ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛЯ-ЛЯ-ФА» Возраст обучающихся: 12-16 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Логинова Т.А., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 СОДЕРЖАНИЕ I. II. III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность Актуальность, новизна программы Отличительные особенности программы Цель программы Задачи Прогнозируемые результаты Способы и формы проверки результатов Возраст учащихся, возрастные особенности Формы занятий Форма обучения Объем программы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебно-тематический план Содержание обучения КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график Рабочая программа (КТП) Методическое обеспечение программы Условия реализации программы Формы аттестации Список литературы 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ля-ля-фа» (далее – программа) художественной направленности является модифицированной. Программа разработана в соответствии с: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность программы Данная общеобразовательная программа «Ля-ля-фа» была разработана для музыкально-одаренных детей желающих работать по углублению знаний в области музыки: классической, народной и эстрадной; повышать мастерство по вокалу. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, ведущее место в этом принадлежит объединению вокального пения - и, на сегодняшний день основному средству массового приобщения детей к музыкальному искусству. Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие, должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Ля-ля-фа», направленная на духовное развитие обучающихся. Часто искусство пения называют вокальным искусством. Новизна программы Особенность программы «Ля-ля-фа» в том, что она разработана для детей в дополнительном образовании, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога дополнительного образования по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Педагогическая целесообразность образовательной программы «Ля-ля-фа» определена тем, что ориентирует учащегося на приобщение каждого ребенка к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков данного вида творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Используемые формы, методы и средства, в ходе образовательного процесса, значительно расширяют кругозор детей. Пение является, одним из самых действенных способов обратится к творческому началу в каждом человеке. Для детей и подростков совместная творческая деятельность является ключом к социальной адаптации в обществе. Изучение культурного наследия традиций разных стран развивает в детях толерантное, уважительное отношение, как к ценностям своей страны, так и к ценностям других народов. Программа «Ля-ля-фа» предназначена для ознакомления ребят с миром песни, музыки, чувств и настроений. Через музыку и пение, ребенок может раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться. В основе учебнопедагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса, и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. Цель программы: создание условий для творческого развития детей и их нравственного становления посредством вовлечения в певческую деятельность в хоровом коллективе. Задачи программы: Образовательные: • Углубить знания, обучающихся в области музыки: классической, народной, эстрадной; • Обучить обучающихся вокальному искусству. Воспитательные: • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; • Привить навыки сценического поведения; • Формировать чувство прекрасного на основе классического и своевременного музыкального материала. Развивающие: • Развить музыкально - эстетический вкус; • Развить музыкальные способности обучающихся. Отличительные особенности программы Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого обучающегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки. Планируемые результаты по прохождению программы К концу обучения обучающиеся могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда. Обучающиеся будут знать: • знать и понимать названия пройденных жанров, уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);• знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию; • знать состав оркестра русских народных инструментов; • знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов; • знать особенности романса, приводить примеры, исполнять; • знать основных исполнителей романсов в России; • знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт; • знать размеры: 2/4, 3/4, пунктирный ритм, определять их на слух; • о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней; • о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию. Обучающиеся будут уметь: • самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо; • узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты; • выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера; • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы - до второй октавы; • осваивать на слух звучание 1, 3, 5, 6 ступеней, сольфеджировать в их пределах песенки и попевки; • определять двухдольность и трехдольность; • находить длительности: четвертные, восьмые, размер 2/4; • различать звучание мажора и минора; • узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора; • укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса; • осваивать двухголосное пение; • петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы - ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы {си малой октавы) -ля (си) первой октавы; • чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые; • петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло; • узнавать на слух народные песни; знать и любить их; • приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора. Способы и формы проверки результатов В ходе реализации программы «Ля-ля-фа» используются различные виды и формы контроля. Входной контроль: в начале учебного года Текущий контроль: по результатам изучения темы, раздела в течение учебного года. Промежуточная аттестация учащихся (итоговый контроль) – проводится в конце каждого полугодия (в декабре и апреле-мае) Формы оценки качества результативности обучения - участие в концертах, конкурсах, фестивалях, творческих отчетах. К формам текущего контроля относится: Тестирование и творческие задания; устный опрос; итоговое занятие; контрольное занятие, открытый показ; индивидуальная сдача учебного материала педагогу; наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ. собеседование в форме «вопрос-ответ» Формой промежуточной аттестации может быть: отчётный концерт; контрольное занятие; показательное выступление; защита творческих проектов; На основании результатов промежуточной аттестации определяется успешность развития детей и усвоения ими общеобразовательной общеразвивающей программы на определенном этапе обучения. Возраст обучающихся, которым адресована программа: 12-16 лет. Возрастные особенности 12–16 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, которые переживают домутационный период, и своевременно реагировать на все изменения в голосе. Формы организации занятий: аудиторные, групповые. Форма обучения: очная, очно-заочная. Формы работы: Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети развивают навыки правильного певческого дыхания, распеваются, разучивают песни современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. Концерты и выступления Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников и их способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Объем программы Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2х45 мин перемена 10 мин. В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала, а также при необходимости допускается внесение изменений в рабочую программу и проведение корректировки сложности заданий исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Количество часов в год Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вводное занятие Вокально-хоровые работы Слушание музыки Музыкальная грамота Подготовка к концертной деятельности Репетиции и концертные выступления Итоговое занятие Итого: всего 1 25 10 10 2 22 2 72 теория 1 6 3 2 1 13 практика 19 7 8 1 22 2 59 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № 1. Тема Содержание программы Вводно Теория: Санитарно-гигиенические е безопасности. требования и техника 2. 3. 4. заняти План работы объединения на год. Ознакомление с расписанием е занятий, и правилами поведения на занятиях.Форма одежды и внешний вид. Введение в образовательную программу 1 года обучения. Вокаль Теория: Экскурс в историю музыки и вокального искусства. ноЗнакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», хоровы его строение, воспроизведение звуков. е Практика: 2.1 Пение произведения работ Народная песня – раскрытие исторического значения, ы содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. 2.2 Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. 2.3 Пение импровизаций: Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения. Теория: Расширение кругозора учащихся, формирование Слуша слушательской культуры (метод. литература) ние Практика: Знакомство с творчеством русских, советских, музыки зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций. Музык Теория: Просмотр метод. материала: «Основы музыкальной альная грамоты». грамот Практика: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты а для изучения вокальных произведений. Формирование 5. 6. 7. музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкальнодидактических игр. Подго Теория: Основные правила поведения на концертной площадке: товка (выход, выступление, уход со сцены и др.). Грим, костюм, обувь. к Практика: Работа с микрофоном: технические параметры; концер восприятие собственного голоса через звуко-усилительное тной оборудование. Сценический мониторинг. деятел Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при ьности использовании радиосистем. Репети Практика: Участие в школьном Новогоднем праздничном ции и концерте. концер Участив в школьном праздничном концерте - День Победы!» тные выступ ления Итогов Теория: Подведение итогов работы детского объединения. ое Поощрение лучших воспитанников. заняти Практика: Выступление с отчетным концертом. е III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Календарный учебный график Образовательная деятельность Направленность Художественная Форма освоения Очная Количество обучающихся 15-20 человек Возраст обучающихся 12-16 лет Начало учебного года 01.09.2022 Окончание учебного года 31.05.2023 Продолжительность учебного года 36 недель Количество часов в год 72 часа Режим работы объединения В соответствии с расписанием на текущий учебный год Продолжительность занятия 45 минут Количество занятий в неделю 2 раза по 2 часа Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения. Рабочая программа (КТП) № Тема занятия Количество часов Всего Теор. Практ. Форма контроля 2ч 2ч 2 0.5 1.5 опрос Беседа 2ч 2ч 0.5 0.5 1.5 1.5 Беседа Беседа 5. 