ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Живцова Е.Ф, педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Пояснительная записка. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования. Программа составлена с учетом: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В данной программе используется лепка из пластилина, лепка из глины и лепка из соленого теста, аппликация. Актуальность программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. Через народную игрушку изучаются национальные и культурные корни русского народа. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социальновоспитательные задачи. Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебные пальчики”- где вместе с детьми используем разные виды нетрадиционных техник рисования (пластилином, соленым тестом), аппликации, лепки, которые стимулируют творческий потенциал детей, развивают их художественно-творческие способности. Каждая из этих техник –это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Новизна программы заключается в ее комплексности: дети получают целостное представление и практические навыки по комплексу искусств: декоративноприкладному, народному творчеству, аппликации из бумаги. Особенности программы: педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках. Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Она предназначена для работы с детьми 5 -7 лет с различным уровнем подготовки и может быть использована для индивидуальной и групповой работы, работы малыми группами, а так же для коррекционной и развивающей работы с детьми. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут. Цель программы: Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники , формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах. Задачи : ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: научить свободно пользоваться способами и приемами лепки; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии; РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать мелкую моторику пальцев рук, развить творческие способности учащихся; развить наблюдательность, расширить кругозор. Принципы построения программы: От простого к сложному. Связь знаний, умений и навыков. Системность знаний. Воспитывающая и развивающая направленность. Активность и самостоятельность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Предполагаемые результаты работы: • У ребёнка развит интерес к творческой деятельности; • Усвоены основные приёмы работы в технике лепки; • Мелкая моторика развита на достаточном уровне; • Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца Планируемые результаты будут знать: - основные приемы и техники; - технологический процесс изготовления аппликаций; - правила безопасности труда и личной гигиены; - знать термины: контур, линия, перевернуть другой стороной, раскрыть; - знать историю создания аппликации; будут уметь: - соблюдать правила безопасного труда; - уметь экономично обращаться с материалами, работать аккуратно; - уметь складывать бумагу пополам; - уметь обводить карандашом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать картину из нескольких частей; - уметь пользоваться ножницами и клеем. № 1. 2. 3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТЕМА ЗАНЯТИЯ тео пр всег Формы рия ак о организации ти занятия ка Лепка из пластилина 35ч Вводное занятие. Правила 1 1 поведения и техника безопасности. Ознакомительная беседа. Что 0.5 0.5 1 такое лепка? Лепка из пластилина. «Бусы » 0.5 0.5 1 9 Лепка из пластилина. «Божья 0.5 коровка». Лепка из пластилина. «Веселая 0.5 гусеница». Лепка из пластилина. «Чудо- 0.5 грибочки». Лепка из пластилина. «Осеннее 0.5 дерево» Лепка из пластилина. «Плюшевый 0.5 медвежонок». Лепка из пластилина. «Кукла». 0.5 10 Лепка из пластилина. «Аленький 0.5 0.5 1 4 5 6 7 8 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 Формы контроля Фрональная работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна Выставка работы Опрос Обсуждение Творческое задание Выставка работы Выставка работы Наблюдение Выставка работы 11 цветочек». Лепка из пластилина. «Мышка». 0.5 0.5 1 12 Лепка из пластилина. «Птичка». 0.5 0.5 1 13 Лепка из пластилина. «Ёжик». 0.5 0.5 1 14 Лепка из пластилина. «Лягушка». 0.5 0.5 1 15 17 Лепка из пластилина. «Самолет 0.5 0.5 1 летит». Лепка из пластилина. 0.5 1.5 2 «Космонавт». Лепка из пластилина. «Робот». 0.5 0.5 1 18 Лепка из пластилина. «Слон». 19 21 Лепка из пластилина. «Новый 0.5 0.5 1 год». Лепка из пластилина. «Елка, 0.5 0.5 1 колкая иголка» Лепка из пластилина. «Снеговик» 0.5 0.5 1 22 Лепка из пластилина. «Китти». 