Мягкая игрушка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МЯГКАЯ ИГРУШКА»

Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Силаева И.А.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

1

Содержание программы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Титульный лист …………………………………………….1
Пояснительная записка …………………………………….3
Учебно-тематическое планирование ……………………...6
Содержание программы ……………………………………7
Список литературы …………………………………………9
Приложение ………………………………………………..10

2

Пояснительная записка
Данная образовательная программа объединения «Мягкая игрушка» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N
273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте
России 18.12.2020 N 61573);
 Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность образовательной программы – художественная. Программа направлена на развитие творческих способностей и воспитание эстетического вкуса обучающихся.
Новизна данной программы – индивидуальный и деференцированный подход в работе с каждым
обучающимся. Разделы программы тесно связаны с общеобразовательными предметами «Письмо», «Чтение», «Математика», «Рисование», «Технология», и помогает активно использовать полученные на школьных уроках знания в повседневной жизни.
Актуальность программы. Традиции мягкой игрушки в народном творчестве пришли к нам из
глубины веков, они были известны у многих народов. Лучшие художественные традиции изготовления игрушки из лоскутков ткани, меха, ниток живут и развиваются в современной промышленной и самодельной игрушке. Эксклюзивные игрушки постоянно экспонируются на выставках
декоративно-прикладного творчества школьников и не только. Своей оригинальностью и яркой
декоративностью, разнообразием тем и сюжетов они завоевали всеобщее признание и высокую
ценность. Такие игрушки дарят как подарки и сувениры, они могут стать желаемым призом в веселых играх и конкурсах.
В результате освоения программы у детей развивается образное мышление, художественное видение, обучающиеся учатся уважать труд, вырабатываются необходимые для жизни практические
навыки. Выполняя всю работу собственноручно, дети чувствуют себя творцами, что способствует
поднятию самооценки. В процессе обучения вырабатываются такие важные качества как настойчивость в достижении цели, самостоятельность. Когда ребенок занят в творческом процессе, направленном на усовершенствование вещей, он творит, украшая мир. А значит, он совершенствуется, мыслит, делает первые шаги к профессиональному самоопределению, он развивается.
Особенность данной программы в том, что в ней запланирован ОПТ (общественно полезный
труд) – раздел «Подарок другу». На этих занятиях обучающиеся изготавливают игрушки и сувениры к праздникам и мероприятиям: День учителя, Новогодний утренник, ко Дню защитников
отечества, 8 марта.
Цель – научить обучающихся самовыражению с помощью изготовления мягкой игрушки.
Задачи: 1. Познакомить и научить обучающихся работать с разнообразным материалом и инструментами, используемыми при изготовлении мягкой игрушки и техникой безопасности при работе
с ними; освоить на практике способы и порядок изготовления мягкой игрушки.
2. Формировать у обучающихся положительное отношение к труду, умение общаться и работать в коллективе, способность адекватно оценивать свой и чужой труд.
3. Развивать у обучающихся внимание, память, мелкую моторику рук, усидчивость,
целеустремленность, аккуратность, самостоятельность, чувство меры, творческое мышление,
желание узнавать новое.

