ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛЕСОВИЧОК» Возраст обучающихся: 9-15 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Селезнева Н.Ю., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 1. Пояснительная записка Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития дополнительного образования детей, составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Дополнительная общеразвивающая программа «Лесовичок» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными наиболее ценными являются леса. Леса являются основным средообразующим фактором, они стабилизируют климатические условия нашей планеты. Леса нашей страны занимают наибольший удельный вес в лесных ресурсах мира как по площади и запасам древесины, так и по разнообразию ценных древесных пород, произрастающих в них. Где бы не росли леса, всюду они приносят неоценимые услуги человеку, являясь источником разнообразных материальных благ, эстетического наслаждения, радости, вдохновения и здоровья. Каждый человек, проживающий на земле должен знать о своем лесе все и сохранять его, для того чтобы будущие поколения могли жить в нормальных условиях обитания, пользоваться природными ресурсами. К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Выполнение работ, связных с проведением опытов и наблюдений за растениями леса, способствует выработке у обучающихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Изучая животный и растительный мир наших лесов, дети усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за муравейниками, скворечниками, кормушками, участвуя в посадке, размножение, выращивание саженцев и сборе семян - приобретают полезный опыт. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии. Растения лесов являются жемчужиной всего живого мира, которые человек хочет сохранить в первозданном состоянии. Если дети начинают изучать растения, то у них обязательно появится стремление узнать о них как можно больше: Как растут? Где используются человеком? Какие условия нужно создать для их лучшего произрастания? Роль педагога поддержать любознательность обучающегося, подсказать, в какой литературе он сможет найти ответ на интересующий его вопрос. Это будет способствовать формированию у ребенка потребности к приобретению новых знаний и способности их получения путем самообразования. Интерес к растительности леса, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразие живой природы, желание стать ее другом. Любовь к Родине, родному краю не приходит сама по себе. Она развивается в процессе всей учебно- воспитательной работы с детьми. Чем больше полезного сделают дети своими руками, тем более бережно они будут относиться ко всему созданному трудом окружающих их людей. Это формирует экологическую, сознательность у обучающихся, чтобы систематизировать эту работу по изучению наших лесов создаются школьные лесничества. Школьные лесничества призваны прививать у детей любовь к природе родного края, формировать трудовые умения и навыки в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования, закреплять и углублять знания, осуществлять подготовку к сознательному выбору профессии. Направленность (профиль) программы - естественнонаучная. Преемственность с другими образовательными областями, на различных образовательных ступенях: программа «Лесовичок» позволяет расширить и углубить содержание отдельных предметов естественнонаучного цикла и в общеобразовательной школе, создает условия для формирования практических умений и навыков природоохранной деятельности. Содержание программы предусматривает освоение основ проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом/исследованием обучающиеся знакомятся с методами проведения научных исследований, приобретают опыт публичного выступления. Актуальность: Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Министерством образования и Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы Лесного хозяйства России от 08.04.96 №59). С начала 2000-х годов началось возрождение движения школьных лесничеств России. Актуальность их развития определяется тем, что школьные лесничества: - выполняют существенную образовательную функцию, в том числе вносят вклад в становление личности благодаря приобщению подрастающего поколения к трудовой и природоохранной деятельности; - участвуют в решении вопросов благоустройства и озеленения населенных пунктов; - решают проблему профессиональной ориентации обучающихся. Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности в реализации комплексного подхода к освоению обучающимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, проектов, статистическая обработка данных, построение диаграмм, участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах, муниципального, регионального уровней). Отличительная особенность программы: данная программа учитывает региональный компонент. По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ. Педагогическая целесообразность реализация программы «Лесовичок» позволит не только полезно занять время обучающихся, но и пробудить интерес к проблемам леса. В реализации программы используется большое количество наглядности. Запланированы экскурсии, что позволит приобщить обучающихся к полезному труду в рамках природоохранной деятельности. Сформировать практические умения, приобрести теоретические знания всё это является хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации обучающихся. Адресат программы: программа рассчитана для детей 9-15 лет, проявляющих повышенный интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, высокомотивированных на получение навыков проектной и учебноисследовательской деятельности. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с природоохранной деятельностью движения школьных лесничеств. В группе предполагается до 15 человек, набор свободный, состав постоянный. Объем и срок освоения программы: Модуль 1: «Юный лесовик» количество часов в год – 60 Модуль 2: «Зеленый патруль» количество часов в год – 84 Программа общим объемом 144 учебных часа, необходимых для освоения программы, рассчитана на 1 год обучения. Форма обучения – очная. Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений. Уровень освоения программы – базовый. 2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у обучающихся лесоэкологической культуры, через изучение и реализацию основ лесоприродоохранной деятельности. Задачи: Образовательные: - Закреплять и развивать системы понятий по лесоведению, законы и закономерности, природоохранные умения и навыки. - Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований, практические умения по экспериментальной работе. Развивающие: - Развивать умения системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента. Воспитательные: - Воспитывать у обучающихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности. - Формирование профессиональной ориентации школьников. Осуществляется работа по направлениям: Природоохранная деятельность: - Охрана лесов от пожаров (патрулирование). - Проведение природоохранных рейдов, опросов населения. - Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, кормушек, скворечников, создание презентаций, видеофильмов. Лесохозяйственная деятельность: - Уход за лесными культурами. - Сбор лесных семян. - Сбор лекарственного сырья. - Изготовление кормушек, скворечников. Эколого-просветительская деятельность: - Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов, презентаций и т.д.). - Проведение экологических форумов, конференций, семинаров, игр, викторин, вечеров, встреч с работниками лесного хозяйства. Учебно-исследовательская деятельность: - Теоретические занятия. - Проведение исследовательских работ. - Экологических проектов Организационная деятельность: - Составление плана работы школьного лесничества на следующий учебный год. - Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества. 3. Содержание программы Учебный план № Количество Название раздела, темы Всего Теория I. 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Введение. Организация работы Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Входная диагностика. Законодательная база природоохранной деятельности. Организация фенологических и метеорологических наблюдений. Лес как среда обитания животных Разнообразие условий леса для проживания животных Птицы и лес Изготовление кормушек, скворечников Развеска кормушек, скворечников Мир растений часов 4 Практика Форма аттестация/контроля /проект/ Модуль «Юный лесовик» (60 часов) 2 2 1 1 Наблюдение, беседа, тестирование, дидактические игры 32 1 1 16 16 Наблюдение, беседа, дидактические игры, практическое занятие 2 2 4 2 4 Мир животных леса 2.7. Определение животных по следам. 2.8. Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза. 2.9. Цепи питания 2.10. Дидактическая игра «Кто кого» 3. Лесная таксация 3.1. Общие сведения о лесной таксации. 3.2. Инструменты и методы таксации 3.3. Определение диаметра, высоты, возраста дерева. 3.4. Таксация растущего дерева. 3.5. Таксация срубленного дерева. 3.6. Таксация лесонасаждений. 3.7. Определение прироста. 4. Итоговое занятие 2.6. 5. Досуговые часы Всего: 1. Введение. Организация работы Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Законодательная база природоохранной деятельности Лесоведение и дендрология Красная книга Республики Хакасия. Экологическая 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 4 4 2 2 2 2 2 20 2 2 Наблюдение, анализ, беседа, практическое занятие 18 2 2 4 4 4 2 2 Практическое занятие 2 2 60 II. Модуль «Зелёный патруль» (90 часов) Наблюдение, 4 2 2 тестирование, 44 18 26 2 2 Наблюдение, беседа, дидактические игры, практическое занятие 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 2.17. викторина Заповедники, заказники, памятники природы. Основные древесные породы района Ярусное строение лесных растительных сообществ Экологическая акция «Посади дерево» Учет древесных насаждений на территории образовательного учреждения Ориентирование в лесу по местным признакам Плоды и семена деревьев и кустарников Практическое занятие «Плоды и семена лиственных деревьев». Биологическая игра «Плоды и семена» Лесные травы и ягоды. Определение растений. Грибы обязательный компонент лесного биоценоза. Определение грибов. Разновидности мхов и лишайников в лесах Определение мхов и лишайников 2.18. Основные правила поведения на 2 2 2 2 2 4 2 4 2 2 2 2 4 2 4 2 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4. 