время игры;
➢
воспитывать устойчивость к психологическому давлению;
➢
воспитывать уважение к противнику;
➢
формировать коммуникативные навыки;
➢
воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

➢
➢

воспитывать у детей стремление побеждать;
развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план

№ Виды подготовки
п\п

1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4

1 год
обучения
базовый
Теория
19
Физическая культура и спорт
1
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований 1
Исторический обзор развития шахмат
1
Дебют
8
Эндшпиль
5
Миттельшпиль
2
Анализ и оценка позиции
1
Практика
125
Турниры, Практические игры Консультационные партии,
112
конкурсные
решения задач
Контрольно-переводные нормативы
4
Общефизическая подготовка
5
Участие в соревнованиях
4
72
Кол-во тренировок
Всего часов
144

Содержание учебного плана
1.Техника безопасности. Профилактика травматизма, теория
Техника безопасности при занятиях шахматами. Гигиена, закаливание, режим
тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой
помощи при травмах.
Поведение на улице во время движения к месту занятия. Безопасный маршрут.
1. Правила игры, Вводные, контрольные, итоговые занятия, теория, практика.
Теория: шахматная доска, поля, фигуры, ходы фигур. Ценность фигур. Практика:
Простые игры с фигурами, лабиринты, взятия фигур, «часовые».
2. История шахмат, теория.
3. Теория: легенда возникновения шахматной игры, древние шахматы, путешествие
шахмат по миру, шахматы в жизни Петра 1, Пушкина и других Великих людей.
4. Понятие дебюта. Принципы игры в дебюте. Ошибки в дебюте. Миниатюры,
теория,практика.
Теория: буквы, цифры, поля, запись позиции, запись партии. Практика: игра с
записью, разбор.
5. Понятие окончания. Стратегические задачи. Матование одинокого короля,
теория,практика.

Теория: линейный мат, мат ферзем, ладьей, двумя слонами. Практика: игра с записью,
разбор.
6. Понятие середины игры. Стратегические задачи, теория, практика.
Теория: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, главные задачи каждой стадии с
примерами.Практика: игра с записью, разбор.
7. Решение творческих заданий теория, практика.
Теория: решение задач на мат в 1 ход (120 заданий) Практика: игра с записью, разбор.
8. Правила игры в соревнованиях теория - теория, практика.
Теория: системы проведения шахматных соревнований: нокаут, круговая,
швейцарская. Особенности различных шахматных соревнований. Правила игры в
соревнованиях.
Практика: игра с записью, разбор.
9. Чемпионы мира по шахматам теория - теория.
Теория: «Некоронованные чемпионы» - П.Морфи, А.Андерсен. Чемпионы мира
В.Стейниц, Э.Ласкер, Х.Р.Капабланка, А.Алехин, М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль,
Т.Петросян, Б.Спасский, Р.Фишер, А.Карпов, Г.Каспаров, В.Крамник. Чемпионы
мира по нокаут-системе. Практика: игра с записью, разбор.
10.Открытые дебюты теория - теория, практика.
Теория: Королевский гамбит, Итальянская партия, Шотландская партия.
Игра сзаписью, разбор.
11.Простейшие окончания теория - теория, практика.
Теория: король с пешкой против короля. Пешка против пешки.Практика: игра с
записью, разбор.
12.Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и плохие поля для
расположения фигур теория, практика.
Теория: правила расположения фигур и пешек на доске. Понятие
плана игры.Практика: игра с записью, разбор.
13.Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение
защиты, отвлечение) теория , практика.
Теория: элементарные тактические приемы, понятие комбинации. Решение
двухходовых комбинаций.
Практика: игра с записью, разбор
14Контрольные испытания
Календарно – тематическое планирование
№
Содержание
Краткое содержание
Количество Вид
контроля
часов
п
/
п
Первое знакомство с
Чтение-инсценировка
2
Т
1
шахматным
дидактической сказки
е
королевством.
«Удивительные приключения
к
Шахматная доска.
шахматной доски».
у
Знакомство с шахматной

2

Линии на шахматной
доске. Горизонтали и
вертикали.

