ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» Возраст обучающихся: 14-18 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Удачина Е.С. , педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ................................................................................. …3 2. Учебный (тематический) план ...........................................................................8 3. Содержание учебного (тематического) плана ................................................ 11 4. Формы контроля и оценочные материалы… ................................................. 20 5. Организационно-педагогические условия реализации программы .............20 6. Список литературы, используемый при написании программы .................. 22 7. Приложение № 1 Диагностические задания .................................................. 24 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена с учетом: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Выявить способных, одарённых детей, содействовать развитию их нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности – важнейшая задача, на решении которой базируется формирование интеллектуальной элиты общества. Обществознание - это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание занимает особое место в образовательном процессе: создаёт у обучающихся представление о целостности общества, способствует социализации личности, помогает обучающимся адаптироваться к непростой социальной действительности, формирует осознанное отношение к своему долгу. Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, её моральных устоев. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек и общество» социально-гуманитарной направленности способствует: развитию у обучающихся познавательных способностей; обеспечению адаптации обучающихся к жизни в обществе; ранней профессиональной ориентации обучающихся в области изучения гуманитарных предметов. Актуальность В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Настоящий гражданин – это человек, не только имеющий юридические права и обязанности и достигший определенного уровня 3 самосознания, это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвует в общественной и политической жизни. Одна из основных задач современного образования – подготовка обучающихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, что предполагает наличие стремления к приобретению новых знаний. В процессе ознакомления с законами развития общественных отношений у обучающихся формируется стойкий познавательный интерес к различным сферам жизни и деятельности человека, развиваются навыки коммуникативного взаимодействия, понимания и общения. Содержание программы «Человек в современном обществе» способствует формированию у обучающихся ценностей культурного многообразия и толерантности, а также развитию компетентности в сфере межкультурного диалога. Новизна Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, в использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы отвечает потребности общества в создании оптимальных условий для повышения мотивации школьников на изучение обществознания. Знание законов развития общественных отношений в современном обществе является неотъемлемой частью личного развития и формирования патриотического воспитания. Программа призвана помочь обучающимся овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной социокультурной адаптации и жизнедеятельности в социуме, обеспечить их общее развитие, воспитание социальной активности, а также применение интеллектуальных и творческих способностей. Цель программы Цель программы – ознакомить обучающихся с законами развития общественных отношений; сформировать стойкий познавательный интерес к различным сферам жизни и деятельности человека; развить навыки коммуникативного взаимодействия, понимания и общения; сформировать способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Задачи программы В ходе реализации программы будут решены следующие задачи: обучающие: научить получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач 4 познавательного и практического характера; сформировать умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; сформировать знания и интеллектуальные умения, необходимые и достаточные для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей осуществления, дальнейшего образования и самообразования; их сформировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической деятельности; в решении типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедания, для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для решения вопросов в семейно-бытовой сфере; развивающие: развить умения характеризовать основные социальные объекты, выделяя существенные признаки, закономерности развития, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений с обществоведческими терминами и понятиями; развить умения объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества; развить умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; развить умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях; развить интерес обучающихся к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально-гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; воспитательные: воспитать у обучающихся гражданственность, патриотизм, уважение к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры; воспитать познавательную активность, потребность в самостоятельном приобретении знаний, самосовершенствовании и саморазвитии. Отличительные особенности Программы Программа представляет обучающемуся условия и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и завершения его в виде 5 реального осязаемого результата; обеспечивает приобретение новых и совершенствование имеющихся способностей. Программа формирует потребность у обучающихся иметь глубокие прочные знания, учитывает специфику их интересов, способствует развитию мышления, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности. Обучающийся не является внешним наблюдателем, а активно участвует в процессе познания, общения и труда. Процесс обучения ориентирован не на передачу суммы знаний, а на развитие умений приобретать эти знаний. Категория обучающихся Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Человек и общество», составляет 14-18 лет. Работа ведётся в разновозрастных группах. Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Сроки реализации Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год составляет 144 часа. Форма организации образовательной деятельности и режим занятий Формы занятий – групповая. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Планируемые (ожидаемые) результаты и способы определения их результативности По окончании срока реализации Программы обучающиеся будут знать, понимать: смысл основных изучаемых определений, терминов и понятий; основные положения Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина в РФ, механизмы защиты прав и свобод человека РФ; иметь представления о роли права в жизни современного общества, о юридической силе различных источников права и механизме их действия; об основных отраслях российского права, об органах, осуществляющих государственную власть в России; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом, как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов основные социальные институты и процессы; особенности социально-гуманитарного познания; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. По окончании срока реализации Программы обучающиеся будут 6 уметь: раскрывать движущие силы социального прогресса и их роль, выявлять противоречия в общественном развитии и способы их разрешения; определять самобытность и специфику человеческой деятельности, ее виды; выявлять соотношение объективной необходимости и сознательной деятельности людей, специфику отдельных видов познания; выявлять структуру социального объекта (процесса), соотношение и функции его элементов, давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или значении; характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливая соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений; описывать изученные объекты, т.е. указывать признаки, как существенные, так и несущественные, дающие относительно полное представление об этих объектах; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; применять полученные знания при работе с нормативно-правовыми актами, в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Формы подведения итогов реализации программы Результативность усвоения учебного материала отслеживается посредством промежуточного и итогового контроля в форме тестирования и зачётной работы. 7 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН № 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. Названия раздела, темы Вводное занятие. Инструктаж Человек и общество Социальногуманитарные знания и профессиональная деятельность Общество как сложная динамичная система Многообразие путей и форм общественного развития Цивилизация. Особенности российской цивилизации Деятельность как способ существования людей. Общественный прогресс Сознание и познание 2.7. Человеческая деятельность. Общение и коммуникация 3. Социология 3.1. Личность. Поведение. Самореализация личности 3.2. Межличностные отношения 3.3. Социальные отношения. Социальные процессы в современной России 3.4. Межнациональные отношения. Национальная политика России Количество часов Формы аттестации и контроля Первичная диагностика Всего 2 Теория 2 Практика - 24 3 14 2 10 1 3 2 1 4 2 2 4 2 2 Диспут 3 2 1 Практическое задание 3 2 1 4 2 2 Практическое задание Деловая игра 22 4 12 2 10 2 Диспут 3 2 1 4 2 2 3 2 1 8 Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое Задание Практическое задание Практическое задание 3.5. Семья как социальный институт 3.6. Современный этап мирового развития. Глобальные проблемы современности 4. Политика 4.1. Политическая жизнь современного общества 4.2. Политический режим 4 2 2 4 2 2 18 3 10 2 8 1 4 2 2 4 2 2 4 2 2 3 2 1 30 3 16 2 14 1 4 2 2 5.3. Деньги и банковская система 4 2 2 5.4. Предпринимательство. Измерители экономической деятельности 5.5. Экономика потребителя 4 2 2 4 2 2 5.6. Экономическое содержание собственности 5.7. Роль государства в экономике 5.8 Экономическая культура 4 2 2 3 2 1 4 2 2 4.3. Человек в политической жизни 4.4. Истоки и опасности политического экстремизма 4.5. Роль СМИ в политической жизни. Современный этап политического развития России 5. Экономика 5.1. Экономическое развитие современного общества 5.2. Особенности рыночной экономики 9 Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Дискуссия Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание 6. Право 6.1. Право в системе социальных норм 6.2. Правовая культура 6.3. Конституционное право 26 3 14 2 12 1 4 4 2 2 2 2 6.4. Гражданское право. Финансовое право 6.5. Трудовое право 4 2 2 4 2 2 6.6. Административное право. Уголовное право 6.7. Международное право 4 2 2 3 2 1 7. Духовная жизнь 7.1. Духовная культура. Мировоззрение. Ценности 7.2. Культура и духовная жизнь. Средства массовой информации 7.3. Религия как феномен культуры 18 3 10 2 8 1 3 2 1 Практическое задание 4 2 2 7.4. Искусство как вид духовного производств. 4 2 2 7.5. Образование как вид духовного производства 8. Итоговое занятие «Человек в современном обществе» ИТОГО: 4 2 2 Практическое задание Практическое задание Диспут 4 - 4 144 78 66 10 Практическое задание Правовая игра Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание Итоговое тестирование СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж. Теория. Введение в программу «Человек в современном мире». Формы и методы деятельности. План работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Раздел 2. Человек и общество. Тема 2.1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Теория. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально- гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально- гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения. Практика. Анализ исторических источников. Тема 2.2. Общество как сложная динамичная система. Теория. Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально- философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие «культура». Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 2.3. Многообразие путей и форм общественного развития. Теория. Понятие общественного развития. Пути общественного развития. Эволюционный путь развития. Революционный путь развития.Спиралевидный путь 11 развития. Объективные и субъективные факторы общественного развития. Проблема определения движущих сил общественного развития. Движущие силы общественного развития (народные массы, социальные группы, личности). Альтернативные путиобщественного развития. Восток и Запад. Практика. Анализ путей общественного развития. Тема 2.4. Цивилизация. Особенности российской цивилизации. Теория. Понятие цивилизации. Множественное понимание термина «цивилизация». Современная трактовка термина «цивилизация». Теория «пассионарности» Гумилева. Концепция «культурно-исторических типов» Данилевского. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие «культура». Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Самобытность и неповторимость российской цивилизации. Исторический путь российской цивилизации. Духовные основы российской цивилизации. Проблема выбора пути развития. Практика. Диспут «Проблема выбора пути развития». Тема 2.5. Деятельность как способ существования людей. Общественный прогресс. Теория. Многообразие деятельности. Потребности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельности в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Понятие общественного прогресса. Виды прогресса. Критерии прогресса. Соотношение прогресса техники и духовного прогресса. Прогресс и регресс. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 2.6. Сознание и познание. Теория. Онтология и теория познания. Проблема познания мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания 12 человеком самого себя. Практика. Анализ исторических источников. Тема 2.7. Человеческая деятельность. Общение и коммуникация. Теория. Понятие деятельности. Особенности человеческой деятельности. Целеполагание в человеческой деятельности. Структура человеческой деятельности. Элементы человеческой деятельности (цель, субъект, объект, средства, метод, результат). Движущие силы человеческой деятельности. Мотивы. Потребности. Виды и типы человеческих потребностей. Понятие трудовой деятельности. Трудовая деятельность как одна из разновидностей человеческой деятельности. Игра. Значение игры. Различия между трудовойи игровой деятельностью. Понятие общения. Монолог. Диалог. Понятие коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Практика. Деловая игра. Раздел 3. Социология. Тема 3.1. Личность. Поведение. Самореализация личности. Теория. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленности личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Самореализация личности. Самооценка личности. Саморегуляция. Практика. Диспут «Свобода и ответственность личности». Тема 3.2. Межличностные отношения. Теория. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. Формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. Практика. Решение ситуационных заданий. 13 Тема 3.3. Социальные отношения. Социальные процессы в современной России. Теория. Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Роль экономики в жизни общества. Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Социализация индивида. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальные процессы в современной России. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 3.4. Межнациональные отношения. Национальная политика России. Теория. Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. Практика. Анализ статей Конституции, посвященных национальной политике России. Тема 3.5. Семья как социальный институт. Теория. Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материальновещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ. Практика. Анализ статей Конституции, посвященных семейной и социальной политике России. Тема 3.6. Современный этап мирового развития. Глобальные проблемы современности. Теория. Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис 14 индустриальной цивилизации. Целостность и противоречивость современного мира. Понятие глобальной проблемы. Типы и виды глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Опасность глобальных проблем. Экологические глобальные проблемы (глобальное потепление, озоновые «дыры», землетрясения, цунами, ураганы, загрязнение воздуха, воды и земли). Военные проблемы («ядерная зима», угроза применения оружия массового уничтожения, вооруженные конфликты). Экономические (проблема «СеверЮг», исчерпаемость ресурсов, рост населения Земли). Социальные (СПИД, алкоголизм, наркомания, табакокурение, преступность). Пути решения глобальных проблем. Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. Практика. Решение ситуационных заданий. Раздел 4. Политика. Тема 4.1. Политическая жизнь современного общества. Теория. Политика. Структура и функции политики. Политика и мораль. Политическая власть. Легитимность политической власти. Структура, формы и функции политической власти. Политическая система, ее структура и функции. Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Формы государства. Практика. Анализ исторических текстов. Тема 4.2. Политический режим. Теория. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Парламентаризм, развитие традиций парламентской демократии в России. Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 4.3. Человек в политической жизни. Теория. Политическое участие. Понятие политической культуры. Гражданское общество и правовое государство. Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. Политические партия и движения. Становление многопартийности в России. Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидерства. Группы давления (лоббирование). Политическая элита. Типология элит. Особенности формирования элит в современной России. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 4.4. Истоки и опасности политического экстремизма. Теория. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. 