5. природе. Лес и человек Лес как духовное и культурное достояние России Лес и здоровье человека Сбор лекарственных растений Изготовления гербария Трудовой десант. Экологическая акция «Чистая улица» Выпуск листовок об охране леса. Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Дидактическая игра «О пожаре знаю все и его не допущу!» Способы тушения пожаров. Просмотр агитационных видеороликов Министерства лесного хозяйства и МЧС России Агитационная работа по предотвращению лесных пожаров Итоговое занятие Досуговые часы Всего: Итого: 30 8 2 22 2 Наблюдение, беседа, дидактические игры, практическое занятие 2 6 2 4 2 2 2 2 4 2 4 84 144 2 26 54 Модуль I: «Юный лесовик» Раздел 1. Введение. Организация работы - 8 часов. Теория. Введение в образовательную программу. Цели и задачи изучения курса. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Фенологические наблюдения. Метеорологические наблюдения. Законодательная база природоохранной деятельности. Конституция Российской Федерации (ст.42, 58). Закон «Об охране окружающей среды» (ст.11).Лесной кодекс Российской Федерации. Практика. Фенологические и метеорологические наблюдения. Входная диагностика. Раздел 2. Лесная таксация – 22 часа. Теория. Общие сведения о лесной таксации. Практика. Инструменты и методы таксации. Определение диаметра, высоты, возраста дерева. Таксация растущего дерева. Таксация срубленного дерева. Таксация лесонасаждений. Определение прироста. Модуль I: «Зеленый патруль» Раздел 1. Введение. Организация работы - 4 часа. Теория. Введение в образовательную программу. Цели и задачи изучения курса. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Законодательная база природоохранной деятельности. Конституция Российской Федерации (ст.42, 58). Закон «Об охране окружающей среды» (ст.11).Лесной кодекс Российской Федерации. Раздел 2. Лесоведение и дендрология – 40 часов. Теория. Красная книга Республики Хакасия. Заповедники, заказники, памятники природы. Основные древесные породы района. Ярусное строение лесных растительных сообществ. Плоды и семена деревьев и кустарников. Лесные травы и ягоды. Грибы - обязательный компонент лесного биоценоза. Разновидности мхов и лишайников в лесах. Основные правила поведения на природе. Практика. Экологическая викторина. Выполнение творческих заданий. Участие в экологических акциях. Учет древесных насаждений. Дидактические игры. Ориентирование в лесу по местным признакам. Определение растений, грибов и мхов. Раздел 3. Лес как среда обитания животных – 34 часа. Теория. Разнообразие условий леса для проживания животных. Птицы и лес. Мир животных леса. Мир растений. Цепи питания. Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза. Практика. Изготовление и развешивание кормушек, скворечников. Определение животных по следам. Дидактические игры. Подготовка и участие в творческих конкурсах. Раздел 4. Лес и человек – 36 часов. Теория. Лес как духовное и культурное достояние России. Лес и здоровье человека. Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Способы тушения пожаров. Практика. Сбор лекарственных растений. Изготовления гербария. Трудовой десант. Экологическая акция. Выпуск листовок об охране леса. Дидактическая игра. Агитационная работа по предотвращению лесных пожаров. Подготовка и участие в творческих конкурсах. 4. Планируемые результаты В процессе реализации программы создаются условия для формирования универсальных учебных действий. Предметные: - углубление знаний обучающихся, повышение их интереса к изучению естественнонаучных дисциплин, - овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии. Личностные: - сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия: - усовершенствование навыков работы с информацией; - приобретение опыта проектной деятельности. Регулятивные: - умение ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; - планировать действия в соответствии с собственными возможностями; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные: - умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; - умение добывать, перерабатывать и представлять информацию. Коммуникативные: - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Показателями результативности освоения программы служит совокупность знаний, умений и навыков, которыми будут обладать обучающиеся по завершении изучения программного курса. Будут знать: значение леса Боградского района и в целом; структуру леса; основные закономерности функционирования таежных экосистем; 1. 