3

Линии на шахматной
доске. Диагонали.

4

Центр шахматной
доски.

5

Шахматные фигуры.

6

Сравнительная сила
фигур.

доской. Белые и черные поля.
Чередование белых и черных
полей на шахматной доске.
Шахматная доска и
шахматные поля имеют
квадратную форму. Чтениеинсценировка дидактической
сказки «Котятахвастунишки». Беседа с
детьми «Правила поведения в
спортивном зале и на
спортплощадке». Инструктаж
по ТБ «Дорога в спортивную
школу и домой. ПДД».
Расположение доски между
партнерами. Горизонтальная
линия. Количество полей в
горизонтали. Горизонтальная
линия. Количество полей в
горизонтали. на доске.
Чередование черных и белых
полей в горизонтали и
вертикали. Дидактические
задания и игры
«Горизонталь», «Вертикаль».
Диагональ. Отличие диагонали
от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали.
Большая белая и большая
черная диагонали. Короткие
диагонали.
Чтение-инсценировка
дидактической сказки из книги
И.Г.Сухина «Приключения в
шахматной стране» (с.132-135)
Дидактические задания и игры
«Диагональ».
Центр. Форма центра.
Количество полей в центре.
Расположение черных и белых
полей в центре доски.

щ
и
й

2

Т
е
к
у
щ
и
й

2

Т
е
к
у
щ
и
й

2

Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й

Белые и черные фигуры. Ладья,
слон, ферзь,конь,пешка,король. 2
Дидактические задания и игры
«Волшебный мешочек»,
«Угадай-ка», «Секретная
фигура», «Что общего»,
«Большая и маленькая».
Просмотр диафильма
«Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир
шахмат».
Сравнительная сила
2
шахматных фигур. Ценность.
Дидактические задания и
игры «Кто сильнее?» «Обе
армии равны».

Т
е
к
у
щ
и
й

7

8

9

1
0

1
1

1
2

Начальная расстановка фигур.
Начальная позиция.
Расстановка фигур перед
2
шахматной партией.
Правило:«Каждый ферзь
любит свой цвет». Связь между
горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным
положением фигур.
Дидактические задания и игры
«Мешочек», «Да или нет»,
«Мяч». Просмотр диафильма
«Книга шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат».
Ладья.
Место ладьи в начальном
2
положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры и задания
«Лабиринт»,«Перехитри
часовых», «Один в поле
воин»,«Кратчайший путь».
Ладья.

Дидактические игры «Захват 2
контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение» «Ограничение
подвижности» (разновидность
игры на уничтожение, но с
«заминированными» полями).

Слон.

Место слона в начальном
2
положении. Ход слона.
Разноцветные и одноцветные
слоны. Качество. Легкая и
тяжелая фигура.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь».
Дидактические игры «Захват 2
контрольного поля»,«Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение»(слон против
слона, два слона против
двух),«Ограничение
подвижности».

Слон.

Ладья против слона.

Термин «стоять под боем».
Дидактические задания
«Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват
контрольного поля»,«Защита
контрольного поля»,«Игра на
уничтожение» (ладья против
слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов, две

2

Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
У
ч
е
т
н
ы
й

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

Ферзь.

Ферзь.

Ферзь против ладьи и
слона.

Конь.

Конь.

Конь против ферзя,
ладьи, слона.

ладьи против двух слонов,
сложные
положения),«Ограничение
подвижности».
Место ферзя в начальном
положении. Ход ферзя. Взятие. 2
Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь». Просмотр
диафильма «Волшебные
шахматные фигуры. Третий
шаг в мир шахмат».
Дидактические игры «Захват
2
контрольного поля»,«Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение»(ферзь против
ферзя), «Ограничение
подвижности».