15 Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Практика. Дискуссия «Причины политических конфликтов, пути их урегулирования». Тема 4.5. Роль СМИ в политической жизни. Современный этап политического развития России. Теория. Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России. Практика. Сравнительный анализ ведущих общественно-политических периодических изданий. Раздел 5. Экономика. Тема 5.1. Экономическое развитие современного общества. Теория. Экономика и экономическая наука. Предмет, метод и основные проблемы экономики. Экономическая деятельность. Экономические системы. Практика. Анализ исторических источников. Тема 5.2. Особенности рыночной экономики. Теория. Рынок и рыночные структуры. Спрос, предложения и рыночное равновесие. Эластичнось спроса. Конкуренция и монополия. Роль фирм в экономике. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки, прибыль. Рынки факторов производства и распределение доходов. Россия в условиях рыночных отношений. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 5.3. Деньги и банковская система. Теория. Деньги и банковская система. Виды денег и их свойства. Коммерческие банки. Потребительский кредит. Центральный банк. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 5.4. Предпринимательство. Измерители экономической деятельности. Теория. Понятие предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Менеджмент и его функции. Маркетинг и его основные элементы. Измерители экономической деятельности. Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП. Национальный доход. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Понятие экономического роста, его измерение. Факторы роста. Практика. Решение экономических задач. Тема. 5.5. Экономика потребителя. Теория. Понятие экономики потребителя. Уровень жизни. Понятие прожиточного минимума. Содержание прожиточного минимума. 16 Прожиточный минимум в России. Рынок труда. Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы и ее государственное регулирование. Понятие и измерение инфляции. Причины и формы инфляции. Последствия инфляции. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 5.6. Экономическое содержание собственности Теория. Понятие собственности. Собственность как экономическая категория. Собственность как юридическая категория. Экономическое содержание собственности. Формы собственности. Формы собственности в России. Государственная собственность. Муниципальная собственность. Частная собственность. Личная собственность. Понятие разгосударствления и приватизации. Собственность на землю и ее значение. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 5.7. Роль государства в экономике. Теория. Роль государства в экономике. Бюджетно-финансовая политика. Кредитно-денежная политика. Государственный долг. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Валютный рынок. Глобальные проблемы экономики. Экономика современной России. Рыночные преобразования. Потенциал России и возможности экономического роста. Практика. Анализ документов по данному вопросу. Тема 5.8. Экономическая культура. Теория. Понятие экономической культуры. Экономическая свобода. Понятие экономической ответственности. Соотношение экономической свободы и ответственности. Культура производства и потребления. Нравственно- правовые основы экономических отношений. Практика. Решение ситуационных заданий. Раздел 6. Право. Тема 6.1. Право в системе социальных норм. Теория. Система юридических наук. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристика. Институты права. Отрасли права. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Источники права. Нормативный правовой акт. Понятие реализации права и ее формы. Виды и структура правоотношений. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность, ее функции, принципы, виды. Практика. Анализ исторических источников. Тема 6.2. Правовая культура. 17 Теория. Понятие правовой культуры. Типы правовой культуры. Функции правовой культуры. Значение и роль правовой культуры. Практика. Правовая игра. Тема 6.3. Конституционное право. Теория. Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства. Функции и формы государства. Государственные органы. Местная власть. Правовое государство. Конституция РФ, ее структура. Понятие гражданство. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Выборы Президента РФ. Практика. Анализ текста Конституции. Тема 6.4. Гражданское право. Финансовое право. Теория. Понятие и структура гражданского права. Понятие договора, его виды. Понятие права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Права потребителей, их защита. Понятие и сущность наследования. Порядок заключения и расторжения брака. Права супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Практика. Решение ситуационных заданий. Анализ Закона о защите прав потребителя. Тема 6.5. Трудовое право. Теория. Понятие трудовое право, его принципы и источники. Коллективный договор. Занятость и безработица. Трудовой договор. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Практика. Анализ Кодекса законов о труде РФ. Тема 6.6. Административное право. Уголовное право. Теория. Административное право. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Понятие и принципы уголовного права. Понятие преступления и его виды. Уголовная ответственность и наказание. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Уголовное судопроизводство. Практика. Решение ситуационных заданий. Анализ Уголовного кодекса. Тема 6.7. Международное право. Теория. Понятие, источники и принципы международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации. Международная защита прав детей. Международное гуманитарное право. Международно-правовая ответственность. 18 Практика. Решение ситуационных заданий. Анализ Конвенции о правах ребенка. Раздел 7. Духовная жизнь. Тема 7.1. Духовная культура. Мировоззрение. Ценности. Теория. Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 7.2. Культура и духовная жизнь. Средства массовой информации. Теория. Понятие культуры. Трактовки термина «культура». Понятие духовной жизни человека. Формы культуры. Виды культуры. Типы культуры. Народная культура. Массовая культура. Элитарная культура. Понятие субкультуры. Виды и типы субкультур. Средства массовой информации и их значение. Роль телевидения в культурной жизни общества. Тенденции развития духовной жизни современной России. Практика. Решение ситуационных заданий. Тема 7.3. Религия как феномен культуры. Теория. Понятие религии. Роль религии в жизни общества. Религия как феномен культуры. История развития и становления религий. Мировые религии. Межконфессиональные отношения. Принципы свободы совести. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия и наука. Религия в современном мире. Практика. Знакомство с историческими источниками. Тема 7.4. Искусство как вид духовного производства. Теория. Понятие искусства. Искусство как вид человеческой деятельности. Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства. Происхождение искусства. Виды и жанры искусства. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Миф и реальность современного искусства. Значение искусства для человека и человечества. Практика. Знакомство с историческими источниками. Тема 7.5. Образование как вид духовного производства. Теория. Понятие образования. Образование как вид духовного производства. Цели образования. Задачи образования. Формы образования. Основные элементы системы образования. Ценность образования. Самообразование. Значение образования для самореализации. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Наука. Функции современной науки. Этика 19 науки. Практика. Диспут «Ценность образования. Его роль и значение в информационном обществе». Раздел 8. Человек в современном обществе. Практика. Итоговая аттестация. Итоговое тестирование. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для определения результативности освоения программы обучающимися 2 раза в год проводится аттестация: промежуточная – в декабре по итогам 1 полугодия, итоговая – в мае, а также текущая – в конце каждого раздела. Формы проведения аттестации: выполнение практических заданий; тестирование; опрос; зачётная работа. Основной формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Человек в современном обществе» является итоговое тестирование (Приложение № 1). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для реализации задач и достижения поставленных целей в учебном процессе используются новейшие педагогические технологии, в основе которых лежат: личностно-деятельностный поход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе. Используются методы и приемы развивающего, проблемного, модульного и дифференцированного обучения. Формы проведения занятий: семинар, практикум, лекция, конференция, дискуссия, консультация, деловая игра, коллоквиум. Задача педагога – включить каждого обучающегося в познавательную деятельность, в процесс нахождения истины, заинтересовать его этим процессом, поэтому в центре внимания такие формы занятий, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между педагогом и обучающимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Представить трудный научный материал в увлекательной форме и добиться успешного решения, поставленных задач. При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях. 20 Усвоение материала контролируется при помощи опросов и письменных работ, тестирования. Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в форме зачетной работы. Материально-технические условия реализации программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения, таких как ноутбук; видеопроектор; экран. 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ 1. Арбузкин А.М. Обществознание. В 2-х т.: Учебное пособие. – М.: Зерцало-М, 2013. 2. Брандт М.Ю. Обществознание: понятия и термины. – М.: Экзамен, 2014. 3. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 (официальный текст). – М.: Проспект, 2017. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 20.11.1994 № 51-ФЗ. – М.: Проспект, 2018. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. – М.: Проспект, 2018. 6. Глазунов Н.М., Гобозов И.А., Дерябина Е.М. Обществознание: Учебное пособие. /Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2013. 7. Домашек Е.В., Вильчинская О.В., Чагина А.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950). – М.: Норматика, 2015. 9. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. – М.: Омега-Л, Рипол Классик, 2016. 10. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. – М.: Айрис-Пресс, 2016. 11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. – М.: Кодекс, 2018. 12. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2013. 13. Кравченко А.И. Обществознание. – М.: Проспект, 2015. 14. Липский Б.И. Обществознание: Учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2015. 15. Макаров О. Обществознание: Мультимедийный курс. – СПб: Питер, 2012. 16. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2012. 17. Мушинский В.О. Обществознание: Учебник. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. – М.: Проспект, 2018. 19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. – М.: Проспект, 2018. 20. Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: методические рекомендации для студентов. – Томск: Центр учебно-методической литературы 22 ТГПУ, 2003. 21. Неровня Т.Н. История экономики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 22. Обществознание: Учебное пособие. /Под ред. А.В. Опалева. – М.: ЮНИТИ, 2016. 23. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке: Учебник. /Под ред. Л.В. Полякова. – М.: ИНФРА-М, 2006. 24. Основы права: Учебник. /Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. 25. Рассолов М.М. Основы обществознания: Учебно-методическое пособие для поступающих в юридический вуз. – М.: РПА Минюст РФ, 2011. 26. Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Королева Г.Э. ЕГЭ-2017. Обществознание: Тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2017. 27. Рутковская Е.Л., Лискова Т.Е., Котова О.А. ЕГЭ-2017. Обществознание: Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2017. 28. Сафразьян А.