Вокруг красок

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОКРУГ КРАСОК»

Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Лопатина М.Н.Селезнева Н.Ю.
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

Содержание
Введение ............................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка… .......................................................... 4
Цели и задачи программы ..............................................................................5
1.3. Содержание программы ........................................................... 6
1.3.2. Содержание учебного плана ................................................. 7
1.3.3Планируемые результаты… ..................................................... 9
2.1. Календарный учебный график… ..............................................11
2.2. Условия реализации программы ............................................. 17
2.3.Формы аттестации ...................................................................... 18
2.4.Методические материалы ........................................................... 19
2.5 Список литературы ..................................................................... 21

2

Введение
«Рисовать нужно не переставая. Рисуй глазами, когда не можешь карандашом»
Жан Огюст Доминик Энгр

Современное общество требует от человека применения широкого
спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из
первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке
подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в
ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать,
человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой
которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает
внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает
зрительную память, пространственное мышление и способность к образному
мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы,
мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и
сочувствия к окружающим.
Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению
прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого
ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу,
волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Программа составлена с учетом:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года, N 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России
18.12.2020 N 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Вокруг красок» является программой
художественной направленности, предполагает ознакомительный уровень
освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе
полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается
творческая личность, способная применять свои знания и умения в
различных ситуациях.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих в этой области заключается в том, что программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение
обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс
обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
школьников развиваются творческие начала.
Ознакомительный уровень обучения по программе позволяет
провести первичное знакомство обучающихся с изобразительным
искусством, историей развития рисунка у разных народов, с произведениями
искусства, выполненными различными художественными материалами, с
многообразием художественных материалов.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7- 14 лет, имеющие
желание заниматься изобразительным творчеством.
4

Форма обучения: очная
Объем и срок реализации. Программа рассчитана на 1 год обучения, 2
часа в неделю. Общая трудоемкость освоения программы составляет 72 часа.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
образовательный процесс осуществляется на русском языке. Занятия
проводятся в разновозрастных группах наполняемостью 10-15 человек.
Режим занятий: учебные занятия проводятся 2 часа в неделю (1 занятие
в неделю, продолжительность каждого учебного занятия - 2 часа
академических часа (45 минут каждый)
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - Формирование первоначальных представлений у
учащихся об изобразительном искусстве, приобщение обучающихся к
активной познавательной и творческой работе в технике живописи.
Задачи:
Обучающие:
 изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих
общие понятия законов создания живописных рисунков;
 усвоение правил изобразительного искусства, последовательности
выполнения композиции;
 обучение основам цветоведения, различным техникам рисования;
 создание реалистических и декоративных композиций, живопись с
натуры.
Развивающие:
 развитие творческих способностей обучающихся;
 формирование пространственного мышления, аналитических
способностей;
 умение понимать и использовать различные виды информации.
Воспитывающие:
 воспитание художественного вкуса, приобщение обучающихся.
 приобщение к духовным ценностям общества, посредством
обогащения эмоционального мира.

5

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ Наименование раздела и
Формы аттестации/
Всего Теория Практика
п/п
тема занятий
контроля
1 Вводное занятие
2
2
Опрос
Раздел 1.Знакомство с техникой акварели
Творческая
«По мокрому»
индивидуальная
2
7
1
6
работа.

3

4
5
6

7

Натюрморт
гризайль

в

технике

Выставка.
10

2

8

Творческая
индивидуальная
1
9
работа. Опрос
Творческая
Постановка на рефлексы. 8
1
7
индивидуальная.Опрос
Индивидуальная
Цветоведение
7
1
6
творческая работа.
Раздел 2. Знакомство с техникой гуаши
Техника рисования
Беседа
гуашью.
7
1
6
Натюрморты в тёплой и
10
холодной гамме

Просмотр.
8

9

Натюрморт в
7
ограниченной цветовой
гамме.
Итоговый натюрморт из
3-4 предметов на
передачу формы
7
предметов

Воспитательная работа,
10 в том числе в
7
каникулярный период
ИТОГО: 72 ч.

1

1

6

6

Творческая
индивидуальная
работа

Выставка.
1

6

12 ч.

60 ч.

