Глиняная фантазия

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ГЛИНЯНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель – Силаева И.А.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

1

Содержание программы:
Титульный лист …………………………………………….1
Пояснительная записка …………………………………….3
Учебно-тематическое планирование ……………………...8
Содержание программы …………………………………..10
Список литературы ……………………………………… 13
6. Приложение ………………………………………………..14
1.
2.
3.
4.
5.

2

Пояснительная записка
Данная образовательная программа объединения «Глиняная фантазия»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года, N 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Данная программа является модифицированной, в ее основу взяты Учебная
программа по предмету «Чудо-глина» преподавателя отделения
ИЗО и
декоративно-прикладного искусства «Детская школа искусств №10» города
Брянска О.А. Демьянковой, программа педагога Михаленинской основной
общеобразовательной школы Смирновой Л.А. «Глиняная игрушка» и программа
педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского и юношеского
творчества» Перцевой Е.В. г. Няндома «Фантазии из глины и теста».
Направленность образовательной программы: художественная. Программа
направлена на создание условий для творческой самореализации обучающихся.
Разделы программы тесно связаны с общеобразовательными предметами
«Чтение», «Рисование», «Технология», «Окружающий мир» и помогает активно
использовать полученные на школьных уроках знания в повседневной жизни.
Актуальность. Педагогическая целесообразность.
Работа с глиной в сочетании с лепкой, с обязательной росписью представляют
собой активное развивающее начало. Она расширяет круг знаний детей не только
о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть
полезными техническими навыками, чувством пропорции и цветного восприятия,
тренирует руку и глаз, координировать движения руки сознательно
воспринимаемым предметом. Трехмерное изображение объемных предметов
помогает детям познавать предметы в реальной полноте их форм.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для ребенка, так же он
имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности
с помощью различных инструментов и материалов: карандаша, красок, глины. В
процессе изготовления глиняной игрушки обучающиеся применяют и закрепляют
знания, полученных при изучении таких предметов, как: литература, история,
геометрия, анатомия человека, зоология. Во время работы с глиной ребенок
получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм,
которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает лучшую координацию
3

движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и
раскованности всей руки. Занятия развивают умственные способности,
расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные
представления, содействуют формированию творческого отношения к
окружающему миру, воспитывают любовь к труду.
Новизна данной программы состоит в том, что она составлена с учетом
освоения новых педагогических технологий, что дает возможность расширения и
углубления ее компетенции в области декоративно-прикладного искусства. Это
необходимо для обеспечения дальнейшего развития обучающегося и
возможности продолжения дальнейшего образования в художественном
направлении.
Цель программы – научить обучающихся самовыражению через создание
«произведений» из глины. Помогать становлению творческой индивидуальности.
Образовательные задачи:










знакомство с традиционной керамикой и глиняной игрушкой.
знакомство с народными традиционными игрушечными промыслами России;
знакомство с техникой изготовления народной игрушки из глины;
знакомство с элементами декора народной игрушки и его значением;
приобретение элементарных навыков по работе с глиной
обучение традиционным приёмам лепки;
формирование навыков росписи игрушки
Знакомство и освоение на практике работы с инструментами и
приспособлениями, используемыми при лепке из глины, и техникой
безопасной работы с ними
Изучение различных техник и приемов лепки фигурок и других изделий из
глины;

Воспитательные задачи:








воспитание, веры ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной
деятельности.
формирование навыков общения и поведения в коллективе.
формирование навыков культуры общения со сверстниками;
формирование у учащихся положительного отношения к труду,
формирование способности адекватно оценивать свой и чужой труд,
формирование адекватной самооценки через создание ситуации успеха
дать возможность почувствовать каждому ребенку, что он – личность,
которой дана свобода творческого самовыражения

Развивающие задачи:
4







формирование терпения, трудолюбия, усидчивости, целеустремленности,
аккуратности, самостоятельности;
развитие внимания, памяти, глазомера, фантазии, воображения, мелкой
моторики рук,
формирование чувства меры, творческого мышления, умения доводить
начатое дело до конца.
развитие умения целесообразно расходовать время на занятиях
посредством участия в выставках, развивать умение оценивать
преимущества и слабые стороны своих работ.

