Страна театральных игр

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«СТРАНА ТЕАТРАЛЬНЫХ ИГР»

Возраст обучающихся: 7 - 12лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Амзаракова И.В.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024
1

I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Страна театральных игр»
художественной направленности разработана на основе следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года, № 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
 Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа «Страна театральных игр» художественной направленности,
так как театральная постановка дает
возможность для развития разнообразных видов детского творчества. Учащиеся
учатся сочинять, импровизировать, инсценировать готовый литературный материал.
Наконец, сама игра, состоящая в представлении, формирует в детях эмоциональноволевые качества.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы художественной
направленности «Страна театральных игр» заключается в стремлении создать
атмосферу искусства, сделать занятия радостными, увлекательными. На каждом
занятии дети слышат и усваивают прекрасную речь наших классиков и ясную
мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
программы
художественной направленности «Страна театральных игр»
С точки зрения педагогики игра – это основной вид деятельности детей, она
выступает в качестве механизма познания окружающего мира и методом развития
психической и интеллектуальной деятельности ребенка. Следовательно,
драматизация ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связана с игрой, и
поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных
видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной
постановки. Театральное искусство в силу своей эмоциональной наполненности,
комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё большее
значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей и
юношества. Именно, как целостная система, театральное воспитание в значительной
мере способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию
ребёнка. Театральные занятия позволяют обучающимся тренировать внимание,
2

воображение, память, мышление, волю. Занятия в театре дисциплинируют,
вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают
чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится
выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать
сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные
формы волевого управления поведением. Все выше перечисленные качества
необходимы личности в современном динамично развивающемся обществе.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеразвивающей
программы «Страна театральных игр»
Театрализованная деятельность решает широкий спектр задач. Через
театрализованную игру осуществляется:
 развитие природных способностей детей;
 приобщение к театральной культуре через систему искусств, историю и
литературу;
 обучение навыкам грамотной речи;
 эмоциональное развитие;
 социализация ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста
литературного или фольклорного произведения;
 развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного
взаимодействия;
 самовыражение и самореализация ребенка.
Следовательно, театрализованная игра – универсальное средство всестороннего
развития личности, это делает программу педагогически целесообразной.
Цель
и
задачи
дополнительной
общеобразовательной
художественной направленности «Страна театральных игр»:

программы

Цель программы:
Развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей для
самовыражения через средства театрального искусства.
Задачи программы:
Воспитательные:
 повышать культурный уровень детей;
 формировать нравственные качества личности: честность, отзывчивость, доброта.
Развивающие:
 развивать природные способности детей;
 развивать чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия;
 совершенствовать эмоционально-волевые качества личности ребенка;
3

Обучающие:
 обучать навыкам грамотной речи (совершенствование диалогов, монологов,
освоение выразительности речи);
 приобщать к театральной культуре через систему искусств, историю и
литературу.
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы
художественной направленности «Страна театральных игр»:
постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игрыдраматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным
усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается учащиеся.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной
программы художественной направленности «Страна театральных игр»:
Программа рассчитана на детей 7-12 лет. В учебные группы принимаются все
желающие без специального отбора.
Срок
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
художественной направленности «Страна театральных игр»: 1 год.
Формы и режим занятий.
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения
занятий:
- формы аудиторных занятий;
- внеаудиторные (выход за пределы учреждения – экскурсия)
Педагог использует следующие формы организации обучения:
- групповые;
-индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким воспитанникам
на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно)
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
Программа включает в себя 72 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю. После 45 минут занятий перерыв 10 минут.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы
численностью от 10 до 12 человек.
4

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
репродуктивные
- рассказ,
- объяснение,
- чтение текста,
- разучивание стихов и диалогов
продуктивные
- подвижные игры,
- пальчиковые игры,
- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц,,
- имитация основных эмоций человека
- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий
медведь идет к домику, петушок шагает по дорожке),
- игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Хоровод вокруг елки»),
- игра-импровизация с одним персонажем («Заинька попляши…»),
- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые
рассказывает воспитатель (Н.Павлова «На машине», В.Чарушин «Утка с утятами»),
- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Теремок»),
- инсценированные фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»),
- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок»)
и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом»).
Планируемые результаты и формы их оценки:
Личностные результаты
В результате освоения программы учащиеся будут способны:
 ориентироваться в мире искусства;
 обосновать свою точку зрения по отношению к различным произведениям
искусства и участвовать в обсуждении учебных, творческих задач;
 проявлять не только на занятиях, но и в быту нравственные качества личности:
честность, отзывчивость, доброту.
Метапредметные результаты
В результате освоения программы учащиеся будут способны:


