ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ГОВОРУША» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Головкова Ю.В. , педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говоруша» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дошкольный период – важный период в становлении личности ребенка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырем – пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся или заменяются другими. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, что является основой успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. Направленность образовательной программы: социально-гуманитарная. Актуальность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена необходимостью преодоления фонетического и фонематического недоразвития детей как одного из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Новизна данной программы состоит в том, что она разработана для реализации в условиях учреждений дополнительного образования и призвана помочь детям преодолеть фонетическое и фонематическое недоразвитие и успешно осваивать основную образовательную программу. Педагогическая целесообразность. Научно – педагогические исследования и практический опыт показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, а формирование у ребенка психологической и общеучебной готовности к школе, развитие познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, речи, инициативности, общительности, творческих и деятельностных способностей. Цель: обеспечение системы средств и условий для профилактики и коррекции звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста через игру. Задачи: Образовательные: 1. Формировать слуховое внимание и восприятие; 2. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение»; 3. Формировать понятия о грамматических категориях языка; 4. Обогащать и активизировать словарный запас; 5. Формировать нравственно – этические нормы поведения. Развивающие: 1. 2. 3. 4. 5. Развивать речевое дыхание, голос и мимические мышцы; Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; Развивать слуховое и зрительное внимание; Развивать фонематическое восприятие. Развивать связную речь. Воспитательные: 1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога; 2. Воспитывать умение слушать друг друга; 3. Воспитывать самоконтроль за речью. 4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения. 5. Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом. Отличительные особенности данной программы: 1. Взаимосвязь с родителями осуществляется не через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях. 2. Все занятия проводятся в игровой форме. Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации программы: 1 год Форма работы – групповая. Режим занятий: Занятия рассчитаны на группы. Продолжительность занятия 45 минут 4 раза в неделю. В работе используются методы: - практические (упражнения и дидактические игры); - наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты); - словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы). Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной. Способы определения результативности: - педагогическое наблюдение, помогает на всех этапах программы отслеживать качество усвоения обучающимися знаний и умений; - логопедическое обследование помогает определить уровень речевого развития и дальнейший выбор средств и путей коррекционно-развивающей работы с обучающимися. Ожидаемые результаты. В результате освоения содержания данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дошкольник может: - правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; - четко дифференцировать все звуки речи; - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - определять позицию звука в слове; - производить элементарный звуковой анализ и синтез; - овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, в чтении стихов. Мониторинг учебной деятельности. В течение учебного года осуществляется неоднократный контроль ЗУН учащихся. Применяются следующие виды контроля: - вводный (проводится на первом занятии и предназначен для определения уровня речевого развития учащегося); - текущий (проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме); - итоговый (проводится в виде итогового логопедического обследования). Виды контроля: - начальный (индивидуальное собеседование с каждым ребёнком, заполнение речевых карт); - текущий (с целью определения степени усвоения учащимися учебного материала); -итоговый (заполнение речевых карт). Форма подведения итогов. В конце учебного года в речевой карте фиксируется итог логопедической работы: отмечаются нескоррегированные дефекты в речевом развитии ребенка, даются рекомендации родителям в отношении дальнейшего обучения. Учебный план занятий Форма организации занятий Форма аттестаци и контроля 4 Беседа Опрос 1 Игра Беседа № п/п Наименование темы Теория Практика Всего 1. Диагностика звукопроизношени я. Подготовка к постановке звука [с]. - 4 - 1 2. Кол-во часов 3. 1 1 2 Игра Беседа - 12 12 Практическое занятие Опрос Постановка звука [з]. Автоматизация звука [з]. 1 1 2 Игра Беседа - 12 12 Практическое занятие Опрос Постановка звука 1 1 2 Игра Беседа - 10 10 Практическое занятие Опрос 1 6 7 Практическое занятие Опрос 1 6 7 Практическое занятие Опрос 1 1 2 Игра Беседа - 12 12 Практическое занятие Опрос Постановка звука [с]. 4. Автоматизация звука [с]. 