6. 7. 8. 9. Введение Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Оркестр народных инструментов. Хоровое пение Военный оркестр. Звукообразование. Музыкальная грамота Дикция 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 10. Речевые игры. 2ч 0.5 1.5 Беседа Беседа Беседа. Беседа Прослу шивание Просмот р 11. 12. 2ч 2ч 0.5 0.5 1.5 1.5 2ч 0.5 1.5 2ч 2ч 0.5 0.5 1.5 1.5 2ч 2ч 2ч 0.5 0.5 1.5 1.5 2 2ч 0.5 1.5 20. 21. 22. Вокальные упражнения. Освоение жанра народной песни. Слоговая распевность народной песни. Вокальные упражнения. Слушание произведений русских композиторов. Интонирование. Строй и ансамбль. Придыхательная атака звука. Народная музыка и ее разновидности Освоение бэк-вокала Элементы стилизации. Пение без сопровождения. 2ч 2ч 2ч 0.5 0.5 1.5 1.5 2 23. Пение без сопровождения. 2ч 0.5 1.5 24. Работа с солистами. 2ч 2 25. Работа над дикцией, 2 ч динамикой Отработка сценической 2 ч 2 1. 2. 3. 4. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 26. Дата По плану По факту 2 Беседа Просмот р Беседа Прослу шивание Беседа Беседа Прослу шивание Беседа Беседа Беседа Прослу шивание Прослу шивание Прослу шивание Просмот р Прослу 35. постановки. Отработка сценической постановки. Отработка сценической постановки. Рондо. Актерское мастерство. Актерское мастерство. Романс. Западно европеские композиторы классики. Известные исполнители романсов. Писатели, поэты 36. Аттестационное занятие 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Итого 2ч 0.5 1.5 2ч 2 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2 1.5 2 2 2 0.5 2ч 2 2ч 2 2ч 2 72 13 шивание Беседа Просмот р Беседа Беседа Беседа Беседа Прослу шивание Просмот р Прослу шивание Просмот р 59 Методическое обеспечение программы 1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа. 2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях. 3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. 4. Приемы работы над отдельным произведением: пение песни с полузакрытым ртом; пение песни на определенный слог; проговаривание согласных в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; 5. Настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; анализ направления мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность. 6. Словесная оценка педагогом качества детского исполнения песни в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей детей. Методы и приемы работы Методы формирования сознания обучающегося: • Показ; • Объяснение; • Инструктаж; • Разъяснение. Методы формирования деятельности и поведения обучающегося: • Самостоятельная работа; • Иллюстрация. Методы стимулирования познания и деятельности: • Поощрение; • Контроль; • Самоконтроль; • Оценка; • Самооценка; • Вручение подарка; • Одобрение словом. Методы поощрения: • Благодарность; • Благодарственное письмо родителям; • Устное одобрение. • Условия реализации программы Материально - техническое обеспечение: • Кабинет для теоретических и практических занятий; • Фортепиано; • Зеркало; • Музыкальный центр и аппаратура; • Комплект CD; • Комплект DWD-дисков; • Нотные сборники; • Учебно-методическая литература, словари, справочник; • Концертные костюмы, реквизиты; • Микрофоны, микшеры, стойки. Информационное обеспечение. • Информационное обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает: • Работа с фонограммой (ДВД и аудиоматериалы) • Фонограмма с записями выступлений творческих коллективов • Фонограмма с записями выступлений известных вокалистов и ансамблей Кадровое обеспечение: Требования к образованию ПДО: Среднее профессиональное образование; Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности ДОП; Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка; Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена после трудоустройства). • Педагог-вокалист; • Звукорежиссер; • Аккомпаниатор. • Методическое обеспечение: Наглядный материал: • Таблицы; • Портреты композиторов; • Нотный стан; • Музыкальные произведения в CD записи. Формы аттестации Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в середине и конце учебного года, которая состоит в определении качества усвоенных знаний, умений и навыков, материала, пробелов и недостатков в ЗУН у отдельных учащихся и у всего коллектива. Формы промежуточной аттестации - наблюдение; - анкетирование; - опросник; - музыкальные викторины; - сценические выступления; - участие в городских, республиканских вокальных конкурсах; - творческий отчет в конце года. В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта «Союз ума, добра и красоты». Результаты вносятся в ведомость аттестации КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ЗУН, ТРЛ Критерии и уровни оценки ЗУН Уровни Низкий уровень Развитие Диапаз музыкал он ьного и голоса вокально го слуха Чистота интонирова ния Сценичес кое мастерств о Музыкаль Эмоциональ на я ная память отзывчивост ь на музыкальны й материал Ребенок никак эмоционально не откликается на музыку Ребенок имеет очень маленький певческий диапазон Ребенок плохо интонирует Ребенок плохо запоминает песенный материал Ребенок очень зажат на сцене Слабое развитие музыкального слуха Средний Ребенок испытывает затруднения при эмоциональной оценке звучащего уровень произведения. Ребенок имеет средний певческий диапазон. Ребенок неплохо интонирует Ребенок неплохо запоминает песенный материал Ребенок не очень раскрепощённо ведет себя на сцене Развитие музыкального и вокального слуха - среднее Высокий Ребенок легко и эмоционально откликается на музыку уровень Ребенок имеет хороший певческий диапазон (соответствующий возрасту) Ребенок отлично интонирует Ребенок отлично запоминает песенный материал Ребенок отлично ведет себя ан сцене Ребенок имеет отличный вокальный слух Критерий «Творческая активность». Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Ребенок интереса к творчеству не проявляет Ребенок инициативу не проявляет Ребенок не испытывает радости от выполненной работы Ребенок отказывается от поручений, выступлений. Ребенок испытывает потребность к творческим проявлениям своей личности Ребенок проявляет инициативу в деятельности Ребенок испытывает удовлетворение от выполненной работы Ребенок выполняет поручение по необходимости Ребенок вносит предложение по развитию деятельности объединения Ребенок легко, быстро увлекается творческим делом Ребенок обладает отличными музыкальными и творческими способностями Ребенок всегда с инициативой выполняет творческие задачи, обладает богатым воображением, способностью рождения новых идей. Критерий «Достижения». Низкий уровень Средний уровень Высокий - обучающийся не проявляет интереса к творческому проявлению своих талантов, пассивен в участиях в делах объединения. - обучающийся проявляет активное участие в делах объединения, наличие результатов на уровне ДО обучающийся проявляет значительные результаты на уровне ДО, уровень республики. ЛИТЕРАТУРА Список литературы для педагога: 1. «Детский музыкальный театр» Е. X. Афанасенко, С. А. Клюнеева, К. Б. Шишова, А. И. Коняшов. Волгоград 2009 г. 2. «Зарубежные композиторы» О. К. Разумовская. Москва 2008 г. 3. «Музыка» В. М. Самигулина. Волгоград 2007 г. 4. «Музыка» Издательство - торговый дом «Корифей» Ю. Д. Изместьева, 5. «Музыка» Издательство «Учитель» И. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. Волгоград 2010 г. 6. «Праздники в средних и старших классах» О. М. Сухова. Волгоград 2001 г. 7. «Программа педагога дополнительного образования» Практическое пособие И. К. Беспятова. Москва 2004 г. 8. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» 9. «Русские фольклорные тадиции» О. В Куфтина, О. П. Власенко. Волгоград 2009 г. 10. Классическая и народная музыка. Диски CD - 5 штук. 11. Н.В. Новодворская. Волгоград 2005 г. Список литературы для учащихся: 1. 2. 3. 4. «Зарубежные композиторы» О. К. Разумовская. Москва 2008 г. «Музыка» Н. Б. Абдулеева, Л. П. Карпушина. Волгоград 2005 г. «Музыка» Ю. Д. Изместьева, Н. В. Новодворская. Волгоград 2005 г. «Музыка» В. М. Самигулина. Волгоград 2005 г Приложение 1. Тест по вокалу «Теоретические основы вокала» 1. Строение голосового аппарата: А) связки, носовая полость, язык. Б) речевой, дыхательный аппарат, связки с гортанью. В) твердое нёбо, нижняя челюсть, легкие. 2. Резонаторы – это А) усилители голоса. Б) колебание воздуха в гортани. В) пение в твердое нёбо. 3. Виды резонаторов: А) гортанный, брюшной. Б) черепной, челюстной. В) головной, грудной, носовой. 4. Правильная певческая установка: А) Ноги на ширине плеч. Б) Плечи подняты. В) Спина прямая. Г) Шея напряжена. Д) Руки подняты вверх. 5. Органы артикуляции бывают: А) активные и пассивные. Б) большие и малые. В) свободные и зажатые. 6. Виды дыхания человека: А) речевое и певческое. Б) быстрое и медленное. В) сильное и вялое. 7. Диафрагма – это: А) орган человеческого тела, отвечающий за пищеварение. Б) кость, расположенная в брюшной полости. В) мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. 8. Фазы певческого дыхания: А) короткий вдох, задержание воздуха, медленный выдох. Б) напряжение мышц живота, шумный вдох, быстрый выдох. В) набирание воздуха в щеки, прерывистый выдох. 9. Певческие голоса делятся на: А) женские, мужские, детские. Б) сильные и слабые. В) детские и мужские. 10. К женским певческим голосам относятся: А) лирический тенор. Б) колоратурное сопрано. В) героический бас. Г) лирическое сопрано. Д) драматическое меццо-сопрано. 11. К мужским певческим голосам относятся: А) героический баритон. Б) лирический тенор. В) драматический бас Г) лирическое сопрано. 12. Цепное дыхание – это: А) пение ансамбля по очереди. Б) в ансамблевом пении исполнители берут дыхание по очереди, не прерывая общее звучание. В) пауза в пении солиста. 13. Легато в музыке – это: А) отрывисто. Б) быстро. В) плавно. 14. Фальцет – это: А) пение низких нот. Б) головной регистр для пения высоких нот. В) фальшивое пение. 15. Атака звука в вокале бывает: А) твердая, мягкая, придыхательная. Б) сложная, легкая, отрывистая. В) длинная, короткая, средняя. 16. Субтон – это: А) двухголосие. Б) вокальный прием, пение шепотом, с сильным выдохом. В) громкое пение. 17. Йодль (прием пения, возникший у альпийских пастухов) – это: А) быстрое переключение грудного и головного регистров. Б) протягивание одного звука бесконечно долго. В) трехголосное пение. 18. Скэт – это: А) термин джазовой музыки: быстрая импровизация слогами. Б) термин рок-музыки: громкие выкрики. В) термин народной музыки: протяжные распевы мелодии. 19. Блюз – это: А) веселая оркестровая музыка, танец. Б) народная китайская песня. В) медленная песня американских рабов. 20. Джаз возник в : А) Грузии, г. Сухуми, в 20 в., Б) Англии, г. Лондон, в 19 в., В) Америке, г. Новый Орлеан, 19 век.