23 Лепка из пластилина. «Наш 0.5 огород». Лепка из пластилина. «Подарок 0.5 папе». Лепка из пластилина. «Подарок 0.5 маме». Лепка из пластилина. «Ветка 0.5 сирени». Лепка из пластилина. «Фрукты в 0.5 тарелке». Лепка из пластилина. «Любимый 0.5 мультяшный герой». Выставка работ. 16 20 24 25 26 27 28 29 1. 2. 0.5 0.5 1 0.5 1.5 2 1.5 2 1.5 2 1.5 2 0.5 1 0.5 1 1.5 2 1 1 Лепка из голубой глины.17 ч. Знакомство с глиной и ее 0.5 0.5 1 свойствами. Знакомство с традициями русской 0.5 0.5 1 глиняной игрушки. я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Групповая работа Фронтальная работа Фронтальная работа Обсуждение Опрос Выставка работы Опрос Обсуждение Анализ работы Выставка работы Опрос Обсуждение Опрос Самоконтроль Опрос Наблюдение Обсуждение Самоанализ Обсуждение Опрос Обсуждение Выставка работ Беседа Беседа 3. Лепка из глины матрешки. 0.5 0.5 1 4. Лепка из глины тарелки . 0.5 1.5 2 5. 6. Лепка из глины декоративной 0.5 1.5 2 маски. Лепка медальона «Цветок». 0.5 1.5 2 7. Лепка из глины. «Золотая рыбка». 0.5 1.5 2 8. Лепка из глины. «Филимоновская 0.5 1.5 2 игрушка». Лепка Абашевской игрушки. 0.5 1.5 2 9. 10. Лепка из глины. «Орнамент в 0.5 1.5 2 полосе». Лепка из соленого теста.18ч. 1. Работа с соленым тестом. Его 0.5 3 особенности и свойства. Лепка жаворонка. 2. Лепка из теста. «Собачка». 0.5 4 Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Групповая работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Опрос Фронтальная работа Беседа Индивидуальна я работа Групповая работа Индивидуальна я работа Индивидуальна я работа Групповая работа Обсуждение Наблюдение Обсуждение Выставка работы Обсуждение Обсуждение Анализ Выставка работ 5 4. Лепка из теста «Мультяшные 0.5 герои». Лепка из теста. «Лепной пряник». 0.5 5. Лепка из теста. «Подсвечник». 2 6. Организация выставки работ в 0.5 2 Выставка работы классе. ВСЕГО: 70 ч СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 1.РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.(35 часов) 1. Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Знакомство с детьми. 2. Ознакомительная беседа. Что такое лепка? Свойства пластилина. Простые формы из пластилина. 3. Лепка из пластилина .«Бусы » умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей. 4. Лепка из пластилина. «Божья коровка». Выбор нужной формы. Подбор цветов. Творческий подход к выполнению работы. Беседа о пользе, которую приносит это насекомое. 5. Лепка из пластилина. «Веселая гусеница».Какие формы используются? Подбор цветов. Украшение поделки. 6. Лепка из пластилина «Чудо-грибочки» подбор цветов, соединение деталей , украшение поделки. 3. 0.5 2 Анализ Опрос Обсуждение 7 Лепка из пластилина «Осеннее дерево». Какую форму имеет каждая часть? Творческий подход к выполнению поделки. Стихи про осень. 8. Лепка из пластилина плюшевого медвежонка. Их каких частей состоит? Какую форму имеет каждая часть? Творческий подход к выполнению поделки. Стихи про игрушки. 9. Лепка из пластилина куклы. Обсуждение форм для изготовления поделки. Подбор наряда для куклы. Показ настроения куклы. 10 .Лепка из пластилина. «Аленький цветочек». Обсуждение образца изделия. Украшение поделки. Творческий подход детей. Игра «Кошки-мышки». 11. Лепка из пластилина. «Мышка». Из каких частей состоит? Какую форму выбрать? Показать настроение мышонка. Игра «Кошкин дом». 12. Лепка из пластилина. «Птичка».Выбор нужной формы. Подбор цветов. Показать разные виды птиц и разное оперение. Беседа о пользе, которую птицы приносят природе. Птицы зимующие и перелетные. 13 .Лепка из пластилина. «Ёжик». Подбор нужных форм и цветов. Практическая работа по изготовлению поделки. 14. Лепка из пластилина. «Лягушка». Беседа о пользе, которую приносят лягушки в природе. Выбор формы для изготовления игрушки. Украшение поделки. 15. Лепка из пластилина. «Самолет летит» Подбор нужных форм и цветов. Практическая работа по изготовлению поделки 16. Лепка из пластилина. «Космонавт». Беседа о космосе. Анализ образца изделия. Подбор нужных форм и цветов. Практическая работа по изготовлению поделки. 17. Лепка из пластилина. «Робот». Выбор нужных форм. Яркие цвета пластилина. Творческий подход учащихся в изготовлении поделки. 18. Лепка из пластилина. «Слон». Рассказ учителя о разных видах слонов. Обсуждение форм головы и туловища слона. Практическая работа по изготовлению поделки. 19. Лепка из пластилина. «Новый год». Беседа о Новом годе, о новогодних традициях в разных странах. Изготовление детьми поделок на новогоднюю тему. Использование ярких цветов пластилина. 20. Лепка из пластилина.»Елка , колкая иголка». Изготовление детьми поделок на новогоднюю тему. Использование ярких цветов пластилина 21.