3

Адресат: Интерес к игрушке проявляют все дети. Поэтому в объединение принимаются все желающие без специального отбора. Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность предлагается и мальчикам и девочкам с 10до16 лет.
Срок реализации программы. Обучение рассчитано на 1 год (144 часа). Форма обучения – очная. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 45 минут с 10 минутной переменой).
Занятия проводятся с группой обучающихся как одного, так и разного возраста. Состав
группы
постоянный.
На занятиях обучающиеся знакомятся с историей народной игрушки и разнообразными способами ее изготовления (шить, вязать), материалами и их особенностями и учатся с ними работать. Приобретают навыки работы с инструментами и усваивают правила безопасной работы с
ними. Обучающиеся учатся делать эскизы к будущим изделиям, изготавливать выкройку-лекало,
увеличивать и уменьшать эту выкройку с помощью разных приспособлений. Изготовление игрушек в объединении – ручная работа, поэтому обучающиеся осваивают все ручные швы для отделки изделий. Для оформления игрушки они учатся изготавливать мелкие детали, изучают историю
костюма и обуви. В программе предусмотрено посещение и участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Обучение основывается на следующих принципах:
 личностно-ориентированный подход;
 свобода выбора решений и самостоятельности в их решении;
 сотрудничества и ответственности;
 сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
 системности, последовательности и наглядности обучения;
 природосообразности;
 использования здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты. В результате освоения курса, обучающиеся приобретают навыки:
 видеть и понимать задание;
 ориентироваться в выполняемом задании;
 осознавать свою роль и предназначение;
 уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
 уметь принимать решение
 применять на практике полученные знания;
 выбирать необходимые материалы и оборудование;
 правильно пользоваться инструментами;
 доводить начатое дело до конца;
 поддерживать порядок на рабочем месте, как во время работы, так и после;
 соблюдать правила техники безопасности;
 контролировать свои действия;
 экономно использовать материал;
 качественно выполнять свою работу;
 анализировать свою работу.
 соблюдать правила техники безопасности.
Методическая база. Во время работы используются следующие методы: репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследование, практическая работа, самостоятельная работа; формы: рассказ, беседа, игра, экскурсия, соревнование, конкурс, лабораторная работа, тестирование; наглядный материал: разнообразные таблицы, инструкционные
технологические карты, образцы готовых игрушек, папки с образцами материала, ниток, швов,
выкроек-лекал.
Материально-техническое обеспечение.
Помещение для занятий мягкой игрушкой должно быть достаточно просторным, хорошо
проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать
на руки с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на 2 или более человек, но расставлены
4

так, чтобы учащиеся могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель мог подойти к каждому.
Материал и оборудование для проведения занятий:
 швейные иглы разной величины;
 иглы и крючки для вязания разной толщины;
 нитки разных цветов (№10-40) х.б.
 шелковые нитки разных цветов;
 шерстяные нитки разных цветов;
 суровые нитки;
 кусачки, плоскогубцы;
 ножницы;
 пинцеты, палочки для набивки;
 карандаши (простые, цветные, восковые);
 мелки, сухое мыло;
 утюг электрический;
 гладильная доска;
 проволока;
 леска;
 пуговицы, бусины;
 искусственная кожа разных цветов;
 клей ПВА, «Момент», канцелярский;
 мех;
 картон;
 цветная бумага;
 калька;
 бумага в клетку;
 ткань разной структуры;
 вата, синтепон, поролон;
 альбомы для рисования;
 краски акварельные, гуашь.
В процессе обучения проводится: контроль над усвоением знаний и проверка умений и навыков
 Предварительный (в начале курса - выявление имеющегося уровня ЗУН):
 Беседа, практическое задание
 Промежуточный контроль осуществляется с помощью зачётной работы по основным
разделам программы в форме:

тестирования

решения кроссворда

тематических игр

соревнований, конкурсов
 Итоговый контроль осуществляется в форме выставки выполненных изделий
Тематическое планирование
№
занятия

ТЕМА

Количество часов
общее теория практика

5

сроки

Формы
организации занятий

Формы
аттестации
(контроля)

1

Вводное занятие.

2

2

-

сентябрь

2-5

Технология изготовления игрушки

19

4

5

сентябрь

6

Текущий контроль

1

-

1

7-10

Ручные швы

9

3

6

11

Текущий контроль

1

-

1

12-15, Игрушки из ткани
17-22,
24,25,
27,
31-34

35

8

27

Текущий контроль
Чердачная кукла

1
23

4

1
19

35
36-46

49

Текущий контроль

51,52, Вязаная игрушка
54-64,
67
68

Текущий контроль

1

октябрь

октябрь,
ноябрь,
декабрь,
январь

Январь,
февраль,
март

1

29

10

19

1

-

1

6

Март,
апрель
май

беседа

опрос

Рассказ,
тест
мини исследование
практическая работа, самостоятельная
работа
Рассказ,
Тестмини ис- (пазлы)
следование
практическая работа, самостоятельная
работа
Рассказ,
выработа в ставкагруппах,
конпрактичекурс
ская
детработа,
ских
самостоя- работ
тельная
работа
Рассказ,
мини исследование
практическая работа, самостоятельная
работа
Рассказ,
мини исследование
практическая работа, самостоятельная
работа