2. экологические группы млекопитающих и растений нашего края; морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород своего края; морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц; основные виды лекарственных растений; правила сбора лекарственных растений; виды растений и животных, занесенных в Красную книгу; основные правила поведения в природе; правила техники безопасности при проведении практических работ; общие понятия о лесе и лесных ресурсах. Уметь: пользоваться справочной, научно-популярной литературой; проводить наблюдения за состоянием лесных биоценозов; принимать участие в практической деятельности по восстановлению лесных биоценозов своей местности; определять видовой состав флоры и фауны лесных биоценозов. 5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 5.1 Календарный учебный график № п/п Тема занятия Кол-во Форма занятия часов Форма контроля Введение в образовательную 2 программу. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Входная диагностика. Организация фенологических и 2 метеорологических наблюдений. Законодательная база природоохранной деятельности Разнообразие условий леса для 2 проживания животных Индивидуальногрупповая Тестирование Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос Птицы и лес 2 Изготовление кормушек, скворечников Изготовление кормушек, скворечников Развеска кормушек, скворечников 2 Мир растений 2 Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуально- Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный Мир растений 2 2 2 Дата (число, месяц) Мир животных леса 2 Мир животных леса 2 Определение животных по следам. 2 Определение животных по следам. 2 Разнообразие насекомых, 2 обитателей лесного биоценоза. Разнообразие насекомых, 2 обитателей лесного биоценоза. Цепи питания 2 Цепи питания 2 Дидактическая игра «Кто кого» 2 Общие сведения о лесной 2 таксации. Инструменты и методы таксации 2 Определение диаметра, высоты, 2 возраста дерева. Таксация растущего дерева. 2 Таксация растущего дерева. 2 Таксация срубленного дерева. 2 Таксация срубленного дерева. 2 Таксация лесонасаждений. 2 Таксация лесонасаждений. 2 Определение прироста. 2 Итоговое занятие 2 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Законодательная база природоохранной деятельности Красная книга Республики Хакасия. Экологическая викторина 2 Заповедники, 2 2 2 заказники, 2 групповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуально- опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тестирование Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный памятники природы. Основные древесные породы района Ярусное строение лесных растительных сообществ Экологическая акция «Посади дерево» Учет древесных насаждений на территории образовательного учреждения Ориентирование в лесу по местным признакам Ориентирование в лесу по местным признакам Плоды и семена деревьев и кустарников Практическое занятие «Плоды и семена лиственных деревьев». Практическое занятие «Плоды и семена лиственных деревьев». Биологическая игра «Плоды и семена» Лесные травы и ягоды. Определение растений. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Грибы - обязательный компонент 2 лесного биоценоза. Определение грибов. 2 Разновидности мхов и 2 лишайников в лесах Определение мхов и лишайников 2 Определение мхов и лишайников 2 Основные правила поведения на 2 природе. Лес как духовное и культурное 2 достояние России Лес и здоровье человека 2 Сбор лекарственных растений 2 Изготовления гербария 2 Изготовления гербария 2 Изготовления гербария 2 групповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос Фронтальный опрос Трудовой десант. Экологическая 2 акция «Чистая улица» Выпуск листовок об охране леса. 2 Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос 2 Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос 2 Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос 2 Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос 2 Индивидуальногрупповая Индивидуальногрупповая Фронтальный опрос Фронтальный опрос Выпуск листовок об охране леса. 2 Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Дидактическая игра «О пожаре знаю все и его не допущу!» Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Дидактическая игра «О пожаре знаю все и его не допущу!» Способы тушения пожаров. Просмотр агитационных видеороликов Министерства лесного хозяйства и МЧС России Способы тушения пожаров. Просмотр агитационных видеороликов Министерства лесного хозяйства и МЧС России Агитационная работа по предотвращению лесных пожаров Агитационная работа по предотвращению лесных пожаров 2 Итоговое занятие 2 Итого: 144 2 Индивидуальногрупповая 5.