Лепка из пластилина. «Снеговик». 22. Лепка «Китти ». Обсуждение образца изделия. Украшение поделки. Творческий подход детей. Игра «Кошки-мышки». 23. Лепка из пластилина «Наш огород». Обсуждение изделий, виды овощей и ягод. Загадки про овощи. 24. Лепка из пластилина «Подарок папе». Беседа о праздниках. Виды подарков. Лепка изделий. 25. Лепка из пластилина «Подарок для мамы». 26. Лепка из пластилина «Ветка сирени». 27. Лепка из пластилина «Фрукты в тарелке». 28. Лепка из пластилина «Любимый мультяшный герой». Беседа о советских мультфильмах, лепка героев их мультфильма, лепка по замыслу 29. Выствка работ учащихся. 2. РАБОТА С ГЛИНОЙ. (17часов) 1. Знакомство с глиной, ее свойствами и качеством. Лепка из глины простых форм. 2. Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Знакомство с русским народным творчеством. Показ Филимоновской, Дымковской, Абашевской игрушек. 3. Лепка игрушек в традиционной русской манере, их роспись. Изготовление матрешки из глины. Роспись матрешки после высыхания. 4. Лепка из глины. «Тарелка». Роспись тарелки красками после высыхания. 5. Лепка из глины. «Декоративные маски». Изготовление маски на плоскости. Роспись маски красками после высыхания. 6. Лепка из глины. «Медальон «Цветок». Изготовление медальона из глины. Использование лепных украшений на медальоне. Роспись красками. 7. Лепка из глины. «Золотая рыбка». Чтение отрывка сказки А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение форм изготовления поделки. Практическая работа по лепке и росписи изделия. 8. Лепка из глины. «Филимоновская игрушка». Показ учителем образцов игрушек. Выяснить особенности этих игрушек. Подобрать нужную форму и подумать над тем, как украсить игрушку яркими красками. 9. Лепка из глины. «Абашевские игрушки». Показ учителем образцов Абашевских игрушек. Выяснить особенность данных игрушек. Изготовление Абашевской игрушки и украшение поделки. 10. Лепка из глины на плоскости. « Орнамент в полосе». Познакомить детей с разными видами орнаментов. Как построить орнамент в полосе? Практическая работа по выполнению орнамента и роспись красками. 3. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА. (18 часов) 1. Работа с соленым тестом. Его особенности и свойства. Лепка жаворонка из теста. Беседа о наступлении весны и прилете птиц. 2. Лепка из теста. « Собачка». Беседа о разных породах собак. Анализ образца изделия. Подбор нужных форм. Изготовление собачки. 3. Лепка из теста. «Мультяшные герои» Беседа о советских мультфильмах, лепка героев их мультфильмах, лепка по замыслу. 4. Лепка из теста. «Лепной пряник». Показ учителем разных видов пряников. Какие лепные украшения использовать? Изготовление пряника на плоскости с использованием лепных украшений. Роспись пряника красками. 5. Лепка из теста. «Подсвечник». Рассказ педагога о разных видах подсвечников, о том, где они используются. Анализ образца изделия. Изготовление подсвечника, используя свой опыт, мастерство и смекалку. 6. Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов. ИТОГО: 70 часов УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Аппликация) № Название Количество часов Формы Формы разделов и всего теория практика организации контроля тем занятия 1 Вводное 0.5 0.5 Фронтальная Беседа 1 занятие. работа Аппликация «Яблоко» II тема: 9 4.5 4.5 Плоскостные композиции из бумаги 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 Аппликация 1 «Рыбка» Аппликация « 1 Сова» Аппликация 1 «Пингвин» Аппликация 1 «Гусенок» Аппликация 1 «Утенок» 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 Аппликация «Стрекоза» Аппликация «Божья коровка» Аппликация «Цветик семицветик» Аппликация «Моя мама» 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 Индивидуальная Обсуждение работа 1 0.5 0.5 Индивидуальная Мини работа выставка работ 3 1.5 1.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 17 6.5 9.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 Экскурсия в 1 библиотеку «Русские народные сказки» Аппликация 1 0.5 0.5 0.5 0.5 III тема: Новый год 3.1 Аппликация «Конфета» 3.2 Аппликация «Снеговик» 3.3 Аппликация «Елочка» IV тема: Другие виды работ с бумагой 4.1 Аппликация «Лебедь» 4.2 Обрывная аппликация «Пудель» 4.3 Аппликация «Ворона» 4.4 Аппликация «Танк» 4.5 4.6 Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Творческое задание Опрос Анализ работы Обсуждение Мини выставка работ Индивидуальная Анализ работа Индивидуальная Опрос работа Индивидуальная Обсуждение работа Индивидуальная Анализ работа Индивидуальная Беседа работа Индивидуальная Обсуждение работа Индивидуальная Опрос работа Индивидуальная Анализ работа Индивидуальная Мини работа выставка работ Фронтальная