при поддержке педагога, извлекать и структурировать, анализировать и
синтезировать информацию из различных источников;
5



выполнять инструкции педагога;



реализовывать себя в различных ролевых ситуациях: в качестве руководителя
подгруппы при выполнении учебно-творческого задания и участвовать в работе в
качестве исполнителя;



определять перечень необходимого оборудования (источников, материалов,
приемов) для выполнения творческой задачи;



представлять результаты творческой деятельности перед аудиторией (во время
публичных выступлений);



проводить самоанализ своей деятельности и уметь анализировать работу своих
товарищей;



владеть техникой безопасности на занятиях и поведения в общественных местах.

Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся будут знать:




литературные и фольклорные произведения;
историю возникновения театра в России;
термины, связанные с театральной деятельностью.

В результате обучения по данной программе учащиеся будут уметь:








четко произносить слова и словосочетания;
моделировать голосом звуки: громче, тише, тоненько, грубо;
передавать интонации удивления, радости, печали, испуга;
передавать образ через жест и движение;
выразительно читать стихи, потешки, диалоги героев;
использовать полученные знания, умения для выполнения самостоятельной
творческой работы (создание образа героя, миниатюры);
участвовать в групповой работе.

Формы оценки планируемых результатов реализации программы:
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:

6

- входной: проводится в начале года с целью изучения личности каждого ребенка и
его мотивации: наблюдение за увлечённостью и поведением обучающихся; беседа,
направленная на изучение мотива деятельности.
- текущий– проводится на каждом занятии для анализа самостоятельной и
творческой работы обучающихся в форме наблюдения, устного опроса, творческого
задания, инсценировки.
- промежуточный: проводится в декабре с целью выявления уровня освоения
программы обучающимися и корректировки учебно-тематического плана.
- итоговый – проводится итоговое занятие с целью определения достигнутого
уровня знаний, умений и навыков обучающихся в форме инсценировки сказки.
Для определения уровня освоения учащимися дополнительной общеразвивающей
программы «Страна театральных игр» на разных этапах ее реализации используются
следующие диагностические методы:
1) Наблюдение
Преимущество метода наблюдения в том, что учащийся в момент его изучения
находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его
внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие
важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой
деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива
спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и
другие. Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная,
целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога, итогом
которой является создание стандартизированного бланка наблюдений.
2) Создание экспериментальной ситуации через выполнение творческих заданий
Для изучения уровня творческого развития личности. Педагог намеренно создает
ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих
способностей. Преимуществом эксперимента перед наблюдением является
возможность повторения экспериментальной ситуации. Самой эффективной формой
организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра, так как в игровой
ситуации можно наблюдать творчество во временном развитии.
3) Игровые тесты
Тест – это метод изучения процессов деятельности человека посредством его
высказываний или оценок фактов. Игровые тесты, используемые в работе по данной
программе – это задания, по результатам которых диагностируют развитие
творческого воображения, логического мышления, общий словарный запас.
7

Критерии оценки уровня освоения программы:





знание литературных и фольклорных произведений;
знание истории возникновения театра в России;
знание терминов, связанных с театральной деятельностью;
умение моделировать голосом звуки, передавать интонации различных видов
настроения, передавать образы через жест и движения;
 умение выразительно читать стихи, потешки, диалоги героев;
 умение использовать полученные знания, умения для выполнения
самостоятельной творческой работы
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытое театрализованное занятие;
- спектакль.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего
развития обучающегося: положительное отношение к окружающему миру,
стремление к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности,
эстетическое восприятие произведений искусства.

II. Учебно-тематический план
№

Тема

Количество часов
Теория

1.
2.

3.

Вводное занятие.
Знакомством учащихся с планом работы.
Театр, как вид искусства
История театра. Эволюция театра. Многообразие
выразительных средств в театре.
Знакомство с правилами (поведения в общественных
местах-театре, правилами дорожного движения,
этикетом) с использованием материала сказок
А.Усачева, Н.Павловой, М.Пляцковского.
«Осенние дары»: знакомство с народными
традициями и устным народным творчеством
Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча
осени, Осенины, Семёнов день, праздник урожая),
Октябрь («свадебник», «Покров»- покровские
ярмарки), Ноябрь- сентябрев внук, октябрёв сын,
зиме-родной батюшка
Устное народное творчество: Осенние заклички,
считалки, пословицы, поговорки, скороговорки,
загадки, попевки, частушки
Музыкально – фольклорные игры: «Царь-горох»,
«Яша», «Щеточка», «Три-та-та», «У дядюшки
Трифона», «Маланья»
Праздник «Яблочные посиделки»
8

Практика

Всего

1

1

2

3

10

13

2

8

10

4.