Адресат: в объединение принимаются все желающие без специального
отбора. Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность
предлагается и мальчикам и девочкам с 7 до14 лет
Срок реализации программы. Обучение рассчитано на 2 года (1 и 2 год по
144 часа). Форма обучения – очная. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (2
занятия по 45 минут с 10 минутной переменой).
Занятия проводятся с группой обучающихся как одного, так и разного
возраста. Состав группы
постоянный.
На занятиях обучающиеся знакомятся с историей глиняных изделий,
материалом и его особенностями, учатся с ними работать. Приобретают навыки
работы с инструментами и усваивают правила безопасной работы с ними.
Осваивают терминологию. Учатся делать эскизы к будущим изделиям. В
программе предусмотрено посещение выставок и участие в выставках и
конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня (районные,
городские, республиканские), что является одной из основ роста мастерства
учащихся.
Обучение основывается на следующих принципах:

личностно-ориентированный подход;

свобода выбора решений и самостоятельности в их решении;

сотрудничества и ответственности;

сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

системности, последовательности и наглядности обучения;

природосообразности;

от простой до более сложной формы;

использования здоровьесберегающих технологий.
Условия реализации программы:
Методическая база.
Во время работы используются формы занятий:

традиционное занятие;

игра, экскурсия;

конкурс;
5


лабораторная работа;

тестирование;
методы:
способ организации занятий:

словесный (устное изложение) - рассказ, беседа;

наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);

практический (изучение основ лепки….) - практическая работа,
самостоятельная работа;
форма организации деятельности учащихся:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

групповой – организация работ по малым группам (от 2 до 7 человек);

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
уровень деятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративный – обучающихся воспринимают и усваивают
готовую информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске,
решение поставленной задачи вместе с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Возможно использование формы занятия как приема. Полезно и необходимо
производить анализ выполнения работы обучающихся, проводить самоанализ,
выявлять ошибки, делать выводы и давать комментарии.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок,
которые могут сопровождаться
объяснением материала, показом
и
демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же
при помощи бесед. Практическая часть представлена в виде практического
закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.
При завершении изучения каждой темы, предусмотренной программой,
проводятся выставки работ учащихся, конкурсы на лучшую работу.
Дидактические материалы:

образцы, рисунки, иллюстрации изделий

литература по декоративно-прикладному искусству: книги, периодическая
печать.

инструкционные технологические карты,

альбомы,

шаблоны игрушек

таблица поэтапного построения глиняной игрушки (согласно выбранной
тематике заданий)

мультимедийные презентации

иллюстративный ряд.
Программой предусмотрено закрепление знаний полученных на других
занятиях, таких как математика (счёт), чтение (прочтение текстов), письмо и
6

правописание, рисование (выполнение эскизов и схематических изображений),
элементы физики (свойства материалов) и др.
Материально-техническое обеспечение.
Мастерская. Требования к мастерской:
 просторное с естественным освещением помещение.
 В вечернее время занятий дополнительное электро – освещение.
 Воздушная среда – температура воздуха в помещении – 18 – 20 градусов по
Цельсию.
 Рабочие столы и полки для сушки. Умывальник.
Материалы и инструменты:
 Глина
 Картон
 Салфетки
 Пищевая плёнка (необходима для хранения пластики и для вырезания с
использованием формочек)
 Белая бумага, Краски – гуашь
(необходима для создания эскизов,
разработки проектов в данном материале)
 Шило (используется для прокалывания бусин и придания фактуры изделия)
 Скалка (специальная акриловая скалка: лёгкая, без швов, прозрачная;
можно использовать стеклянную бутылку)
 Гвоздики разного диаметра, вязальные спицы тонкие и толстые, зубочистки
(используются для придания фактуры, чтобы делать узоры)
 Набор инструментов для пластики: стеки, петли, проволочные резаки, губки
 Досочки для лепки из пластики (оргстекло, стекло), вощёная бумага
(пекарская), кафельная плитка. Легко чистить и отклеивать от них готовые
изделия из пластики
 Альбомы для рисования
 Краски: гуашь, акриловые, водоэмульсионка
Формы контроля
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе. Наиболее
подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных
образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ.
Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие
работы, но и свои.
Этапы педагогического контроля
1. Стартовая и итоговая диагностика
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом
оценки. Оценка производится в соответствии с уровнями развития ребенка.
2. Контрольные занятия по окончании каждой темы
3. Итоговые выставки
Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:

выставки детских работ в начале, середине и конце учебного года

открытые занятия в присутствии родителей
7


устный опрос для выявления усвоения терминологии
Итоги работы подводятся на отчетной районной выставке декоративноприкладного творчества школьников, где представляются лучшие работы,
сделанные в течение года.
Ожидаемый результат. В результате освоения курса обучающиеся приобретают
навыки:
 видеть и понимать задание;
 ориентироваться в выполняемом задании;
 применять на практике полученные знания;
 выбирать необходимые материалы и оборудование и соблюдать правила
техники безопасности при работе с ним
правильно пользоваться инструментами;
 поддерживать порядок на рабочем месте, как во время работы, так и после;
 уметь принимать решения;
 контролировать свои действия;
 рационально использовать материал;
 анализировать свою работу, объективно оценивать результаты своей работы и
исправлять
недостатки;
 навыки работы с глиной (от приготовления и замеса глины, лепки, сушки,
грунтовки до росписи);
 художественная роспись глиняной игрушки.

8

Тематическое планирование
1 год обучения
№
Кол-во часов
заня Наименование Общее Теор. Практ.
тия разделов и
тем
Вводное
занятие
2 - 4 1.
Удивительная
Глина
5-13 2. Первые
шаги
1

14
1530

Текущий
контроль
3. Народные
глиняные
промыслы

31

Текущий
контроль

3270
71

4. Наши
шедевры
Текущий
контроль
Участие в
выставках и
конкурсах
Д.П.И.
школьников
Посещение
выставок,
музеев,
экскурсии
Итоговое
занятие
всего

23,
48

26,
53

72

сроки

Формы
организации
занятий
беседа

2

2

-

сентябрь

6

2

4

сентябрь

20

10

9

Сентябрь-октябрь

30

76

6

7

Практи
ческое
задание
Рассказ,
Традиционное
занятие,
Практическая
работа,

октябрь

23

Ноябрьдекабрь

1

декабрь

68

Январьмай
май

Рассказ.
Традиционное
Тест
занятие,
Игра,
Практическая
работа,
Самостоятельная
работа
Самостоятельная Творче
работа
ское
задание

4

-

4

Ноябрь,
март

Самостоятельная
работа

4

4

-

Декабрь,
март

Экскурсия

май

Выставка
детских изделий

2
33

Конкур
с
детских
работ

1

1

2
144

Формы
аттеста
ции
(контро
ля)
Опрос

111

Беседа

9

2 год обучения
№
зан
я
тия

Кол-во часов

сроки

Наименован Общ Теор Прак
ие разделов
ее ия
тика
и тем

Формы
организации
занятий

1

Вводное
занятие

2

2

-

сентябрь беседа

2-5

1.
Повторение

10

4

5

6

Текущий
контроль
2.
Колокольчи
к
Текущий
контроль

сентябрь беседа
Игра
Традиционное
занятие,
Практическая
работа
Сентяб
Традиционное
рь
занятие,
октябрь Исследование,
Практическая
работа,
Самостоятель
ная работа
Октябрь Традиционное
ноябрь
занятие,
декабрь
Практическая
работа,
Самостоятель
ная работа
Декабрь Традиционное
Январь
занятие,
Февраль
Игра
Март
Викторина,
Практическая
работа,
Самостоятель
ная работа
Март
Самостоятель
Апрель ная работа
май

715
16

1722,
2426

3.
Свистулька

28

Текущий
контроль
4.Народные
глиняные
игрушки

2952

1
20

4

15

1

20

3

16

1
50

5

43

53

Текущий
контроль

56,5
6,
5871
23,

5.
«Свободны
й полёт»

32

-

32

Участие в

4

-

4

2

Ноябрь

Формы
аттестации
(контроля)

Творческое
задание

Творческое
задание

Творческое
задание

Творческое
задание

Выставка
детских
работ

Самостоятель
10

54

27,
57

72
всего

выставках и
конкурсах
ДПИ
школьников
Посещение
выставок,
музеев,
экскурсии
Итоговое
занятие