Беседа работа Индивидуальная Опрос «Заяц» работа 4.7 Аппликация 2 0.5 1.5 Индивидуальная «Космос» работа 4.8 Экскурсия в 1 0.5 0.5 Фронтальная Беседа библиотеку работа «Памяти вечный огонь» 4.9 Аппликация 1 0.5 0.5 Индивидуальная Опрос «Белочка» работа 4.10 Аппликация 2 0.5 1.5 Индивидуальная Самоконтроль «Клоун» работа 4.11 Аппликация 1 0.5 0.5 Индивидуальная Обсуждение «Голубь работа мира» 4.12 Аппликация 1 0.5 0.5 Индивидуальная Анализ «Парусник» работа 4.13 Обрывная 2 0.5 1.5 Индивидуальная Мини аппликация работа выставка «Беленький работ козлик» V тема: Открытки 3 1.5 1.5 5.1 Пасхальная 1 0.5 0.5 Индивидуальная Беседа открытка работа 5.2 Открытка 1 0.5 0.5 Индивидуальная Опрос «Рубашка» работа 5.3 Открытка 1 0.5 0.5 Индивидуальная Анализ «Подарок для работа мамы» Коллективная Мини VI тема: 2 0.5 1.5 работа выставка Коллективное работы панно «На лесной опушке» Коллективная Выставка VII тема: Итоговое 1 1 работа работ занятие-выставка работ Итого: 35 15 20 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ(Аппликация) 1.Вводное занятие. (1 час) Теоретическая часть. Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Практическая часть. Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д. II тема: Плоскостные композиции из бумаги (9 часов) Теоретическая часть. Организация рабочего места. Работа с шаблонами. Практическая часть. Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов. Выполнение аппликации: «Рыбка»; «Сова»; «Пингвин»; «Гусенок»; «Утенок»; «Стрекоза»; «Божья коровка»; «Цветик семицветен»; «Моя любимая мама» III тема: Новый год (3 часа) Теоретическая часть. Закрепление умений при вырезании форм и склеивание на основу. Освоение правил при работе с шаблонами и ножницами. Практическая часть. Выполнение аппликации «Конфета»; «Снеговик»; «Елочка» IV тема: Другие виды работ с бумагой (17 часов) Теоретическая часть Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации. Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация. Практическая часть Изготовление аппликации с использованием различных материалов. Выполнение аппликаций: «Лебедь»; обрывная аппликация «Пудель»; «Ворона»; «Танк»; «Заяц»; «Космос»; «Белочка»; «Клоун»; «Голубь мира»; «Парусник»; обрывная аппликация «Беленький козлик» V тема: Открытки (3 часа) Теоретическая часть Правила составления цветочной композиции. Практическая часть Выполнение открытки к пасхе. Выполнение открытки к 23 февраля. Выполнение открытки к 8 марта. VI тема: Коллективное панно (2 часа) Теоретическая часть Закрепление разнообразных приемов вырезания по прямой, по кругу. Симметричное вырезание предметов из бумаги сложенной вдвое и вчетверо. Практическая часть Изготовление объемной аппликации «На лесной опушке». VII тема: Итоговое занятие-выставка работ(1 час) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: - развитие художественного вкуса; -расширение кругозора; -формирование творческого отношения к окружающему миру; ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: -Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук, глазомера. -развитие творческих способностей детей - умение работать в парах и малых группах; -умение качественно выполнять каждую работу; -научатся пользоваться материалами и инструментами, научатся лепить предметы простой и сложной формы; -научатся творчески подходить к выполнению своих работ Виды и формы аттестации (контроля) Виды Предмет контроля Методы и формы сроки контроля контроля Вводный Области интересов и Беседы, Сентябрь склонностей. Уровень знаний, наблюдение, умений по искусству, уровень просмотр сформированности УУД творческих работ обучающихся Текущий Степень освоения учебного Творческие и По материала по темам, разделам практические каждой задания, теме выполнение образцов, упражнения Уровень развития творческого Наблюдение, В течение потенциала обучающихся игры, года упражнения. Участие в выставках и конкурсах Коррекция Уровень успешности Индивидуальные В течение выполнения обучающимися занятия, помощь года задач учебно-тематического в плана самореализации, самоконтроле Итоговый Уровень выполнения Практическое Апрель поставленных задач. Уровень задание. Май творческого роста Данные формы аттестации соответствуют возрастным особенностям детей и планируемым результатам. Дают возможность определять уровень результативности освоения программного материала: высокий, средний и низкий уровни. Способы определения предметных умений Нормы к оценке знаний и умений Оценка теоретических знаний и представлений обучающихся в соответствии с дополнительной образовательной программой Критерии Уровень оценки Высокий Средний Низкий Низкий 1) В