5.

6.

Зимние забавы: знакомство с народными
традициями и устным народным творчеством
Народные обычаи и обряды: Декабрь – Студень,
«Святки»(Святочные вечера, Святочные гадания);
Январь- Просинец: «Рождество», «Крещение»;
Февраль- Бокогрей: «Масленица»- проводы зимы
Устное народное творчество: Пословицы, поговорки,
загадки о зиме, народные приметы
Музыкально-фольклорные игры: «Зрячие жмурки»,
«Колпак мой треугольный», «Бабка-Ежка»
Инсценировка русской народной сказки
Встреча весны: знакомство с народными
традициями и устным народным творчеством
Народный календарь, обычаи и обряды: МартПротальник; Апрель-Снегогон: «Благовещенье»,
«Вербное воскресенье»; Май-Травень: «Пасха»
Устное народное творчество: Пословицы, поговорки,
загадки о зиме, народные приметы
Музыкально-фольклорные игры: «Кострома»,
«Колпачок», «Репка», «Я-главный повар»
Драматизация отрывков из произведений авторов:
В.Сутеева, К.Чуковского, С.Маршака
Итоговое занятие
Спектакль
ИТОГО:

4

15

19

2

24

26

2

2

60

72

12

III. Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория:
Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи,
перспективы творческого роста. Правила поведения на занятии для учащихся.
Практика:
Наблюдение, устный опрос.
Участие в викторине
2.Театр, как вид искусства
Теория:
Первоначальные представления о театре как виде искусства. История театра.
Эволюция театра. Знакомство с особенностями современного театра как вида
искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах
театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет,
оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Многообразие выразительных
средств в театре. Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты,
сценарист, дублер, актер. Разъяснение выражений «зрительская культура», «театр
начинается с вешалки»
9

Знакомство с правилами (поведения в общественных местах-театре, правилами
дорожного движения, этикетом)
Практика:
Наблюдение, устный опрос. Творческие задания. Инсценировка
Творческие игры; Игра
«Что такое театр?». Инсценировка отрывков из
произведений А.Усачева, Н.Павловой, М.Пляцковского. Занятие-тренинг по
культуре поведения «Как себя вести в театре».
3. «Осенние дары»: знакомство с народными традициями и устным народным
творчеством
Теория:
Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча осени, Осенины, Семёнов день,
праздник урожая), Октябрь («свадебник», «Покров» - покровские ярмарки), Ноябрь сентябрев внук, октябрёв сын, зиме-родной батюшка. Знакомство с устным
народным творчеством.
Практика:
Наблюдение, устный опрос. Творческие задания. Инсценировка
Разучивание осенних закличек, считалок, пословиц, поговорк, скороговорок,
частушек. Музыкально – фольклорные игры: «Царь-горох», «Яша», «Щеточка»,
«Три-та-та», «У дядюшки Трифона», «Маланья». Участие в праздничной программе
«Яблочные посиделки».
4. Зимние забавы: знакомство с народными традициями и устным народным
творчеством
Теория:
Народные обычаи и обряды: Декабрь – Студень, «Святки»(Святочные вечера,
Святочные гадания); Январь- Просинец: «Рождество», «Крещение»; ФевральБокогрей: «Масленица»- проводы зимы. Знакомство с устным народным
творчеством: пословицами, поговорками, народными приметами, загадками о зиме.
Практика:
Наблюдение, устный опрос. Творческие задания. Инсценировка
Разучивание пословиц, поговорок. Участие в музыкально-фольклорных играх:
«Зрячие жмурки», «Колпак мой треугольный», «Бабка-Ежка». Инсценировка русской
народной сказки
5. Встреча весны: знакомство с народными традициями и устным народным
творчеством
Теория:
10

Народный календарь, обычаи и обряды: Март-Протальник; Апрель-Снегогон:
«Благовещенье», «Вербное воскресенье»; Май-Травень: «Пасха». Знакомство с
устным народным творчеством. Приемы устного народного творчества в
произведениях К.Чуковского, В.Сутеева, С.Маршака
Практика:
Наблюдение, устный опрос. Творческие задания. Инсценировка
Разучивание пословиц и поговорок о весне. Музыкально-фольклорные игры:
«Кострома», «Колпачок», «Репка», «Я-главный повар». Драматизация отрывков из
произведений авторов: В.Сутеева, К.Чуковского, С.Маршака.
6. Итоговое занятие
Практика:
Наблюдение. Спектакль – инсценировка сказки

IV. Приложения к дополнительной общеразвивающей программе
«Страна театральных игр» художественной направленности
Приложение №1

Календарно-тематическое планирование
Объединение «Страна театральных игр»
Тема
№
1.
2.

