ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТОРЕЕН ЧИРiМ» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Амзаракова И.В, педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тореен чирiм» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Направленность программы: туристско-краеведческая. Актуальность программы обусловлена тем, что Республика Хакасия – исторически многонациональный и многоконфессиональный регион. В этих условиях важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию хакасского языка и культуры, так и консолидации народов республики на основе диалога культур. Работа по данной программе предполагает формирование представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств). Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является интегрированность. Интегрированность есть взаимопроникновение, взаимозависимость и взаимодополняемость всех аспектов изучения родного края. Это особенности труда людей родного края до природы Хакасии: горы, леса, степи, водоемы. Топонимка. Животный и растительный мир Хакасии. Взаимовлияние человека и природы. Фольклор народов Хакасии. Географические и родовые легенды, тахпахи. Поэты и писатели Хакасии. Духовная культура и быт народов Хакасии. Жилище. Национальная кухня. Национальная одежда, украшения, орнаменты, вышивка. Декоративно-прикладное искусство. Национальные игры. Традиции, обряды и обычаи. Род, родословная. Нравственные ценности народов, проживающих на территории родного края, соседних народов и т.д. Сохранение и развитие хакасского языка. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью гармонии образа и слова, познание умом и сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру. Задача педагога - открыть перед обучающимися образ родной земли, красоту природы. Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты. Формирование и развитие навыков хакасской устной и письменной речи. Правильно произносить и писать названия изучаемых предметов или объектов. Цель программы – дать основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Хакасии. Задачи: Образовательные: сформировать навыки исследовательской деятельности в области родного края и к хакасскому языку. уметь обрабатывать результаты наблюдений и исследований. расширить знания в изучении родного края. Развивающие: развитьтворческую активность обучающихся, эмоциональную восприимчивость, воображения и фантазию; Воспитательные: привлечь обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению хакасских терминов и практическому участию в решении задач языковой культуры воспитать инициативного, думающего человека, способного создавать красоту вокруг себя; воспитать у детей чувства любви и заботы к окружающему миру природы. Возраст обучающихся, которым адресована программа Возраст обучающихся 10 – 15 лет. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей школьного возраста. Программа имеет стартовый (ознакомительный) уровень. Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы: принципы культуросообразности – ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества. принцип дифференцированности и последовательности – в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка; принцип креативности – развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе; принцип гуманизации – ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося. Формы занятий: Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия. Занятия проводятся по группам. игровые технологии; личностно – ориентированные технологии; технология развивающего обучения; технология исследовательской деятельности; технология системно – деятельностного подхода. Приоритет отдается активным формам преподавания: практическим:, практические творческие работы; наглядным: использование схем, рисунков, моделей, образцов; нестандартным: конкурс, выставка, викторина, творческий праздник; сочетанию индивидуальных, групповых и парных форм работы. Объем программы – 72 часа. Срок реализации программы – 1 год. Режим занятий: 2 раз в неделю по 1 часу. Планируемые результаты В результате реализации программы у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, формирование основ духовной культуры соответствующей современному уровню, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы умения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся приобретут умения: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты. познакомятся с основами хакасского языка; овладеют правилами пользования материалами и оборудованием при проведении практических занятий; отработают умения ориентирования на местности; научатся правильно вести себя сообществе; узнают особенности природы своего села. Способы и формы проверки результатов Вводная диагностика – с целью выявления языковых представлений и возможностей детей (тест – опросник). Текущий контроль – с целью определения степени усвоения материала: анализ итогов занятия, коллективное обсуждение выполненного задания, индивидуальный анализ. Итоговый контроль – производится по завершению года обучения: итоговый отчет исследовательских и творческих работ учащихся. Портфолио. Мониторинг личностного развития( приложение 1) Мониторинг результатов обучения (приложение2) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5 5.1 Наименование разделов и тем Вводное занятие. Инструктаж о технике безопасности Раздел 1. Хакасский фольклор и традиции общения Тема 1Хакасские народные сказки и фольклор Тема 2. Традиции общения. Раздел 2. Прикладное исскусство Тема1 Хакасское прикладное искусство Раздел 3. Природа Хакасии Тема 1. Природа Хакасии: горы, леса, степи, водоемы Тема 2. Географические легенды своей местности Тема 3. Животный мир Хакасии Тема 4. Растительный мир Хакасии Тема 5. Погода в Хакасии Всего часов Теоретические занятия 1 Практические занятия 1 5 1 4 5 1 4 1 9 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Тема 6. Взаимовлияние человека и природы Тема 7. Поэтический образ природы в творчестве поэтов и писателей. Тема 8. Заповедные места земли хакасской. Раздел 4 Культура Хакасии Тема 1. Музыкальное искусство 2 1 1 4 1 3 4 1 3 1 1 2 10 10 10 20 9 2 5.2 5.3 5.4 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Тема 2. Поэты и писатели Хакасии Тема3 Художники, композиторы, исполнители. Тема 4 Музеи, театры. 