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям; - гербарии; - плакаты, открытки, фотографии; - коллекции насекомых; - компас, мерная вилка, высотомер, рулетка, меч Колесова - в лесничестве; - фотоаппарат; - ножовка, лопаты; - канцелярские принадлежности. Информационное обеспечение - дидактический материал; - электронные образовательные ресурсы. Кадровое обеспечение педагог дополнительного образования, реализующий данную программу в детском объединении. 6. Формы аттестации Диагностика уровня подготовки проводится в различных формах (зачет, викторина, тест, контрольная или практическая работа и т.п.) педагогом, ведущим занятия в объединении. Для определения успешности освоения материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Предполагаются следующие виды диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика. 1.Входящая диагностика осуществляется при наборе группы в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, где определяется глубина знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам. 2.Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом занятии, так и после каждой темы программы. 3.Итоговая диагностика проводится в конце каждого года на заключительном занятии, где обучающиеся демонстрируют свои умения и навыки в форме защиты проекта, сообщают о результатах участия в творческих конкурсах. Результаты работы обучающихся будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Педагог ведёт учёт всех достижений обучающихся, фиксирует их в своём журнале. В качестве поощрения дети получат сертификаты и грамоты. 7. Оценочные материалы Для мониторинга результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе используются: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе, мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы, индивидуальная карточка учёта результатов обучения ребёнка по дополнительной общеразвивающей программе, индивидуальная карточка учёта динамики личностного развития ребёнка, схема самооценки учебных достижений обучающегося. В процессе обучения для выявления эффективности образовательного процесса по программе «Лесовичок» используется Сборник диагностических процедур (Приложение 1) 8. Методические материалы Программа состоит из следующих дидактических принципов обучения: - принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучающегося («ситуация успеха», развивающее общение); - принцип доступности и последовательности – простота изложения и понимания материала, построения учебного процесса от простого к сложному; - принцип природосообразности: учёт возрастных особенностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности; - принцип индивидуализации и дифференцированности – максимальный учёт возможностей каждого воспитанника; - принцип креативности (увлекательности и творчества): развитие творческих способностей обучающихся; - принцип научности: учебный курс должен основываться на современных научных достижениях; - принцип наглядности: предполагает использование широкого круга наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебновоспитательный процесс более эффективным; - принцип связи теории с практикой, связи обучения с жизнью: органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми; возможность использования полученных знаний на практике; - принцип системности и преемственности в обучении; - принцип сознательности и активности обучения; - принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности); - принцип сотрудничества: совместная деятельность детей и взрослых; - принцип межпредметности: связь с другими науками или другими областями деятельности. Для организации учебной деятельности используются такие методы как: Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся): 1.Информационно-рецептивные. 2.Объяснительно-иллюстративные. 3.Репродуктивные методы. 4.Частично-поисковые. 5.Проблемные. 6.Исследовательские методы. Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий: 1.Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.). 2.Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.). 3.Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов, разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление средств наглядной агитации и т.д.). Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические конференции. Обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная) в рамках изученного содержания. Формы организации образовательного процесса - индивидуальная; - парная; - групповая; Занятия в объединении проводятся в форме: - экологическое просвещение; - проектная деятельность; - учебно-исследовательская деятельность; - агитационно-просветительская деятельность; - экологические акции; - благоустройство территории; - мероприятия (выставки, семинары, форумы, защита проектов, круглые столы, экскурсии, акции, и др. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия. Для реализации программы используются следующие педагогические технологии: - технология проектного обучения; - личностно-ориентированная технология; - предметно-ориентированные технологии; - ИКТ технология; - технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов); - технология проблемного диалога; - элементы здоровьесберегающих технологий. Используемые современные образовательные технологии: 1.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). 2.Технология развития критического мышления (ТРКМ). 3.Проектная деятельность. 4.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). 5.Коллективные творческие дела (КТД). 6.Технология проблемного обучения. 7.Обучение в сотрудничестве. 8.Технология уровневой дифференциации. 9. Групповые технологии. Структура занятий Включает в себя заключительную. три основные части: подготовительную, основную, Подготовительная часть занятия. Сообщение цели и задач занятия, настрой учащихся на работы в основной части занятия. Основная часть занятия. Решение основных задач занятия. Выполнение практических работ и тд. Заключительная часть. Подведение итогов, рефлексия. 9. Список литературы 1. Боголюбова С. А. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный): Под редакцией С. А. Боголюбова.–М.:Проспект, 2010 г.–400 с. 2. Ботанические сады и дендропарки мира под редакцией А.П.Кожевников учебное пособие. Екатеренбург 2013 год. 3. Введение в лесоводство учебное пособие под редакцией А.Ф. Хайретдинова,С.В.Залесова,Екатеренбург 2012 год, 4. Глебова В.Д., Спирина Е.В. Живой мир вокруг тебя: учебно-методический комплекс элективного курса для учащихся 5-х классов [Текст] /В.Д. Глебова, Е.В. Спирина. –Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 80 с. 5. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие –М.: Образование и экология. 2012, –72с. 6. Коробкин В.И. Экология и охрана окружающей среды: учебник / В.И Коробкин, Л.В. Передельский.–М.: КНОРУС, 2013. –336 с. 38.Леонтович А.В. Личностные результаты обучения можно оценивать на основе исследовательской и проектной деятельности [Текст]// Народное образование. –2014. –No 5.–С. 157163 7. Лесоведение учебное пособие под редакцией Н.А.Луганский,С.В. Залесов,В.Н.Луганский. Екатеренбург 2010 год 8. Лесоведения и Лесоводство (термины ,понятия,определения) под редакцией Н.А.Луганский,С.В.Залесов,В.Н. Луганский Екатеренбург 2015 год. 9. Методические разработки (в помощь руководителям школьных лесничеств0. Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАОЮгра..Екатеренбург 2010 год 10. Методическое пособие «Экология России» Департамент образвания науки ХМАО-ЮГРА,институт повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийск 2012 год 11. Недревесная продукция леса учебник под редакцией А.С.Коростелев,С.В.Залесов,Г.А.Годовалов. ,Екатеренбург 2015 год 12.Руководство по учету и оценке второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования. – М.: ВНИИИЛМ, Минприроды РФ, 2013. 13. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: практическое пособие / под ред. Е.П. Кузьмичева. – М.: Весь Мир, 2015. – 128 с. 14. Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2012. 15. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2012. Приложение 1 Сборник диагностических процедур дополнительной общеразвивающей программы «Лесовичок» Раздел 1. Введение. Организация работы. Форма аттестации/контроля: наблюдение, беседа Раздел 2. Лесоведение и дендрология Форма аттестации/ контроля: тестирование Тест 1. Как называется наука о древесных растениях А) фенология; Б) дендрология; В) ботаника; Г) экология. 2. Растения с гибкими неустойчивыми стеблями, которые для своего роста в высоту нуждаются в опоре –это: А) лианы; Б) кустарники; В) дерево; Г) полукустарнички. 3.Как называется вся область обитания вида, рода или другой таксонометрической категории А) место; Б) линия; В) ареал; Г) фитогеография. 3.Как называется деятельность человека направленная на культивирование растительных таксонов из других регионов, ранее в данной местности не произрастающие: А) акклиматизация; Б) физиология; В) интродукция; Г) агролесомелиорация. 3.Класс хвойные по латыни называется: А) Pinaceae; Б)Pinopsida; В)Picea; Г) Pseudotsuga. 6. РодAbies–это А) род ель Б) род сосна; В) род пихта; Г) род лиственница. 7. Дерево 20-40м. Хвоя 20-30мм длины, четырехгранная, плотная колючая с серебристым налетом, с возрастом сизая. На побегах торчит во все стороны, опадает через 4-6 лет А) Piceapunges; Б) larixsibirica; В) Pinussibirica; Г) Thujaoccidentalis. Раздел 4. Лес как среда обитания животных Форма аттестации/контроля: практическое задание Практическое задание Карточка №1 Чем является лес для живых существ? Карточка №2 За что ты любишь лес? Карточка №3 Как помогает лес вылечиться? Как можно по-другому назвать лес? Карточка №4 Что даёт лес человеку? Раздел 5. Лесная таксация Форма аттестации/контроля: практическая работа Практическая работа Задание: определите длину, толщину и площадь поперечного сечения ствола.