3.

4

Вводное занятие.
Знакомством обучающихся с планом работы.
Театр, как вид искусства

Общее
кол-во
часов
2

№ учебной
недели

Месяц

1

Сентябрь

13

1,2,
3,4,5

Сентябрь
Октябрь

5,6,7
7,8,9,10,11

Октябрь
Ноябрь

12,13,14,15,16

Декабрь

История театра. Эволюция театра. Многообразие
выразительных средств в театре.
Знакомство с правилами (поведения в общественных местахтеатре, правилами дорожного движения, этикетом) с
использованием материала сказок А.Усачева, Н.Павловой,
М.Пляцковского.
«Осенние дары»: знакомство с народными традициями и
10
устным народным творчеством
Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча осени, Осенины,
Семёнов день, праздник урожая), Октябрь («свадебник»,
«Покров»- покровские ярмарки), Ноябрь- сентябрев внук,
октябрёв сын, зиме-родной батюшка
Устное народное творчество: Осенние заклички, считалки,
пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, попевки,
частушки
Музыкально – фольклорные игры: «Царь-горох», «Яша»,
«Щеточка», «Три-та-та», «У дядюшки Трифона», «Маланья»
Праздник «Яблочные посиделки»
Зимние забавы: знакомство с народными традициями и
19
11

устным народным творчеством

5.

6.

16,17,18,19
19,20,21,22,23

Народные обычаи и обряды: Декабрь – Студень,
«Святки»(Святочные вечера, Святочные гадания); ЯнварьПросинец: «Рождество», «Крещение»; Февраль- Бокогрей:
«Масленица»- проводы зимы
Устное народное творчество: Пословицы, поговорки, загадки о
зиме, народные приметы
Музыкально-фольклорные игры: «Зрячие жмурки», «Колпак
мой треугольный», «Бабка-Ежка»
Инсценировка русской народной сказки
Встреча весны: знакомство с народными традициями и
устным народным творчеством

Январь
Февраль

26

24,25,26,27,28 Март
28,29,30,31,32, Апрель
Май
33,34,35,36

Народный календарь, обычаи и обряды: Март-Протальник;
Апрель-Снегогон: «Благовещенье», «Вербное воскресенье»;
Май-Травень: «Пасха»
Устное народное творчество: Пословицы, поговорки, загадки о
зиме, народные приметы
Музыкально-фольклорные игры: «Кострома», «Колпачок»,
«Репка», «Я-главный повар»
Драматизация отрывков из произведений авторов: В.Сутеева,
К.Чуковского, С.Маршака
Итоговое занятие

2

36

ИТОГО:

72

12

Май

№
п/п
Фамилия, имя
учащегося

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
Средний балл мотивационно-личностной
характеристики учащегося

Его всегда интересуют правда и ложь, добро
и зло, часто оценивает и судит о событиях,
людях, предметах

Любит организовывать и структурировать
вещи, людей, ситуации

Часто твердо отстаивает свое мнение
(иногда даже излишне активно) упорен в
своих убеждениях

интересуется многими взрослыми
вопросами, такими, как религия, политика,
философия, в большей степени, чем его
сверствники

Предпочитает работать самостоятельно и
независимо, от педагога требует лишь
первоначальные инструкции, затем все
люби делать сам

Очень низкий уровень - 1 балл
Низкий уровень - 2 балла
Нормальный уровень - 3 балла
Высокий уровень - 4 балла
Очень высокий уровень - 5 баллов

Стремится к наилучшему результату,
самокритичен, редко бывает удовлетворен
своим темпом

Мало уждается во внешней мотивации и
стумуляции при выполнении работы,
которая изначально его вдохновила

Ему быстро надоедает обычная, знакомая,
однообразная, выполняемая строго по
инструкции работа

глубоко и полностью погружается в
интересующие его темы и проблемы,
настойчив в нахождении пути решения
проблемы (иногда трудно перевести его
внимание на другую тему)

Приложение №2

Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию
дополнительной
общеразвивающей программы «Страна театральных игр»
представлены
комплектом
методических
и
контрольно-измерительных
материалов,
предназначенных для оценивания уровня освоения обучающимися программы с
использованием заявленных в данной программе диагностических методов:
наблюдение, создание экспериментальной ситуации через выполнение творческих
заданий, игровые тесты.
1) Метод наблюдения

Диагностическая карта «Мотивационно-личностная
характеристика учащегося»