Дидактические задания
«Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват
контрольного поля»,«Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение»(ферзь против
ладьи, ферзь против слона,
более сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место коня в начальном
положении. Ход коня. Взятие.
Конь – легкая фигура.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические игры «Захват
контрольного поля»,«Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение»(конь против
коня, два коня против одного,
один конь против двух, два
коня против
двух),«Ограничение
подвижности».
Дидактические задания
«Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на

2

2

2

2

Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й

Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
У
ч
е
т
н
ы
й

уничтожение» (конь против
ладьи, конь против слона, конь
против ферзя, более сложные
положения), «Ограничение
подвижности».
1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

2

Пешка.

Пешка.

Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона

Место пешек в начальном
положении. Ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки. Ход
2пешки. Взятие. Взятие на
проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Один в поле
воин».

2

Дидактические игры «Игра на 2
уничтожение» (пешка против
пешки, две пешки против
одной, одна пешка против
двух, две пешки против двух,
многопешечные положения),
«Ограничение подвижности».
Дидактические задания
«Перехитри часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру».

2

Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против
ладьи, пешка против слона,
пешка против коня, пешка
против ферзя, более сложные
положения), «Ограничение
подвижности.
Король.
Место короля в начальном
2
положении. Ход короля.
Взятие. Короля не бьют, но и
под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактическая игра «Игра на
уничтожение» (король против
короля).
Король против других Дидактические задания
фигур.
«Перехитри часовых», «Сними 2
часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (король против
ладьи, король против слона,
король против коня, король
против ферзя, король против
пешки), «Ограничение
подвижности».
Цель шахматной партии.
Шах.
Шах – угроза королю. Шах
ферзем, ладьей, слоном, конем, 2

Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й

Т

пешкой. Защита от шаха (3
способа).
Дидактические задания «Шах
или не шах»,«Дай шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха».

4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

Шах.

Открытый (вскрытый) шах.
2
Двойной шах. Дидактические
задания «Дай открытый шах»,
«Дай двойной шах»; игра
фигурами из начального
положения до первого шаха.

Мат.

Мат – цель игры. Мат ферзем,
ладьей, слоном, пешкой. Мат 2
в один ход. Мат в один ход
ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой (простые
примеры).
Дидактические задания «Мат
или не мат», «Мат в один
ход».

Мат.

Мат в один ход: сложные
примеры с большим числом
фигур.
Дидактическое задание «Дай
мат в один ход».

Ничья. Пат.

Пат. Отличие пата от мата.
Варианты ничьей. Примеры
патовых ситуаций.
Дидактическое задание «Пат
или не пат», «Пат или мат.

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. 2
Правила рокировки.
Дидактическое задание
«Рокировка».

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из
начального положения (без
пояснения о том, как лучше
начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два
хода».

2

2

2

е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и

3
1

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о 2
принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми фигурами
из начального положения.

Шахматная партия.

Демонстрация коротких
партий. Игра всеми фигурами
из начального положения

2

Повторение
материала.

Повторение основных
вопросов курса

2

3
4

Повторение
пройденного
материала.

Поля. Горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы
шахматных фигур. Шах, мат,
пат. Начальное положение.
Игровая практика (игра всеми
фигурами из начального
положения).

3
5

Повторение
пройденного
материала.

Рокировка. Взятие на проходе. 2
Превращение пешки. Варианты
ничьей. Самые общие
рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Задания
на мат в один ход.
Демонстрация коротких
партий. Дидактические игры и
задания «Две фигуры против
целой армии», «Убери лишние
фигуры», «Ходят только
белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика
Происхождение шахмат.
2
Легенды о шахматах.
Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу.
Просмотр диафильма «Книга
шахматной мудрости. Второй
шаг в мир шахмат».
Чемпионы мира по шахматам.
Просмотр
диафильма«Анатолий Карпов –
Текущий чемпион мира».
Игровая практика.

3
2

3
3

3
6

Краткая история
шахмат.

2

й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й

Т
е
к
у
щ
и
й

3
7

Выдающиеся
шахматисты нашего
времени.