ответе обучающийся дает 1) Излагает полнота и обучающего: ответ, материал неполно, правильность 1) Материал удовлетворяющий допускает ответа: изложен тем же неточности в 2) степень полностью, даны требованиям, что и определении осознанности, полные понятия; для высокого понятий или понимания 2) Приведены уровня, но формулировке изученного; обоснования допускает 1 — 2 терминов; 3) логичность собственных ошибки, которые 2) Не умеет и суждений, сам же исправляет, достаточно литературность уверенно и 1—2 недочета в глубоко и речи применяются последовательности доказательно знания на и речевом обосновать свои практике, оформлении ответа суждения и приведены привести примеры; собственные примеры; 3) Материал излагается последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. 3) Излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в речи, оформлении ответа. Оценка умений практической деятельности в соответствии с программой Критерии оценки Уровень Высокий Средний Низкий 1).Самостоятельность 1). Выполнил Выполнены 1)Работа и объем работу правильно и требования, но выполнена не выполненной работы, в полном объеме; допущены полностью; получение 2). незначительные 2). В процессе планируемого Технологическая недочеты или работы результата; последовательность мелкая ошибка. допущены 2).Соблюдение соблюдена; ошибки технологической 3). Полностью последовательности соблюдены правила 3).Соблюдение техники правил техники безопасности; 4). безопасности; Работа аккуратна, 4).Качество качественна; полученного 5). Правильно результата, выполняет анализ аккуратность работы; ошибок, 5).Объективность объективен в самоанализа, оценке работы. рефлексии Оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, свидетельство (сертификат) Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: протокол по итогам проведения аттестации, выставка, готовое изделие, конкурс. Методическое обеспечение программы Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.); - наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – Учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций Формы организации образовательного процесса В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, индивидуально - групповой и индивидуальной формах. В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности. Формы организации учебного занятия В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: беседа, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, экскурсии, праздник, практическое занятие, творческая мастерская, соревнования. Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология и др. Алгоритм учебного занятия В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. 1 этап: организационный подготовка детей к работе на занятии. установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. 2 этап: основной. В качестве основного этапа может выступать следующее: Усвоение новых знаний и способов действий - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания – установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Закрепление знаний и способов действий - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. Обобщение и систематизация знаний - формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 3 этап: контрольный - выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 4 этап: итоговый. Дидактические материалы - образцы изделий; - шаблоны из картона; инструкционные карты; - технологические карты( в рисунках). Информационно – методическое обеспечение реализации программы Литература для педагога: 1.Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на –Дону, ИД «Владис», 2010. 2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. 3.Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г. 4.Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г. 5.Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2014. Список литературы для детей Основная литература: 1. В.С. Горячева, М.И. Нагибина. «Мастерилка. Сказку сделай из глины, теста и пластилина».Изд.: «Академия развития», 2013г. 2. Г.Н. Чаянова. «Мастерилка. Солёное тесто. Пластилин». Изд.: «Дрофа плюс», 2014г. 3. Э.Н. Евдокимова, О.П. Писаренко. «Холодный фарфор: цветочные фантазии своими руками», Изд.: «Феникс», 2013г., Дополнительная литература: · Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2013. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»). · Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров). · Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 2012. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»). Цифровые образовательные ресурсы: URL: www.verfoltxpo.ru. URL: www.geo.ru.