Ловкая ракетка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛОВКАЯ РАКЕТКА»

Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Маляров В.И.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года, N 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Данная программа является программой дополнительного образования.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических
занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся приобщаются к здоровому
образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом,
умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия настольным
теннисом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю,
целеустремленность,
способствуют
поддержке
при
изучении
общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Благодаря
спортивной направленности программы, учащиеся, успешно освоившие
программу, смогут участвовать в школьных, районных соревнованиях по
настольному теннису. Благодаря этому учащиеся смогут более плодотворно
учиться, меньше болеть.
Цель: Формирование у детей желания к занятиям физическими упражнениями
посредством настольного тенниса.
Задачи:
Оздоровительные:
-укрепление и развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
- формирование правильной осанки.
Образовательные:
- развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость;
- развивать координационные способности;
- развивать скоростные способности;
- развивать восприятие, мышление, внимание, память;
Воспитательные:
- приобщать к самостоятельному выполнению физических упражнений;
- воспитывать организованность и активность на занятиях по настольному
теннису;
- воспитывать волевые качества как смелость и решительность;
- воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к

занятиямфизической культурой и самостоятельной двигательной
деятельности;
- воспитывать чувство уверенности в себе.
Сроки реализации программы
Программа « Ловкая ракетка» рассчитан на 1 год, при проведении 3занятия в
неделю по 2 часа (общий объем – 216 часов)
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы – 10-13лет
Содержание программы
№
I.

Название раздела и тем
Общее понятие о теннисе

Основные узловые моменты

1.1.

Вводное занятие

1.2.

Инвентарь для настольного тенниса

Знакомство с коллективом, с
программой обучения.
История настольного тенниса.
Появление игры в стране, ее
распространение, техника,
тактика. Проведение первых
международных соревнований
и участие в них российских
спортсменов. Особенности
современной игры.
Инструктаж по технике
безопасности и санитарногигиеническим требованиям.
Инвентарь, необходимый для
настольного тенниса: стол;
сетка; мяч; ракетка
Ремонт кронштейнов для сетки,
стоек, столов, ракетки.
Замена игровых покрытий
ракетки.
Профилактический уход за
ракетками.
Ремонт спортивного
инвентаря, смена игровых
покрытий ракеток.
Травмы и другие
неприятности, подстерегающие
теннисиста.
Понятие о травмах. Причины
травм и их профилактика на

Практика

1.3.

Первая помощь при травмах

1.4.
II.
2.1.

Правила игры.
Общая и специальная физическая
подготовка
Общее понятие

2.2.

Упражнения для определения
координированности движений

2.3.

Упражнения для определения
гибкости

2.4.
2.5.

Упражнения для определения
ловкости
Основные виды вращения мяча

2.6.

Виды ударов

занятиях по настольному
теннису.
Общее понятие. Правила игры.
Значение физической
подготовки. Виды. Отличие.
Общеразвивающие упражнения
без предметов: для мышц рук,
ног, туловища.
Упражнения: прыжки с места в
длину и вверх, с разбега в
длину и в высоту, подскоки.
Общеразвивающие упражнения
с предметами: с
гимнастическими палками,
баскетбольным мячом,
ракеткой, теннисным мячом.
Упражнения: прыжки с места в
длину и вверх, с разбега в
длину и в высоту, подскоки
Упражнения на растягивание
мышц.
Метание теннисного мяча в
цель и на дальность
Упражнения с ракеткой, с
утяжеленной ракеткой.
Вращательные движения
кистью, рисование кругов и
восьмерок. Подбивание мяча
различными сторонами на
месте и во время ходьбы.
Удары слева и справа у
тренировочной стенки.
Имитационные удары ракеткой
по одновесному мячу слева и
справа.
Виды ударов (промежуточные,
атакующие, защитные).
Разновидности ударов: по
назначению, по направлению
вращений мяча, силе удара,
траектории полета мяча,
времени выполнения удара.

III.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Техническая подготовка
Основы техники и тактики игры.

Понятие техники игры.
Значение технической
подготовки для достижения
высоких спортивных
результатов.
Основные технические приемы
игры. Способы хвата ракетки:
европейская и азиатская
(«пером»)
Основная стойка и позиция.
Основные виды вращения мяча
Подачи: толчком слева без
вращения мяча, ударом справа
без вращения мяча, ударом
слева с вращением мяча вверх
и др.
Подрезки. Накаты
Практика Чередование и выполнение
серий различных по вращениям
мяча подач.
Отражение сложных подач
(атакующими и защитными
ударами) Поочередные
контрудары слева и справа.
Виды ударов
Виды ударов: промежуточные,
атакующие, защитные.
Разновидности ударов: по
назначению, направлению
вращений мяча, силе удара,
траектории полета мяча,
времени выполнения удара.
Различные моменты удара по
мячу.
Практика Подача с верхним, нижним,
смешанным вращением,
«двойники»
Сочетание ударов.
Удары «накат» слева и справа,
с вращением мяча вниз, удары
«накат» слева и справа против
контратак с вращением мяча
вверх.
Практика Игры (на счет - двумя мячами),
«подставкой» против
«подставки» только ударами
«накат» слева против защиты

3.5.