кроссворд

Тест

16,28- Подарок другу
30,47,
50,65,
66,6971

22

-

22

октябрь,
декабрь,
февраль,
март, май

самостоятельная
работа

4

-

4

ноябрь,
март

4

декабрь,
март
май

самостоятельная
работа
экскурсия

23, 48

Участие в выставках и
конкурсах ДПИ

26, 53
72

Посещение
выставок
4
ДПИ, экскурсии
Итоговое занятие
2
всего

-

144

2

-

33

111

демонстрация
готовых
работ

беседа

Выставка
работ,

Содержание программы
Вводное занятие. 2 ч
План и задачи кружка. Просмотр готовых изделий. Краткие сведения об истории мягкой игрушки. Определение игрушки в жизни человека. Правила поведения на занятиях, традиции. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда
Практическая работа: изготовление игрушки из помпона (Д/З: подготовить личную коробочку.
Технология изготовления игрушки. 10ч
Основные этапы (эскиз, выкройка-лекало, раскрой деталей, соединение деталей кроя, набивка,
сборка игрушки, оформление). Материал. Инструменты. Технология, правила и способы выполнения. Работа с готовой инструкцией. Техника безопасной работы с ножницами, бумагой,
клеем, электрическим утюгом.. (4 часа)
Практическая работа: изготовление и оформление куклы Мани, соблюдая последовательность. (6 часов)
Ручные швы. 10ч
Основные виды ручных швов ("Вперёд иголку", "Через край", "Назад иголку", "Петельный",
«Потайной»). Применение. Технология выполнения. Положение рук при работе. Техника безопасности при работе с иглами, ножницами и нитками. Вдевание нитки в иголку, завязывание
узелка, закрепление нитки в начале и в конце шва (3 часа)
Практическая работа: изготовление игольниц «Шляпка», «Сердечко», «Мухомор».(7 часов)
Игрушки из ткани 36ч
«Смешарики» 8ч
Игрушки из шариков. Материал. Техника изготовления. Дополнительные детали, способы крепления и оформления. (2 часа)
Практическая работа: изготовление игрушек из 1 и нескольких шариков из разных материалов
(трикотаж (х/б., капрон), х/б ткань) - цыпленка, зайчика, собачки, гусеницы (6часов)
Плоскостные и полуобъёмные игрушки 12ч
Особенности, функции. Особенности изготовления. Поролон. Технология, правила и способы
выполнения (4 часа)
Практическая работа: изготовление куклы «Малышка», зайчика, козлика. (8 часов)
Объёмные игрушки. 16ч

7

Виды объёмных игрушек, особенности. Фигурки: куклы, собачки, лошадки и др. Способы и
правила изготовления таких игрушек. «Брюшко». Материалы, приспособления, инструменты.
(2 часа)
Практическая работа: изготовление кукол, фигурок разнообразных животных (состоящих из
нескольких деталей). (14 часов)
Чердачная кукла 24ч
Особенность данного вида игрушек. История Чердачной куклы. Материал, швы для работы.
Технология изготовления. Раствор для «состаривания». (4 часа)
Практическая работа: изготовление раствора; изготовление Сердечка, Котика, Лошадки и др.
игрушек, используя инструкцию к работе. (20 часов)
Вязаная игрушка 30ч
Инструменты и материалы. Азы вязания (набор петель, основные приёмы: Лицевая петля, изнаночная петля, накид, провязывание петель вместе, «закрытие» петель). «Зебра» (вязание полос
разного цвета). Контроль количества петель и рядов во время вязания. Технология изготовления игрушки. Способы соединения деталей.(10 часов)
Практическая работа: подбор инструментов и материала для работы; набор петель; вязание
рабочих образцов (лицевая гладь, изнаночная гладь, треугольник на уголок и от уголка, закрытие петель по горизонтали); изготовление Куклы, Снеговика, Медвежонка, Кота и др. игрушек,
используя готовую и собственную инструкцию.(20 часов)
Подарок другу 22ч
Изготовление игрушек в подарок, сувениров к праздникам (используя полученные знания и
умения)
Участие в выставках и конкурсах ДПИ. 4ч
Подготовка работ и участников на районную и республиканскую выставки декоративноприкладного творчества школьников, выставку, посвященную Новогоднему празднику.
Посещение выставок ДПИ, экскурсии 4 ч
Итоговое занятие. 2ч
Подведение итогов года. Поощрение призеров выставок и конкурсов, активных кружковцев.
К концу обучения обучающиеся получают ЗНАНИЯ:
- о названии материалов, названии и назначении ручных инструментов,
приспособлений (игла, наперсток, ножницы, пинцет, палочка для набивки),
о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными
инструментами;
- о названии изученных швов, их выполнении и применении;
- о значении терминов: сметать, обметать, раскроить, набить, собрать, оформить.
УМЕНИЯ:
- пользоваться иглой, ножницами, палочкой для набивки, электрическим утюгом;
-пользоваться инструментами, соблюдая технику безопасности труда;
- составлять и выполнять изделия по плану;
- при изучении изделий, находить главные элементы по оформлению: форма, цвет,
дополнительные детали.