объединение:
учебный год:
ступень:
год обучения:
педагог:

Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебнотворческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой

Самоорганизация в
творческой
деятельности

Положительная мотивация к
творческой деятельности

Осознанность цели деятельности
Интерес к процессу творческой
деятельности
Стремление к успеху при решении
творческих задач
Стремление к лидерству в творческой
деятельности
Познавательные потребности
Стремление к
самосовершенствованию
Умение выделять основные цели и
приоритеты
Способность к планированию,
самоконтролю, самооценке,
самоанализу, рефлексии, коррекции
Умение преодолевать трудности в
учении

Творческие способности, их использование в
творческой деятельности

Гибкость мышления
Оригинальность мышления
Критичность ума, способность
генерировать идеи,
изобретательность
Способность к переносу ранее
усвоенных методов познания в новую
ситуацию
Умение видеть альтернативу
решения творческих задач
Видение новой функции знакомого
объекта
Комбинирование и преобразование
известных средств для новых
решений проблемы

14

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Критерии

Ф.И.

Компоненты
творческой
самореализа
ции

объединение:
учебный год:
ступень:
год обучения:
педагог:

Ф.И.
Ф.И

Очень низкий уровень - 1 балл
Низкий уровень - 2 балла
Нормальный уровень - 3 балла
Высокий уровень - 4 балла
Очень высокий уровень - 5 баллов

Создание оригинальных способов
решения при известности других

2) Метод создания экспериментальных ситуаций
Творческие задания
Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты
любишь, что тебе нравится, а что – нет.
Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй
так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок.
Задание 3. Посмотри на эту картинку, на ней нарисована красивая бабочка.
Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил? Что ел? Кто были бы
твои родители? Расскажи про свою жизнь.
Задание 4. Придумай и изобрази на листе красивую и необычную улицу, которую ты
хотел бы видеть в своем городе.
Задание 5. Посмотри на эти кляксы. На кого они похожи.
Задание 6. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник?
Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.
Задание 7. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной
сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся.
Охотник до сказок
Жили-были себе старик со старухой, и был старик большой охотник до всяких
сказок и россказней. Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать.
- Пожалуйста, служба, ночуй, - говорит старик, – только с уговором: всю
ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь.
Солдат согласился.
Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха
села на лавку и стала при лучине прясть. Долго рассказывал солдат старику про свое
житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал
немного и спрашивает старика:
- А что, хозяин, знаешь ли, кто с тобой на полатях лежит?
15

- Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат.
- Ан нет, не солдат, а волк.
Поглядел мужик на солдата, и точно – волк. Испугался солдат, а волк ему и
говорит:
- Да ты, хозяин не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь.
- Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем…
К.Д.Ушинский
Царь и рубашка
Один царь был болен и сказал:
- Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.
Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не
знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:
- Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, царь выздоровеет.
Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя
долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни
одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден;
кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь
да жалуются.
Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему –
кто-то говорит:
- Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?
Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за
это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.
Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку,
но…
Л.Н.Толстой

Задание 8. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет
солнце.

16

Задание 9. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может
спрятаться божья коровка.
Задание 10. Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые –
детьми?
Задание 11. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в
этом случае они будут общаться?
Задание 12. Расскажи и нарисуй, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если
бы волк был добрым.
Задание 13. В сказке «Золушка» тыква превращается в карету. Как ты думаешь, во
что еще можно превратить тыкву. На что она похожа?
Задание 14. Что может произойти в городе, в котором сильной бурей будут
перепутаны и перевешаны все вывески? Нарисуй этот город.
Задание 15. Придумай как можно больше слов на одну букву.
Задание 16. Перед тобой пары слов. Найти для каждой пары третье слово, которое
могло бы их объединить. Например: хлеб – белый – заяц. Пары слов: иголка –
сковорода; мяч – арбуз; стекло – шелк.
Задание 17. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии
выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни –
3) Метод игрового тестирования
Тест-игра «Три слова»
Для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест
диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.
Учащемуся предлагают три слова и попросят его как можно скорее написать
наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а
вместе они составляли бы связной рассказ.
Слова для работы:

17

ДВОРЕЦ БАБУШКА
КЛОУН
РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО
ЩЕНОК
ТОРТ
ОЗЕРО
КРОВАТЬ
Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него
воображение. Для диагностических целей используется следующий прием
обработки.
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с
предлагаемыми критериями.
Ключ:
5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.
4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.
3 балла – банальная фраза.
2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет.
1 балл – бессмысленное сочетание слов.
Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит
бабушку”. – 4 балла.
“Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла.
“Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла.
Весь приведенный материал получен от детей 8-летнего возраста.