Л. Обществознание за 20 минут: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. 29. Сафразьян А.Л. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2015. 30. Сычев А.А. Обществознание: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 31. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. – М.: Проспект, 2018. 32. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. – М.: Эксмо, 2018. 33. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. 34. Черникин П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. 35. Шевченко С.В., Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание: полный справочник. /Под ред. П.А. Баранова. – М.: Астрель, 2013. 23 Приложение № 1 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Основной формой подведения итогов для определения уровня знаний является итоговое тестирование. Диагностические задания Тест № 1 1. К какой сфере общественной жизни относится проведение научной конференции, посвященной памяти известного ученого? 1) социальной; 2) политической; 3) духовной; 4) экономической. 2. К глобальным демографическим проблемам относится: 1) деятельность террористических организаций; 2) снижение рождаемости в странах Запада; 3) распространение наркомании в подростковой среде; 4) загрязнение естественной среды. 3. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе: a) в традиционном обществе достижения науки и техники сталиактивно внедряться в хозяйственную деятельность; b) в традиционном обществе произошло отделение религиозныхорганизаций от государства 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 4. И человеку, и животному свойственна способность: 1) абстрактно мыслить; 2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий; 3) пользоваться предметами, данными природой; 4) оценивать свое поведение. 5. Примером какого вида деятельности является реорганизация Правительства и администрации Президента РФ? 1) ценностно-ориентировочной; 2) социально-преобразовательной; 3) материально-производственной; 4) прогностической. 6. Верны ли следующие суждения о личности? 24 a) личность формируется под влиянием врожденных качеств ивоздействия социальной среды; b) качества личности не зависят от исторической эпохи и типакультуры 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 7. Рациональное познание, в отличие от чувственного, использует приизучении предмета такую операцию, как: 1) выявление пространственного расположения; 2) отображение формы; 3) определение цвета; 4) анализ нескольких признаков. 8. Что характеризует эмпирический уровень научного познания? 1) объяснение изучаемых фактов и явлений; 2) выдвижение и обоснование гипотез; 3) научное моделирование; 4) описание предметов и явлений. 9. Верны ли следующие суждения об истине? a) истина – это соответствие знаний интересам человека; b) истина – это соответствие мысли действительности 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 10. Что из перечисленного относится к средствам массовой информации? 1) международный кинофестиваль; 2) радиостанция; 3) киностудия; 4) театр. 11. Наука – это: 1) единственная форма познания; 2) особый вид деятельности; 3) вид первичного социального контроля; 4) показатель социального статуса. 12. Верны ли следующие суждения о науке и научной деятельности? a) единство науки, техники и технологий определяет сущностьнаучнотехнического прогресса; b) цель научной деятельности - производство нового знания и новыхтехнологий 25 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 13. Государство стремится не допускать увеличения безработицы до уровня, вызывающего социальную напряженность в обществе. Это характеризует выполнение государством экономической функции: 1) защиты прав собственности; 2) производства общественных благ; 3) регулирования денежного обращения; 4) обеспечения занятости. 14. Для акционерного предприятия, в отличие от государственного,характерно: 1) участие выборных работников в управлении производством; 2) использование труда наемных работников; 3) внедрение ресурсосберегающих технологий; 4) соблюдение технологической дисциплины. 15. Свободная конкуренция больше соответствует интересам народного хозяйства, чем монополия. Функционирование какой экономической системы подтверждает это высказывание? 1) рыночной; 2) натуральной; 3) командной; 4) традиционной. 5) Изменение условий предоставления банками кредитов отражает ситуацию, сложившуюся на рынке: труда; 6) товаров и услуг; 7) сырья и материалов; 8) капиталов. 16. Что является доходом государственного бюджета? 1) социальное пособие по безработице; 2) заработная плата государственных служащих; 3) арендная плата за использование государственных земель; 4) государственные субсидии пищевой промышленности. 17. Минимальный доход, необходимый для удовлетворения важнейших жизненных потребностей человека – это: 1) социальное пособие; 2) средняя заработная плата; 3) прожиточный минимум; 4) семейный бюджет. 26 18. Показателем эффективности производства является: 1) превышение доходов над затратами; 2) увеличение объемов производства; 3) повышение квалификации управленческих кадров; 4) рост числа наемных работников. 19. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении? a) спрос потребителя ограничивается его покупательными возможностями; b) c ростом предложения всегда увеличивается спрос 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 20. Социальная общность людей, занимающих промежуточное положение по отношению к представителям устойчивых социальных групп, называется: 1) элитой; 2) маргиналами; 3) номенклатурой; 4) люмпенами. 21. Какое социальное явление иллюстрирует следующий пример: автомеханик получает работу слесаря в другой фирме? 1) социальную стратификацию; 2) социальную мобильность; 3) социальное неравенство; 4) социальный конфликт. 22. Фермер из Дании с детства увлекается собиранием птичьих перьев, ему удалось создать Музей перьев. Это пример: 1) позитивного отклоняющегося поведения; 2) соответствующего обычаям поведения; 3) соответствующего традициям поведения; 4) негативного отклоняющегося поведения. 23. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах общественной жизни - пример проявления функции: 1) эмоциональной поддержки; 2) духовного общения; 3) организации семейного досуга; 4) первичного социального контроля. 24. К числу основных признаков этнической общности относится: 1) общность языка; 2) разделение властей; 3) государственный суверенитет; 27 4) наличие аппарата управления. 25. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? a) социальная роль определяет модель поведения в той или инойситуации; b) все социальные роли формально закрепляются за человеком 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 26. К системе сдержек и противовесов между ветвями власти в РФ относится: 1) проведение Конституционным судом экспертизы указов Президента наих соответствие Конституции; 2) введение постов представителей Президента в федеральных округах; 3) развитие обществ защиты прав потребителей; 4) формирование Государственного совета при Президенте РФ. 27. К основным признакам государства относится: 1) наличие политических партий; 2) территория, на которую распространяется власть; 3) унитарная форма государственного устройства; 4) парламентская форма правления. 28. Какой тип избирательной системы действует в стране, если выборы в представительные органы осуществляются по одномандатным избирательным округам и победителем считается кандидат, набравший большинство голосов? 1) пропорциональная; 2) смешанная; 3) правовая; 4) мажоритарная. 29. Какой из указанных признаков характеризует государство тоталитарного типа? 1) внесудебное преследование представителей оппозиционных движений; 2) разделение и независимость ветвей власти; 3) свободное распространение информации по каналам средств массовой информации; 4) регулярные конкурентные выборы в представительные органы всехуровней. 30. Верны ли следующие суждения о политических партиях? a) политическая партия, как правило, является носителем определенной идеологии; 28 b) Политическая партия стремится к завоеванию политическойвласти 1) верно только –a; 2) верно только –b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 31. Под «естественным правом» принято понимать: 1) неотъемлемые права человека, принадлежащие ему по праву рожденияи имеющие абсолютную ценность; 2) поведенческие акты человека, которые проявляются инстинктивно; 3) совокупность норм, регулирующих взаимодействие общества и природы; 4) исторически возникшие правила поведения, в настоящее время существующие в виде обычая. 32. Источником (формой) права считают: 1) совокупность представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, о должных нормах общения между людьми; 2) выступление Уполномоченного по нравам человека на международной конференции по праву; 3) теоретически обоснованные и получившие практическое подтверждение исследования ученых-правоведов; 4) нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения. 33. Опоздание на работу нарушает нормы права: 1) гражданского; 2) административного; 3) трудового; 4) гражданско-процессуального. 34. Согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы: 1) защиты прав и свобод человека и гражданина; 2) амнистии и помилования; 3) войны и мира; 4) обороны и безопасности. 35. Функцией Государственной Думы является: 1) назначение на должность Генерального прокурора; 2) объявление амнистии; 3) назначение выборов Президента; 4) утверждение изменения границ. 36. Какое из прав может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения? 29 1) на судебную защиту; 2) на образование; 3) на свободу слова; 4) на презумпцию невиновности. 37. Верны ли следующие суждения о законе? a) закон отличается особым порядком принятия; b) закон обладает высшей юридической силой 1) верно только –a; 2) верно только –b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Тест № 2 1. К какой сфере общественной жизни относится ратификация парламентом международного договора о сотрудничестве в области космических исследований? 1) экономической; 2) социальной; 3) политической; 4) духовной. 2. К глобальным проблемам современного общества относится: 1) создание региональных конфедераций государств; 2) информатизация системы образования; 3) интенсивное развитие науки; 4) деятельность международных террористов. 3. Верны ли следующие суждения об отношениях природы и общества? a) общество является частью природы; b) наличие или отсутствие природных ресурсов влияет на развитиеобщества 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 4. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает: 1) знания и умения; 2) чувства и волю; 3) физическое развитие; 4) возрастные особенности. 30 5. Осознание и оценка своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в мире лежит в основе: 1) самосохранения; 2) самореализации; 3) самообразования; 4) самосознания. 6. Верны ли следующие суждения об ответственности личности? a) чувство ответственности дано человеку от рождения; b) Ответственность является исключительно внутренним качествоми не связана с внешними формами воздействия на человека 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 7. Образ предмета, созданный на основе его восприятия, называется: 1) ощущением; 2) представлением; 3) понятием; 4) суждением. 8. Что из перечисленного характеризует теоретический уровень познания? 1) объяснение изучаемых явлений; 2) наблюдение отдельных фактов и явлений; 3) проведение научного эксперимента; 4) установление научных фактов. 9. Верны ли следующие суждения об истине? a) истина - это соответствие знаний интересам человека; b) истина – это соответствие мысли действительности 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 10. Что из перечисленного относится к средствам массовой информации? 1) киностудия Уолта Диснея; 2) телеканал «НТВ»; 3) издательство «Художественная литература»; 4) передвижной цирк-шапито. 11. Какая из черт характеризует систему образования в РФ? 1) невозможность выбора типа образовательного учреждения; 2) бесплатность всех образовательных услуг в средней школе; 3) обязательность профессионального образования; 31 4) гарантированность изучения русского языка. 