5. 6. 7. [ц]. 8. Автоматизация звука [ц]. 9. Дифференциация звуков [с]-[ц]. 10. Дифференциация звуков [с]-[з]. 11. Постановка звука [ш]. 12. Автоматизация звука [ш]. 13. Дифференциация звуков [с]-[ш]. 1 7 8 Практическое занятие Опрос 14. Постановка звука [л]. Автоматизация 1 5 6 Игра Беседа - 14 14 Практическое занятие Опрос 1 1 2 Игра Беседа - 10 10 Практическое занятие Опрос 15. звука [л]. 16. 17. Постановка звука [ж]. Автоматизация звука [ж]. 18. Дифференциация звуков [ж]-[ш]. 1 5 6 Практическое занятие Опрос 19. Постановка звука [р]. Автоматизация звука [р]. 1 5 6 Игра Беседа - 14 14 Практическое занятие Опрос 21. Дифференциация звуков [р]-[л]. 1 9 10 Практическое занятие Опрос 22. Обследование - 1 1 Беседа Опрос 12 138 150 20. устной речи обучающихся. Итого Содержание программы 1. Диагностика звукопроизношения (4 часа). Практика: 4 часа. Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия (использование предметных картинок) О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда». Обследование самостоятельной речи (использование сюжетных картинок), О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Опрос с практическими заданиями О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда». 2. Подготовка к постановке звука [C] (1 час). Практика:1 час. Знакомство с группой свистящих звуков – подготовка речевого аппарата к постановке звука [С]. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». 3.Постановка звука [C] (2 часа). Теория: 1 час. Постановка звука по подражанию. Показ правильной артикуляции звука. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Практика:1 час. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического процесса: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово, звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи с движением: «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 4.Автоматизация звука [C] (12 часов). Практика:12 часов. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Автоматизация звука [с]: - в слогах (закрытых – са-, -со- и т. д., открытых – ас-, -ос- и т.д.), - в словах, - в словосочетаниях, - в предложениях, - в текстах. Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического процесса: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово, звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи с движением: «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: « В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 5.Постановка звука [З] ( 2 часа). Теория: 1 час. Постановка звука по подражанию. Показ правильной артикуляции звука. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Практика: 1 час. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического слуха: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма речи и координации с движением): «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Репка», «Локомотив», «Ладонь - кулак», «Птица», «Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 6.Автоматизация звука [З] (12 часов). Практика (12 часов). Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Автоматизация звука [з]: - в слогах, - в словах, - в словосочетаниях, - в предложениях, - в текстах. Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического слуха: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово, звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи с движением: «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развитие мелкой моторики: «Заготавливаем капусту» ,«Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: « В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 7. Постановка звука [Ц] (2 часа). Теория: 1 час. Постановка звука по подражанию. Показ правильной артикуляции звука. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Практика: 1 час. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического слуха: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма речи и координации с движением): «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Репка», «Локомотив», «Ладонь - кулак», «Птица», «Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 8.Автоматизация звука [Ц] (10 часов). Практика (10 часов). Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», Лопатка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка», «Почистим зубки», «Киска сердится». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Автоматизация звука [ц]: - в слогах, - в словах, - в словосочетаниях, - в предложениях, - в текстах. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово, звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи с движением): «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Заготавливаем капусту» ,«Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: « В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 9.Дифференциация звуков [c] - [ц] (7 часов). Теория: 1 час. Анализ артикуляции звуков. Отличия в произношении звуков [с] - [ц]. Практика: 6 часов. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово, звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи с движением: «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Заготавливаем капусту» ,«Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: « В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 10.Дифференциация звуков [c] - [з] (7 часов). Теория: 1 час. Анализ артикуляции звуков. Отличия в произношении звуков [с] - [3]. Практика: 6 часов. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического процесса: «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Часовой», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово, звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи с движением): «Дождик», «Листья», «Осень», « За грибами», «Огород», «Садовник». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Заготавливаем капусту» ,«Моем руки», «Сложи картинки». Упражнения для развития грамматического строя речи: « В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова». 11.Постановка звука [ш] (2 часа). Теория: 1 час. Знакомство с группой звуков шипящих. Артикуляция звука [ш]. Артикуляционная гимнастика: «Накажем не послушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Практика: 1час. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Дыхательная гимнастика: « Согреем ладошки», « Загоним мяч в ворота», «Сдуй снежинку». Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха: «Змейка», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Найди меня», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика ( упражнения на развитие темпа, ритма с движением: «Ёжик и барабан», «За малиной», «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее», «На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Умные пальчики», «Проснись-потянись», «Зайчики пальчики», «Птенчики», «Лягушки», «Бабочки», «Муравьи», «Пальчики устали», «Сложи картинку». Упражнения для развития грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый – лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня , завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы». 12.Автоматизация звука [ш] (12 часов). Практика: 12 часов. Автоматизация звука: - в слогах (закрытых-ша-,-шо-, открытых – аш-, -ош- и тд), - в словах, - в словосочетаниях, - в предложениях, - в рассказах. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Дыхательная гимнастика: « Согреем ладошки», « Загоним мяч в ворота», «Сдуй снежинку». Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического процесса: «Змейка», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!», «Кто что услышит?», «Найди меня», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма с движением): «Ёжик и барабан», «За малиной», «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее», «На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Умные пальчики», «Проснись-потянись», «Зайчики пальчики», «Птенчики», «Лягушки», «Бабочки», «Муравьи», «Пальчики устали», «Сложи картинку». Упражнения для развития грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый – лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня , завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы». 13.Дифференциация звуков [с] - [ш] (8 часов). Теория: 1 час. Анализ артикуляции звуков. Отличия в произношении звуков [с] - [ш]. Практика: 7 часов. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического процесса: «Змейка», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!» ,«Кто что услышит?», «Найди меня», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма с движением): «Ёжик и барабан», «За малиной», «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее», «На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Умные пальчики», «Проснись-потянись», «Зайчики пальчики», «Птенчики», «Лягушки», «Бабочки», «Муравьи», «Пальчики устали», «Сложи картинку». Упражнения для развития грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня , завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы». 14.Постановка звука [л] (6 часов). Теория: 1 час. Знакомство с сонорным звуком [л]. Артикуляция звука. Практика: 5 часов. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического слуха: «Телефон», «Колокольчик», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо— громко!», «Кто что услышит?», «Найди меня», «Узнай по звуку», «Эхо», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации с движением): «Случай в электричке», «Деревья», «Поле золотое», «Домашние птицы», «Животные леса», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Обувь». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Десять цыплят», «Топотушки», «Оркестр», «Разбуди пальчики», «Зайка», «Ёж», «Деревья», «Ветер», «Корни», «Птичка пьёт водичку», «Стул», «Стол», «Вилка», «За работу». Упражнения для развития грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «Придумай сам», «В гостях у гномов», «Что делает?» «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый –лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня, завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы», «Расскажи-ка», «Пересказ с картинками». 15.Автоматизация звука [л] (14 часов). Практика: 14 часов. Автоматизация звука [л]: - в слогах, - в словах, - в словосочетаниях, - в предложениях, - в рассказах. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане». Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха: «Телефон», «Колокольчик», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо - громко!», «Кто что услышит?», «Найди меня», «Узнай по звуку», «Эхо», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации с движением): «Случай в электричке», «Деревья», «Поле золотое», «Домашние птицы», «Животные леса», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Обувь». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Десять цыплят», «Топотушки», «Оркестр», «Разбуди пальчики», «Зайка», «Ёж», «Деревья», «Ветер», «Корни», «Птичка пьёт водичку», «Стул», «Стол», «Вилка», «За работу». Упражнения для развития грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «Придумай сам», «В гостях у гномов», «Что делает?» «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый –лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня, завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы», «Расскажи-ка», «Пересказ с картинками». 16.Постановка звука [ж] (2 часа). Теория: 1 час. Постановка звука. Артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Практика: 1 час. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического процесса: «Змейка», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!» ,«Кто что услышит?», «Найди меня», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика ( упражнения на развитие темпа, ритма с движением): «Ёжик и барабан», «За малиной», «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее», «На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Умные пальчики», «Проснись-потянись», «Зайчики пальчики», «Птенчики», «Лягушки», «Бабочки», «Муравьи», «Пальчики устали», «Сложи картинку». Упражнения для грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирование связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня , завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы». 17.Автоматизация звука [ж] (10 часов). Практика:10 часов. Автоматизация звука [ж]: - в слогах, - в словах, - в словосочетаниях, - в предложениях, - в рассказах. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического процесса: «Змейка», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!» ,«Кто что услышит?», «Найди меня», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика ( упражнения на развитие темпа, ритма с движением): «Ёжик и барабан», «За малиной», «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее», «На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Умные пальчики», «Проснись-потянись», «Зайчики пальчики», «Птенчики», «Лягушки», «Бабочки», «Муравьи», «Пальчики устали», «Сложи картинку». Упражнения для грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня , завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы». 18.Дифференциация звуков [ж] - [ш] (6 часов). Теория: 1 час. Артикуляция звуков. Сравнение. Практика: 5 часов. Артикуляционная гимнастика: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфетка», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Снегопад», «Листопад». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического процесса: «Змейка», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо — громко!» ,«Кто что услышит?», «Найди меня», «Где звенит?», «Узнай по звуку», «Эхо», «Знайка», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика ( упражнения на развитие темпа, ритма с движением): «Ёжик и барабан», «За малиной», «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее», «На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Умные пальчики», «Проснись-потянись», «Зайчики пальчики», «Птенчики», «Лягушки», «Бабочки», «Муравьи», «Пальчики устали», «Сложи картинку». Упражнения для грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «В гостях у гномов», «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирование связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня , завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы». 19.Постановка звука [р] (6 часов). Теория: 1 час. Знакомство с сонорным звуком [р]. Практика: 5 часов. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического слуха: «Телефон», «Колокольчик», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо - громко!», «Кто что услышит?», «Найди меня», «Узнай по звуку», «Эхо», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». 20.Автоматизация звука [р] (14 часов). Практика: 14 часов. Автоматизация звука [р]: - в слогах, - в словах, - в словосочетаниях, - в предложениях, - в рассказах. Практика: 5 часов. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка». Дыхательная гимнастика: «Подуть через трубочку», «Спускай воздух», «Задуй свечу», «Буря в стакане». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического слуха: «Телефон», «Колокольчик», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо - громко!», «Кто что услышит?», «Найди меня», «Узнай по звуку», «Эхо», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации с движением): «Случай в электричке», «Деревья», «Поле золотое», «Домашние птицы», «Животные леса», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Обувь». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Десять цыплят», «Топотушки», «Оркестр», «Разбуди пальчики», «Зайка», «Ёж», «Деревья», «Ветер», «Корни», «Птичка пьёт водичку», «Стул», «Стол», «Вилка», «За работу». Упражнения для развития грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «Придумай сам», «В гостях у гномов», «Что делает?» «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый –лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня, завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы», «Расскажи-ка», «Пересказ с картинками». 21.Дифференциация звуков [ р] - [л] (10 часов). Теория: 1 час Дифференциация звуков [р]-[л]. Практика: 9 часов Дифференциация звуков [р]-[л]: - в слогах, - в словах, -в словосочетаниях, - в предложениях, - в рассказах. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка». Упражнения на развития слухового восприятия, фонематического слуха: «Телефон», «Колокольчик», «Песенки», «Хлопушки», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо - громко!», «Кто что услышит?», «Найди меня», «Узнай по звуку», «Эхо», «Весёлый поезд», «Найди слово», «Раскрась звуковую схему». Логоритмика (упражнения на развитие темпа, ритма и координации с движением): «Случай в электричке», «Деревья», «Поле золотое», «Домашние птицы», «Животные леса», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Обувь». Игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Десять цыплят», «Топотушки», «Оркестр», «Разбуди пальчики», «Зайка», «Ёж», «Деревья», «Ветер», «Корни», «Птичка пьёт водичку», «Стул», «Стол», «Вилка», «За работу». Упражнения для развития грамматического строя речи: «Волшебная палочка», «Придумай сам», «В гостях у гномов», «Что делает?» «Мой, моя, моё», «Угадай», «Посчитай», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один много», «Исправь ошибку», «Четвёртый –лишний», «Новые слова», «Какой? Какая? Какие?», «Маленькие слова», «Подбери слова на слоги». Упражнения для формирования связной речи: «Составь предложение», «Загадки», «Придумай словами», «Половинки», «Кто за кем едет», «Подружи слова», «Придумай сам», «Измени порядок слов в предложении», «Доскажи словечко», «Вчера, сегодня, завтра», «Закончи предложение по картинкам», «Аналогии», «Исправь предложение», «Рифмы», «Расскажи-ка», «Пересказ с картинками». 22.Обследование устной речи обучающихся (1 часа). Практика: 1 час. Обследование звукопроизношения (использование предметных картинок). О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда». Обследование фонематического восприятия (использование предметных картинок) Обследование самостоятельной речи (использование сюжетных картинок). О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда». Оценочные материалы (см. приложение) В своей работе логопед использует речевую карту, как в начале учебного года, так и в конце учебного года, для того чтобы определить достижение обучающимися планируемых результатов, описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе. В результате полученных данных составляет план работы с детьми. При этом подбирает дидактический материал для усвоения программы. формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - журнал посещаемости; - диагностическая карта; формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - аналитическая справка; - протокол аттестации; - открытое занятие; - итоговый отчёт. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Организация коррекционной работы предусматривает создание условий для успешной коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом степени тяжести дефекта и индивидуальных возможностей самих детей. Комплектование группы детей проводится по результатам логопедической диагностики, возрастному принципу, запросу родителей. Место проведения - кабинет дополнительного образования, в котором созданы специальные условия для успешной коррекционной работы с соблюдением всех норм. Для ведения логопедических занятий нужны: 1. Зеркала индивидуальные настольные для каждого ребёнка. 2. Столы, стулья для занятий . 3. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания. 4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты). 5. Логопедический альбом для обследования речи О.Б. Иншакова 6. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. 7. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков. 8. Дидактические игры для совершенствования зрительного и слухового восприятия. 9.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей). Информационное обеспечение: Магнитофон с записями логопедических пособий (развитие звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений) 1. Ноутбук используется для показа и прослушивания дидактических пособий. 2. Сайты для логопедов используемые для работы с детьми (дидактические пособия, методические рекомендации, участие в конкурсах). 3.3 Виды и формы аттестации - Входная - Промежуточная апрель - май первого года обучения - Итоговая апрель – май второго года обучения Методическое обеспечение Методы обучения В процессе логопедической работы применяются различные методы: наглядные, словесные, практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и оперирование тем или иным методом определяется природой речевого дефекта, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями старшего дошкольника. На каждом из этапов логопедического воздействия эффективность освоения правильными речевыми навыками обеспечивается конкретной группой методов. Так, для этапа постановки звука присуще использование практических и наглядных методов, при автоматизации, в особенности в связной речи, активно используется беседа, пересказ, рассказ. К практическим методам коррекционно-развивающей работы относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком заданных практических и умственных действий. При логопедическом воздействии они актуальны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений формируются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука развивается навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. В логопедической работе основное место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словесным обозначением. В процессе логопедического воздействия широко используются речевые упражнения, такие как повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений. Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению и расширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения индивидуальных логопедических занятий. Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко-слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль важна при формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса. Продуктивные методы чаще всего используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. В процессе логопедической работы используются также разнообразные словесные приёмы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука, сопровождающийся показом, учитель-логопед использует объяснение правильности артикуляции, акцентирует внимание на положение губ, языка. Принципиальное значение в логопедическом процессе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она оказывает содействие улучшению качества коррекционно-развивающего процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки. При оценке речевой деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические его особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще подбодрять, проявлять педагогический такт при каждом оценивании их деятельности. Формы организации образовательного процесса: - групповая, - индивидуальная. формы организации учебного занятия: - беседа, - открытое занятие, - практическое занятие. Педагогические технологии : - индивидуализации обучения, - группового обучения, - развивающего обучения, - игровая; - здоровьсберегающая; - ИКТ; - проблемная. Алгоритм учебного занятия: 1.Организационный момент. 2.Основная часть. 3.Заключительная часть занятия. Дидактические материалы Дидактический материал построен с учетом возрастных особенностей детей в виде: - диагностики (звукопроизношения, фонематического восприятия, самостоятельная речь – используя наглядный материал в виде карточек); - занятий по звукопроизношению, ознакомлению детей со звуками разной категории (свистящие, шипящие, сонорные). - компьютерных технологий (эффект наглядности в виде фотографий, слайд – шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов). Раздаточный материал: - фишки, - предметные картинки, - схемы, - рабочие тетради. Наглядный материал: - схемы для постановки артикуляционной моторики на разные группы звуков, - предметные картинки, - сюжетные картинки, - звуковой веер. Список литературы: Справочная литература 1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Академический проект, 2004. – 408с. 2. Справочник логопеда/ Поваляева М.А. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 445с.:ил. – (Справочник). 3. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / автор составитель Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М.:АСТ: Астрель, 2005. – 398с. – (Библиотека логопеда) 4. Справочник дошкольного логопеда/ Т.В.Пятница, Т.В.Солоухина – Башинская. –тРостов н/Д: Феникс, 2009, - 479с.: ил. + CD. (Библиотека логопеда) 5. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 128с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») 6. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов /Авт.-сост. В.О.Йощенко. – М.:АРКТИ, 2008. – 248с. Методическая литература 1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера,2008. – 64с. (Библиотека журнала «Логопед») 2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 – 144с. 3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова.-2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96с. – (Библиотека логопеда-практика) 4. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС»,2013. – 288с. 5. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л]. Пожиленко Е.А. 6. Методическое пособие для логопедов дошкольных образовательных учреждений/ Изд-е УНО администрации г. Уфы. 1999.-44с. 7. Миронова С.А. Развитие дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд. – М.:ТЦСфера, 2007. – 192с. – (Логопед в ДОУ) 8. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 560С. 9. Рабочая программа учителя- логопеда ДОУ/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – Волгоград: Учитель: иП Гринин Л.Е., 2014. – 75с. 10. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.:Айрис – пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика). Литература для диагностики, обследования 1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 279с. – (коррекционная педагогика) 2. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006. – 95с. 3. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста \О.А. Безрукова, О.Н.Каленкова; - М.: Русская Речь, 2014. – 70с. 4. Картинный материал для обследования слоговой структуры слов Литература по коррекции, автоматизации и дифференциации звукопроизношения 1. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырёх альбомов/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.:Издательство ГНОМ и Д,2006. – 216с.:ил. 2. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/сост. О.В. Епифанова.- Волгоград: Учитель, 2011. – 179с. 3. Автоматизация звука «Р»: учебно-игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками \ сост. О.В.Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151с. 4. Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л.А.