ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Щукова Г.С., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Федеральные нормативные документы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Направленность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» относится к технической направленности. Программа направлена на развитие у младших школьников технического творчества, определяющейся как продуктивной деятельностью, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. В младшем школьном возрасте устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, развивается любознательность, формируется интерес к техническому творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Одним из видов продуктивной деятельности и технического творчества является моделирование из пластичных материалов и конструирование. Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что, конструирование и моделирование из пластичных материалов способствует развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук ребенка, что содействует улучшению речевой функции, развитию творческой фантазии, воображения, абстрактного и конструкторского мышления. У детей формируются начальные конструкторские умения проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и объемнопространственное мышление. Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что способствует развитию у школьников эмоционально-эстетических чувств, художественного восприятия, навыков изобразительного и конструктивного творчества. Для этого образовательная деятельность построена таким образом, чтобы в итоге дети могли использовать полученные умения для изготовления самостоятельного продукта. Этой цели служат все используемые техники и способы создания творческих работ в продуктивной деятельности. Отличительные особенности программы Программа построена на интегрировании различных образовательных областей, что открывает возможности для реализации идей обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа включает следующие виды творческой деятельности: моделирование из пластилина, пластилинография, тестопластика, роспись, художественное оформление поделок, конструирование из бросового материала, коллективные композиции. Особенность идеи в том, что чередование материалов и техник выполнения изделий способствует смене впечатлений и поддерживает постоянный интерес к работе как к увлекательной игре. Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Новизна программы Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования и моделирования. Во время работы с пластичными материалами ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе модельно-конструкторской деятельности ребенок воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое творчество способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности. Адресат программы Данная общеобразовательная программа ориентирована на обучение детей 6-7 лет, независимо от пола ребёнка. Возрастные особенности детей 6 - 7 лет - Это период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. (Величина, форма предметов, положение в пространстве) Мышление в этом возрасте характерно переходом от нагляднодейственного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения практических действий.) 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий). Дети решают задачу в наглядном плане, и могут указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из бросового и природного материала. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.) Объём и сроки освоения программы. Программа стартового уровня рассчитана на 1 год обучения. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, самую минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Данная программа - первая ступень, переход на другую общеобразовательную программу обучения «Глиняная фантазия» (при желании). Этот год является вводным, направлен на первичное знакомство с конструированием и моделированием из пластилина, дает обучающимся стартовые знания. Общее количество часов - 72 часа в год. Формы обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса Обучение по программе проходит в форме групповых занятий, обучающихся одного возраста, состав группы постоянный. Количество обучающихся в группе от 10 до 15 человек. В группу принимаются все желающие. Набор детей проводится в начале учебного года. При записи ведется беседа для ознакомления с предстоящей работой и содержанием занятий. Обучение по программе предполагает формирование интересов и мотивации к данной предметной области. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет не более 30 минут. Цель и задачи программы Цель программы - создание условий для развития основ технического мышления детей в процессе формирования навыков и умений начального технического моделирования с помощью различных материалов. Задачи Обучающие: - сформировать основы технического мышления и навыки начального технического моделирования; - научить последовательно планировать этапы работы, работать по описанию, образцу. - развивать конструкторские способности, расширять кругозор; - обучить правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании; -обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивающие: - развить интерес к техническому моделированию; - сформировать у воспитанников умения анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога, развивать эстетический вкус, - развивать внимание, воображение, память, познавательное мышление; - развивать трудовые навыки, творческий подход к делу, самостоятельность, навыки самоконтроля и самооценки. - развивать мелкую моторику рук и глазомер. Воспитательные: - воспитывать усидчивость, аккуратность, коллективизм, ответственность, чувство взаимопомощи; - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. - воспитывать стремление к творческому подходу. Содержание программы Учебно-тематический план № Наименование темы Количество часов Теоретическая часть Практическая часть Всего Форма аттестации 1 Вводное занятие. 1 - 1 2 Лепка объёмных фигур из пластилина. 2 18 20 3 Пластилинография 2 8 10 4 Тестопластика 2 18 20 2 8 10 2 8 10 Викторина 1 12 62 1 72 Отчетная выставка 5 6 7 Коллективные композиции. Конструирование из бросового материала Итоговое занятие Итого: Беседа Викторина «Приемы моделирования объёмных фигур» Викторина по теме «Цветоведение» Викторина по теме «Тестопластика» Выставка творческих работ Содержание образовательной программы. 1. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с группой. 2. Лепка объемных фигур из пластилина. Теоретическая часть Беседа. Разновидности пластилина и его назначение. Необходимые инструменты и приспособления для лепки. Знакомство с различными приемами лепки. Базовые фигуры – валик (колбаска), жгутик, шарик, овал, капля. Приемы скатывание, раскатывание, размазывание, сплющивание, присоединение. Поделки малых форм. Практическая часть Лепка фруктов, овощей, животных, насекомых, игрушек, мебели. Смешивание цветов. Использование на занятиях природного и подручного материала. Виды лепки - предметная, сюжетная, декоративная. Форма контроля - викторина по теме «Приемы моделирования объёмных фигур». 3. Пластилинография. Теоретическая часть Пластилинография- аппликация из пластилина. Цветоведение. Смешивание цветов. Аппликация на картоне и пластиковых формах. Обратная аппликация. Практическая часть А) рисунок на пластилиновой основе; Б) налепные украшения; В) объемные пластилиновые картины из жгутиков. Форма контроля- викторина по теме «Цветоведение». 4. Тестопластика. Теоретическая часть Технология приготовление соленого теста, способы изготовления изделий, материалы и инструменты, использование различного материала, сушка и обжиг, способы сушки, подрумянивание, цветовые эффекты и глазирование, раскрашивание изделий. Практическая часть 1. «Песочные фигурки». 2. Рельефные изображения. 3.Объемные фигурки на основе баночек и стаканчиков из-под йогурта. 4.Миниатюрные фигурки. 5. Полуобъемные картины сказок. Форма контроля – викторина по теме «тестопластика» 5. Коллективные композиции. Теоретическая часть Знакомство с техникой «Полубъемная композиция», последовательное создание композиции. Практическая часть Создания эскиза, лепка фигур, роспись и оформление композиции. Форма контроля- выставка творческих работ. 6. Конструирование из бросового материала. Теоретическая часть Виды бросового материала и их способы обработки. Конструирование игрушек из капсул, бумажных стаканчиков, коробок и коробков. Практическая часть Поделки из пластикового бросового материала. Индивидуальная творческая работа. Форма контроля- Викторина по разделу «Виды бросового материала и их способы обработки», «Поделки из бросового материала». 7. Итоговое занятие. Оформление выставки. Подведение итогов. Ознакомление родителей с достижениями детей. Планируемые результаты Планируемые результаты формируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые обучающимися в процессе изучения программы. Личностные результаты освоения программы «Умелые ручки»: У обучающихся будут сформированы: - интерес к конструированию и моделированию; -потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе под руководством педагога; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца; - развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированной способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением творческого видения с позиций педагога, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -умение правильно строить самостоятельную творческую деятельность, Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в