Биографии выдающихся
шахматистов нашего времени.
Фрагменты их партий.

3
8

Шахматные правила
FIDE.
Этика шахматной
борьбы.

Шахматные правила FIDE.
Этика шахматной борьбы.
Правила поведения за
шахматной доской.

3
9

Шахматная нотация.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей.

4
0

Шахматная нотация.
Обозначение
шахматных фигур и
терминов.

Обозначение горизонталей,
2
вертикалей, полей.
Дидактические задания
«Назови вертикаль», «Назови
горизонталь», «Назови
диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу
цель».
Игровая практика. На этом
занятии дети, делая ход,
проговаривают, какая фигура с
какого поля, на какое поле
идет. Например, «Король c g7 –
на f8».
Обозначение шахматных фигур 2
и терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Игровая
практика (с записью
шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).

4
1

4
2

4
3

2

2

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью
шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).

2

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью
шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).

2

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью
шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).

2

Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й

Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е

4
4

4
5

4
6

4
7

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью
шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).

2

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью
шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).

2

Ценность шахматных
фигур. Сравнительная
сила Ценность
шахматных фигур.
Достижение
материального
перевеса.фигур.

Ценность шахматных фигур.
2
Сравнительная сила фигур.
Дидактические задания «Кто
сильнее?», «Обе армии равны».
Достижение материального
перевеса. Дидактическое
задание «Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя). Игровая
практика.
Достижение материального
2
перевеса.Дидактическое
задание «Выигрыш
материала». (выигрыш коня).
Игровая практика.

Ценность шахматных
фигур. Достижение
материального
перевеса.

Достижение материального
2
перевеса. Дидактическое
задание «Выигрыш материала»
(выигрыш слона). Игровая
практика.

4
8

4
9

Ценность шахматных
фигур. Достижение
материального
перевеса.

Достижение материального
2
перевеса. Дидактическое
задание «Выигрыш материала»
(выигрыш ладьи). Игровая
практика.

к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
У
ч
е
т
н
ы
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й

5
0

Ценность шахматных
фигур. Способы
защиты.

Достижение материального
2
перевеса. Дидактическое
задание «Выигрыш материала»
(выигрыш пешки). Способы
защиты. Дидактическое
задание «Защита» (защита
атакованной фигуры своей
фигурой, уход из-под боя,
уничтожение атакующей
фигуры). Игровая практика.

5
1

Ценность шахматных
фигур. Способы
защиты.

Защита. Дидактическое
задание «Защита» (перекрытие, 2
контратака). Игровая практика.

Способы защиты.
Игровая практика.

Решение заданий.
Дидактическое задание
«Защита» (защита атакованной
фигуры своей фигурой, уход
из-под боя, уничтожение
атакующей фигуры
перекрытие,, контратака).
Практическая игра.

Техника матования
одинокого короля.

Две ладьи против короля,
«линейный» мат.
Дидактические задания «Шах
или мат?», «Мат или пат»,
«Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат
в два хода». Игровая практика.

Техника матования
одинокого короля.

Ферзь и ладья против короля.
Дидактические задания «Шах
или мат?», «Мат или пат»,
«Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат
в два хода». Игровая практика.

Техника матования
одинокого короля.

Ферзь и король против короля.
Дидактические задания «Шах
или мат?», «Мат или пат»,
«Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат
в два хода». Игровая практика.

Техника матования
одинокого короля.

Ладья и король против короля.
Дидактические задания «Шах
или мат?», «Мат или пат»,
«Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат

5
2

5
3

5
4

5
5

5
6

2

2

2

2

2

К
о
н
т
р
о
л
ь
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
У
ч
е
т
н
ы
й
Т
е
к
у

в два хода». Игровая практика.
Техника матования
одинокого короля.

Решение заданий.

5
8

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения
на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг.

