Тореен чирiм

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ТОРЕЕН ЧИРiМ»

Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Амзаракова И.В,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тореен
чирiм» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года, № 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
 Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность программы обусловлена тем, что Республика Хакасия –
исторически многонациональный и многоконфессиональный регион. В этих условиях
важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования,
способствующей как сохранению и развитию хакасского языка и культуры, так и
консолидации народов республики на основе диалога культур.
Работа по данной программе предполагает формирование представлений о
специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного
воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной
роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия
Хакасии. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к
родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий,
способствующих становлению личностных качеств).
Отличительные особенности программы
Отличительной
особенностью
программы
является
интегрированность.
Интегрированность
есть
взаимопроникновение,
взаимозависимость
и
взаимодополняемость всех аспектов изучения родного края. Это особенности труда
людей родного края до природы Хакасии: горы, леса, степи, водоемы. Топонимка.
Животный и растительный мир Хакасии. Взаимовлияние человека и природы.
Фольклор народов Хакасии. Географические и родовые легенды, тахпахи. Поэты и
писатели Хакасии. Духовная культура и быт народов Хакасии. Жилище.
Национальная кухня. Национальная одежда, украшения, орнаменты, вышивка.
Декоративно-прикладное искусство. Национальные игры. Традиции, обряды и
обычаи. Род, родословная. Нравственные ценности народов, проживающих на
территории родного края, соседних народов и т.д. Сохранение и развитие хакасского
языка.
Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью
гармонии образа и слова, познание умом и сердцем – это и есть рождение того, что
мы называем чувством любви к природе, к родному миру. Задача педагога - открыть
перед обучающимися образ родной земли, красоту природы. Определить то, что

изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты. Формирование и развитие
навыков хакасской устной и письменной речи. Правильно произносить и писать
названия изучаемых предметов или объектов.
Цель программы – дать основные знания об истории родного края, о
культурных, политических, экономических особенностях Хакасии.
Задачи:
Образовательные:

сформировать навыки исследовательской деятельности в области родного
края и к хакасскому языку.

уметь обрабатывать результаты наблюдений и исследований.

расширить знания в изучении родного края.
Развивающие:

развитьтворческую
активность
обучающихся,
эмоциональную
восприимчивость, воображения и фантазию;
Воспитательные:

привлечь обучающихся к работе по изучению и сохранению
исторических и культурных ценностей своего края, по изучению хакасских терминов
и практическому участию в решении задач языковой культуры

воспитать инициативного, думающего человека, способного создавать
красоту вокруг себя;

воспитать у детей чувства любви и заботы к окружающему миру
природы.
Возраст обучающихся, которым адресована программа
Возраст обучающихся 10 – 15 лет.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей школьного возраста. Программа имеет стартовый
(ознакомительный) уровень.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

принципы культуросообразности – ориентация на потребности детей,
адаптацию к современным условиям жизни общества.

принцип дифференцированности и последовательности – в программе
чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение
приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;

принцип креативности – развитие творческих способностей ребёнка,
выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует
творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и
отношений в коллективе;

принцип гуманизации – ребёнок является основой ценностей
общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к
личности обучающегося.
Формы занятий:
Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Занятия проводятся по группам.


игровые технологии;

личностно – ориентированные технологии;

технология развивающего обучения;

технология исследовательской деятельности;

технология системно – деятельностного подхода.
Приоритет отдается активным формам преподавания:

практическим:, практические творческие работы;

наглядным: использование схем, рисунков, моделей, образцов;

нестандартным: конкурс, выставка, викторина, творческий праздник;

сочетанию индивидуальных, групповых и парных форм работы.
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: 2 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы
следующие универсальные учебные действия.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;

формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

формирование основ духовной культуры соответствующей современному
уровню, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы умения:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся приобретут умения:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий

формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты.

познакомятся с основами хакасского языка;

овладеют правилами пользования материалами и оборудованием при
проведении практических занятий;

отработают умения ориентирования на местности;

научатся правильно вести себя сообществе;

узнают особенности природы своего села.
Способы и формы проверки результатов

Вводная диагностика – с целью выявления языковых представлений и
возможностей детей (тест – опросник).

Текущий контроль – с целью определения степени усвоения материала:
анализ итогов занятия, коллективное обсуждение выполненного задания,
индивидуальный анализ.