март

ная работа

4

4

-

Декабрь
март

экскурсия

2

2

-

май

Выставка
детских работ

144

беседа

24 120
Содержание программы
1 год обучения

Вводное занятие. 2часа.
Глина – что это такое? Особенности глины. Функции. Просмотр глиняных
изделий. Инструменты, материалы, приспособления необходимые для работы с
глиной. Техника безопасной работы с глиной.
План и задачи кружка на этот год. Правила поведения. Организация рабочего
места. Правила безопасности труда.
1. Удивительная Глина 6 часа.
теория: Способы заготовки, обработки и подготовки глины к работе. Рабочее
состояние глины. Правила, приемы безопасной работы и хранение глины. (2 ч.)
практика: обработка глины: измельчение, просеивание, промывка, вымачивание.
Вымешивание.(4 ч.)
2.. Первые шаги. 20 часов
Теория: Формообразование в работе с глиной. Приемы лепки: скатывание,
раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание,
сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев. Способы лепки:
пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям),
комбинированный. Способ соединения деталей. Способ изготовления
нестандартных деталей игрушки.(10 ч.)
практика: Выполнение упражнений по лепке. Изготовление небольших изделий с
помощью изученных приемов и способов лепки. (Колобок, щенок, котенок,
птичка, чашка).(10 ч.)
3. Народные глиняные промыслы. 30 часов
Теория: История глиняных промыслов. Дымковская игрушка. Филимоновская
игрушка. Каргопольская игрушка. Гжель. Общие черты, различия. Цвета.
Характер.(6 ч.)
практика: роспись шаблонов.(4 ч.); изготовление и роспись изделий в стиле
Дымковской игрушки и Гжели.(20 ч)
4. Наши шедевры. 76 часов
4.1. Плоские изделия. 20часов
Теория: Форма. Декор. Защипы, налепы.(2 ч.)
11

практика: изготовление медальонов, магнитиков, «Азбука», «Домино», панно. (18
ч.)
4.2. Объемные изделия. 56 часов
Теория: Фигурки. Наборные игрушки, объёмные пустотелые изделия (ленточный
способ) (5 ч.)
практика: Изготовление фигурок по желанию детей. Изготовление сувенирных
наборных игрушек-болтунчиков (обезьянка, жирафчик, медвежонок, куколка),
вазочка, кувшинчик, подсвечник (31 ч.)
5. «Свободный полёт». 20 часов
Самостоятельное изготовление изделий, используя полученные знания и
умения.
Участие в выставках и конкурсах Д.П.И. школьников. 4часа
Подготовка работ и участников на районную выставку ДПИ обучающихся,
республиканские конкурсы.
Посещение выставок, музеев, экскурсии. 4часа
Экскурсия в музей, посещение районной выставки ДПИ обучающихся.
Итоговое занятие. 2час
Подведение итогов года. Поощрение призеров выставок и конкурсов, активных
кружковцев.
К концу 1 года обучения дети будут знать:
o
название материала, его свойства;
o
название и назначение инструментов, правила безопасности труда и личной
гигиены;
o
основные приемы и способы лепки;
o
порядок обработки и раскрашивания готовой игрушки;
o
главные отличительные элементы орнамента в росписи каргопольской,
дымковской и филимоновской игрушек;
o
значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объем, растительный и
геометрический орнамент, ритм, композиция;
o
способы сушки, раскрашивания вылепленных работ;
o
исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки.
будут уметь:
o
организовывать свое рабочее место;
o
использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;
o
пользоваться стекой и печаткой;
o
пользоваться кистью, красками, палитрой;
o
лепить несложную игрушку на основе традиционной народной, расписывать
по образцам Дымковского, Филимоновского орнаментов;
o
раскрашивать игрушки из глины;
o
изготавливать плоскую картинку (с помощью налепа, апликации),
o
изготавливать объёмное изделие ленточным способом;
o
составлять эскизы для работы.
2 год обучения
12

Вводное занятие. 2часа.
Глина – удивительный материал! Особенности глины. Функции. Инструменты,
материалы, приспособления необходимые для работы с глиной. Техника
безопасной работы с глиной.
План и задачи кружка на этот год. Правила поведения. Организация рабочего
места. Правила безопасности труда.
1.Повторение: 10 часов
1.1 Теория: Способы заготовки, обработки и подготовки глины к работе. Рабочее
состояние глины. Правила, приемы безопасной работы и хранение глины.(1ч.)
практика: обработка глины: измельчение, просеивание, промывка, вымачивание.
Подготовка ШЛИКЕРА (глиняного клея). (1 ч.)
1.2 Теория: Формообразование в работе с глиной. Приемы лепки: скатывание,
раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание,
сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев. Способы лепки:
пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям),
комбинированный. Способ соединения деталей. Способ изготовления
нестандартных деталей игрушк.(3 ч.)
практика: Выполнение упражнений по лепке. Изготовление небольших изделий
л. (Колобок, щенок, котенок, птичка, чашка).(5 ч.)
2. Свистулька 20 часов
Теория: Что такое свистулька. Её функции. Образование звука (свиста). Правила и
технология изготовления воздушной
камеры и отверстий. Декорирование
свистульки.(3ч.)
Практика: Изготовление свистульки и декорирование разными способами.(17ч.)
3.Народные глиняные промыслы. 50 часа
Теория: Дымка, Филимоново, Каргополье, Гжель: история глиняных промыслов,
общие черты, различия, цвета, характер. Традиции и правила лепки народных
игрушек (5 ч.)
практика: Лепка, обработка, раскрашивание глиняных игрушек по правилам
Дымковского, Филимоновского, и Каргопольского народного промысла (45 ч.)
4.Колокольчик 20 часов
Теория: Способы изготовления и декорирования колокольчиков.(4 ч.)
Практика: Изготовление колокольчиков.(16 ч.)
5.«Свободный полёт» 10 часов
Изготовление изделий по собственному выбору ученика (используя все
полученные знания и умения)
Участие в выставках и конкурсах ДПИ обучающихся. 4часа
Подготовка работ и участников на районную выставку ДПИ обучающихся,
республиканские конкурсы.
Посещение выставок, музеев, экскурсии. 4часа
Экскурсия в музей, посещение районной выставки ДПИ обучающихся.
Итоговое занятие. 2час
Подведение итогов года. Поощрение призеров выставок и конкурсов, активных
кружковцев.
13

