Смешарики

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«СМЕШАРИКИ»

Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Силаева И.А.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

1

Содержание программы:
1. Титульный лист …………………………………………………1
2. Пояснительная записка ……………………………………….....3
3. Учебно-тематическое планирование …………………………....7
4. Содержание изучаемого курса …………………….…………….7
5. Список литературы …………………………………….………...8

2

Пояснительная записка
Данная образовательная программа объединения «Смешарики» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N
273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Направленность образовательной программы: художественная. Программа направлена на
создание условий для творческой самореализации обучающихся. По функциональному
предназначению программа является общеобразовательной, по форме организации –
кружковой.
Разделы программы тесно связаны с общеобразовательными предметами «Рисование»,
«Технология», «Окружающий мир» и помогает активно использовать полученные на занятиях
знания в повседневной жизни.
Новизна данной программы состоит в том, что она составлена с учетом освоения новых
педагогических технологий, что дает возможность расширения и углубления ее компетенции в
области декоративно-прикладного искусства. Это необходимо для обеспечения дальнейшего
развития обучающегося и возможности продолжения дальнейшего образования в
художественном направлении.
Актуальность. Игрушки для детей создавались уже тысячи лет тому назад. Через игрушку,
ребёнок получает часть познаваемого им мира: коня, куклу-дитя, зверя из сказки, красивую
птичку, пса, охранителя дома. Игрушка-это мост в сознании ребёнка между реальной жизнью и
его воображением; это материал для игры, для самостоятельного творчества с помощью
конкретных вещей и путь к познанию жизни. Игрушка радует детей, воздействует на их ещё
неосознанное эстетическое восприятие, остаётся в памяти на долгие годы, окрашивая
воспоминания о детстве. Она открывает обзор для детского творчества - фантазируй и твори,
создавай свой маленький мир своими руками. Ведь всё, что изготовлено своими руками ценнее
во много раз, чем купленное в магазине.
Педагогическая целесообразность. Работа с тканью в сочетании с бисером, с
обязательным эстетическим оформлением изделия представляют собой активное развивающее
начало. Она расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой
форме, но и позволяет овладеть полезными техническими навыками, чувством пропорции и
цветного восприятия, тренирует руку и глаз, координировать движения руки сознательно
воспринимаемым предметом. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям
познавать предметы в реальной полноте их форм. Изобразительная деятельность интересна,
увлекательна для ребенка, так же он имеет возможность передать свои впечатления об
окружающей действительности с помощью различных инструментов и материалов: карандаша,
красок, трикотажа и бисера. В процессе изготовления игрушки обучающиеся применяют и
закрепляют знания, полученных при изучении таких предметов, как: окружающий мир,
грамота, математика. Во время работы с тканью (трикотажем) ребенок получает эстетическое
наслаждение от ее пластичности, от объемности форм, которые получаются в процессе работы.
Шитьё развивает лучшую координацию, точность движений, развивает пальцы рук (моторику),
способствует большей свободе и раскованности всей руки. Занятия развивают умственные
3

способности, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные
представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру,
воспитывают любовь к труду.
Особенность данной программы в том, что она составлена для работы с детьми
дошкольного возраста.
Цель программы – научить детей самовыражению через создание «произведений» из
ткани и бисера. Помогать становлению творческой индивидуальности.
Образовательные задачи:
 помочь приобрести элементарные навыки по работе с тканью, фетром и бисером
 научить основным приёмом шитья (смётка, шов Петельный);
 формирование навыков эстетического оформления игрушки;
 Знакомство и освоение на практике работы с инструментами и приспособлениями,
используемыми при шитье и низании бисером, и техникой безопасной работы с ними;
 Изучение простых приемов бисероплетения, пришивания бусин и пуговиц;
Воспитательные задачи:
 воспитание, веры в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
 формирование навыков общения и поведения в коллективе.
 формирование навыков культуры общения со сверстниками;
 формирование положительного отношения к труду,
 формирование способности адекватно оценивать свой и чужой труд,
 формирование адекватной самооценки через создание ситуации успеха
 дать возможность почувствовать каждому обучающемуся, что он – личность, которой
дана свобода творческого самовыражения
Развивающие задачи:
 формирование терпения, трудолюбия, усидчивости, целеустремленности, аккуратности,
самостоятельности;
 развитие внимания, памяти, глазомера, фантазии, воображения, мелкой моторики рук,
 формирование чувства меры, творческого мышления, умения доводить начатое дело до
конца.
 развитие умения целесообразно расходовать время на занятиях
 посредством участия в выставках, развивать умение оценивать преимущества и слабые
стороны своих работ.
Адресат: В объединение принимаются все желающие без специального отбора.
Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность предлагается и
мальчикам и девочкам 6-7 лет.
Срок реализации программы. Обучение рассчитано на 1 год 4 группы по 36 часа. (144
часа). Форма обучения – очная. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 академическому часу (1
занятие - 30 минут).
Занятия проводятся с группой обучающихся одного возраста. Состав группы
постоянный.
На занятиях обучающиеся знакомятся с материалом и его особенностями, учатся с ним
работать. Приобретают навыки работы с инструментами и усваивают правила безопасной
работы с ними. Осваивают терминологию. Учатся делать эскизы к будущим изделиям. В
программе предусмотрены выставки готовых работ. На них обучающихся учатся оценивать
чужие и свои работы. Что является одной из основ роста мастерства обучающихся.
Обучение основывается на следующих принципах:
 личностно-ориентированный подход;
 свобода выбора решений и самостоятельности в их решении;
 сотрудничества и ответственности;
 сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
 системности, последовательности и наглядности обучения;
4