8

Список литературы
1. Агапова И. А., Довыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками.- М.: «Айрис-пресс», 2003
2. Белова Н.Р. и др. Мягкая игрушка. – М.: «Рипал классик», СПб.: «Валери СПД», 1999
3. Васильева Е.А. 305 веселых загадок в стихах – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008
4. Вязаный презент. /Составитель Спиридонова Н. –Ниж.Новгород: ООО «Слог», 2012
5. Жакова О.В., Данкевич К.В. Тряпичные куклы.- СПб.: «Кристалл», 1998
6. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе.- М.: «ВАКО»,2004
7. Кононова Г.В. Мягкая игрушка.– СПб.: «Кристалл»,2000
8. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей.- М.: «Просвещение», «Владос»,1994 – с.39-45, 84-86
9. Крупенская Н.Б. Поделки из помпончиков. – М.: Айрис-пресс, 2008
10. Мометоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.- М.:«Просвещение»,1993
11. Рукоделие с детьми/ Лена. Рукоделие. Специальный выпуск № 8/2016 (44) – МЕДИА», 2016
12. Сборник программ школы художественных ремесел «Харитина»- Абакан, 2004 – с.6980,108120,143-159
13. Якубова А.А. Мягкая игрушка.- СПб.: Издат. Дом «Литература»,2005
Интернет ресурсы:
14. 15 идей красивых мягких игрушек своими руками. Как легче сшить мягкую игрушку?
(heaclub.ru)
15. 20 классных мягких игрушек своими руками - Лайфхакер (lifehacker.ru)
16. 44 игрушки спицами, сова, мишка, зайка и другие игрушки в нашей подборке, Вязаные игрушки (knitka.ru)
17. https://mirpozitiva.ru/articles/2144-myagkie-igrushki-svoimi-rukami.html
18. https://www.livemaster.ru/topic/135379-vyazannyj-kot-valdorfskaya-igrushka?msec=26
19. Вязание спицами для начинающих: фото, видео, схемы (pepita.ru)
20. Вязаные игрушки – работы Ирины, Вязаные игрушки (knitka.ru)
21. Забавные текстильные игрушки с выкройками (15 разнообразных вариантов) | 38 рукоделок |
Яндекс Дзен (yandex.ru)
22. Игрушки из капроновых колготок своими руками для начинающих: сшить из чулок
(masteridelo.ru)
23. Игрушки из фетра для начинающих: 15 простых выкроек (touchthebeauty.com.ua)
24. Игрушки своими руками из ткани: лучшие выкройки с описанием (mebel-expert.info)
25. История чердачных игрушек:) | ツКофейные игрушки.Кавові Добрячки♡Фастов | ВКонтакте
(vk.com)
26. Как научиться вязать спицами и крючком: подробная инструкция для новичков - Лайфхакер
(lifehacker.ru)
27. Пупсики своими руками из капрона. Куклы из колготок своими руками пошаговая инструкция
для начинающих (lasbotas.ru)
28. СЕКРЕТЫ ЧЕРДАЧНЫХ ИГРУШЕК� | Кофейные и чердачные игрушки | Яндекс Дзен
(yandex.ru)
29. Царевна-лягушка - Счастье есть!!! — LiveJournal
30. Чердачные игрушки своими руками: мастер класс как делать обереги - Сайт о рукоделии (artfashn.ru)
31. https://womanadvice.ru/cherdachnye-igrushki-svoimi-rukami

9

Приложение
Тест на тему «Технология изготовления игрушки»
1. Выбери правильное утверждение.
Технология изготовления это:
а) порядок (последовательность) действий при изготовлении чего-либо (игрушки)
б) урок в школе
в) действие
2. Расставь правильно порядок работы
оформление
изготовление
выкройкилекала

набивка

Технология
изготовления
игрушки
1

Сборка
изделия

Соединение
деталей кроя
(сшивание)

3.