техническом творчестве, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. - соблюдать технику безопасности в работе; - правильно организовать свое рабочее место; - пользоваться инструментами и приспособлениями для лепки; - самостоятельно выполнять поделки и композиции с использованием бросового материала, природных материалов; - предавать форму предмета в объеме, его признаки, величину, - логически последовательно воспроизводить несложные формы в лепке, - выполнять творческие работы для своего возраста. Результаты обучения: К концу учебного года обучающиеся будут знать: - знать правила поведения в кабинете, технику безопасности на перемене и на занятиях; - знать базовые геометрические фигуры; - основные правила работы с инструментами и материалами при работе с пластилином, соленым тестом; - соблюдать последовательность конструирования поделки; - приёмы моделирования и конструирования из пластилина; - последовательность изготовления сюжетной композиции. уметь: - правильно организовать своё рабочее место; - правильно пользоваться инструментами и приспособлениями; - передавать строение, величину, пропорции, характерные признаки предметов с натуры и по памяти; - узнавать основные геометрические фигуры в объектах, выделять их; - составлять заданные объекты из предложенных частей; - последовательно конструировать и моделировать конструкции из пластилина, бросового материала; - создавать коллективные композиции. Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий Календарный (Приложение 4) Год обучения 1 учебный график Дата Дата начала окончания обучения обучения по программе по программе 15.09.202_ 31.05.202_ программы «Умелые ручки» Всего учебных недель Количество учебных Часов Режим занятий 36 72 2 раза в неделю по 1 часу Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение 1. Необходимое оборудование. Помещение: большое, светлое, проветриваемое. Основным источником освещения должны быть светильники равномерного рассеивания. Рабочие столы размещаются так, чтобы детям удобно было заниматься. Высота столов и стульев должна соответствовать росту ученика. В кабинете необходима доска для выполнения эскизов и технических рисунков. Стеллажи для размещения наглядного материала и детских поделок. Шкаф для хранения оборудования и незаконченных работ обучающихся. 2. Необходимые инструменты для работы с пластилином, тестом: стеки, кисть, валик для раскатывания теста, зубочистка, деревянная, карманная расческа, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, кофейное ситечко, чесноковыжималка, пробки с резьбой от бутылок, специальное колесико для резки теста. 3. Дидактические средства. Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: - индивидуальные комплекты дидактического материала, для каждого обучающегося (трафареты, шаблоны и пр.); - таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; - альбомы с образцами, фотографиями. - наглядный материал; - литература; - раздаточный материал; - образцы. Информационное обеспечение Электронные образовательные ресурсы: 1. https://handsmake.ru/podelki-iz-plastilina.html 2. https://www.maam.ru/ 3. https://childdevelop.ru/practice/2630/ 4. https://iknigi.net/avtor-darya-koldina/71723-lepka-s-detmi-5-6-let-konspektyzanyatiy-darya-koldina/read/page-1.html Дарья Колдина Книга «Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий» 5. http://doshkolnik.ru/podelki-iz-plastilina.html 6. https://yandex.by/collections/user/dobrodar-info/lepka-iz-plastilina/ Презентации: «История пластилина», «Виды пластилина», «Виды рельефа», «Новый год шагает по планете», «Русские народные сказки», мультимедийные универсальные энциклопедии про животных и насекомых, Аудиовизуальные материалы: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные видеофильмы, мультфильмы, аудио-записи. Кадровое обеспечение Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения технической направления с обучающими. Формы аттестации В начале учебного года проводится входная диагностика с целью определения уровня подготовки детей к обучению. На основе анализа полученных результатов планируется работа со всей группой обучающихся. В середине и в конце учебного года - промежуточный и итоговый контроль с целью определения уровня усвоения программы. Промежуточная и итоговая аттестация теоретических знаний воспитанников по программе «Умелые ручки» проводится в форме викторины и фиксируется в таблице. Практические навыки представляют в форме выполнения самостоятельной работы. Исходя из принципов построения программы, диагностика результативности проводится по двум направлениям: – диагностика формирования общеучебных умений и навыков (приложение № 1); – диагностика специальных знаний, умений и навыков (приложение № 2). Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка, который фиксируется в таблице (приложение №3) по следующим параметрам: • овладение умениями и навыками, предусмотренными программой; • развитие художественно-эстетического вкуса; • личностный рост, развитие общительности, работоспособности; •формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности. Результативность усвоения программы определяется положительной динамикой развития каждого ребёнка. Программа предусматривает замену одних изделий на другие в рамках одной темы, что даёт возможность педагогу подобрать работу сообразно сил и умений разных детей, вводить новые технологии, материалы. Оценочные материалы Индикатором эффективности реализации учебной дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» является мониторинг отслеживания усвоения учебной программы всей группой и каждого ребенка отдельно. Мониторинг результатов освоения детьми программы вносится в таблицу диагностирование детей в конце учебного года. Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход. Высокий уровень: - Ребёнок уверенно владеет приёмами моделирования из пластилина; - Умеет самостоятельно достигать цель; - Проявляет начало творческих способностей. Средний уровень: - Ребёнок не уверенно владеет приёмами моделирования из пластилина; - Недостаточная самостоятельность; - Замысел реализуется частично. Низкий уровень: - Ребёнок овладевает приёмами моделирования из пластилина с помощью взрослого; - Отсутствует самостоятельность, интерес; - Замысел не реализован, работа не доведена до конца. Для отслеживания результатов обучающимися программного материала предусматриваются следующие формы контроля: - устный опрос по пройденному теоретическому материалу. - наблюдение за практической работой детей; - самостоятельное выполнение работы; - викторина; По итогам учебного года организуется отчетная выставка творческих работ обучающихся. Работы оцениваются по следующим критериям: - качество выполнения творческой работы; - степень самостоятельности; - уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Для закрепления знаний, умений и навыков детей по каждой теме допускается вариативная форма работы изготовления творческих работ по желанию детей. Методические материалы Методы обучения Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки обучающихся, эмоционального настроя группы и желания учащихся работать. Используются: Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация. Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму. Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, при разработке творческих самостоятельных работ. Эвристический метод: обучающиеся самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений изготавливают новые творческие работы, проводят поиск новых решений. Проблемно-исследовательские методы: обучающиеся совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии. Игровые методы: занятие-путешествие, викторина, игра. Педагог должен стремиться к созданию на занятиях атмосферы увлеченности и творческой активности детей, этому способствует возможность коллективного выполнения работ и игровой метод обучения. Формы организации занятий 1. Практическое занятие; 2. Игра, праздники, соревнования; 3.Путешествия, конкурсы; 4. Творческие выставки. Педагогические технологии В основе работы лежит технология продуктивного обучения, когда работая над изделиями: - дети обучаются основам профессионального мастерства, - изучают историю народных промыслов, - комплексно овладевают разными знаниями и умениями, - развивают коммуникативные и другие личностно и общественнозначимые качества. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание каждого занятия включена гимнастика для глаз, которая корректирует зрение детей, снимает усталость и напряжение, пальчиковая гимнастика, развивающая гибкость, подвижность кисти и мелкую мускулатуру рук, физкультминутки, снижающие утомление и статическое напряжение. Алгоритм учебного занятия Структура занятия состоит из четырех частей: 1. Вводная часть; 2.Теоретическая часть; 3.Практическая часть; 4. Рефлексия, итоги занятия. 1.Вводная часть. Вводная часть строится в виде беседы или рассказа. На вводном занятии целесообразно обобщить представления детей о процессе работы, инструментах и материалах, показать образцы изделий, которые дети смогут смастерить сами на занятиях. Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти знания. Можно подготовить небольшой рассказ о работе объединения, который заинтересует детей, показать самодельные поделки. 2.Теоретическая часть. Для освещения теоретических вопросов, используются такие методы работы, как беседы, сопровождающиеся показом репродукций и презентаций, просмотр и анализ образцов моделей. Одновременное действие наглядных и словесных методов особенно четко проявляется в процессе рассматривания, обследования формы предмета перед его моделированием, дети определяют цвет, пропорции, сравнивают формы между собой. В теоретической части занятия, идет последовательный показ, объяснение техники исполнения игрушки. Для этого используется дидактический материал: «Технологическая карта изготовления моделей». 