Приложение №3

Методические материалы, обеспечивающие реализацию дополнительной
общеразвивающей программы «Страна театральных игр» художественной
направленности
№
п/п

Тема и раздел
программы

Формы
занятий

1

Вводное занятие

Беседа,
комбинирова
нное занятие

2

Театр, как вид
искусства

Комбинирова
нные занятия

3

«Осенние дары»:

Комбинирова

Приемы и методы
организаций
образовательновоспитательного
процесса
Репродуктивный:
беседа, объяснение
Продуктивный:
устный опрос, участие в
викторине
Репродуктивный:
рассказ, разъяснение
Продуктивный:
творческие задания:
упражнения на развитие
воображения, памяти,
правильного дыхания,
мимики, музыкальнофольклорные игры,
инсценировка
Репродуктивный:

18

Дидактическое,
техническое
оснащение

Формы
подведения
итогов

Программа обучения
Правила поведения
обучающихся на
занятии

Наблюдение,
устный опрос

Словарь терминов
Иллюстрации,
тексты сказок
А.Усачева,
Н.Павловой,
М.Пляцковского
CD-диски

Наблюдение,
инсценировка,
творческие
задания, устный
опрос

Словарь терминов

Наблюдение,

знакомство с
народными
традициями и
устным народным
творчеством

нные занятия

рассказ, беседа
Продуктивный:
творческие задания:
упражнения на развитие
воображения, памяти,
правильного дыхания,
мимики, музыкальнофольклорные игры
Разучивание осенних
закличек, считалок,
пословиц, поговорк,
скороговорок,
частушек.
Участие в праздничной
программе «Яблочные
посиделки»

Иллюстрации,
карточки с заданиями,
CD-диски

инсценировка,
творческие
задания, устный
опрос

4

Зимние забавы:
знакомство с
народными
традициями и
устным
народным
творчеством

Комбинирова
нные занятия

Словарь терминов
Иллюстрации,
карточки с заданиями,
CD-диски,
использование
проектора

Наблюдение,
устный опрос
Творческие
задания
Инсценировка
сказки

5

Встреча весны:
знакомство с
народными
традициями и
устным
народным
творчеством

Комбинирова
нные занятия

Словарь терминов
Иллюстрации,
карточки с заданиями,
CD-диски,
использование
проектора,
тексты произведений
К.Чуковского,
В.Сутеева, С.Маршака

Наблюдение,
устный опрос
Творческие
задания

6

Итоговое
занятие

Комбинирова
нное занятие

Репродуктивный: беседа,
разъяснение
Продуктивный:
Разучивание пословиц,
поговорок., участие в
музыкальнофольклорных играх,
участие в инсценировке
русской народной сказки
Репродуктивный: беседа,
разъяснение
Продуктивный:
Разучивание пословиц,
поговорок., музыкальнофольклорные игры
Драматизация отрывков
из произведений авторов:
В.Сутеева, К.Чуковского,
С.Маршака.
Репродуктивный:
Продуктивный:
инсценировка сказки

Словарь терминов
Иллюстрации,
карточки с заданиями,
CD-диски

Наблюдение
Инсценировка
сказки

Техническое оснащение занятий
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Страна
театральных игр» необходимо иметь:
- учебный класс;
- магнитофон;
- видеомагнитофон;
- видеозаписи;
- проектор;
- CD диски и аудиокассеты;
- специальная литература по темам занятий;
- костюмы;
- раздевалку для учащихся.
19

Учебно-методический комплекс и его компоненты:
№

Наименование

Материалы

1

Дополнительная
общеразвивающая
программа
Учебно-методические
пособия для педагога и
учащихся

«Страна театральных игр»

2

Наглядные пособия:
 Иллюстрации к сказкам и рассказам, используемых на
занятии
 Иллюстрации, которые сопровождают рассказ педагога о
русских народных праздниках и традициях: «Яблочные
посиделки», «Зимние забавы», «Святки», «Масленица»,
«Вербное воскресенье», «Пасха»
 Русские народные куклы: Петрушка, Кукла-«Столбушка»,
Соломенная кукла, Кукла-«Закрутка», Кукла из носового
платка
Конспекты занятий: Тема: «Осенние дары»: знакомство с
народными традициями и устным народным творчеством
Диагностические материалы по отслеживанию
результатов
освоения обучающихся тем программы:
 Мотивационно-личностная характеристика учащегося
 Уровень воспитанности учащегося
 Мониторинг образовательных результатов