Раскрой
деталей

изготовление эскиза

Подбери инструмент для каждой операции (соедини между собой линией)

Изготовление эскиза

утюг, булавки швейные, ножницы, мелок

Изготовление выкройки-лекала

цветные карандаши

Раскрой деталей

игла, нитки, ножницы

Соединение деталей кроя

палочка, пинцет

Набивка

ножницы игла - «Цыганка»,

Сборка игрушки

игла, ножницы, клей

Оформление изделия (игрушки)

простой карандаш, копирка, ножницы
10

тема: Техника безопасной работы с инструментами и материалами.
Игра «Ромашка»
На стол выкладывается картонный цветок Ромашка. На тыльной стороне каждого лепестка написан «?» или задание, на тему, которую вы повторяете с обучающимися. Количество лепестков = количеству «игроков».
Каждый игрок (по очереди) выбирает себе 1 лепесток со словами: «На ромашке не гадаю, ей
сама всё расскажу. Если надо – покажу». Читает вопрос и отвечает на него (выполняет задание).
Игра «Волшебный мешочек»
В плотный, непрозрачный мешочек или коробочку помещаются образцы материала или инструменты, с которыми обучающиеся работают на занятиях.
Ведущий по очереди приглашает игроков подойти. Приоткрывает мешочек. Игрок просовывает
руку в мешок, берёт 1 предмет. Ощупывает его, не вынимая руки из мешка. Обучающийся называет остальным игрокам несколько характеристик своей находки. Может сказать, для чего
она нужна, не называя сам предмет. Остальные игроки должны догадаться, что это.
тест: Владение инструментами, знание техники безопасности.
Выбери правильный ответ.
1. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперёд;
б) остриём вперёд;
в) кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
2. Как хранятся иглы и булавки?
а) в игольнице;
б) в нитках;
в) в игольницах в отдельной шкатулке.
3. Какими предметами нужно пользоваться осторожно?
а) иглами;
б) ножницами;
в) термоклеем;
г) канцелярским клеем;
д) линейкой.
4. Как правильно вести себя при возникновении аварийной ситуации (пожар)?
а) выбежать на улицу;
б) остаться в здании;
в) покинуть здание по указанию педагога в организованном порядке без паники.
5. Какие требования безопасности по окончанию занятий должны выполняться

учащимися?
а) убрать иголки и булавки в шкатулку;
б) закрыть и убрать ножницы;
в) выключить все электроприборы;
г) привести рабочее место в порядок;
д) всё перечисленное.
Ответы: 1-в; 2-в; 3-а,б,в; 4-в; 5

11

Тема: «Чердачная кукла»

Реши кроссворд и в выделенных клетках прочтёшь название сраны, где, как считается и родилась Чердачная кукла. (Америка – США)
1
2
3
4
5
6
7

1. На каком предприятии работала мама девочки, потерявшей куклу?
(фабрика)
2. Что придают изделию корица и ваниль? (аромат)
3. Раствор чего даёт эффект состаривания изделия? (кофе)
4. Что используют, чтобы получить розовый цвет раствора? (чай Каркаде)
5. Какой ингредиент раствора придаёт изделию аромат? (корица)
6. Какая игрушка, по легенде, была самой первой Чердачной?
(тряпичная Кукла)
7. Какой клей используется при изготовлении состаривающего раствора?
(клей ПВА)
Тема: «Вязаная игрушка»
1. Как называют инструмент для вязания? (спицы, крючок)
2. Основные петли для вязания спицами -………(лицевая, изнаночная, накид)
3. Что получится, если чередовать лицевые и изнаночные петли? (резинка)
4. Как обозначаются на схемах лицевая петля (I), изнаночная петля (-), накид (0), провязывание петель вместе (
,
)?
5. При чередовать лицевые и изнаночные ряды, то получается…….(лицевая и изнаночная
гладь)
6. Что для чего можно использовать? (соедини линиями)

узор

Закрытие
петель

О
(накид)

Увеличение
полотна

Уменьшение
полотна
провязывание
петель вместе

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».