ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КУДЕСНИКИ» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Щукова Г.С., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кудесники» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ребенок, занимающийся по программе «Кудесники» становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно- прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества. Направленность программы: художественная Актуальность программы: Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий из разных материалов и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Новизна программы - состоит в том, что из обычных подручных материалов можно изготавливать самые разнообразные по сложности объёмные конфигурации Работа с разным видом материала требует знаний её текстурных особенностей каждого материала. Педагогическая целесообразность : Главной идеей программы в процессе работы с разными материалами является расширение познания детей об окружающем мире, способах преобразования исходных компонентов изделий и практического применения полученных знаний. Программа построена по принципу от «простого к сложному»; основана на сотрудничестве детей и педагога, индивидуальном подходе к каждому. При создании изделий есть смысл деятельности не только в самой работе, но и в удовлетворении какой-либо практической потребности: доставить радость подарком другому человеку, украсить помещение к приближающимся праздникам и т.д. Ориентация на удовлетворении потребностей других людей закладывает новые возможности для общения детей и родителей: в процессе совместной деятельности рождается и крепнет взаимопонимание, уважение и доверие друг к другу, укрепляются семейные узы. Воспитательную роль занятий мы видим и в обращении к сюжетам о природе, животных, что позволяет формировать экологическое мировоззрение, гуманное отношение ко всему живому. Обращение к произведениям литературы, живописи, историческим событиям. Способствует расширению кругозора воспитанников, поэтому интеграцию с такими предметами, как ИЗО, история, экология, биология, литература целесообразна и необходима . Отличительные особенности программы - Создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий: использование современных технологий, вовлечение обучающихся в процесс овладения УУД. - Разработка диагностических материалов по проблеме формирования УУД. Цель - формирование у обучающихся универсальных учебных действий посредством различных видов декоративно – прикладного творчества. Задачи: Обучающие: создать условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями; обучать основам изготовления изделий из различных материалов. Развивающие: формировать творческие способности; создавать условия к саморазвитию обучающихся; развивать эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. Планируемые результаты Личностные результаты: Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с эскизами. Учиться работать по предложенному педагогом плану. Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Учиться совместно с педагогом и другими кружковцами давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы коллектива. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, шаблонов,эскизов). Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в объединении и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений и знаний: К концу года обучения обучающиеся будут знать: название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов; правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; самостоятельно планировать и организовывать свой труд; приемы разметки (шаблон, линейка); способы контроля размеров деталей (шаблон, линейка). уметь: правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению; выполнять работу самостоятельно без напоминаний; организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы; понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры); выполнять работы, используя нетрадиционный материал; самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу); экономно и рационально расходовать материалы; осуществлять творческий подход к каждой работе; контролировать правильность выполнения работы. Возраст учащихся: от 10 до14 лет. Срок реализации программы: один год 72 часа. Режим занятий: Продолжительность занятия – один раз в неделю. два часа (45 минут занятие, 10 минут перерыв), Формы контроля: - Самостоятельные работы - Творческие конкурсы - Подготовка работ для выставок - Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения: Итоговая выставка детских работ. Формы подведения итогов реализации программы: Поскольку программа имеет декоративно-прикладное направление и относится к программам художественной направленности, работы обучающихся достаточно наглядно демонстрируют уровень освоения программы. Учащиеся выполняют эскиз, делают шаблоны, пишут технологическую карту. Оценить достижения учащихся можно во время: выставок в течении года во время выполнения творческой работы во время ярмарки Обучение по данной программе состоит на основе следующих принципов: доступность материала разнообразие наглядности связь теории с практикой разнообразие форм образовательной деятельности системность и последовательность Прогнозируемый результат - Укрепление физических и психологических сил детей. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. - Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий. - Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности. - Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой. - Формирование способности применять теоретические знания на практике. Оценка результатов работы: Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для родителей и т.д. Рекомендации по проведению занятий. Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи руководителя. Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ребёнок вынужден применять в новых условиях. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Руководителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. На занятиях дети могут сидеть каждый за отдельным столом или все за одним. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а руководитель мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено. Материально – техническое обеспечение Необходим хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты: - хлопчатобумажные и кожаные лоскуты, драп, фетр; - диски СD; - ватные диски; - нитки для шитья; - иглы разной величины; - ножницы; - цветная бумага; - картон (белый и цветной); - линейка, простой карандаш; - наполнитель для игрушек; - крупный бисер, пуговицы, пайетки; - глазки, носики; - клей ПВА. Наглядные пособия по темам, шаблоны выкроек для изготовления аппликации и мягких игрушек, литература для обучающихся. Информационное обеспечение - ноутбук; - модем для выхода в интернет; - фотоаппарат; - колонки Учебный план объединения «Кудесники» № п/п Название темы Количество Всего часов часов Теор практ ия ика 1 5 6 1 5 6 1 3 4 1 2 3 Поделки из CD-дисков Пейп-арт (поделки из салфеток) Подарочный сувенир 4 1 5 6 5 Пейп-арт (поделки из салфеток и проволоки) Поделки из ткани 1 3 4 6 Новогодний сувенир 1 5 6 7 4 20 24 8 Бумагопластика - Мятая бумага: - Цветы из гофрированной бумаги: - Объёмные поделки: Поделки из ниток и воздушных шаров 1 5 6 9 Поделки из ватных дисков 1 5 6 10 Итоговая выставка 12 Содержание программы Тема: №1 « Поделки из CD-дисков» Изготовление поделок: 6 часов 1. Котёнок; 2. Заяц; 3. Лягушка; 4. Домик; 5. Улитка; 6. Смешарик-совёнок; Тема: №2 «Пейп-арт» (поделки из салфеток) Изготовление панно: 6часов 4 60 4 72 1. Колобок; 2. Божья коровка; 3. Гостья из яблока; 4. Ослик Иа; 5. Зайчик; 6. Попугай. Тема: №3 «Подарочный сувенир» 4 часа 1. Туфельки; 2. Коробочки. Тема: №4 «Пейп-арт» (поделки из салфеток и проволоки) Изготовление поделок: 6 часов 1. Балерина; 2. Дама в шляпе; 3. Госпожа мышка. Тема: №5 «Поделки из ткани» 4 часа Изготовление домашних оберегов: 1. Домовята. Тема: №6 «Новогодний сувенир» 6 часов Изготовление новогодних ёлочек: 1. Техника квиллинг; 2. Гофрированая бумага; 3. Макаронные изделия; 4. Мишура и конфеты; 5. Бумажные салфетки. 6. Изготовление подарочных - башмачков: - сапожок Деда Мороза; - валенок Тема: №7 «Бумагопластика» 24 часа Мятая бумага: 1.Панно «Осеннее дерево»; 2. Птицы. Цветы из гофрированной бумаги: 3. Крокусы; 4. Маки; 5. Панно «Шафраны»; 6. Панно «Розы». Объёмные поделки: 7. Ангелочки; 8. Птица в клетке; 9. Аквариум; 10. Кот; 11. Собака; 12. Божья коровка. Тема: №8 «Поделки из ниток и воздушных шаров» 6 часов 1. Корзиночка для конфет; 2. Сеньор Лимон; 3. Совёнок; 4. Ландыши. Тема: №9 «Поделки из ватных дисков» 6 часов Изготовление панно: 1. Каллы. 2. Ёлочка, 3. Ангелочки. Тема: №10 «Итоговая выставка детских работ» 4 часа Виды и формы контроля Виды контроля Вводный Текущий Предмет контроля Методы и формы Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений по искусству, уровень сформированности УУД. Инструктаж ТБ Степень освоения учебного материала по темам, разделам Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ обучающихся Уровень развития творческого потенциала обучающихся Коррекция Уровень успешности выполнения обучающимися задач учебно-тематического плана Итоговый Уровень выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста сроки контроля сентябрь Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения Наблюдение, тестирование, упражнения. беседа, выставка, игра, конкурс, ярмарка, мастер-класс, «мозговой штурм», открытое занятие, праздник, практическое занятие, творческая мастерская Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле По каждой теме Тестирование. Практические задания.