Итоговый контроль – производится по завершению года обучения: итоговый
отчет исследовательских и творческих работ учащихся. Портфолио.
Мониторинг личностного развития( приложение 1) Мониторинг результатов
обучения (приложение2)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.

2.

2.1.

2.2.
3.
3.1.
4.
4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

4.8
5
5.1

Наименование разделов
и тем
Вводное занятие.
Инструктаж о технике
безопасности
Раздел 1. Хакасский
фольклор и традиции
общения
Тема 1Хакасские
народные сказки и
фольклор
Тема 2. Традиции
общения.
Раздел 2. Прикладное
исскусство
Тема1 Хакасское
прикладное искусство
Раздел 3. Природа
Хакасии
Тема 1. Природа
Хакасии: горы, леса,
степи, водоемы
Тема 2. Географические
легенды своей местности
Тема 3. Животный мир
Хакасии
Тема 4. Растительный
мир Хакасии
Тема 5. Погода в Хакасии

Всего часов

Теоретические
занятия
1

Практические
занятия
1

5

1

4

5

1

4

1

9

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Тема 6. Взаимовлияние
человека и природы
Тема 7. Поэтический
образ природы в
творчестве поэтов и
писателей.
Тема 8. Заповедные места
земли хакасской.
Раздел 4 Культура
Хакасии
Тема 1. Музыкальное
искусство

2

1

1

4

1

3

4

1

3

1

1

2

10

10
10
20

9
2

5.2
5.3

5.4
6

6.1

6.2
6.3

6.4

6.5

Тема 2. Поэты и писатели
Хакасии
Тема3 Художники,
композиторы,
исполнители.
Тема 4 Музеи, театры.

2

1

1

3

1

2

2

1

1

Раздел 5 Симфолика
РеспубликиХакасия и
столица.
Тема 1. Образование
РХ.Многонациональная
столица. Глава Хакасии
Тема 2. Прошлое и
настоящее Хакасии
Тема 3. Государственные
праздники и календарные
праздники
Тема 4.
Достопримечательности
родного края
Тема 5. Традиции и
обычаи хакасского
народа.
Подведение итогов

20

5

1

4

5

1

4

15

1

14

9

1

8

10

1

9

1

1

Итого:

72

22

50

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Инструктаж о технике безопасности.
Знакомство детей с целями и задачами, и с правилами поведения при проведении
наблюдений и практикумов.
Раздел 1. Хакасский фольклор и традиции общения.
Хакасские народные сказки. Слово «фольклор» произошло от английских слов folkнарод и lore-предание, знание и в целом означает «народное предание». Сказки ,
былины, народные баллады, половицы и поговорки и многое другое- произведение
фольклора.
Воспитание чувства гордости за ум и честь трудового народа, понимания победы
добра над злом. Показать преемственность в развитии словесного художественного
творчества народов; раскрыть взаимосвязь индивидуального и коллективного
сознания через сказки народов проживающих в Хакасии.
Традиции общения. (приветствие, прощание, гостеприимство) на хакасском языке.
Этикет-это не только свод определенных правил: как поздороваться, как вступить в
разговор, как вести себя за столом, как делать подарки и т.п. этикет – инструмент для
создания стойких привычек поступать так, как требуется -уважительно,
доброжелательно, с доверием к людям. Познакомить с элементами гостеприимства
хакасского народа. Развитие у детей формы речевого этикета на хакасском языке.
Раздел 2. Прикладное искусство.