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д.2009. – 32с. (Комплект для всех звуков: Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Ль, Р, Рь.) 5. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Логопедические пазлы. – М.: - ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012 6. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков «Л» и «Р» на лексическом материале. – СПб.: КАРО, 2009. – 208с. – (СЕРИЯ «Мастер-класс логопеда») 7. Гадасина Л.Я., Николаева Т.В.Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование дифференциации звуков «Ч» и «Щ». – СПб.: КАРО, 2009. – 112с. – (СЕРИЯ «Мастер-класс логопеда») 8. Громова О.Е. Говорю правильно С – З – Ц. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 64с.: 9. Громова О.Е. Говорю правильно Ш - Ж. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 64с.: 10. Громова О.Е. Говорю правильно Р - Рь. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 64с.: 11. Громова О.Е. Говорю правильно Л - Ль. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 64с.: 12. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – В.В. Цвынтаврный 13. Исправление звукопроизношения у детей: Дидактический материал. Т.В. Туманова 14. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков С, З, Ц. Перегудова Т.С., Османова Т.А. 15. Коррекция звукопроизношения у детей. Рыбина А.Ф. 16. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст /авт.-сост. О.В.Тырышкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 239с. 17. Научитесь слышать звуки. Алтухова Н.Г. 18. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Р, Рь. Перегудова Т.С., Османова Т.А. 19. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Л, Ль. Перегудова Т.С., Османова Т.А. 20. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Ж, Ш. Перегудова Т.С., Османова Т.А. 21. Автоматизация звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 72с.: ил. 22. Косинова Е.М. От звука к слову. Логопедический практикум. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС»,2005. - 120с. – (Лучшие методики) 23. Парные звонкие – глухие согласные З-С. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет \В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 32с. – (Предупреждение и корреция нарушений письменной речи у детей).(комплект для звуков: Д – Т,Г – К, В – Ф, Б - П) 24. Программа развития и обучения дошкольников. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Скворцова И.В. Литература по развитию мелкой моторики 1. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук./ Худ. Е.Смирнов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с., илл. (Серия «Домашняя школа) 2. Речь и моторика / Ткаченко Т.А. – М.:Эксмо, 2007. – 224с.: лл. 3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 64с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»). 4. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Точки, линии, фигуры. Тетрадь по формированию графических навыков у дошкольников. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 32с. Приложение Речевая карта Анкетные данные Имя ребёнка – Дата рождения – Дата обследования – Возраст – Общий анамнез Характер протекания беременности – Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) – Особенности раннего психомоторного развития: Держит голову Ходит – Заключения специалистов Слух – Зрение – Невролог – Речевой анамнез Время появления гуления – Время появления лепета – Время появления первых слов – Фразовая речь (в норме к 3 годам) – Особенности понимания речи окружающих – Речевое окружение Обследование речи Анатомическое строение артикуляционного аппарата Состояние орального праксиса Упражнения Примечания 1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении. 2. Широко открыть рот и удержать язык на дне ротовой полости. 3. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удержать в таком положении. 4. Поднять язык за верхние зубы и удержать его в таком положении. 5. Опустить язык за нижние зубы и удержать его в таком положении. 6. Высунуть язык и удержать его по средней линии. 7. Поставить язык в правый угол рта и удержать его в таком положении. 8. Поставить язык в левый угол рта и удержать его в таком положении. 9. Попеременно перемещать язык то в правый, то в левый угол рта. 10. Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы. 11. Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать в таком положении. 12. Пощёлкать языком. 13. Облизать губы по кругу. Состояние звукопроизношения В словах Звуки в начале в конце в середине согласные свистящие С Сь З Зь Ц шипящие Ш Ж Ч Щ сонорные Л Ль Р Рь Особенности динамической стороны речи Темп речи – Во фразах Ритм речи – Интонация – Особенности дыхания – Характеристика голоса – Состояние фонематических функций *Слуховая дифференциация звуков в словах паронимах (показать картинки) Слова Примечания Суп - зуб Почка - бочка Точка - кочка Мак - бак *Произносительная дифференциация звуков в словах картинки) Слова паронимах (назвать Примечания Суп - зуб Почка - бочка Точка - кочка Мак - бак *Слухопроизносительная дифференциация звуков в словах и слогах: Па - ба Па – ба - ба Та - да Та – да - да Ка - га Ка - ка - ха Ка - ха Ка – га - га Ва - фа Ва – фа - ва Са - за Ша – жа - ша Ча - ща Са – за - са Ча – тя Кот - год Ча - са Том - дом Ца - са Ком - сом Ца - та Том - ком Состояние связной речи Пересказ сказки «Репка» Логопедическое заключение