3

Материалы
индивидуальному
сопровождению
учащихся

по

4

Материалы по работе с
детским коллективом

5

Информационные
ресурсы

Индивидуальные задания: карточки с заданиями (например:
изобразить животное, чтобы присутствующие отгадали и т.п.).
Анкеты родителей: «Изучение образовательных запросов
родителей учащихся»
Игровые методики:
 Творческие упражнения для снятия мышечного
напряжения; развития мелкой моторики
 Упражнения для развития речи: музыкальные игры со
счетом и перечислением; пословицы и поговорки
 Фольклорные подвижные игры
 Интеллектуальные игры: затейливые вопросы, вопросышутки, головоломки, замысловатые задачи
 Упражнения для развития воображения и памяти:
«Доскажи словечко», «Придумай продолжение истории»
Инструктаж по ТБ: «Инструкция по технике безопасности на
занятиях объединения «Страна театральных игр»,
Инструктаж по ПДД: «Осторожно! Дорога!», «Мой город»,
Инструктаж по пожарной безопасности: «Спички – это не
игрушка», «Пожар в лесу»
Интернет ресурсы:
 www.dobrieskazki.ru
 www.muzland.ru
 www.b-track.ru
 www.dramateshka.ru
Справочный материал:
 Словарь терминов
 Логинова В.И. Дошкольная педагогика. –М.,1988.
 Чурилова Э.Г. Театр и дети. Методика организации
театрализованной деятельности дошкольников и младших
школьников. –М.,2001.

20

Дата
разработки
Сентябрь
2013 г.

Специальная литература:
 Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. –
М.,1991.
 Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998.
 Буренина А.Е. Театр Всевозможного. – СПб.,2002.
 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
творчестве. – М.,1991.
 Гальцова Е.А. Забавные истории обо всем на свете:
театрализованные и игровые занятия с детьми. –
Волгоград, 2008.
 Гальцова Е.А. Дошколятам досуг – хороший друг:
познавательные, развлекательные, конкурсные и игровые
мероприятия для старших дошкольников. – Волгоград,
2008.
 Доронова Т.Н. Играем в театр. –М.,2004.
 Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и
рассказывать. – Ярославль, 1997.
 Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании
детей. - М.,1982.
 Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.
–Ярославь,1998.
 Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания –
М.,1986.
 Моханева М.Ф. Театрализованные занятия в детском
саду. –М.,2001.
 Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие
творческой активности детей старшего дошкольного
возраста.
–М.,2003.
 Павлова Н.Н. Просто учимся пересказывать. –М.,2004.
 Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных
игр в детском саду. –М.,2004.
 Погосова Н.М. Погружение в сказку. –СПб.,2008.
 Поляк Л.Я. Театр сказок. Сценарии в стихах по мотивам
русских народных сказок для дошкольников. –СПб., 2010.
 Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников.
Методическое пособие/Е.И.Якубовская, Н.В.Еремина,
Л.Н.Иванищенко. Под общей ред.Е.И.Якубовской. –
СПб.,2008.
 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. –М.,2004.
 Усачев А.А. Умная собачка Соня. –М.,2004.
 Царенко Л.Н. От потешек к Пушкинскому балу. –
М.,1999.
 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
–СПб.,1999.
 Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.,1978.
Видеоматериалы:
 Видеоуроки: «Искусство речи»
 «История театра»
 Мультипликационные фильмы по сказкам В.Сутеева,
А.Усачева
СD-диски:
 «Русские народные игры»
 «Русские народные сказки»
 «Звуки природы»
 «Танцевальная музыка»

21

Словарь терминов
Акт - одна часть действия
Амплуа - специализация актера на ролях, соответствующих его данным
Амфитеатр - места в зрительном зале за партером
Антракт - перерыв между действиями, отделениями
Аншлаг - объявление о том, что все билеты проданы
Аплодисменты - рукоплескания в знак одобрения
Афиша - объявление о спектакле
Балет - спектакль из танцев, сопровождаемый музыкой
Балкон - места, находящиеся выше партера
Бельэтаж - места над партером и амфитеатром
Бенуар - ложа на уровне партера
Буффонада - шутовство
Водевиль - вид комедии с песнями-куплетами, романсами и танцами
Вокал -искусство пения
Грим - искусство изменения внешности актера с помощью специальных красок,
прически, парика
Декорация - оформление сцены, создающее зрительный образ спектакля
Задник - ткань в глубине сцены
Занавес - ткань, закрывающая сцену от зрителей
Карнавал - народное гуляние с маскарадом
Контрамарка - бесплатный пропуск в театр
Кулиса - узкая ткань, висящая сбоку от сцены
Ложа - небольшой внутренний балкон
Миниатюра - небольшое театральное произведение
Монолог - речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе
Опера - музыкально-драматическое произведение, состоящее из арий, речитативов,
хоров
Оперетта - музыкально-драматическое произведение комедийного характера
Оркестр - коллектив музыкантов, совместно исполняющих произведение на
различных инструментах
Партер - часть зрительного зала, находящаяся, обычно, ниже уровня сцены
Программка - листок с краткими сведениями о спектакле
Рампа - осветительная аппаратура, расположенная на полу сцены по ее переднему
краю
Реквизит - вещи для спектакля
Репертуар - перечень пьес, включенных в сезонную афишу театра
Репетиция - процесс подготовки спектакля
Реплика - краткий ответ
Роль - амплуа; образ, воплощаемый актером
Скоморох - бродячий актер на Руси
22