К концу 2 года обучения дети должны знать:
 Знать значение терминов ШЛИКЕР, СВИСТУЛЬКА, НЕСТАНДАРТНАЯ
ДЕТАЛЬ, ДЕКОРИРОВАНИЕ
 Традиции и правила лепки народных игрушек
 Отличительные особенности форм и росписи Дымковской, Филимоновской,
Каргопольской игрушек, Гжели и других.
 Способы изготовления колокольчика
 Способы декорирования изделия без использования красок
должны уметь:
 самостоятельно готовить глину к работе
 самостоятельно готовить шликер
 уметь подбирать инструменты для изготовления нестандартных деталей и
изготавливать их;
 изготавливать воздушную камеру для свистульки
 изготавливать колокольчик разными способами
 изготовить игрушку (слепить, обработать и расписать) по правилам народных
промыслов
 декорировать изделие разными способами: с помощью стеки, оттиска (штампа,
ткани), красок, традиционных приёмов лепки

Список литературы
14

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.

Алексахин Н.Н. Волшебная глина. - М.: АГАР, 1999. - 48 с.
Бельтюкова, Петров, Кард «Учимся лепить» изд. «Эксмо», М:, 2001.
Богуславский И.Я. «Дымковская игрушка»
Дулькина Т.И. «Гжель», Планета 1989
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.метод. Пособие/Под. Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,
2000.- 272с.- (Воспитание и дополнительное образование школьников).
Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина», изд. «Академия развития», Ярославль, 1998.
Каргопольская глиняная игрушка. Каталог. Каргополь 2006
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.:
«ВАКО»,2004
Кулешов А.Г. «Русская глиняная игрушка, как вид народного творчества»,
Москва, «Наука», 2012г.
Наина Величко. Энциклопедия 200 подарков. Роспись. М.: АСТ Пресс, 1999.
Николаенко Н.Н, Худоярова С.Н., Николаенко С.Н. Методические
рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных
классах. – М.:ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
Силаева И. «Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки» изд. «Эксмо»,
М:, 2003.
Чаварра Хоаким. Ручная лепка.- М.: АСТ, 2003. - 64 с
Чаянова Г.Н Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. -144 с.: ил.

Интернет ресурсы:
15. Глиняные игрушки — Путеводитель по русским ремёслам (russianarts.online)
16. Лепка из глины для детей и начинающих (111 фото) - пошаговые мастерклассы по лепке в доПоделки из глины своими руками поэтапно: мастеркласс с фото и описанием (mastersamodelok.ru)машних условиях
(podelunchik.ru)
17. словарь терминов при работе с глиной. Обсуждение на LiveInternet Российский Сервис Онлайн-Дневников
18. Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс,
раскраски, картинки (mobilelords.ru)
19. � РАСКРАСКИ "Народные промыслы" | "СУНДУЧОК" для воспитателей и
педагогов | ВКонтакте (vk.com)
20. Раскраска. Народные промыслы.pdf (vk.com)
21. Дидактическая игра ПАЗЛЫ ПО МОТИВАМ НАРОДНОГО творчества
(infourok.ru)
22. Декоративно-прикладное искусство - презентация, доклад, проект
(myslide.ru)
23. http://elhow.ru/psihologija/sueverija/narodnye-primety/chto-budet-eslidolgo-smotret-vzerkalo?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct
24. Периодическая печать.
Литература для детей:
15

1.
2.
3.
4.
5.

Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина», изд. «Академия развития», Ярославль, 1998.
Данкевич Е.В. лепим из соленого теста. – СПб: Издательский Дом
«Кристалл», 2001. – 192 с.: ил.
Силаева И. «Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки» изд. «Эксмо»,
М:, 2003
Периодическая печать и другие печатные источники;
Интернет ресурсы.

Приложение №1
16

Тест на проверку правил техники безопасности при работе с необходимыми
инструментами и материалами.
Выбери правильный ответ.
1.На занятия нужно приходить:
- на 20 минут раньше;
- на час позже;
- вовремя, по расписанию.
2.На занятиях нужно:
- стараться;
- быстро бегать;
- много говорить;
- помогать товарищам;
3.В конце занятия нужно:
- сказать: «До свидания»;
- вымыть пол;
- прибрать рабочее место;
- станцевать.
4.В рабочем кабинете нельзя:
- брать в руки глиняные поделки с выставки;
- читать подписи на стендах;
- брать что-либо с учительского стола;
- портить мебель;
5.Перед началом лепки нужно:
- загнуть рукава;
- размять глину;
- встать;
- приготовить воду.
6.Во время лепки нельзя:
- бросаться глиной;
- брать в руки глину;
- пользоваться водой;
- стоять.
7.Печь для обжига глиняных поделок называется:
- русской;
- гончарной;
- муфельной.
8.Можно ли сразу обжигать слепленную из глины поделку?
- да;
- нет;
- не знаю;
- это зависит от размера поделки.
9.Перед росписью глиняную поделку нужно:
- покрыть лаком;
- обжечь;
- побелить.
17

10.После росписи поделку нужно:
- обжечь;
- побелить;
- покрыть лаком.
11.Способ соединения отдельных деталей из глины называется:
- «зонтик»;
- «юбочка»;
- «шапочка»
12.Глина бывает:
- песчаная;
- супесчаная;
- средняя.
13.Для лепки поделок лучше использовать глину:
- жирную;
- среднюю;
- песчаную.
14.Какого цвета жирная глина?
- красного;
- коричневого;
- желтого.
15.Какого цвета средняя глина?
- красного;
- коричневого;
- жѐлтого.
16. Какого цвета песчаная глина?
- красного;
- коричневого;
- жѐлтого.
17.Инструмент для лепки называется:
- стека;
- кисточка;
- палочка.
18.Коллаж – это панно, где детали выполнены:
- только из глины;
- из разных материалов;
- из глины, соломки и ткани.
19.Композиция – это должна состоять:
- из двух фигур;
- из одной фигуры;
- из трѐх и более фигур.
20.Какого способа лепки не бывает:
- скульптурного;
Приложение №2
Викторина о Филимоновской игрушке:
18

1. Где появилась Филимоновская игрушка? (в деревне Филимоново,
Одоевского района, Тульской области)
2. Каких вы знаете мастеров-умельцев Филимоновской игрушки?
(А.И.Дербенева, П.П.Илюхина, А.И.Лукьянова)
3. Из предложенных глиняных игрушек найти Филимоновские,
4. Особенности лепки Филимоновской игрушки. (Филимоновские игрушки
вытянутые, худенькие, имеют мало деталей)
5. Назовите три главный цвета, используемых в Филимоновской росписи.
(малиново- красный, желтый, зеленый, иногда применяют синий или
фиолетовый)
6. Назовите основные элементы росписи Филимоновской игрушки
(сочетание цветовых полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников).
7. Из образцов росписи выберите Филимоновскую роспись.
Приложение №3
Игра на закрепление знаний по теме "Последовательность изготовления
глиняной игрушки" – "Все по порядку"
Задание: определить последовательность изготовления глиняной игрушки;
расставь цифры по порядку:
 - сушка,
 - лакировка,
 - заготовка глины,
 - роспись,
 - обжиг,
 - лепка,
 - подготовка глины к работе,
 - побелка

Приложение №4
Собери пазлы на заданую тему.

19

Приложение №5
Тема: «Первые шаги»
1.

Соедини термин с соответствующим изображением.

сплющивание

скатывание

раскатывание

оттягивание

вдавливание

прищипывание

20

2. Впиши названия способов лепки. Назови способы лепки, которых здесь нет.

.

Способы
лепки

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».