3. Практическая часть. Практическая часть включает в себя процесс изготовления игрушки одновременно с показом и объяснениям педагога. В конце занятия проводится закрепление изученного материала в виде короткой беседы и подведение итогов. Дидактические материалы 1.Технологические карты «Приемы моделирования», «Основные формы моделирования», «Цветоведение», «Моделирование объёмных фигур животных», «Расположение ушек и мордочек», «Глаза», «История пластилина», «Пластичные материалы», «Цветовой круг», «Изготовление оберега», «Мастерская Деда Мороза», «Изготовление объемных игрушек из современных пластичных материалов». 2. Дидактические игры «Собери целое», «Сложи узор», «Аппликация из геометрических фигур», «Найди отличия», «Светофор - твой друг», «В мире Ребусов», «любимый город», «техника», «военная техника», «морской флот», «Космос». 3.Разработка упражнений для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, снижающие утомление и статическое напряжение. Рабочая программа воспитания Цель воспитательной программы создание условий для самореализации личности ребенка. Программа воспитания ведется по следующим направлениям: 1. Модуль «Воспитываем и познаем». Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки» направлены на развитие познавательных интересов, накопление знаний, осуществления совместной продуктивной деятельности, формирование собственного мнения, и уважительное общение со сверстниками и взрослыми. 2. Модуль «Воспитываем, создавая и сохраняя традиции» включает проведения традиционных мероприятий учреждения, направлены на приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества, включение обучающихся в разнообразные виды социальной деятельности. 3. Модуль «Воспитываем вместе» направлен на работу с родителями совместное решение проблем личностного развития детей. 1. 2. 1. 3. 4. 5. Формы воспитательной работы. Практическое занятие; Игра, праздники, соревнования; Экскурсии в музеи, на авторские выставки; Встречи с творческими людьми; Выставки; Творческие отчеты. Планируемые результаты и формы их проявления. Сплочение коллектива, Дружелюбное и уважительное общение со сверстниками и взрослыми. Рост результативности Участие в выставках, мероприятиях разного уровня Включение родителей в образовательный и воспитательный процесс Участие родителей совместно с детьми в мастер классах, соревнованиях, проектах. Участие в выставках. Создание коллективных работ. формирование собственного мнения, и уважительное общение со сверстниками Уважительное отношение к Взаимопомощь сверстникам, младшим. Совместная родителям, к старшим, деятельность с родителями. заботливое отношение к младшим. Испытывали чувство гордости за свою страну Участие в выставках, патриотических акциях «Подарок ветерану». Приобщение к русской национальной культуре, к традициям и праздникам. Участие в народных играх- «Масленичные посиделки», «Зимние забавы на Руси», инсценировке русских народных сказок. Календарный план воспитательной работы Направления № № воспитательной п работы п «Воспитываем 1 и 1. познаем»: 2. Форма и название мероприятия события 1.«Мой край любимый» Экскурсия на природу. Цель и краткое содержание Развивать бережное отношение к окружающей природе. Беседа «Береги лес», сбор природного материала. Конкурс поделок 2.«Русские Приобщение к русской народные национальной культуре. сказки» Русские народные игры. Викторина Моделирование сказочных героев и инсценирование русских народных сказок. Модуль 2 1.Посвящение в Знакомство детей с «Воспитываем, кружковцы. традициями учреждения, создавая и Командная игра воспитание дружеских сохраняя взаимоотношений. традиции». Интеллектуальные, творческие конкурсы. 2.Новогодний Приобщение детей к утренник традициям и обычаям Играсовременного путешествие российского общества.. Творческие конкурсы. 3.«День Беседа об истории защитника праздника. отечества» Конкурсы для мальчиков. Рыцарский Конструирование турнир. открытки «Подарок папе» 4.«Международн Воспитывать уважительное отношение ый женский к старшему поколению. день» Беседа об истории праздника. Творческие конкурсы для девочек. Конструирование открытки для мамы Воспитывать чувство 5«День гордости за свою страну, космонавтики Конструирование макетов космического корабля из Сроки провед ения Ответственный исполнитель сентяб рь Педагог ДО ноябрь Педагог ДО октябр ь Методист декабр ь Методист феврал ь Педагог ДО март Педагог ДО апрель Педагог ДО различных материалов. 3 Модуль «Воспитываем вместе». 