Учебные положения на мат в
два хода в эндшпиле.
Цугцванг. Дидактическое
задание «Объяви мат в два
хода». Защита от мата.
Дидактическое задание
«Защитись от мата». Игровая
практика.

5
9

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения
на мат в два хода в
миттельшпиле.

Учебные положения на мат в
2
два хода в миттельшпиле.
Защита от мата. Дидактическое
задание «Защитись от мата».
Игровая практика.

6
0

Достижение мата без
жертвы материала.
Решение заданий на
мат в два хода в
миттельшпиле.

Учебные положения на мат в
два хода в миттельшпиле.
Решение заданий. Защита от
мата. Дидактическое задание
«Защитись от мата». Игровая
практика.

6
1

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения
на мат в два хода в
дебюте.

Учебные положения на мат в
два хода в дебюте. Защита от
мата. Дидактическое задание
«Защитись от мата». Игровая
практика. Беседа о вреде
наркотиков.

Достижение мата без
жертвы материала.

Решение заданий на мат в два
хода. Защита от мата
Дидактическое задание
«Защитись от мата». Игровая
практика.

Повторение
материала.

Повторение основных
вопросов курса. Практическая
игра.

5
7

6
2

6
3

2

2

2

2

2

2

щ
и
й
У
ч
е
т
н
ы
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е

6
4

6
5

6
6

6
7

Повторение
материала.

Игра в турнире. Турнирные
партии.

2

Повторение
материала.

Повторение основных
вопросов курса. Практическая
игра.

2

Повторение
материала.

Повторение основных
вопросов курса. Практическая
игра.

2

IШахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Поля. Горизонталь, вертикаль,
Повторение
диагональ, центр. Ходы
пройденного
шахматных фигур. Шах, мат,
материала.
пат. Начальное положение.
Просмотр диафильма
«Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир
шахмат».

6
8

Повторение
пройденного
материала.

6
9

Повторение
пройденного
материала.

Рокировка. Превращение
пешки. Взятие на проходе.
Игровая практика (игра всеми
фигурами из начального
положения). Просмотр
диафильмов «Приключения в
Шахматной стране. Первый
шаг в мир шахмат» и «Книга
шахматной мудрости. Второй
шаг в мир шахмат».
Варианты ничьей. Самые
общие рекомендации о
принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в один
ход. Демонстрация коротких
партий. Дидактические игры и
задания «Две фигуры против
целой армии», «Убери лишние

2

2

к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
У
ч
е
т
н
ы
й
Т
е
к
у
щ
и

7
0

7
1

7
2

Повторение
пройденного
материала.

Три стадии
шахматной партии.

Повторение
материала.

фигуры», «Ходят только
белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика.
Шахматная нотация.
2
Обозначение горизонталей,
вертикалей, диагоналей, полей.
Обозначение шахматных фигур
и терминов. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Ценность
шахматных фигур. Пример
матования одинокого короля.
Решение учебных положений
на мат в два хода (с жертвой и
без жертвы материала)
Три стадии шахматной партии: 2
дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Двух – и
трехходовые партии.

Обобщение
Повторение основных
вопросов пройденного
материала.

2

й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й
Т
е
к
у
щ
и
й

Планируемые результаты к концу обучения
К концу периода обучения будут
Знать:
- названия шахматных фигур;
- правила хода, взятия каждой фигуры
- правила игры, ценность фигур;
- легенду возникновения и историю развития шахматной игры
- понятия шах, мат, пат;
- ознакомиться с шахматной нотацией;
- чемпионов мира по шахматам;
- понятие комбинации;
- простейшие окончания;
- пешечные структуры (слабые и сильные)
- хорошие и плохие поля для расположения фигур;
- правила игры в соревнованиях;
уметь:
- ставить мат в 1 ход разными фигурами;
- ставить «детский мат» и защищаться от него;
- играть и записывать партию;
- находить простые тактические удары и комбинации; -принимают
участие вшахматном турнире.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы:
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения и оценку событий.
• Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
22

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Шахматное королевство» направлена на становление следующих ключевых
компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения,
связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и
понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, созидательную направленность, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная
компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной
и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория
ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы
логической, методологической, эвристической, обще-учебной деятельности,
соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения
организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым
объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности:
добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий
в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках
данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной
грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными
навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
3.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор,
магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных
технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются
умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная
компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к
информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а
также в окружающем мире.

