ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КОНСТРУИРОВАНИЕ» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Колещук А.А., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Содержание программы: 1. Титульный лист ________________________________________________ 2. Пояснительная записка __________________________________________ 3. Учебно - тематический план _____________________________________ 4. Содержание изучаемого курса ____________________________________ 5. Методическое обеспечение образовательной программы _____________ 6. Список литературы______________________________________________ 7. Примечание______________________________________________________ 1 3 4 4 6 7 7 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена с учетом: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Техническое конструирование – это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию простейших моделей, несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных конструкторских знаний и умений. Программа ориентирована на выбор занятием направления технического моделирования в дальнейшем. Направленность программы – техническая. Цель: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию посредством изготовления и запуска моделей из бумаги и картона. Задачи: - Формировать у детей интерес к занятиям и изготовлению разнообразных моделей из бумаги и других материалов. - Совершенствовать умение работать с бумагой (сгибать, разгибать заготовки, сглаживать по сгибу модели). - Учить видеть конструкцию поделки, модели и анализировать основные части, устанавливать функциональные назначения частей, и их местоположение, пользоваться инструментом и знать его назначение, изготавливать по шаблону отдельные части поделок и моделей. - Знакомить с новыми формами деталей и определять их, изготавливать простейшие модели из бумаги и запускать их. Актуальность Занятия способствуют развитию у детей интереса к науке, технике, помогают сознательному выбору интереса к занятиям техническим творчеством. Знания, полученные на занятиях объединения, непосредственно влияют на развитие ребенка. Новизна программы Заключается в том, что дает понятие о построении простейших моделей. Предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора на занятиях конструирования предусматривает постройку ребятами действующих моделей и участие в соревнованиях между собой. Рефлексия проводится через опрос, сравнительный анализ готовых деталей и моделей, через участия в соревнованиях, играх. По окончании учебного года учащиеся научаться изготавливать и запускать модели. Во время изготовления уверенно работать инструментом и знать его назначение. Режим занятий: Занятия проходят один раз в неделю по 30 минут. Срок реализации программы один год обучения- 36 часов. Возраст обучающихся 5-7 лет. Формы занятий включают в себя организационную, теоретическую и практическую части: - Совместная деятельность педагога и детей; - Самостоятельная деятельность детей; - Организация выставок - Запуск готовых моделей Учебный план работы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 Тема занятий Всего часов Теория Практика Вводное занятие Устройство модели вертолета Устройство модели самолета Модель вертолета. Изготовление простейшей модели вертолета из бумаги и картона Модель планера Изготовление простейшей модели планера из бумаги Запуски моделей Автомодели Радиоуправляемые модели Модели судов и кораблей Соревнования - запуск моделей из бумаги и картона Заключительное занятие Итого 1 1 1 5 1 1 1 1 4 15 1 14 2 2 3 4 1 1 36 1 1 1 8 2 1 2 4 1 28 Содержание занятий 1. Вводное занятие Рассказ о мастерской и технике безопасности и плане работы на год. 2. Устройство модели вертолета. Рассказ, почему летает вертолет. Корпус, винты, шасси. 3. Устройство модели самолета Рассказ, почему летает самолет. Крыло, фюзеляж, киль,стабилизатор, мотор, винт, шасси. 4. Изготовление простейшей модели вертолета Простейшая модель вертолета. Рассказ о простейших моделях вертолета, изготовление модели. Принципы полета вертолета, изготовление модели. Рассказ, почему летает вертолет, изготовление модели. Отличие самолета от вертолета, изготовление модели. Рассказ, почему летает вертолет, изготовление модели. Изготовление модели вертолета. Рассказ как работать с шаблоном, изготовление модели вертолета. 5. Модель планера. Изготовление простейшей модели планера Принципы полета самолета. Рассказ о принципах полета самолета, как летает самолет. Киль, назначение изготовление модели. Назначение киля, как работает киль, изготовление киля модели. Стабилизатор, изготовление модели. Назначение стабилизатора, как работает стабилизатор. Груз изготовление модели. Для чего нужен груз, формы груза, материалы для груза. Регулировка стабилизатором изготовление модели. Научить регулировать полет модели стабилизатором. Фюзеляж, изготовление фюзеляжа. Назначение фюзеляжа, изготовление рейки. Крыло, изготовление крыла. Назначение крыла, научить изготовлению крыла. Изготовление стабилизатора, киля. Назначение киля и стабилизатора Изготовление стабилизатора, киля. Сборка, склейка модели. Сборка, склейка модели, порядок сборки. Изготовление метательной модели. Рассказ о метательных моделях планеров. Фюзеляж, изготовление фюзеляжа. Назначение, изготовление фюзеляжа, материалы. Крыло, изготовление крыла. Формы крыла, количество крыльев, изготовление крыла. Изготовление стабилизатора, киля. Формы киля и стабилизатора, изготовление стабилизатора, киля. Сборка, склейка модели. Порядок сборки, клеи, используемые для склейки модели. Регулировка модели. Научить регулировать и запускать модели. 