Тема 1. Хакасское прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное
искусство- результат творчества многих поколений мастеров. Приобщение к истокам
народного искусства, истории их возникновения, художественной ценности.
Раздел 3. Природа Хакасии.
Знакомство с топонимикой своей местности, отражение их в природной
действительности; способствовать образному восприятию природы, явлений
природы; воспитание наблюдательности и любви красоте изменяющейся природе по
временам года. Познакомить с природой Хакасии; прививать чувства любви к
природе, к малой родине. Приобщение детей к экологическому равновесию между
человеком и природой; формировать экологическое сознание через традиционно
отношения к природе, заложенное в традиционном мировоззрении. Познакомить с
заповедными местами Республики Хакасия.
Раздел 4. Культура Хакасии.
Познакомить с особенностями хакасского музыкального искусства; прививать
любовь к музыке, к исполнительскому искусству на народных инструментах.
Познакомить с жизнью и творчеством поэтов и писателей Хакасии. А также
познакомить с жизнью и творчеством художников, композиторов, исполнителей
Хакасии. Сформировать у детей личностное отношение к данным историко –
географическим местам, свое оценочное суждение места своего проживания, чтобы у
них сложился личный опыт как жителя конкретной территории.
Раздел 5.Символика Республики Хакасия и столица.
Познакомить с историей создания символики Республики Хакасия. Председатель
правительства- высшее должностное лицо республики. Избирается гражданами
республики на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном
голосовании сроком на 4 года. Председатель правительства не позднее месячного
срока после своего избрания представляет верховному совету для утверждения
предложения о структуре правительства. Прошлое и настоящее в разных условиях.
Раскрыть пути становления образного восприятия национальных ценностей при
проведении хакасских праздников Чыл пазы, Тун пайрам, Уртун той.
Познакомить с достопримечательностями родного края.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
(формы аттестации, оценочные и методические материалы, иные компоненты)

Программно-методическое обеспечение
1. Формы занятий
В процессе занятий используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники,
конкурсы, соревнования, театрализация, викторины и другие.
2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,

показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка
сообщения по заданной теме;
- метод демонстраций: демонстрация кинофильмов, мультфильмов, компьютер и др.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при
руководящей роли педагога;
- принцип доступности обучения;
- принцип наглядности.
Приемы и методы обучения чтению.
- Направленное слушание и обдумывание;
- Направленное чтение;
- Карта персонажей;
- Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями;
- Пересказ прочитанного;
- Дебаты.
3. Дидактический материал:
- иллюстрации
- раскраски к темам
- карточки к играм
- кроссворды, ребусы;
- компьютерные презентации:
4. Техническое оснащение занятий
- канцелярия: цв. карандаши, краски, пластилин, альбомы, цв. бумага, картон,
ножницы, простые карандаши, ластики, конверты для незаконченных работ, клей,
клеенки для работы;
- компьютер, мультимедиа, экран, фотоаппарат;
- медиатека - записи на CD-RV, DVD- RV дисках.
5. Формы подведения итогов
- выставки творческих работ по темам и в конце обучения;

- конкурсы выразительного чтения наизусть;
- соревнования;
- накопительная системы оценивания (портфолио), характеризующая динамику
индивидуальных образовательных достижений;
- (в конце года) Мониторинг личностного развития, мониторинг результатов
обучения
1. Умение учиться следовать устным инструкциям:
– умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера:
– умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
– умение вырезать сложные фигуры: мелкие цветы, детали по внутреннему контуру.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными
линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько
миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так
и в другую сторону.
3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню
группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Проверка умений и навыков чтения.
Для проверки навыков чтения, кроме тестов, была разработана система мониторинга,
который отражает следующие параметры:
- темп чтения;
- соблюдение правил чтения;
- соблюдение пауз и интонации;
- понимание прочитанного.

Список литературы
Используемая литература:
1.
Унгвицкая М.А. Хакасская бытовая сказка.-Абакан,166. – С.3-72.
2.
Трояков П.А.Мифы и легенды хакасов. -Абакан: Хакасское книжное
издательство,2016.-210с.
3.
Майногашева В.Е.Хакасские сказители и певцы. Очерки, эссе о
некоторых мастерах фольклора. -Абакан: Хакасское книжное издательство,2006.210с.
4.
Бутанаев В.Я.,Верник А.А.Детские игры и спортивные состязание
народов Хакассии. – Абакан,1995.-55с.
5.
Кидиекова И.К. Декоративно-прикладное искусство хакасов – часть
художественной культуры этноса//Вопросы истории и культуры Южной Сибири:
сборник научных трудов.-Абакан,1991
6.
Кызласова А.С., Тугужекова В.Н. Поэты, писатели и художники Хакасии.
– Абакан:ХКИ,1997.
7. Сунчугашев Я.И., Янгулова Г.А. Памятники истории культуры Хакасии. –
Абакан, 2001.
Литература для учащихся:
1.
Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии(альбом
портретов писателей,поэтов, художников): пособие для учителей,учащихся (на хак.и
рус. Языках).-Абакан:Хакасское книжное издательство, 1997.-128с.
2.
Хоор-хоор: сборник хакасских считалок и скороговорок.-Абакан,1999
3.
КызласоваА.Г. Литература Хакасии: учебная хрестоматия для учащихся
5-9кл.-Абакан: ХКИ, 1996.-224с.
4.
Энциклопедия этикета: научно-познавательное издание для среднего
школьного возраста/Сост.Л.Н.Рукавчук.-С.-ПБ.:ИКФ «МиМ-Экспресс», 1996-352с.
5. Зажги свою звезду/Редактор-составитель А.В.Астанаева.-Абакан:ХО
ККИ,1997.-88с.
6. ВадецкаяЭ.Б. Сказы о древних курганах.-Новосибирск, 1981
7. Республиканская газета «Хабар» и хакасская детская газета «Хола
пыргычах»- выпускаются газеты вторник,четверг,пятница еженедельноАбакан 2019.