 природосообразности;
 от простой до более сложной формы;
 использования здоровьесберегающих технологий.
Образовательная программа создает свободу творчества, стимулирует воображение и
фантазию.
Методическая база.
Во время работы используются формы занятий:
 традиционное занятие;
 игра,
 лабораторная работа;
методы:
способ организации занятий:
 словесный (устное изложение) - рассказ, беседа;
 наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);
 практический - практическая работа, самостоятельная работа;
форма организации деятельности учащихся:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 групповой – организация работ по малым группам (по 2 человека);
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
уровень деятельности учащихся:
 объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи вместе с педагогом;
Полезно и необходимо производить анализ выполнения работы обучающихся проводить
самоанализ, выявлять ошибки, делать выводы и давать комментарии.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть
представлена в виде учебных занятий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением
материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения,
а так же при помощи бесед. Практическая часть представлена в виде практического
закрепления, изготовления изделий.
Возраст обучающихся потребовало включения в учебно - воспитательный процесс игровых
моментов обучения, загадок по теме, проведение конкурсов. При завершении изучения каждой
темы, предусмотренной программой, проводятся выставки работ учащихся, конкурс на лучшую
работу.
Дидактические материалы:
 образцы, рисунки, иллюстрации изделий
 литература по декоративно-прикладному искусству: книги, периодическая печать.
 инструкционные технологические карты,
 альбомы,
 шаблоны игрушек
 таблица поэтапного изготовления игрушки
 иллюстративный ряд.
Программой предусмотрено закрепление знаний полученных на других занятиях, таких как
математика (счёт), письмо и правописание (списывание названия детали), рисование
(выполнение эскизов и схематических изображений), элементы физики (свойства материалов) и
др.
Материально-техническое обеспечение.
Материалы и инструменты:
5















ножницы
цветные карандаши или фломастеры
Картон
Альбомы для рисования
Простой карандаш
Иглы швейные разных размеров
Нитки швейные х/б № 40 разных цветов
Ткань х/б, трикотаж
Фетр
Синтепон
Крупный бисер разных цветов
Мелок портняжный белый
Клей ПВА, клей-карандаш
Формы контроля
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого
коллектива, наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных
образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма
работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Этапы педагогического контроля
1. Стартовая и итоговая диагностика
2. Контрольные задания по окончании каждой темы
3. Итоговые выставки
Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:
 выставки детских работ в начале, середине и конце учебного курса
 или устный опрос для выявления усвоения терминологии
Итоги работы подводятся на заключительном занятии, где представляются лучшие
работы, сделанные в течение курса.
Ожидаемый результат. В результате освоения курса учащиеся приобретают навыки:
 видеть и понимать задание;
 ориентироваться в выполняемом задании;
 применять на практике полученные знания;
 правильно пользоваться инструментами; выбирать необходимые материалы и оборудование
и соблюдать правила техники безопасности при работе с ними;






поддерживать порядок на рабочем месте, как во время работы, так и после;
уметь принимать решения;
контролировать свои действия;
рационально использовать материал;
анализировать свою работу, объективно оценивать результаты своей работы и
исправлять
недостатки.
Тематическое планирование

№
занятия

Кол-во часов

Форма контроля

ТЕМА

1

Вводное занятие

1

1

-

Опрос

2-17
18-33
34

Забавные шарики
Волшебные кружочки
Итоговое занятие

18
16
1

5
3
1

13
13
-

Опрос
Игра
Выставка работ

Общее Теор. Практ.

6

всего

36

10

26

Содержание курса обучения

Вводное занятие. 1час.
Мягкие игрушки. Игрушки круглой формы. Способы изготовления шарообразной формы из
ткани. Инструмента и материалы. Т/Б при работе с инструментами.
1. Забавные шарики 16 часов
Теория: Шаблон. Раскрой детали. Шов «Смётка». Сборка.
Эскиз будущей игрушки.
Правила работы с бисером. Способы изготовление деталей из бисера. Схема будущей работы.
Способы изготовления лапок - «Палочка», ушей - «Дуга». Способ оформления мордочки,
крепления глаз из бусин или пуговиц, маскировки швов. Повторение техники безопасности при
работе с материалами и инструментами. (5 часов)
практика: Изготовление шарика из трикотажа, изготовление эскиза-схемы варианта игрушки,
подбор материала и раскрой детали, изготовление Кошечки, Зайчика, Мышки.(11 часов)
2. Волшебные кружочки 23 часа
Теория: Изготовление полуобъёмной формы из 2-х кругов. Швы для сшивания деталей:
Петельный, Смётка (повторение). Пришивание пуговиц. Повторение способа низания бисера
«Палочка». Способ изготовления лепестка – «Петелька». .(3 часа)
практика: Изготовление Солнышка, Ромашки, Смайлика. (13 часов)
Итоговое занятие.1час
Подведение итогов курса. Поощрение самых активных обучающихся.