6«О подвигах, о Воспитание чувства Май, доблести, о гордости за свою страну. июнь славе». Беседы «О Великой Экскурсия к отечественной войне», памятнику героях, военной технике. воинамКонструирование защитникам военной техники. Акция «»Подарок ветерану». Методист 1.Родительские собрания. Круглый стол Отчетная выставка Заинтересовать родителей Сентяб рь, май в необходимости развития творческого потенциала детей Беседа о творческих успехах детей. Педагог ДО 2. Мастер класс «Елочная игрушка» для детей и родителей. Формировать у родителей умение организовывать совместную работу с детьми. Эксперименты с пластичными материалами, совместная творческая деятельность. Педагог ДО Список литература Для педагога 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., Просвещение, 1991. 2. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек- сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. Учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1990. 3. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль: «Академия развития», 1999. 4. Горичева В. С., Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». – Ярославль: «Академия развития», 2000. 5. Данкевич Е. В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. - СПб.: «Кристалл»,1998. 6. Кисилев А., Острун Н. Самоделки: 40 уникальных идей. – Эгмонт Россия Лтд., 2002. 7. Левина М. 365 уроков труда. – М.: Рольф, 1999. 8. Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам. – М.: Айрис - пресс, 2004. Для обучающихся и родителей 1. Данкевич Е. В., Жакова О.В. Лепим из пластилина. – СПб.: «Кристалл», 2001. 2. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги». – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. 3. Чаянова Г. Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа- Плюс, 2005. 4. Энциклопедия поделок. – М.: «Росмэн», 2003. 5. Энциклопедия самоделок. – М.: «Аст - пресс»,2002. Приложение 1 Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся за ________________ уч. год Соблюдение социальной дистанции Взаимоотношение в коллективе Изложение собственных мыслей Достижение результата Самостоятельность Организационные Коммуникативные умения и навыки умения и навыки Планирование работы Результативность интеллектуальной деятельности Темп интеллектуальной деятельности Интеллектуальные умения и навыки Восприятие информации Ф.И. № обучающегося Интеллектуальные умения и навыки Восприятие информации 10 баллов - воспринимает информацию с первого предъявления 5 баллов - нуждается в дополнительных разъяснениях 0 баллов - нуждается в пошаговом разъяснении информации Темп интеллектуальной деятельности 10 баллов- выше, чем у других учащихся объединения 5 баллов - такой же, как у других учащихся объединения 0 баллов - значительно снижен Сред ний балл Результативность интеллектуальной деятельности 10 баллов- способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение 5 баллов - способен дать правильный ответ, но не может его обосновать 0 баллов - необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения Организационные умения и навыки Планирование работы 10 баллов- планирует работу до ее начала, обдумывает свои действия 5 баллов- планирует действия в ходе работы 0 баллов- вообще не составляет плана Самостоятельность в работе 10 баллов- работу выполняет самостоятельно 5 баллов- нуждается в небольшой помощи 0 баллов – постоянно нуждается в помощи Достижение результата 10 баллов – добивается запланированного результата 5 баллов - не доводит работу до окончательного результата 0 баллов- довольствуется любым результатом Коммуникативные умения и навыки Изложение собственных мыслей 10 баллов - может самостоятельно донести свою мысль до других 5 баллов - может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов 0 баллов - не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов Взаимоотношение в коллективе 10 баллов- обычно отстаивает свою позицию аргументированно 5 баллов- не всегда аргументированно отстаивает свою позицию 0 баллов -как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию Соблюдение социальной дистанции в ходе общения 10 баллов -обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения 5 баллов- не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения 0 баллов- как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения Вывод:_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Средний балл Проявление творчеств, фантазии самостоятельность выполнения творческой работы Качество выполнения модели Освоение технологий работы с пластичными материалами. Освоение технологий работы бумагой, картоном Знание геометрических фигур и объёмныех геометрические тел Умение пользоваться инструментами Освоение теоретического материала Правила техники безопасности Фамилия, имя ребёнка Организация рабочего места Приложение 2 Динамика формирования специальных умений и навыков в объединении «Умелые ручки» на _________________________ уч. год Приложение 3 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА личностного развития ребенка за _________ уч. год Проявление трудолюбия Трудовые качества Отношение к труду Взаимоотношение в коллективе Тип сотрудничества Поведенческие качества Конфликтность Интерес к занятиям в объединении Ориентацион ные качества Самооценка Самоконтроль Воля Организационноволевые качества Терпение Ф.