2 1 1 3 1 2 2 1 1 Раздел 5 Симфолика РеспубликиХакасия и столица. Тема 1. Образование РХ.Многонациональная столица. Глава Хакасии Тема 2. Прошлое и настоящее Хакасии Тема 3. Государственные праздники и календарные праздники Тема 4. Достопримечательности родного края Тема 5. Традиции и обычаи хакасского народа. Подведение итогов 20 5 1 4 5 1 4 15 1 14 9 1 8 10 1 9 1 1 Итого: 72 22 50 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Вводное занятие. Инструктаж о технике безопасности. Знакомство детей с целями и задачами, и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Раздел 1. Хакасский фольклор и традиции общения. Хакасские народные сказки. Слово «фольклор» произошло от английских слов folkнарод и lore-предание, знание и в целом означает «народное предание». Сказки , былины, народные баллады, половицы и поговорки и многое другое- произведение фольклора. Воспитание чувства гордости за ум и честь трудового народа, понимания победы добра над злом. Показать преемственность в развитии словесного художественного творчества народов; раскрыть взаимосвязь индивидуального и коллективного сознания через сказки народов проживающих в Хакасии. Традиции общения. (приветствие, прощание, гостеприимство) на хакасском языке. Этикет-это не только свод определенных правил: как поздороваться, как вступить в разговор, как вести себя за столом, как делать подарки и т.п. этикет – инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется -уважительно, доброжелательно, с доверием к людям. Познакомить с элементами гостеприимства хакасского народа. Развитие у детей формы речевого этикета на хакасском языке. Раздел 2. Прикладное искусство. Тема 1. Хакасское прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство- результат творчества многих поколений мастеров. Приобщение к истокам народного искусства, истории их возникновения, художественной ценности. Раздел 3. Природа Хакасии. Знакомство с топонимикой своей местности, отражение их в природной действительности; способствовать образному восприятию природы, явлений природы; воспитание наблюдательности и любви красоте изменяющейся природе по временам года. Познакомить с природой Хакасии; прививать чувства любви к природе, к малой родине. Приобщение детей к экологическому равновесию между человеком и природой; формировать экологическое сознание через традиционно отношения к природе, заложенное в традиционном мировоззрении. Познакомить с заповедными местами Республики Хакасия. Раздел 4. Культура Хакасии. Познакомить с особенностями хакасского музыкального искусства; прививать любовь к музыке, к исполнительскому искусству на народных инструментах. Познакомить с жизнью и творчеством поэтов и писателей Хакасии. А также познакомить с жизнью и творчеством художников, композиторов, исполнителей Хакасии. Сформировать у детей личностное отношение к данным историко – географическим местам, свое оценочное суждение места своего проживания, чтобы у них сложился личный опыт как жителя конкретной территории. Раздел 5.Символика Республики Хакасия и столица. Познакомить с историей создания символики Республики Хакасия. Председатель правительства- высшее должностное лицо республики. Избирается гражданами республики на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Председатель правительства не позднее месячного срока после своего избрания представляет верховному совету для утверждения предложения о структуре правительства. Прошлое и настоящее в разных условиях. Раскрыть пути становления образного восприятия национальных ценностей при проведении хакасских праздников Чыл пазы, Тун пайрам, Уртун той. Познакомить с достопримечательностями родного края. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (формы аттестации, оценочные и методические материалы, иные компоненты) Программно-методическое обеспечение 1. Формы занятий В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования, театрализация, викторины и другие. 2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) • практический (выполнение работ) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме; - метод демонстраций: демонстрация кинофильмов, мультфильмов, компьютер и др. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы • групповой – организация работы в группах. • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога; - принцип доступности обучения; - принцип наглядности. Приемы и методы обучения чтению. - Направленное слушание и обдумывание; - Направленное чтение; - Карта персонажей; - Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями; - Пересказ прочитанного; - Дебаты. 3. Дидактический материал: - иллюстрации - раскраски к темам - карточки к играм - кроссворды, ребусы; - компьютерные презентации: 4. Техническое оснащение занятий - канцелярия: цв. карандаши, краски, пластилин, альбомы, цв. бумага, картон, ножницы, простые карандаши, ластики, конверты для незаконченных работ, клей, клеенки для работы; - компьютер, мультимедиа, экран, фотоаппарат; - медиатека - записи на CD-RV, DVD- RV дисках. 