Участие в выставках конкурсах , Апрель, май По каждой теме В течении года ярмарках. Данные формы контроля соответствуют возрастным особенностям детей и планируемым результатам. Дают возможность определять уровень результативности освоения программного материала: высокий, средний и низкий уровни. Способы определения предметных умений и действий Нормы к оценке знаний и умений Оценка теоретических знаний и представлений обучающихся в соответствии с образовательной программой Критерии уровни оценки высокий средний низкий 1) полнота и В ответе обучающийся дает Ответ обучающего правильность обучающего: ответ, обнаруживает ответа; 1) Материал удовлетворяющий знание и 2) степень изложен точные тем же понимание осознанности, понятия; требованиям, что и основных понимания 2) Приведены для высокого положений изученного; обоснования уровня, но 1) Излагает 3) логичность и собственных допускает 1 — 2 материал неполно, литературность суждений, ошибки, которые допускает речи. уверенно сам же исправляет, неточности в применяются и 1—2 недочета в определении знания на последовательности понятий или практике, и речевом формулировке приведены оформлении ответа. терминов; собственные 2) Не умеет примеры; достаточно 3) Материал глубоко и излагается доказательно последовательно обосновать свои и правильно с суждения и точки зрения привести примеры; норм 3) Излагает литературного материал языка. непоследовательно, допускает ошибки в речи, оформлении ответа. Оценка умений практической деятельности в соответствии с программой Критерии оценки уровень высокий средний низкий 1).Самостоятельность 1). Выполнил Выполнены 1). Работа и объем работу правильно и требования, но выполнена не выполненной работы, в полном объеме; допущены полностью; получение 2). незначительные 2). В процессе планируемого Технологическая недочеты или работы результата; последовательность мелкая ошибка. допущены 2).Соблюдение соблюдена; ошибки. технологической 3). Полностью последовательности соблюдены правила 3).Соблюдение техники правил техники безопасности; безопасности; 4). Работа 4).Качество аккуратна, полученного качественна; результата, 5). Правильно аккуратность работы; выполняет анализ 5).Объективность ошибок, самоанализа, объективен в рефлексии. оценке работы. Оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материалы тестирования, грамота, свидетельство (сертификат). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: протокол по итогам проведения аттестации, выставка, готовое изделие. Методическое обеспечение программы Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.); - наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – школьники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа ребят. На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. Формы организации учебного занятия В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: беседа, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, экскурсии, праздник, практическое занятие, творческая мастерская. Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология и др. Алгоритм учебного занятия В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. 1 этап: организационный подготовка детей к работе на занятии. установление правильности и осознанности выполнения задания. обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. 2 этап: основной. В качестве основного этапа может выступать следующее: Усвоение новых знаний и способов действий - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Закрепление знаний и способов действий - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. Обобщение и систематизация знаний - формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 3 этап: контрольный - выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского). 4 этап: итоговый. Дидактические материалы - образцы изделий; - выкройки игрушек из различных материалов; - инструкционные карты; - технологические карты; -шаблоны; -эскизы. Список литературы Список литературы для педагога Белова Н., Мягкая игрушка. Весёлая компания. – ЭКСМО, Академия «Умелые руки», 2014. Белова Е. С., Зверюшки из пряжи, бисера, бумаги. – Москва: АСТ, 2013. – 80 Волшебные пуговки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2014. – 32 с. Волшебные лоскутки: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2017. – 32 с. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2017. – 32 с. Конышева Н.