И. № обучающегося Организационно-волевые качества Терпение- способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 1 балл- терпения хватает меньше чем на ½ занятия 5 баллов - терпения хватает больше чем на ½ занятия 10 баллов- терпения хватает на все занятие. Воля- способность активно побуждать себя к практическим действиям 1балл - волевые усилия побуждаются извне 5 баллов - усилия побуждаются иногда 10 баллов - волевые усилия побуждаются всегда Самоконтроль - умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). Сред ний балл 1 балл - постоянно действует под контролем извне 5 баллов - периодически контролирует себя сам 10 баллов - постоянно контролирует себя сам Ориентационные качества Самооценка - Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. 1 балл- завышенная, 1 балл - заниженная, 10 баллов - нормальная, Интерес к занятиям в объединении - осознанное участие ребенка в освоении образовательной программе 1 балл -интерес к занятиям продиктован извне 5 баллов - интерес периодически поддерживается самим ребенком, интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно, Поведенческие качества Конфликтность - способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации 0 баллов периодически провоцирует конфликты 5 баллов -в конфликтах не участвует, сам старается их избежать 10 баллов - пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты, Тип сотрудничества - умение воспринимать общие дела, как свои собственные 0 баллов - избегает участия в общих делах, 5 баллов - участвует при побуждении извне 10 баллов- инициативен в общих делах Взаимоотношение в коллективе 0 баллов - обособленное поведение 5 баллов - доброжелательное отношение друг к другу 10 баллов - способность выражать свои чувства, понимать и принимать другого, проявление чувства взаимопомощи и взаимовыручки в коллективе; Трудовые качества Отношение к полезному труду 0 баллов- неуважительное отношение к труду товарища 10 баллов-уважительное отношение к общему труду Проявление трудолюбия 0 баллов – не проявляет трудолюбие 10 баллов - способность организовать свою деятельность. Приложение 4 Календарный учебный график программы «Умелые ручки» 2. 3. 4 5 6 7 8 сентябрь 1. Месяц № пп Число Время Форма прове Занятия дения Кол- Тема Занятия во часов Форма контроля Вводное 1 занятие. Эксперимент Свойства пластилина Экскурсия 1 Эксперимент смешивание цветов практическое 1 занятие Моделирование из пластилина «Кошка на коврике» Наблюдение за практической работой Моделирование из пластилина «Осеннее дерево». Ига «цветовая задача» Моделирование из пластилина «Корзина с овощами» Наблюдение за практической работой практическое занятие практическое занятие практическое занятие Эксперимент Моделирование из пластилина «Ваза с фруктами» Моделирование из пластилина геометрические фигуры «Рыбки» Моделирование из пластилина «Морское дно» Моделирование объемных фигур конструктивным способом «черепашка» Моделирование конструктивным способом «Веселый краб» Наблюдение за практической работой Опрос «геометрические формы Наблюдение за практической работой Опрос «геометрические тела» 1 1 1 1 практическое 1 занятие Опрос «геометрические тела» ок тя бр ь практическое 1 занятие практическое 1 занятие практическое 1 занятие декабрь 9 практическое 1 занятие 10 11 12 14 практическое 1 занятие 1 15 1 16 1 17 1 18 1 19 1 13 Но яб рь 20 1 21 1 22 1 Моделирование из пластилина фигур «Поросенок» Моделирование из пластилина «Дельфин» Моделирование фигуры скульптурным способом «морской конек» Моделирование скульптурным способом «Крокодил» Опрос «геометрические фигуры» Наблюдение за практической работой Опрос «Способы лепки» Моделирование из пластилина «Попугай» Моделирование из пластилина «Фламинго» Моделирование из пластилина «Овечка» Моделирование из пластилина «Лев» Моделирование из пластилина «Филин» Моделирование фигуры человека «Веселый Клоун» Моделирование из пластилина «Лягушонок» Моделирование из пластилина "Белочка с грибочком" Моделирование из пластилина «Жираф». Моделирование из пластилина «Дракончик» викторина «Птицы» Наблюдение за практической работой Наблюдение за практической работой Наблюдение за практической работой Викторина «Животные теплых стран» Наблюдение за практической работой Опрос «приемы лепки» Наблюдение за практической работой Наблюдение