12. Верны ли следующие суждения о культуре? a) культура развивается как за счет новаторских достижений, так иза счет сохранения традиций; b) Культурные ценности не всегда практически полезны 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 13. Экономика как область знаний изучает: 1) критерии распределения производимых материальных благ; 2) последствия изменений климатических условий; 3) формирование институтов гражданского общества; 4) принципы построения правового государства. 14. Какая экономическая категория отражает права владельца имущества? 1) декларация; 2) кредит; 3) монополия; 4) собственность. 15. Государство исполняет роль основного хозяйствующего субъекта. Это характерно для экономической системы: 1) традиционной; 2) рыночной; 3) командной; 4) смешанной. 16. Каким образом государство поддерживает действие рыночногомеханизма? 1) обеспечивает защиту прав собственности; 2) стимулирует производство товаров только высшего качества; 3) увеличивает сектор государственной собственности; 4) снижает объемы используемых производственных ресурсов. 17. Методом борьбы с дефицитом государственного бюджета является: 1) усиление приватизации экономики; 2) ограничение внешнеэкономической деятельности; 3) снижение налогов на товары крупных фирм; 4) установление стабильного уровня цен. 18. Потребитель в рыночной экономике объективно заинтересован в: 1) устранении конкуренции; 2) равноценном обмене; 3) только дешевых товарах; 4) снижении производительности труда. 32 19. Внедрение достижений науки и техники в производство, как правило, способствует: 1) увеличению налоговых ставок; 2) гармонизации личных и общественных интересов; 3) снижению затрат производства; 4) повышению платежеспособности населения. 20. Верны ли следующие суждения о монополии и конкуренции? a) средством ограничения деятельности монополий в условиях рынка является регулирование цен государственными органами; b) усиление экономической свободы субъектов рынка способствует конкуренции 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны; 21. Социальная общность людей, занимающих промежуточное положениепо отношению к представителям устойчивых социальных групп, называется: 1) элитой; 2) маргиналами; 3) номенклатурой; 4) люмпенами. 22. Какое социальное явление иллюстрирует следующий пример:участковый врач становится главным врачом поликлиники? 1) социальную стратификацию; 2) социальное неравенство; 3) социальную мобильность; 4) социальный статус. 23. Считается неприличным курить на ходу, а тем более - в присутствии идущей рядом женщины. Это пример: 1) эстетических норм; 2) традиций и обычаев; 3) норм права; 4) правил этикета. 24. Материальное обеспечение престарелых родителей примерпроявления функции семьи: 1) экономической; 2) социального контроля; 3) эмоционально-психологической; 4) социально-статусной. 33 25. Для какой социальной общности характерна совокупность следующих черт: единство исторического пути, территории, литературного языка и духовной культуры? 1) демографической; 2) религиозной; 3) этнической; 4) политической. 26. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля? a) социальный контроль выполняет функцию поддержания стабильности в обществе; b) отсутствие или ослабление социального контроля ведет к беспорядку 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 27. Политический статус личности проявляется в: 1) получении второго высшего образования; 2) покупке акций нефтяной компании; 3) размещении крупного вклада в банке; 4) участии в избирательной кампании. 28. В любом государстве существует (-ют) 1) многонациональная структура населения; 2) налоги и сборы; 3) гарантированные права меньшинств; 4) конкурентные альтернативные выборы. 29. Избирательные системы в демократических странах обязательнопредполагают: 1) альтернативность выборов; 2) проведение выборов по мажоритарной системе; 3) проведение выборов в два тура; 4) выдвижение не более трех кандидатов. 30. Какой из указанных признаков характеризует государствототалитарного типа? 1) внесудебное преследование представителей оппозиционных движений; 2) разделение и независимость ветвей власти; 3) свободное распространение информации по каналам средств массовой информации; 4) регулярные конкурентные выборы в представительные органы всехуровней. 31. Верны ли следующие суждения о правовом государстве? 34 a) для правового государства характерно верховенство закона, единого для всех членов общества; b) главным отличием правового государства является разветвленнаясистема законодательства 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 32. Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда: 1) устанавливают справедливость; 2) устанавливаются государством; 3) гарантируют равноправие; 4) одобряются всем обществом. 33. Какие нормативные акты вправе издавать Президент РФ? 1) федеральные законы; 2) постановления; 3) указы; 4) приказы. 34. Какое правонарушение является административным? 1) превышение водителем скорости движения; 2) хищение имущества; 3) фальсификация итогов избирательной кампании; 4) ложное сообщение о готовящемся взрыве. 35. Если международным договором, подписанным РФ, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены действующим в РФ законом, то, согласно Конституции РФ: 1) применяются правила международного договора; 2) расторгается международный договор; 3) применяются правила, предусмотренные законом РФ; 4) в международный договор вносятся изменения. 36. После принятия закона Государственной Думой он передается на рассмотрение: 1) законодательным собраниям республик; 2) правительству; 3) Совету Федерации; 4) Конституционному Суду. 37. Одно из издательств нарушило авторское право гражданина. Куда он должен обратиться для защиты своих прав и интересов? 1) в суд; 2) в прокуратуру; 3) в органы внутренних дел; 35 4) в нотариальную контору. 38. Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности? a) правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица; b) правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта 1) верно только – a; 2) верно только – b; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны 36