6. Запуски моделей. Научить и запускать регулировать полет модели грузом, стабилизатором. Тренировки. Закрепить навыки регулировок и запусков модели. 7. Автомодели. Рассказ об автомоделях, корпус, шасси, двигатель, колеса, флажок, щетки. Запуски трассовой модели. Запуски модели на трассе. 8 Радиоуправляемые модели. Устройство радиоуправляемых моделей. Запуски радиоуправляемых моделей. Запуски радиоуправляемых моделей (авто, судомоделей). 9. Модели судов и кораблей. Рассказ об устройстве судомодели. Корпус, двигатель, винты гребные, надстройки. Изготовление простейшей модели судна. Изготовление простейшей модели судна. Изготовление простейшей модели судна по шаблону. Изготовление простейшей модели судна. Изготовление, банки и корпуса. Изготовление паруса. Изготовление мачты. Изготовление гюйса. 10. Соревнования. Выявление лучшего полета модели. 11. Заключительное занятие. Подведение итогов. Выставка моделей. Методическое обеспечение. Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные – беседа, рассказ, монолог, диалог; наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, моделей, чертежей и т.д.; практические – решение творческих заданий, изготовление моделей, шаблонов и т.д.; репродуктивные – работа по шаблонам, чертежам; проблемно- поисковые – изготовление моделей по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач; индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося). Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательской деятельности (экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.). Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательских ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анализ результатов. Методы контроля: соревнования, выставки, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения. Формы аттестации Основными формами проверки результатов учащихся является изготовление модели, наблюдение, мини-опросы во время занятий-практикумов, игровые формы контроля, участие в конкурсах и выставках различного уровня. Оценочные мероприятия (диагностика мониторинг) В соответствии с положением о промежуточной аттестации обучающихся осуществляется оценка уровня реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Форма проведения промежуточной аттестации – соревнование в запусках моделей из бумаги и картона Оценочные материалы оформлены в виде критериев реализации программы и обозначены в протоколе результатов промежуточной аттестации. Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заносятся в протокол. По каждому показателю педагогом в протоколе делается отметка (плюс или минус): «+» ставится при наличии критерия при оценке работы учащегося; «-» ставится при отсутствии критерия при оценке работы учащегося. Уровень освоения программы высчитывается по формуле: N= количество «+» х 100/количество критериев где n – общий уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Качественный уровень освоения программы определяется следующим образом: если обучающийся показал усвоение учебного материала на уровне 30% и более ставится отметка «освоено»; если обучающийся показал усвоение учебного материала на уровне менее 30% ставится отметка «не освоено» Соревнования в запусках метательных моделей изготовленных на занятиях. Соревнования на время полета № Фамилия Имя 1 тур 2 тур 3 тур Итого Место сек сек сек Победитель выявляется по итоговому результату в сумме двух лучших туров соревнований. Соревнования на дальность полета модели № Фамилия Имя 1 тур 2 тур 3 тур Итого метр метр метр Место Победитель выявляется по итоговому результату в сумме двух лучших туров соревнований. Материально-техническое обеспечение Для полноценной реализации программы необходимы определенные материальнотехнические условия: - учебное помещение; - верстак слесарный; - столы; - компьютер; -инструменты; ножницы, линейки, карандаши, лобзики, малый рубаночек, наждачная бумага, клей, пластилин. - шаблоны моделей Правильно запускать модель с рук, на корде По чертежам правильно изготавливать детали моделейпользоваться разметочным Правильно инструментом древесину, работать с Обрабатывать бумагой столярными инструментами Пользоваться Изготавливать модели по программе Правила запуска модели на открытой площадкерегулировки моделей Правила Основы технического черчения по шаблону Названия инструментов. Работа с ними Материалы используемые для изготовления модели о трении и сопротивлении Понятие средымоделей воздушнойчасти Основные Правила сан. гигиены Правила поведения в мастерской Правила техники безопасности труда ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ _____/____учебный год Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование» Ф. И. Критерии уровня освоения ДООП результат № обучаю Должен знать Должен уметь Коли Качеств щегося честв енный % «Освоен о» «не освоено » 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . Литература 1. Г.И. Перевертень Техническое творчество в начальных классах М. Просвещение 1988г 2. В.С. Рожков Авиамодельный кружок М. Просвещение 1986г. 3. В.А. Турьян Простейшие авиационные модели М. ДОССАФ 1982г. 4. Отдел декоративно-прикладного и технического творчества. Презентация: «Технология разработки программы дополнительного образования детей», авт.сост. Т. М. Романова Абакан: зав отделом.