Суфлер - работник театра, подсказывающий, в случае необходимости, артистам
слова роли
Сцена - площадка, на которой происходит театральное представление
Сценарий - схема развития действия в спектакле
Театр - "зрелище" (греч.)
Труппа - коллектив актеров
Фойе - помещение в театре для пребывания зрителей во время антракта (место для
отдыха зрителей)
Ярус (этаж) - часть зрительного зала, расположенная выше уровня сцены

23

V. Список литературы




























Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.,1991.
Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998.
Буренина А.Е. Театр Всевозможного. – СПб.,2002.
Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик , С. Воловик –
М. :Просвещение, 2001.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М.,1991.
Гальцова Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и
игровые занятия с детьми. – Волгоград, 2008.
Гальцова Е.А. Дошколятам досуг – хороший друг: познавательные,
развлекательные, конкурсные и игровые мероприятия для старших
дошкольников. – Волгоград, 2008.
Гиацинтова С. Жизнь театра. М , 1963 (серия «В мире прекрасного»).
Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006
Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для
слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003.
Доронова Т.Н. Играем в театр. –М.,2004.
Завадский Ю. Об искусстве театра. М., 1965.
Ильинский И. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве. М.,
1964.
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004.
Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания –М.,1986.
Моханева М.Ф. Театрализованные занятия в детском саду. –М.,2001.
Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности
детей старшего дошкольного возраста. –М.,2003.
Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. Хрестоматия. М., 1973.
Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. –
М.,2004.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/
журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – М.: «Школьная пресса», 2000.
Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе. – М.: 2000.
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
Погосова Н.М. Погружение в сказку. –СПб.,2008.
Поляк Л.Я. Театр сказок. Сценарии в стихах по мотивам русских народных
сказок для дошкольников. –СПб., 2010.
Попова Т.И. «Мир вокруг нас», 2000.
Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное
образование детей и молодёжи», 2005.

24

 Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников. Методическое
пособие/Е.И.Якубовская, Н.В.Еремина, Л.Н.Иванищенко. Под общей
ред.Е.И.Якубовской. –СПб.,2008.
 Ракитина Е. В зеркале сцены (о художнике в театре). М., 1975.
 Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства
школьной театральной самодеятельности. М., 1974.
 Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество»
- пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
 Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., 1961.
Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального
искусства. Г.Н. - Новгород, 1993.
 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. –М.,2004.
 Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: АРКТИ, 2005.
 Театр и школа (из опыта работы). Сборник /Под ред. Ю. Рубимой, Н.
Шевелева. М, 1969, 1970, 1974, вып. IV—VI.
 Хрулев Н. За школьным занавесом. М., 1970.
 Царенко Л.Н. От потешек к Пушкинскому балу. – М.,1999.
 Царев М. Что такое театр? М., 1960.
 Чирков Б. Опыт и раздумья. Об искусстве актера. М., 1964.
 Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
 Щепкина-Куперник Т. Из воспоминаний о русском театре. М., 1956.
 Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.,1978.
Список литературы, рекомендуемой для обучающихся
 Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. –
Ярославль, 1997.
 Игровые праздники и тематические вечера. Скоркина Н.М.
 Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. - М.,1982.
 Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. –Ярославь,1998.
 Лакалова М.С. Праздник в подарок. – М., 2001
 Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003.
 Павлова Н.Н. Просто учимся пересказывать. –М.,2004.
 Пляцковский М.С. Рассказы. – М., 1999.
 Сутеев В.Г. Рассказы в картинках. – М.,2010.
 Театральная мастерская. Журнал для юношества. -М.: Издательство
Московского педагогического университета, 2002.
 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–СПб.,1999.
 Черкасов Н. В театре и в кино. М. – Л., 1961.
 Чуковский К.И. Сказки. – М., 2009.
 Усачев А.А. Умная собачка Соня. – М.,2004.
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».