за практической работой Наблюдение за практической работой Наблюдение за практической работой 1 Моделирование из пластилина «Обезьянка» Опрос «Каркас» 24 1 25 1 Опрос «геометрически фигур» Беседа «смешивание цветов» 26 практическое 1 занятие, Эксперимент 1 Моделирование фигур животных из геометрических фигур «Пони» Моделирование из пластилина пластичным способом "Уточка с утятами". Моделирование из пластилина пластичным способом «Жар-птица» Моделирование из соленого теста округлых форм "Снеговик" Моделирование из пластилина «Волшебные снежинки» Моделирование из пластилина «Дед Мороз» Моделирование из пластилина «Снегурочка» Моделирование из пластилина «пингвин на льдине». опрос Моделирование из пластилина «Снегирь на ветке» Моделирование из пластилина новогодней открытки Коллективная работа моделирование из пластилина «Новогодняя елка» Опрос «Д Зимние птицы» Игра- викторина «Новогоднее путешествие» Защита проекта Моделирование из соленого теста «Снежный зайчишка» Наблюдение за работой 27 Де ка бр ь 23 28 Наблюдение 29 Викторина 1 «Новогоднее путешествие по странам практическое 1 занятие практическое 1 занятие 30 31 практическое 1 занятие эксперимент 1 32 33 34 Ян ва рь 35 1 практическое 1 занятие. Консультиро вание практическое 1 занятие Опрос «приемы лепки Наблюдение за экспериментом Наблюдение за экспериментом Опрос Наблюдение за практической работой практическое 1 занятие практическое 1 занятие 36 37 38 39 практическое занятие практическое занятие практическое занятие. Работа по схемам практическое занятие 40 41 42 44 45 46 47 48 Фе вр ал ь 43 1 1 1 Моделирование из соленого теста «Звонкие колокольчики» Моделирование из соленого теста «овечка» Моделирование из соленого теста «Корова и теленок» Моделирование из пластилина панно «Заюшкина избушка» Моделирование из пластилина «Лиса-кумушка» Моделирование из пластилина «лыжник» Опрос «Приемы лепки из теста» Опрос «История соленого теста» Наблюдение за практической работой Беседа «Сказочный герой» Наблюдение Наблюдение практическое 1 занятие практическое 1 занятие практическое 1 занятие Моделирование из пластилина сюжетной композиции «Оленья упряжка» Моделирование из соленого теста округлых форм «Котенок» Художественное оформление фигурки Моделирование из соленого теста на основе цилиндров "Совушка". практическое 1 занятие практическое 1 занятие Художественное оформление поделки Моделирование панно из соленого теста "Подарок для папы" Опрос «художественные материалы» Опрос «приемы лепки из теста» практическое 1 занятие Художественное оформление картины Наблюдение за практической работой 1 Наблюдение за практической работой Наблюдение за практической работой Опрос «геометрические тела» Март 49 50 51 52 53 54 55 56 58 59 60 61 62 63-64 Ап ре ль 57 практическое 1 занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие Эксперимент 1 практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие практическое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 практическое 1 занятие практическое 2 занятие Моделирование из цветного соленого теста «Цветы для мамочки» Моделирование из соленого теста «Панда» Коллективная работа «На арене цирка». Моделирование из пластилина «Животные цирка» Моделирование из пластилина «Гимнасты и акробаты цирка» Моделирование из соленого теста «Кошки на коврике» Моделирование из массы папьемаше панно «Космос» Художественное оформление поделки Сюжетная лепка из пластилина «Дед Мазай и зайцы» Моделирование из пластилина панно «птицы прилетели» Декоративная лепка из соленого теста «Весенние цветы» Пластилиновая живопись «Ветер по морю гуляет» Коллективная работа «Киты и кашалоты» Опрос «Полевые цветы» Моделирование из пластилина «Стая дельфинов» Коллективная работа «Наш город» Опрос «Морские животные» викторина по теме «Соленое тесто» Беседа «Цирк» Опрос «Приемы лепки» Опрос «Приемы лепки» Опрос «Приемы лепки из теста» Наблюдение за экспериментом. наблюдение Опрос «Предметная и сюжетная лепка Опрос «Перелетные птицы» Опрос «Весенние цветы» Опрос «Смешивание цветов» Опрос «Морские животные» Беседа 1 70 Экскурсия 71 72 66 67 68 69 Ма й Занятиесоревнование практическое занятие открытое занятие Занятие спектакль практическое занятие 65 Конструирование военной техники «танк». Конструирование военной техники «вертолет» Моделирование из пластилина «Русская народная сказка» Инсценирование «Русская народная сказка». Моделирование из пластилина «Дети на прогулке» Опрос 1 Моделирование из пластилина «Весенние цветы» Наблюдение Мастеркласс 1 Моделирование из соленого теста «Подкова – Оберег на счастье» наблюдение Отчетная выставка 1 Итоговое занятие .Моделирование из соленого теста «Бабочка» Награждение 1 1 1 1 Опрос «Военная техника» Викторина по сказкам викторина по русским народным сказкам викторина по теме «Пластилин»