ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Дорофеева И.Я., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное рисование» разработана на основе следующих нормативноправовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. В программу «Занимательное рисование» включены нетрадиционные приемы изодеятельности в работе с детьми 5-6 лет для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Используемые методы: позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Направленность программы: художественная. Новизна: продолжительное время основной задачей в работе занятий по рисованию было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных техник рисования. Но практика работы с детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей на занятиях рисования является развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте. Новизной данной программы дополнительного образования является новая, отличная от традиционных, форма развития в изобразительной деятельности. Представленные в программе различные техники ранее не использовались в работе с детьми. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, участвовать в изготовлении открыток, картин, графических изображений. В основе формирования эстетического восприятия лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Отличительные особенности программы состоят в том, что в процессе обучения обучающиеся будут изучать творчество хакасских и современных художников. Также получат знания о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции и о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Адресат: программа рассчитана на обучающихся в возрасте 5-6 лет. Детям этого возраста свойственен высокий уровень развития мелкой моторики, позволяющий делать многие вещи, которые были раньше недоступны. Например, рисовать то, что задумал, писать слова, клеить, резать ножницами. Раньше ребёнок тоже пробовал, но зачастую у него получалось не совсем то, что он задумал. Теперь ребёнок очень радуется, что у него получается красиво и увлекается этим делом. Также в этом возрасте активно развивается навык коммуникации. Состав: постоянный. Объем и срок реализации программы. Программа одногодичная – 102 академических часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 3 часа. Формы обучения и виды занятий: групповая, индивидуальная, коллективная и индивидуальная форма обучения. Виды: исследовательские, заочные экскурсии и другие. Уровень программы: ознакомительный. Цель программы: ознакомление детей с наиболее полным спектром различных нетрадиционных техник изобразительного искусства. Задачи: Обучающие: познакомить с традициями русского народа; познакомить детей с основными цветами; познакомятся с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов; познакомить с навыками выполнения сгибов, базовых форм (форм, лежащих в основе поделок оригами); познакомить с нетрадиционными техниками рисования; познакомить с приемами декоративного изображения растительных форм и форм животного мира; познакомить с понятием «пространство в рисунке»; познакомить русской и хакасской декоративной росписью; познакомить с правилами смешения основных красок для получения холодных и теплых оттенков. Развивающие: способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей; формировать эстетический и художественный вкус; побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с материалами; предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы. Воспитывающие: содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; прививать основы культуры труда; способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе. давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения. Основные принципы реализации программы: Принцип сотрудничества или свобода участия. Дети с какими-либо проблемами не всегда идут на сотрудничество и со взрослыми и со сверстниками, поэтому, если ребенок не хочет участвовать, не стоит настаивать. Ему можно предложить просто присутствовать и присоединиться, когда пожелает. Принципы доверия, поддержки и принятия позволяют ребенку повысить свою самооценку, активность, дает возможность действовать ему в соответствии с собственными интересами и возможностями. Принцип безоценочного приятия всего того, что сотворил ребенок в процессе. Соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его детьми в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности. Принцип проблемности состоит в том, что ребенку даются не готовые знания, а организуют такие условия, в которых он сам добывает эти знания, создается ситуация неопределенности, противоречия. Этот принцип реализуется в исследовательской и проектной деятельности. Принцип баланса спонтанной и целенаправленной активности – ориентация на процесс и результат. Важно, чтобы ребенку было предоставлено место и время для проявления спонтанной активности, где нет определенных требований и оценок, принимается все, что он делает. Для этого занятие строится из двух частей: неструктурированная (взрослый следует за активность ребенка), структурированная (взрослый дает задания, направляет активность ребенка). Формы работы с детьми: Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций. Приемы и методы используемые на занятиях: эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений; практические – упражнения, игр методы; словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе. Формы использования ЭОР при проведении занятия. Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор. Формы контроля – текущий контроль может проводиться как отдельным занятием (рисование итоговой работы), так и в течение 5 – 10 минут во время занятия (опрос, оценивание рисунков). Формы проведения промежуточной аттестации – итоговая творческая работа – рисунок (акварелью, гуашью), выставка работ обучающихся. Формы проведения итогов реализации программы: еженедельные выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ; организация ежемесячных выставок детских работ для родителей; тематические выставки; участие выставках и конкурсах в течение года; творческий отчет педагога – руководителя кружка; оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д. Планируемые результаты: Основными результатами по реализации программы будут знания и умения. Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога. Метапредметные: Регулятивные: выполняют действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога; выполняют действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога; осмысленно выбирают материал, прием или технику работы; формируют самостоятельность и самоконтроль в организации дела; проявляют творческую активность; организуют рабочее место. Коммуникативные: передают другим детям знания и умения; активно взаимодействуют, общаются с детьми и взрослыми; оказывают помощь сверстникам, взрослым и педагогу. Познавательные результаты: стремятся к поиску новых знаний, умеют использовать для этого доступные источники; перерабатывают полученную информацию (наблюдают и самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы); решают творческую задачу, используя известные средства; воспитывают устойчивый интерес к самостоятельной творческой деятельности. Предметные: В конце первого года обучения обучающиеся будут знать: правила техники безопасности при работе с красками и художественными инструментами; ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих; об основах цветоведения, цветовом круге. Знать последовательности цветов в спектре, азы рисунка, живописи и композиции; приемы работы с красками и карандашами, а также нетрадиционные техники рисования. Обучающиеся будут уметь: передавать на бумаге форму и основные особенности предметов; работать в нетрадиционных техниках (например, монотипия, рисование ватными палочками, и др.); владеть гуашевыми, акварельными красками, цветными карандашами; применять полученные знания при создании своей творческой работы. Учитывая интересы и потребности в знаниях, в программу могут вноситься изменения: меняться последовательность прохождения разделов, уменьшаться или увеличиваться отведенное время для прохождения тем. На занятиях больше времени уделяется практической и индивидуальной работе, теория излагается дозировано, частями. Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественного развития детей. 2. Учебный план № п/п Название разделов, тем 2.1 Вводная часть Вводное занятие. Правила ТБ Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. Свойства красок 2.2 1. 1.1 2. Количество часов все тео пра го рия ктика 2 1 1 2 1 1 24 7 17 Формы организации занятия Фронтальная 6 2 4 Групповая, индивидуальная Богатство красок 5 1 4 2.3 «Холодные и теплые тона» 5 2 3 2.4 Контраст цвета 4 1 3 Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная 2.5 Цветные кляксы 4 1 3 3. 3.1 Конструирование из бумаги Мир древнего искусства 18 6 6 2 12 4 3.2 Декоративно-прикладные изделия 6 2 4 3.3 Техника коллаж 6 2 4 4. 4.1. Изобразительная грамота Мир света в природе 16 3 5 1 11 2 4.2. Человеческая фигура 3 1 2 4.3. Пейзаж. Родная природа 3 1 2 4.4. Линии, их виды 3 1 2 Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная Форма контроля опрос беседа, практическая работа анализ взаимоконтроль беседа, практическая работа беседа практическая работа опрос анализ обсуждение взаимоконтроль мини-выставка опрос самоконтроль 4.5. Акварельная фантазия 4 1 3 5. 5.1. Пейзаж Образ дерева 14 3 5 1 9 2 5.2. Живописная связь неба и земли 3 1 2 Групповая, индивидуальная 5.3. Лесной пейзаж 3 1 2 5.4. Природа в разное время суток 2 1 1 Групповая, индивидуальная Групповая, индивидуальная 5.5. Времена года 3 1 2 6. 6.1. Художники России и Хакасии Художники – сказочники 15 15 4 4 11 11 7. 7.1. Подготовка к конкурсам Подготовка к конкурсам 9 9 9 9 8. Промежуточный контроль 4 4 8.1. 8.2. 9. Промежуточный контроль Итоговый контроль Итого: 2 2 102 2 2 74 и итоговый 28 Групповая, индивидуальная обсуждение, практическая работа Групповая, индивидуальная обсуждение, практическая работа беседа, практическая работа мини-выставка Групповая, индивидуальная беседа, практическая работа беседа практическая работа Групповая, индивидуальная беседа Групповая, индивидуальная творческое задание опрос анализ Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1.1. Вводное занятие. Правила ТБ. Техника безопасности в изостудии. Ознакомление с работой кружка, содержание и порядок работы. Знакомство детей друг с другом. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Форма контроля: опрос. Раздел 2. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. Тема 2.1. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Практическое занятие: Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Форма контроля: беседа, практическая работа. Тема 2.2 Богатство красок. Главные краски (красная, синяя, жёлтая). Способы получения составных цветов путём смешивания главных красок. Последовательность цветов в спектре. Практическое занятие. Выполнение упражнения по рисованию цветового круга «Веселая радуга», на понимание и правильное использования всего спектра цветов «Божья коровка», «Листопад», «Волшебный пруд». Форма контроля: анализ. Тема 2.3 «Холодные и теплые тона». Понятие о теплых и холодных цветах на примере цветового круга. Родственные цвета. Теплые и холодные цвета в произведениях живописи и природных мотивах. Составление палитры. Связь цвета с темой изображения. Способы изображения водной природной среды. Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Тональная разница, передача темного и светлого. Практическое занятие. Выполнение заданий «Холодное море», «Теплое солнышко», «Золотой лес», «Зимняя сказка», самостоятельное создание декоративной композиции «Мир цвета в природе» в самостоятельно выбранной цветовой гамме. Форма контроля: взаимоконтроль. Тема 2.4. Контраст цвета. Три пары контрастных цветов: жёлто-синий, красный-зелёный, оранжево-фиолетовый. Практическое занятие: Использование контраста цвета для выделения главного. Тема 2.5. Цветные кляксы. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятнаотпечатка в технике «монотипия». Практическое занятие. Дорисовка красочного пятна. Форма контроля: беседа, практическая работа. Раздел 3. Конструирование из бумаги. Тема 3.1. Мир древнего искусства. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Природа, растительность и ландшафт того времени. Способы изображения растений и цветов. Приемы работы с бумагой. Практическое занятие. Выполнение заданий «Вулкан», «Доисторический лес». Форма контроль: обсуждение. Тема 3.2. Декоративно-прикладные изделия. Расширить представления обучающихся о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Закрепить умение плотно скреплять части и придавать фигурке устойчивость. Пропорциональное соотношение частей. Практическое занятие. Выполнение заданий «Русская печь», «Дымковская курочка». «Зайкина избушка». Форма контроль: беседа. Тема 3.3. Техника коллаж. Использование различных видов аппликаций (обрывная, симметричная и др.). Знакомство с новой техникой. Вырезание, окрашивание, оформление. Практическое занятие. Выполнение заданий «Желтые подсолнухи», «Птица Кандинского», «джунгли Руссо», «Хамелеон», «Ряженные», «Кактусы», «Японский веер». Форма контроль: анализ. Раздел 4. Изобразительная грамота. Тема 4.1. Мир света в природе. Изучение понятий свет, тень, полутень, блик, рефлекс. Естественный (солнечный, лунный) искусственный (электрический, свечи и т.д.) свет. Собственная тень и падающая. Практическое занятие. Выполнение заданий «Осенняя пора», «Березовые рощи», «Родные просторы» в технике монотопия. Форма контроль: взаимоконтроль. Тема 4.2. Человеческая фигура. Основные пропорции человеческой фигуры. Использование холодной цветовой гаммы. Передача эмоционального состояния персонажа. С помощью пластических средств и цвета создаём сказочный образ Дед Мороза и Снегурочки. Практическое занятие. Выполнение рисунка «Моя мама», «Моряк», «Близко, близко Новый год!». Форма контроль: мини-выставка. Тема 4.3. Пейзаж. Родная природа. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умение видеть её красоту в разные времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года. Практическое занятие. Выполнение заданий «Солнечный день», «Хакасская степь», «Зимний гость», рисование снегиря. Форма контроль: опрос. Тема 4.4. Линии, их виды. Изучение главного понятия – линия. Линии: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие). Понимание формы предмета. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты», «Мой дом мечты», «Замок». Форма контроль: самоконтроль. Тема 4.5. Акварельная фантазия. Наблюдение за изменением природы с наступлением весны. Совершенствование знаний навыков работы акварельными красками. Практическое занятие. Изображение распустившегося цветка. Основные формы, строения цветка. Ведение рисунка от общего к частному. Цветовая гамма. Выполнение задания. «Распустившийся цветок», «Верба», «Первые цветы». Форма контроль: взаимоконтроль. Раздел 5. Пейзаж. Тема 5.1. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Практическое занятие: Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). Форма контроля: обсуждение, практическая работа. Тема 5.2. Живописная связь неба и земли. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения. Практическое занятие: Изображение горизонта, а также светотонального перехода неба и земли. Форма контроля: беседа, практическая работа. Тема 5.3. Лесной пейзаж. Рисование одного и того же лесного пейзажа в разные времена года. Использование всей гаммы холодных и теплых цветов. Этапы выполнения рисунка. Способы изображения пейзажа. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Могучий дуб», «Лесная полянка», «Лесная роща», «Ручеек». Форма контроля: мини-выставка. Тема 5.4. Природа в разное время суток. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения. Изучение произведений художников, анализ их работ. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Алый закат», «Гроза», «Золотой рассвет», «Знойный день», «Дождь в городе». Форма контроль: беседа, практическая работа. Тема 5.5. Времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года. Практическое занятие: Сравнение зимнего и летнего пейзажа одной и той же местности. Форма контроль: беседа, практическая работа. Раздел 6. Художники России и Хакасии. Тема 6.1. Художники – сказочники. Знакомство с творчеством художников В.Васнецова, М.Врубеля, И. Я. Билибина, Ю.Васнецова и др. Представление о роли фантазии в искусстве. Развитие интереса к народному сказочному творчеству, графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка. Практическое занятие. Выполнение задания: «Моя любимая сказка», «Снегурочка», «Сказочный герой». Форма контроля: беседа. Раздел 7. Подготовка к конкурсам. Тема 7.1. Подготовка к конкурсам. В часы практических занятий. Форма контроля: Творческое задание. Раздел 8. Промежуточный и итоговый контроль. Тема 8.1. Промежуточный контроль. Проведение промежуточных опросов и бесед с учащимися для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся. Форма контроля: опрос. Тема 8.2. Итоговый контроль. Проведение итоговых опросов и бесед с учащимися для выявления степени усвоения теоретических знаний. Проведение диагностик, тестирований, минивыставок, обсуждение результатов работы. Форма контроля: анализ. В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Календарно-тематический план (см. приложение 1) 3.2. Условия реализации программы – дидактический материал: иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства; карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб; карточки с пейзажем. Необходимые материалы и инструменты: краски (акварель, гуашь); карандаши (Т., М., цветные); кисти (беличьи); палитра; альбом для рисования; ватман; ластик; баночка для воды. Материально-техническое обеспечение: рабочие столы, стулья; теплый кабинет с хорошим освещением; мультимедиа. Информационное обеспечение: образцы, изготовленные педагогом дополнительного образования; фотографии; раздаточный материал (бланки тестов). Кадровое обеспечение: программа «Занимательное рисование» может реализоваться педагогом дополнительного образования, владеющим современными педагогическими технологиями; методикой преподавания нетрадиционных техник рисования, знающим возрастные и психологические особенности детей. Сотрудничество с социальными партнерами: МБДОУ Детский сад № 1 «Солнышко» – договор. Виды и формы аттестации (контроля: Знания отслеживаются в форме входящей, текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Текущая аттестация проводится по итогам изучения темы; промежуточная – 2 раза в год (в середине и в конце учебного года для всех годов обучения); итоговая – по окончании изучения курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Аттестация проводится в различных формах: наблюдение; тесты с картинками; практическая работа. Форма аттестации соответствует планируемым результатам и возможности определить уровень результативности освоения программного материала: высокий, средний, низкий на всех годах обучения. Контрольно-оценочные материалы (см. приложение 2). В целях диагностики уровня овладения обучающимися содержанием программы используются следующие методы отслеживания результативности: 1. Педагогическое наблюдение. 2. Педагогический анализ: результатов тестирования, работ обучающихся, активности обучающихся на занятии и т.п. 3. Педагогический мониторинг: тесты; практическая работа; диагностика личностного роста и продвижения; педагогические отзывы, ведение журнала учета и др. 4. Методическое обеспечение программы. Невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. По способу организации занятий применяются следующие методы обучения: практические (практические занятия); игровые (использование игровых приѐмов и ситуаций); исследовательский (исследование свойств бумаги, красок и других материалов). словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу). По уровню деятельности предусмотрены такие методы обучения, как: объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая информация); репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов действий); частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом). практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам); аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ). Все методы используются в комплексе. В программе были использованы: 1. Технология развивающего обучения, цель которой развитие личности и еѐ способностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности. 2. Технология проблемного воспитания, целью которой является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно усваивают знание и приобретают опыт познавательной деятельности. Дидактический материал: иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства; карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб; карточки с пейзажем. Литература для педагога 1. Беспятова Н.К., Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. – МООО Айрис Пресс, 2006г. 2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. ТЦ «Сфера», 2005 часть 1, часть 2; 3. Доронова Т.Н., Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2008. – 192с 4. Зеленова, Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право!.. – М., 2010; 5. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии. – М., «ВАКО», 2008г. 6. Новикова И.В. «Объемная аппликация и ИЗО деятельность в детском саду»; 7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 96с. Литература для детей 1. Давыдова Г.Н., «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2» – М.: «Издательство Скрипторий», 2008г. 2. Дубровская Н.В., Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2007–128с. 3. Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз», 2012г. 4. Утробина К.К., Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет. – М.: «Издательство Гном и Д», 2010г. 5. Швайко Г.С., «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. – М.: изд. Центр Владос, 2008г. Материалы на сайтах Интернета 1. Кашканов Д., Smart Notebook. Как работать с интерактивной доской [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://smart.schoolsite1.ru/component/content/article/2-info/73-interact-lesson.html 1. Российский общеобразовательный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.edu.ru/ Приложение 2 Контрольно-оценочные материалы Диагностика по программе «Занимательное рисование» № Ф.И. Умение Знание обуча смешивать формы ющего краски ся Знание Составл цветово ение й гаммы узоров Рисовани Примене е ние не растений, традицио животных нных техник 1 2 3 Уровни развития на начало года (октябрь), конец года (май) Выше среднего <+> Низкий <-> Средний <0> Тест по изобразительному искусству № 1 Цель: выявить теоретические знания и практические умения учащихся в соответствии с программными требованиями. 1. Цвета бывают: а) тёплые б) сырые в) прохладные 2. Жёлтый цвета) тёплый б) холодный в) нейтральный 3. Зелёный цвет: а) тёплый б) холодный в) нельзя сказать тёплый или холодный 4. Отметь материалы, которые ты используешь на занятиях ИЗО. а) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы. б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти. в) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель. 5. Назови 7 цветов радуги 1__________________(красный) 2__________________(оранжевый) 3__________________(желтый) 4__________________(зеленый) 5__________________(голубой) 6__________________(синий) 7__________________(фиолетовый) 7. Зелёный цвет можно получить, смешав: а) красный и синий б) синий и жёлтый в) жёлтый и красный 8. Пейзаж это: а) изображение человека б) изображение моря в) изображение природы 9. Отметь материалы, которые ты используешь на занятиях ИЗО. а) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы, б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти. в) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель. Тест по изобразительному искусству № 2 1. Выберите основные цвета: а) желтый, зеленый, розовый б) белый, синий, зеленый в) желтый, красный, синий 2. Какие цвета относятся к теплым: а) белый, оранжевый б) желтый, красный в) синий, фиолетовый 3. Какие цвета относятся к холодным: а) синий, зеленый б) голубой, черный в) фиолетовый, коричневый 4. Рисунок в книге называется: а)набросок б) плакат в)иллюстрация 5. Рисунок, в котором изображена природа: а) натюрморт б) пейзаж в) портрет 6. Что относится к изобразительному искусству: а) пейзаж б) графика г) вышивка д) натюрморт е) портрет 7. Палитра нужна для того, чтобы: а) рисовать на ней б) смешивать краски в) для порядка на рабочем месте 8. Рисунок сделанный карандашом или тушью: а) живопись б) графика в) скульптура 9. Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть: а) крупнее б) все одинаковые в) мельче 10. Натюрморт – это изображение: а) «мертвой натуры» б) живой натуры 11. Что может быть твердым или мягким: а) краски б) карандаш в) ластик 12. Что такое рисунок: а) изображение б) набросок в) зарисовка Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 5 – 6 лет. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием обучающихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. 2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Данные способы диагностики позволят педагогу определить, какими УУД большинство обучающихся владеют на уровне: актуального развития, т.е. на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически; зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками Задание на определение развития креативности. Задание дорисуй картинку. Пример: Кроссворд №1 1. Материал, который легко разорвать или разрезать (бумага) 2. Все, что нас окружает и дает разнообразный материал для работы (природа) 3. Тканевая или бумажная помощница, помогает соблюдать чистоту (салфетка) 4. Пучок щетины на рукоятке для нанесения краски или клея (кисточка) 5. Вязкая масса для прочного соединения частей (клей) 6. Плотная бумага (картон) 7. Инструмент для разрезания бумаги или ткани (ножницы) 8. Тонкие крепкие волокна в катушке или мотке (нитки)