7

Список литературы
1.
Агапова И. А., Довыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками.- М.: «Айрис-пресс»,
2003
2.
Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации.- М ООО Айрис Пресс,2003-176 с.
3.
Белова Н.Р. и др. Мягкая игрушка. – М.: «Рипал классик», СПб.: «Валери СПД», 1999
4.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.- метод.
Пособие/Под. Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с.(Воспитание и дополнительное образование школьников).
5.
Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе.- М.:
«ВАКО»,2004
6.
Кононова Г.В. Мягкая игрушка.– СПб.: «Кристалл»,2000
7.
Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей.- М.: «Просвещение», «Владос»,1994 –
с. 39-45, 84-86
8.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Педвузов. - М.:Гуманит.
Изд. центр ВЛАДС 2000-кн1:Общие основы. Процесс обучения-576с.
9.
Якубова А.А. Мягкая игрушка.- СПб.: Издат. Дом «Литература»,2005
10.
Периодическая печать
Интернет ресурсы
11.
Игрушки из фетра для начинающих: 15 простых выкроек (touchthebeauty.com.ua)
12.
15 идей красивых мягких игрушек своими руками. Как легче сшить мягкую игрушку?
(heaclub.ru)
13.
20 классных мягких игрушек своими руками - Лайфхакер (lifehacker.ru)

8

Приложение
Тест на тему «Технология изготовления игрушки»
Расставь правильно порядок работы
оформление
изготовление
выкройкилекала

набивка

Технология
изготовлен
ия
игрушки

Раскрой
деталей

1

Сборка
изделия

Соединение
деталей кроя
(сшивание)

изготовлени
е эскиза

Подбери инструмент для каждой операции
Изготовление эскиза
Изготовление выкройки-лекала
Раскрой деталей
Соединение деталей кроя
Набивка
Сборка игрушки
Оформление изделия (игрушки)

утюг, булавки швейные, ножницы, мелок
цветные карандаши
игла, нитки, ножницы
палочка, пинцет
ножницы игла «Цыганка»,
игла, ножницы, клей
простой карандаш, копирка, ножницы

Для занятий с дошкольниками оформляют карточки с наборами изображений инструментов.
Педагог называет операцию, обучающиеся выбирают и показывают карточку с нужным
набором инструментов.

9

тема: Техника безопасной работы с инструментами и материалами.
Игра «Ромашка»
На стол выкладывается картонный цветок Ромашка. На тыльной стороне каждого лепестка
написан «?» или задание, на тему, которую вы повторяете с обучающимися. Количество
лепестков = количеству «игроков».
Каждый игрок (по очереди) выбирает себе 1 лепесток со словами: «На ромашке не гадаю, ей
сама всё расскажу. Если надо – покажу». Читает вопрос и отвечает на него (выполняет задание).
Игра «Волшебный мешочек»
В плотный, непрозрачный мешочек или коробочку помещаются образцы материала или
инструменты, с которыми обучающиеся работают на занятиях.
Ведущий по очереди приглашает игроков подойти. Приоткрывает мешочек. Игрок просовывает
руку в мешок, берёт 1 предмет. Ощупывает его, не вынимая руки из мешка. Обучающийся
называет остальным игрокам несколько характеристик своей находки. Может сказать, для чего
она нужна, не называя сам предмет. Остальные игроки должны догадаться, что это.
тест: Владение инструментами, знание техники безопасности.
Выбери правильный ответ.
1. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперёд;
б) остриём вперёд;
в) кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
2. Как хранятся иглы и булавки?
а) в игольнице;
б) в нитках;
в) в игольницах в отдельной шкатулке.
3. Какими предметами нужно пользоваться осторожно?
а) иглами;
б) ножницами;
в) термоклеем;
г) канцелярским клеем;
д) линейкой.
4. Как правильно вести себя при возникновении аварийной ситуации (пожар)?
а) выбежать на улицу;
б) остаться в здании;
в) покинуть здание по указанию педагога в организованном порядке без паники.
5. Какие требования безопасности по окончанию занятий должны выполняться

учащимися?
а) убрать иголки и булавки в шкатулку;
б) закрыть и убрать ножницы;
в) выключить все электроприборы;
г) привести рабочее место в порядок;
д) всё перечисленное.
Ответы: 1-в; 2-в; 3-а,б,в; 4-в; 5

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».