М. Методика трудового обучения школьников. Основы дизайнообразования. – М., 2011г. Программа образовательной области “Технология”. - М.,2000г. Стокс Х. «Объемный декупаж» Проекты для начинающих (практическое руководство). – «Ниола-Пресс», 2007. Воголь Р., Зандер Х. «Оригами и поделки из бумаги» - М «ЭК СМО-Пресс», 2012г. Ступак Е. «Гофрированный картон» АЙРИС-ПРЕСС, 2009 г. Варавва Л.Г. «Современная инциклопедия декоративно прикладного искусства», Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2010г. Мастер – класс «Конфетные крокусы», 2011г Список литературы для обучающихся Агапова И. А., Давыдова М. А., Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2018. Грачева Т. И., Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 2015. Денисова Н. А., Пушистики и мохнатики. – М.: Айрис – пресс, 2016. Левина М. С., 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2015. Электронные ресурсы Игрушки из фетра своими руками. Материалы сайта Hand Made. Все о рукоделии. Адрес http://world-hmade.ru/masterclass/lavandersashe.php Игрушки из фетра. Материалы сайта Постила. Адрес http://postila.ru/id1802265/igrushki-iz-fetra МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ С целью повышения мотивации детей к выполнению предлагаемых в программе заданий организовывать занятия в увлекательной, необычной форме, с использованием игр. В ходе каждого занятия проводить не менее двух динамических пауз, во время которых выполняются упражнения на развитие и коррекцию двигательной сферы и мелкой моторики. Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к формированию трудовых умений детей отдавать предпочтение подгрупповым занятиям (3-5 человек). С учетом особенностей коррекционно-развивающего воспитательнообразовательного процесса на каждом занятии реализовывать организующую, направляющую, разъясняющую и стимулирующую помощь для каждого ребёнка. Четко определять задачу каждого занятия. Подробно планировать трудовую деятельность детей на каждом ее этапе занятия. Обязательно оценивать творческую рационализаторскую деятельность детей (как сам процесс, так и его результат, т.е. готовое изделие). Работа, предлагаемая детям, должна быть интересной и понятной по содержанию, а также важной для них. Тогда и процесс труда сопровождается эмоциональной реакцией на все, что делают дети. Такой положительный эмоциональный настрой позволяет руководителю целенаправленно влиять не только на эстетическое, но и на нравственное воспитание детей. Для успешной реализации материала, для повышения эмоциональноположительного настроя и снятия напряжения и усталости, в структуру занятия включаются физические, так и психологические и специальные оздоровительные упражнения. В водной части – постоянно проводятся упражнения «мозговая гимнастика». Энергетические упражнения и коммуникативные игры могут чередоваться. Цель упражнений – эмоциональный настрой детей на занятие. В основной части проводятся следующие упражнения: Перед выполнением практических видов деятельности обязательно проводится пальчиковая гимнастика для разминки мелкой моторики рук (длительность 2 мин.). Цель: подготовить детей к выполнению ручной работы. На 20-25 минуте проводится комплекс физминутки в игровой сюжетной форме для всего тела (длительность 2 мин.). На 30 минуте снижается активность зрения, устают руки, поэтому проводят упражнения для глаз и рук (длительность 2 мин.). Цель упражнений: снятие статического напряжения рук, глаз, всего тела. В заключительной части занятие подводится итог и рефлексия. Мозговая гимнастика (упражнения для улучшения мозговой деятельности, длительность 2 мин.). «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. «Вижу палец!» указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4—5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз. Корригирующие упражнения для глаз. «Маляры» Движения глаз вверз – вниз. Плавно, 8-10 раз «Ходики» Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз «Бабочка» Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д. «Циферблат» Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми. «Мотылек» Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение. Дети моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька Упражнения для снятия глазного напряжения Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз. «Зоркие глазки» глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами» двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Упражнения для рук Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и снятия усталости рук Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки. Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.