Приложение 1
Мониторинг личностного развития
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1. Терпение

2. Воля

3. Самоконтроль

1.Самооценка
2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении
1. Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия)
2. Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к общим
делам детского
объединения)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

I. Организационно-волевые качества
Способность переносить
Терпения хватает менее, чем на ½
известные нагрузки в течение
занятия
определенного времени,
Хватает более, чем на ½ занятия
преодолевать трудности
Хватает на всё занятие
Способность активно побуждать
Волевые усилия ребенка
себя к практическим действиям
побуждаются извне
Иногда – самим ребенком
Всегда – самим ребенком
Умение и контролировать свои
Ребенок постоянно действует под
поступки (приводить к должному контролем извне
свои действия)
Периодически контролирует себя
сам
Постоянно контролирует себя сам
II. Ориентационные качества
Способность оценивать себя
Завышенная
адекватно реальным
Заниженная
достижениям
Адекватная
Осознанное участие ребенка в
Продиктован ребенку извне
освоении образовательной
Периодически поддерживается
программы
самим ребенком
Постоянно поддерживается
ребенком самостоятельно
III. Поведенческие качества
Способность занять
Периодически провоцирует
определенную позицию в
конфликты
конфликтной ситуации
Сам в конфликтах не участвует,
старается их избежать
Пытается самостоятельно уладить
возникающие конфликты
Умение воспринимать общие
дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах
Участвует при побуждении извне
Инициативен в общих делах

Число
баллов

Методы
диагност
ики

1
5
10

Наблюде
ние

1
5
10

Наблюде
ние

1

Наблюде
ние

5
10

1
1
10
1
5

Тестиров
ание
Тестиров
ание

10

0
5

Тестиров
ание

10

0
5
10

Наблюде
ние

Приложение 2
Мониторинг результатов обучения
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого
качества

Число
баллов

Методы
диагностики

1

Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос
и др.

I. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические
знания по
основным разделам
учебнотематического
плана программы
1.2. Владение
специальной
терминологией

Соответствие
теоретически
х знаний
ребенка
программным
требованиям
Осмысленнос
ть и
правильность
использовани
я
специальной
терминологи
и

Минимальный уровень – ребенок овладел
менее ½ объема знаний, предусмотренных
программой
Средний уровень – объем усвоенных знаний
составляет более ½
Максимальный уровень – освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой
Минимальный уровень – ребенок, как
правило, избегает употребления
специальных терминов
Средний уровень – сочетает специальную
терминологию с бытовой
Максимальный уровень – специальные
термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием

5
10
1

Собеседование

5

10
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

II. Практическая подготовка ребенка
Минимальный уровень – ребенок овладел
менее ½ предусмотренных программой
умений и навыков
Средний уровень – объем усвоенных умений
и навыков составляет более ½
Максимальный уровень – овладел
большинством умений и навыков

1

Контрольное
задание

5

10
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

2.3. Творческие
навыки

Отсутствме
затруднения
в
использовани
и
специального
оборудования

Минимальный уровень – ребенок
испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью педагога
Максимальный уровень – работает с
оборудованием самостоятельно

Креативность
в выполнении
практических
заданий

Начальный уровень – ребенок в состоянии
выполнить лишь простые практические
задания педагога
Репродуктивный уровень – в основном
выполняет задания на основе образца
Творческий уровень – выполняет
практические задания с элементами
творчества

1

Контрольное
задание

5
10
1

5

10

Контрольное
задание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».