ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛИРА» Возраст обучающихся: 14-18 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Логинова Т.А., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Лира» имеет художественную направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лира» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии учащихся, приобщении их к музыкальной культуре, раскрытии в детях разносторонних способностей. Данная программа особенно актуальна на сегодняшний день, т.к. базируется на анализе педагогического опыта и на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Лира», направленная на духовное развитие обучающихся. Новизна программы Особенность программы «Лира»» в том, что она разработана для детей в дополнительном образовании, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога дополнительного образования по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Педагогическая целесообразность образовательной программы «Лира» определена тем, что ориентирует учащегося на приобщение каждого ребенка к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков данного вида творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Используемые формы, методы и средства, в ходе образовательного процесса, значительно расширяют кругозор детей. Пение является, одним из самых действенных способов обратится к творческому началу в каждом человеке. Для детей и подростков совместная творческая деятельность является ключом к социальной адаптации в обществе. Изучение культурного наследия традиций разных стран развивает в детях толерантное, уважительное отношение, как к ценностям своей страны, так и к ценностям других народов. Программа «Лира»» предназначена для ознакомления ребят с миром песни, музыки, чувств и настроений. Через музыку и пение, ребенок может раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться. В основе учебнопедагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса, и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. ЦЕЛЬ: создание условий для творческого развития детей и их нравственного становления посредством вовлечения в певческую деятельность в хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений) , формирование музыкальноэстетических навыков и основ сценического поведения детей. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач: Обучающие: сформировать навыки певческой установки обучающихся; сформировать знания о строении голосового аппарата и охране певческого голоса; сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развивающие: развить гармонический и мелодический слух; совершенствовать речевой аппарат; развить вокальный слух; развить певческое дыхание; развить преодоление мышечных зажимов; развить артистическую смелость и непосредственность самостоятельность; расширить диапазон голоса; развить умение держаться на сцене. Воспитательные: ребёнка, его воспитать эстетический вкус учащихся; воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; воспитать чувство коллективизма; способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; воспитать готовность и потребность к певческой деятельности. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ Программа адресована подросткам (мальчикам и девочкам) с 13 до 17 лет. СОСТАВ: постоянный СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Программа один год обучения – 72 часа. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ: 2 раза в неделю по 45 минут, количество часов в неделю 4 часа. Каждое занятие строится по схеме: – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – работа над произведением; - концертная постановка номера; – анализ занятия; ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: Формы организации деятельности учащихся: - групповая; индивидуальная; фронтальная. Формы работы: Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети развивают навыки правильного певческого дыхания, распеваются, разучивают песни современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников и их способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фотоматериала из выступлений детей; Итоговое занятие; Урок-концерт; Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах. Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время занятий и на контрольных зачетах в течение каждого учебного года. Принципы и методы используемые на занятиях: Принципы: - единство технического и художественно – эстетического развития учащегося; - постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения; - использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми; - принцип эмоционального положительного фона обучения; - индивидуальный подход к учащемуся. Методы: Метод демонстрации, наглядный: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример, показ педагога, просмотр видеоматериалов. Словесный метод: объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач, объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.; Метод разучивания: по фразам, по куплетам, в целом виде. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учащихся желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления. Метод практический: участие в конкурсах и смотрах, фестивалях, выступления на концертах, репетиции, самостоятельная работа, использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого материала. Метод репродуктивный метод показа и подражания. Метод проблемный: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - чисто интонировать, петь на дыхании; - петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; - должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. - петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; - петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; - понимать дирижёрские жесты и следовать им; - знать средства музыкальной выразительности - петь под фонограмму в группе и соло -уметь преодолевать мышечные зажимы - уметь вести себя в коллективе - обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; - испытывать потребность к певческой деятельности; - иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух. Способы определения результативности: повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование; участие в концертных программах; участие в конкурсах различного уровня; демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Общие критерии оценивания результатов Владение практическими знаниями по программе. Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. Уровень воспитанности и культуры учащихся. Творческий рост и личностные достижения учащихся Система контроля результативности обучения Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Промежуточный контроль (подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков участие детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, концертах в течении года) В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта «Союз ума, добра и красоты». Результаты вносятся в ведомость аттестации. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Формами отслеживания результата творческой деятельности являются обсуждение, анализ участия детей в конкурсах, концертах, фестивалях и смотрах различного уровня, самооценка обучаемых, опрос родителей, а также анализ открытых занятий. Особое внимание уделяется проведению педагогом открытых занятий, концертов и праздников для родителей. Педагогом систематически проводится опрос родителей об их удовлетворенности образовательным процессом. Это, в свою очередь помогает педагогу находить новые формы проведения занятий и отслеживать результат деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество часов в год Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вводное занятие Вокально-хоровые работы Слушание музыки Музыкальная грамота Подготовка к концертной деятельности Репетиции и концертные выступления Итоговое занятие Итого: всего 2 25 10 7 6 20 2 72 теория 2 5 3 1 2 1 14 практика 20 7 6 4 20 1 58 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № Тема Содержание программы 1 Вводное занятие Теория: Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности. План работы объединения на год. Ознакомление с расписанием занятий, и правилами поведения на занятиях. Форма одежды и внешний вид. Введение в образовательную программу 1 года обучения. 2 Вокально-хоровые Теория: Экскурс в историю музыки и вокального искусства. работы Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой 3 . 4 . 5 . аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Практика: 2.1 Пение произведения Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкальновыразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. 2.2 Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. 2.3 Пение импровизаций: Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения. Слушание Теория: Расширение кругозора учащихся, формирование музыки слушательской культуры (метод. литература) Практика: Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций. Музыкальная Теория: Просмотр метод. материала: «Основы музыкальной грамота грамоты». Практика: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр. Подготовка к Теория: Основные правила поведения на концертной площадке: концертной (выход, выступление, уход со сцены и др.). Грим, костюм, обувь. деятельности Практика: Работа с микрофоном: технические параметры; 6 . 7 . Репетиции концертные выступления Итоговое занятие восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование. Сценический мониторинг. Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем. и Практика: Участие в школьном Новогоднем праздничном концерте. Участив в школьном праздничном концерте – День Победы!» Теория: Подведение итогов работы детского объединения. Поощрение лучших обучающихся. Практика: Выступление с отчетным концертом. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ № Тема 1 . 2 . 3 . 4 . Вводное занятие Форма Методы и приемы организаци и занятия лекция, Методы: беседа. словесный, наглядный Приемы: показ иллюстраций, объяснение. Использованные материалы Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор .Методические материалы: инструкции по технике безопасности, видеоматериалы. Вокальнобеседа, Методы: Оборудование: хоровые практическ словесный, музыкальный центр, работы ое занятие, наглядный, мультимедийный мастерпрактический. проектор, класс. Приемы: компьютер, показ педагога, микрофон. объяснение. Методические материалы: учебные пособия. фонограммы (диски). Слушание беседа, Методы: Оборудование: музыки практическ словесный, компьютер, ое занятие. наглядный, мультимедийный практический, проектор репродуктивный. музыкальный центр. Приемы: Методические объяснение, материалы: практическая видеоматериалы, работа. учебные пособия. фонограммы (диски). Музыкальная практическ Методы: Оборудование:муль грамота ое занятие, наглядный, тимедийный мастерпрактический, проектор, класс. репродуктивный. компьютер, Приемы: музыкальный центр. показ педагога, объяснение, Методические практическая материалы: Формы подведения итогов обсуждение обсуждение анализ мастеркласса, контрольно е задание. обсуждение обсуждение , анализ мастеркласса. контрольно е задание. работа. 5 . 6 . 7 . видеоматериалы, фонограммы (диски). учебные пособия. Подготовка к беседа, Методы: Оборудование: обсуждение концертной практическ словесный, музыкальный центр, . деятельности ое занятие, наглядный, микрофон, репетиция. практический, компьютер. репродуктивный. Методические Приемы: материалы: показ педагога, фонограммы объяснение, (диски). практическая учебные пособия. работа. Репетиции и беседа, Методы: Оборудование: обсуждение концертные практическ словесный, компьютер, . выступления ое занятие, наглядный, музыкальный центр, контрольно репетиция. практический, микрофон, е задание, репродуктивный. Методические анализ Приемы: материалы: участия в показ педагога, видеоматериалы, праздничны объяснение, фонограммы х практическая (диски). концертах. работа. Итоговое практическ Методы: Оборудование: обсуждение занятие ое занятие, практический, Видеокамера, , концерт. репродуктивный компьютер, анализ Приемы: мультимедийный просмотра практическая проектор, видеоматер работа. музыкальный центр, иала, анализ микрофон. итогового выступлени я Методическое и материально-техническое обеспечение Информационно-методическое обеспечение: Обучающие схемы, таблицы аккордов; Сборники авторских и эстрадных песен; Подборка песенного репертуара из периодических изданий; Электронные носители (диски); Интернет-ресурсы: 11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002. 2. Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996. 3. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 4. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 5. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002. 6. Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000. 7. Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008. Материально-техническое обеспечение 1. 2. 3. 4. 5. 6. Фортепиано, сентизатор. Музыкальный центр, компьютер. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». Электроаппаратура. Нотный материал, подборка репертуара. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.