23

Организационно – педагогические условия
Организационно – педагогические условия реализации данной программы
обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся,
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания
возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам и потребностям обучающихся.
Набор и комплектования групп проводится с 1 сентября, учитывая сроки
формирования расписания занятий в общеобразовательных школах и
необходимость проведения тестирования и собеседований.
Формирование групп осуществляется с учетом возрастных особенности
психофизиологического развития детей. Группы смешанные девочки и мальчики
обучаются вместе. На обучение зачисляются все желающие заниматься шахматами,
не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранным видом
физкультурно- спортивной деятельности. Допускаются в одну группу дети с
разницей возраста не более, чем в три года. Наполняемость в группе от 9 до 15
человек
Формы проведение занятий
- Словесные: беседы, опрос;
-Наглядные: наблюдение и анализ игр, разбор известных партий;
-Практические: выполнение дидактических заданий, решение задач, игровая практика.
Методические обеспечение.
На начальном этапе (стартовом) преобладает репродуктивный метод. Он
применяется при обучении детей: правилам игры; элементарной технике реализации
перевеса. В первом случае объясняются правила игры, во втором- алгоритмы
выигрыша в эндшпилях. Здесь требуется именно четкий навык, отработанный до
автоматизма. В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость,
так как он, практически, неприменим для изучения более сложных вопросов. Во
время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные
особенности позиции, что не позволяет играть по жесткой схеме.
Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, но их конкретная реализация является объектом творчества
учащегося.
Основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать
на доске свой замысел, учащийся должен овладеть тактическим арсеналом
шахмат.
Происходит формирование следующего алгоритма мышления: анализ позиции,
мотив, идея, расчѐт, ход.
До XIX века большинство шахматистов в своих партиях практически всю игру
строилипо этой схеме. Педагог дает обучающимся ряд позиций, которые допускают
24

проведение одной из сторон типовой тактической операции. Определенные
элементы позиции создают мотив для комбинации, скомпрометированное
положение короля противника, неудачно стоящая фигура, группа фигур,
допускающая двойной удар и др. На первом этапе для упрощения задачи педагог
может указать детям тот элемент в позиции, который может быть использован, но в
дальнейшем нужно добиваться, чтобы ребята находили его самостоятельно.
Решение большого числа задач по различным тактическим операциям (отвлечение,
завлечение, вилка, открытое нападение, рентген, разрушение позиции
неприятельского короля и др.) дает учащемуся навык нахождения подобных
позиций за доской. Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить, что
существуют некие опорные сигналы, освоение которых позволяет во время партии
или решения задачи обучающемуся вести поиск тактического хода осмысленно, а не
случайным образом.
Методически такие занятия проводятся в виде конкурсов решения комбинаций, где
за правильно решенную позицию обучающиеся получают очки, которые затем
суммируются; в конце занятия определяются победители.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем, при изучении детьми
дебютов и основ позиционной игры, особенно типовых позиций миттельшпиля и
эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является научно-поисковый.
Практика показывает, что наиболее эффективным изучение дебютной теории
становится в том случае, если большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно. Естественно, что сразу добиться этого невозможно. Проведение
тематических турниров по различным дебютам и разбор партий позволяют научить
школьника основным способам изучения начала шахматной партии.
И, наконец, метод проблемного обучения используется на всех этапах программы,
особенно при рассмотрении различий между отдельными видами игры. Дело в том,
что, с точки зрения разных направлений шахматной мысли, один и тот же ход, план,
дебютная система могут быть одновременно и правильными, и неправильными,
хорошими и плохими. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре,
отказаться от ложных ценностей, порой переступить через себя и понять, что
незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей.
Структура проведения заданий по каждой теме:
1. Организационный момент;
2. Теоретический блок;
3. Выполнение специальных упражнений по теме;
4. Игровая практика;
5. Анализ игр;
6. Подведение итогов.
Методы диагностики результатов.
Разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать
25

уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как
демонстрирует общий уровень понимания игры).
Зачѐты по эндшпильной технике. Конкурс "Угадай ход"
Компьютерная диагностика с использованием вышеописанных обучающих
программ.Викторина по истории шахмат.
Проверка решения задач и упражнений.
Самостоятельный анализ иллюстративного материала.Анализ сыгранных партий.
Блиц-турниры.
Форма аттестации
В течение года проходит вводное, промежуточное и итоговое тестирование. Формы
проведения аттестации определяются педагогом в образовательной программе таким
образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам данной программы. В
качестве аттестации, используется метод тестирования (теория и практика),
соревнования.
Теоретические знания оцениваются на итоговом занятии: учащиеся сдают зачет по
теории. В конце учебного года подводятся итоги турнира, учитываются и результаты
итогового зачѐта. (Приложение № 1)
Основной целью аттестации является выявление исходного и итогового уровня
развития практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам
данной образовательной программы.
Задачи:
o анализ полноты реализации образовательной программы группы по шахматам;
o соотнесение прогнозируемых и реальных результатов;
o выявление причин,способствующих или препятствующих полноценной
o реализации образовательной программы;
o внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности спортивной группы.
Сроки проведения текущей и итоговой аттестации установлены «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля, текущей успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБУ ДО» Дом творчества», «Положение
об итоговой аттестации обучающихся» .
Таким образом, сроки проведения аттестации: вводный опрос -сентябрь, текущей
с 15 декабря по 20 января. Сроки проведения итоговой аттестации: с 15 мая по 01
июня
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы материальнотехническое, информационное и кадровое обеспечение
Материально-технического обеспечение:
o столы, стулья
o шахматная доска демонстрационная
26

o комплекты шахматных фигур и шахматные доски
o шахматные часы
o наглядные пособия
o цветные карандаши
o бумага для рисования
o фломастеры
o краски.
Информационное обеспечение:
использование интернет ресурса;
работа с сайтом образовательной организации (страница где размещена
информация о результатах тестирований, соревнований, работа с родителями, фото и
видео материалы и прочее).
Методическое обеспечение.
При проведении занятий используется: учебная и научная литература, таблицы по
шахматам, схемы, плакаты, настольные игры, карточки, дидактический и
контрольно-диагностический материал.