IV.
4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

«подрезками» и др.
Практическое изучение основ
Планирование тактических
тактики нападения и защиты в
действий. Применение
одиночных играх.
различных тактических
приемов против теннисистов
разных стилей игры и
характеров.
Практика Совершенствование тактики
игры в разных зонах.
Тактическая подготовка
Общее понятие
Взаимосвязь техники и тактики
игры.
Общая тактическая подготовка.
Выработка индивидуального
тактического стиля.
Тактика одиночных встреч.
Тактика одиночной игры с
противниками: защитниками,
нападающими,
комбинационными игроками.
Практика Композиции, используемые
нападающим против
противника
Тактика и техника парных встреч.
Особенности техники игроков
при парных встречах, умение
применять разнообразные
технические приемы,
передвижение у стола при
парных встречах.
Практика Композиции, используемые
нападающим против
защитника
Планирование тактических
Выбор темпа игры.
действий.
Выбор позиции.
Чередование нескольких
приемов игры в быстром темпе,
с различными направлениями
полета мяча.
Практика Композиции, используемые
нападающим против
нападающего
Значение начальной расстановки
Применение различных
игроков.
тактических приемов против
теннисистов разных стилей
игры и характеров.

4.6.

V.
5.1.

5.2.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Совершенствование тактики
игры в разных зонах.
Практика Композиции, используемые
защитником против
защитника против защитника.
Тактика игроков в смешанных
Особенности парных игр и
парных играх.
тактика смешанных игр.
Практика Использование тех или иных
ударов в зависимости от
техники игры и противника.
Определение ошибок в технике
и тактике игры, работа над
ошибками.
Соревнования
Правила игры, организация и
проведение соревнований

Правила игры.
Требования организации и
проведению соревнований по
настольному теннису.
Системы проведения
соревнований, требования,
предъявляемые к участникам.
Практика Судейство соревнований.
Оформление документации
Контрольные испытания.
Организация мест занятия,
самодельный инвентарь.
Тренировки.
Практика Эстафеты с элементами
настольного тенниса.
Учебный план
Наименование темы
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
Краткий исторический обзор развития
настольного тенниса в России
Правила игры в настольный теннис
Общая и специальная физическая
подготовка
Основы техники игры
Основы тактики игры
Контрольные игры и соревнования
Тестирование

Количество часов
всего теория практика
1
1
1

1

2
28

2

82
56
30
12

28
82
56
30
12

9

Контрольные нормативы по общей и
специальной физической подготовке
Итого:

4

216

2

4

212

Методическое обеспечение программы
Применяются следующие способы и формы работы с детьми:
 индивидуальные занятия;
 групповые (в парах, с педагогом и т.п.) занятия;
 теоретические в форме: опроса-беседы, тестирование;
 практические – мини-соревнование, соревнование, различные игры на
скорость, меткость, быстроту и т.п.
Методы обучения:
 словесный – при формировании теоретических и фактических знаний, когда
материал носит преимущественно теоретико-информационный характер;
 практический – для развития практических умений и навыков;
 репродуктивный – для запоминания и воспроизведения знаний;
Дидактический материал:
 схематический или символический (таблицы, схемы, рисунки);
 видеозаписи;
Материально - техническое обеспечение занятий.
Для проведения занятий в школе имеется следующее оборудование и
инвентарь:
1. Набор для настольного тенниса – 4 шт.
2. Столы для настольного тенниса – 4 шт.
3. Гимнастические скамейки
4. Скакалки
Список литературы
Для педагогов:
1. Кариена З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования
– М., Школа Пресса, 2007 г.
2. Байгулов Ю.П. Программа «Настольный теннис»
3. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса – М., 2006 г.
4. Морозова А.А. Невская ракетка – программа обучения настольному теннису
детей старшего дошкольного возраста, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006
г.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
Девочки
№

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

2

Дальность отскока
мяча, м
Бег по «восьмёрке», с

3

Бег вокруг стола, с

4

Перенос мячей, с

5

Отжимание от стола,
раз/мин
Подъем в сед. из
положения лежа, раз/мин
Прыжки со скакалкой
одинарные
за 45 с
Прыжки со скакалкой
двойные
за 45 с
Прыжки в длину, см

1

6
7

8

9

МАЛЬЧИКИ

10 Бег 60 м, с

Результат

Очки

Результат

Очки

4,5-5,5

12-32

5,5-6,40

33-50

32,7-27

12-32

26,7-21

32-51

23,8-20,2

12-30

20,1-18,2

31-50

44,5-35

11-30

34,8-31

31-50

36-45

12-30

45,5-55

31-50

21-27

13-31

28-34

32-50

76-94

12-30

95-114

31-50

36-54

12-30

55-74

31-50

114-152

12-31

154-190

32-50

11,910,95

11-30

10,9-10,14

31-50

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:
№

1
2
3

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИЕМА

УДАРОВ

Набивание мяча правой
стороной ракетки
Набивание мяча левой
стороной ракетки
Толчок слева с левой половины
стола
(количество ошибок за 3 мин)

100
80-65
100
80-65
5 и менее
от 6 до 8

ОЦЕНКА
отлично
удовлетворительно
отлично
удовлетворительно
отлично
удовлетворительно

4

5

Выполнение подачи справа
накатом в правую половину
стола (из 10 попыток)
Выполнение подачи справа
накатом в левую половину
стола (из 10 попыток)

8

отлично

6
9

удовлетворительно
отлично

7

удовлетворительно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».