5. Формы подведения итогов - выставки творческих работ по темам и в конце обучения; - конкурсы выразительного чтения наизусть; - соревнования; - накопительная системы оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений; - (в конце года) Мониторинг личностного развития, мониторинг результатов обучения 1. Умение учиться следовать устным инструкциям: – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать. 2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера: – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. – умение вырезать сложные фигуры: мелкие цветы, детали по внутреннему контуру. - Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями; - Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца; - Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону. 3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы - Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне. 4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы. Проверка умений и навыков чтения. Для проверки навыков чтения, кроме тестов, была разработана система мониторинга, который отражает следующие параметры: - темп чтения; - соблюдение правил чтения; - соблюдение пауз и интонации; - понимание прочитанного. Список литературы Используемая литература: 1. Унгвицкая М.А. Хакасская бытовая сказка.-Абакан,166. – С.3-72. 2. Трояков П.А.Мифы и легенды хакасов. -Абакан: Хакасское книжное издательство,2016.-210с. 3. Майногашева В.Е.Хакасские сказители и певцы. Очерки, эссе о некоторых мастерах фольклора. -Абакан: Хакасское книжное издательство,2006.210с. 4. Бутанаев В.Я.,Верник А.А.Детские игры и спортивные состязание народов Хакассии. – Абакан,1995.-55с. 5. Кидиекова И.К. Декоративно-прикладное искусство хакасов – часть художественной культуры этноса//Вопросы истории и культуры Южной Сибири: сборник научных трудов.-Абакан,1991 6. Кызласова А.С., Тугужекова В.Н. Поэты, писатели и художники Хакасии. – Абакан:ХКИ,1997. 7. Сунчугашев Я.И., Янгулова Г.А. Памятники истории культуры Хакасии. – Абакан, 2001. Литература для учащихся: 1. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии(альбом портретов писателей,поэтов, художников): пособие для учителей,учащихся (на хак.и рус. Языках).-Абакан:Хакасское книжное издательство, 1997.-128с. 2. Хоор-хоор: сборник хакасских считалок и скороговорок.-Абакан,1999 3. КызласоваА.Г. Литература Хакасии: учебная хрестоматия для учащихся 5-9кл.-Абакан: ХКИ, 1996.-224с. 4. Энциклопедия этикета: научно-познавательное издание для среднего школьного возраста/Сост.Л.Н.Рукавчук.-С.-ПБ.:ИКФ «МиМ-Экспресс», 1996-352с. 5. Зажги свою звезду/Редактор-составитель А.В.Астанаева.-Абакан:ХО ККИ,1997.-88с. 6. ВадецкаяЭ.Б. Сказы о древних курганах.-Новосибирск, 1981 7. Республиканская газета «Хабар» и хакасская детская газета «Хола пыргычах»- выпускаются газеты вторник,четверг,пятница еженедельноАбакан 2019. Приложение 1 Мониторинг личностного развития Показатели (оцениваемые параметры) 1. Терпение 2. Воля 3. Самоконтроль 1.Самооценка 2. Интерес к занятиям в детском объединении 1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) 2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества I. Организационно-волевые качества Способность переносить Терпения хватает менее, чем на ½ известные нагрузки в течение занятия определенного времени, Хватает более, чем на ½ занятия преодолевать трудности Хватает на всё занятие Способность активно побуждать Волевые усилия ребенка себя к практическим действиям побуждаются извне Иногда – самим ребенком Всегда – самим ребенком Умение и контролировать свои Ребенок постоянно действует под поступки (приводить к должному контролем извне свои действия) Периодически контролирует себя сам Постоянно контролирует себя сам II. Ориентационные качества Способность оценивать себя Завышенная адекватно реальным Заниженная достижениям Адекватная Осознанное участие ребенка в Продиктован ребенку извне освоении образовательной Периодически поддерживается программы самим ребенком Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно III. Поведенческие качества Способность занять Периодически провоцирует определенную позицию в конфликты конфликтной ситуации Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты Умение воспринимать общие дела как свои собственные Избегает участия в общих делах Участвует при побуждении извне Инициативен в общих делах Число баллов Методы диагност ики 1 5 10 Наблюде ние 1 5 10 Наблюде ние 1 Наблюде ние 5 10 1 1 10 1 5 Тестиров ание Тестиров ание 10 0 5 Тестиров ание 10 0 5 10 Наблюде ние Приложение 2 Мониторинг результатов обучения Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики 1 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. I. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания по основным разделам учебнотематического плана программы 1.2. Владение специальной терминологией Соответствие теоретически х знаний ребенка программным требованиям Осмысленнос ть и правильность использовани я специальной терминологи и Минимальный уровень – ребенок овладел менее ½ объема знаний, предусмотренных программой Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой Минимальный уровень – ребенок, как правило, избегает употребления специальных терминов Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием 5 10 1 Собеседование 5 10 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой Соответствие практических умений и навыков программным требованиям II. Практическая подготовка ребенка Минимальный уровень – ребенок овладел менее ½ предусмотренных программой умений и навыков Средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ Максимальный уровень – овладел большинством умений и навыков 1 Контрольное задание 5 10 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки Отсутствме затруднения в использовани и специального оборудования Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно Креативность в выполнении практических заданий Начальный уровень – ребенок в состоянии выполнить лишь простые практические задания педагога Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества 1 Контрольное задание 5 10 1 5 10 Контрольное задание