27

Список литературы
Для детей:
1. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам/ Дорофеева А.Г. - М.: Russian Chess
House, 2013.-160с.
2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом/ Журавлев Н.И. – М.: ФиС, 1986.-288с.
3. Зак В.Г. Пути совершенствования/ Зак В.Г. – М.: ФиС, 1988.-208c.
4. Карпов А.Е. Учитесь шахматам/ А.Е.Карпов; Пер. В.Харитон, А.Филонов;
А.Е.Карпов; Худож. Б.Кватли.-М.: Эгмонт Россия ЛТД, 1997.-120c.: ил., портр.
5. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска/ Кентлер А. - М.: ФСРМПНТС,2005.40c.
6.
Костенюк А.К. Как научить шахматам/ Костенюк А.К. – М.: Russian Chess
House, 2008.-144c.
7. Удивительные приключения в Шахматной стране : занимательное
пособие для родителей и педагогов / И. Г. Сухин. - Ростов-на-Дону : Феникс,2004. 305с.
Список литературы
Для педагогов
1.
Авербах Ю.Л. Шахматные окончания: Ладейные / Авербах Ю.Л. —
М.:Физкультура и спорт, 1984. -- 352 с.
2.
Авербах Ю.Л. Шахматные окончания: Пешечные/ Авербах Ю.Л. —
М.:Физкультура и спорт, 1983. – 303 c.
3. Дамский Я.В. Контратака/ Дамский Я.В. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
— 64 c.
4
Дворецкий М.И. Методы шахматного обучения/ Дворецкий М.И.
– Харьков: «Фолио», 1997.-192с.
5 Журавлев Н.И. Шаг за шагом./ Журавлев Н.И. – М.: ФиС, 1986. – 288 с.
Электронные ресурсы для педагога, родителей и детей.
1.
Ссылка на web-страницу: Известные дебюты.
URL:https://xchess.ru/14-debyutov-kotorye-dolzhen-znatkazhdyj-shakhmatist.html
(Дата обращения 30.04.2019)
2. Ссылка на web-страницу: Идеи для миттельшпиля.
URL: https://xchess.ru/7-prostykh-no-moshchnykh-idej-dlya-mittelshpilyachtoby-vyigryvat-partii.html
(Дата обращения 04.05.2019)
3. Ссылка на webстраницу: Ладейный эндшпиль.
URL: http://chessmanual.blogspot.com/2015/01/kak-igratj-ladeinyi-endshpil.html(Дата
обращения 08.05.2019)
4. Ссылка на web-страницу: Пешечный эндшпиль.
URL : https://vokrug-shakhmat.blogspot.com/2018/06/blog-post_27.html
(Дата обращения 04.04.2019)

28

Приложение № 1
Формы аттестации и оценочные материалы.
Диагностика знаний, умений, навыков первого года обучения.
1. Вводный опрос.
1.
Правила разыгрывания основных дебютов
Критерии оценки уровней:
«высокий» -обучающийся знает все правила разыгрывания основных дебютов. На
«средний» - обучающийся знает не все правила разыгрывания основных
дебютов.
«низкий» -обучающийся знает один или два правила разыгрывания дебютов.
2. Знание принципов игры в миттельшпиле.
«высокий» - обучающийся знает все принципы игры в миттельшпиле.
«средний» - обучающийся знает не все принципы игры в
миттельшпиле.
«низкий» - обучающийся знает один принцип игры в миттельшпиле.
2. Промежуточное тестирование
1. Ферзь и один может заматовать неприятельского одинокого короля, помощь
короля при этом ферзю не нужна?
o Да
o Нет
2. Пешки считаются сильнее, когда они связаны?

o Да
o Нет
3. Два слона могут заматовать одинокого короля только в

углу доски?
o Да
o Нет
4. Легкие фигуры должны быть развиты до

начала миттельшпиля?
o Да
o Нет
5. Легче ли дать мат одинокому королю ферзем, чем слоном и

29

конем?
o Да
o Нет
6. Как правило, в дебюте полезно создавать взаимодействие

между своими ладьями?
o Да
o Нет
Критерии оценки уровней освоения программы:
На «высокий» - обучающийся отвечает правильно на все вопросы.
На «средний» - обучающийся отвечает правильно на 5
вопросов.На «низкий» - обучающийся отвечает правильно на
4 вопроса.
3. Итоговое тестирование
1. Король и ферзь не могут заматовать одинокого короля?
o Да
o Нет
2. Наиболее важной в общем и целом частью шахматной доскиявляется?
o Королевский фланг
o Ферзевый фланг
o Центр
3. Миттельшпилю предшествует дебют?
o Да
o Нет
4. Спертый мат может получиться напервом ходу?
o Да
o Нет
5. Король и слон не могут заматовать одинокого короля?

30

o Да
o Нет
6. Король и пешка не могут выиграть против одинокого короля без проведения пешки
с ее превращением в ферзя или ладью?
o Да
o Нет
Критерии оценки уровней освоения программы:
На «5» - обучающийся отвечает правильно на все вопросы.
На «средний» - обучающийся отвечает правильно на 5
вопросов.
На «низкий» - обучающийся отвечает правильно на 4 вопроса.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».