6

1.3.2. Содержание учебного плана
Тема 1 Вводное занятие
Теория:
- ознакомление учащихся с курсом обучения.
- требования по безопасности труда и пожарной безопасности на
занятиях по изобразительной деятельности.
Раздел 1. «Знакомство с техникой акварели»
Тема 2 ««По мокрому»»»
Теория: научиться понимать особенности живописи как вида
изобразительного искусства, отличать её от других видов, познакомиться с
несколькими живописными техниками. Разница между «писать» и
«рисовать».
Практика: техника акварели (по-сырому, лессировка, заливка)– цветы,
пейзажи; серия домашних заданий и упражнений (мини-натюрморты).
Тема 3«Натюрморт в технике гризайль»
Теория: получить начальные сведения о тоне и о тональных
соотношениях, как способе передачи формы и пространства в живописи.
Практика: пробуем себя в технике гризайль.
Тема 4 Натюрморты в тёплой и холодной гамме
Теория: знакомство с новым понятием, таким как натюрморт.
Практика: ребята пробуют себя в постановке собственного натюрморта.
Тема 5 Постановка на рефлексы.
Теория: понятие рефлекса в живописи.
Практика: пробуют изобразить
а) серый предмет на чёрном фоне, к которому добавляются фрукты и
овощи разного цвета (акварель);
б) «белый» натюрморт (акварель).
Тема 6 «Цветоведение»
Теория: знакомство с цветовым кругом, цветовой контраст, смешение
цветов.
Практика: учимся самостоятельно, аккуратно выполнять и правильно
работать с цветом. Выполняем пейзажи и натюрморты в разных цветовых
контрастах. Учимся создавать цветовые графические композиции.
Раздел 2.«Знакомство с техникой гуаши
Тема 7 «Знакомство с техникой гуаши»
Теория: Рассматриваем отличия гуаши от акварели; знакомство с
особенностями работы в технике гуашь
Практика: ребята пробуют себя в новой технике гуашь. Сначала
работают на маленьких форматах далее, переходят на большой формат с
решением собственной композиции.
Тема 8 Натюрморт в ограниченной цветовой гамме.
Теория: Виды натюрмортов и правила исполнения как на черновике так
и на большом основном формате. Два цвета + белый + чёрный с ярко
7

выраженной тематикой (кухня, деревня и др.)»
Практика: ребята пробуют себя в рисовании натюрморта в гуаши.
Тема 9 «Итоговый натюрморт из 3-4 предметов на передачу формы
предметов.
Теория: Рассматриваем натюрморты в различных цветовых спектрах.
Практика: Постановка в
цветовой гамме натюрморта (гуашь,
акварель).Написание натюрморта поэтапно с использованием черновика и
подмалевка.
Тема 10. Воспитательная работа, в том числе в каникулярный
период
Теория: Учимся работать в различных природных обстановках,
различными материалами. Приобщаемся к работе в группах.
Практика: Пленэрная работа в эскизах различными материалами.
1.4 Планируемые результаты
Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика
является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться,
способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть
всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему
желающий этого ребенок.
К концу обучения дети будут
знать:
 особенности живописи как вида изобразительного искусства,
 основы техники гризайль;
 принципы построения композиции в натюрморте;
 пропорции плоскостных и объёмных предметов;
 умение работать с цветовым кругом, различать по цветовой
гамме цвета и оттенки.
 особенности материала гуашь, главные правила в работе с данной
краской.
уметь:

выбирать формат и расположение листа в зависимости от
задуманной композиции;

соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

работать с натуры;

работать в определённой гамме

смешивать краски, грамотно пользоваться палитрой.

выполнять короткие этюды натюрмортов из 2-3 предметов в
различном освещении

доводить работу от эскиза до композиции;

использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
ритм, цвет);

работать с бумагой в технике объёмной пластики;
8

В процессе обучения будут развиты компетенции и личностные
качества:
компетенции:
- способность к самоорганизации и следованию устным инструкциям;
- способность применять знания теоретических основ различных техник
живописи и применения навыков на практике;
- терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от совместной работы,
чувство взаимопомощи и коллективизма.
личностные качества:
- память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное мышление;
- художественный вкус, творческие способности и воображение на
основе знаний, умений и навыков;
- побуждение к самостоятельному выбору решения;
- упорство в достижении желаемого результата.
Личностные и метапредметные результаты по окончании обучения.
Личностные результаты:
Сформируются следующие качества:
- бережное отношение к результатам своего труда и труда своих
товарищей;
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность, уверенность
в себе, в свои возможности;
- чувство коллективизма и взаимопомощи, умение работать в группе;
- умение анализировать работы одноклассников и высказывать
собственную оценку;
- ответственность, самокритичность, самоконтроль;
- эстетическое восприятие действительности, художественный вкус;
- умение доводить начатое до конца.
Метапредметные:
- выработается мотивация к живописи, как виду изобразительного
искусства;
- научатся применять свои знания для работы с различными
материалами;
- выработается художественный вкус и творческая активность детей;
- разовьется мелкая моторик пальцев рук.

9

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
(на 2023-2024 учебный год)
№
п/п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Колво
часов

Тема занятия

Форма контроля

1

сентябрь

2

Вводное занятие

Опрос

2

сентябрь

2

«По мокрому» Жанровый рисунок.

Творческая
индивидуальнаяработа .
Опрос.

3

октябрь

2

Знакомство с техникой акварели:
«заливка» – фрукты, овощи, грибы;

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос

4

октябрь

2

«По мокрому» Жанровый рисунок

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос

5

октябрь

2

Натюрморт в технике гризайль

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос

6

октябрь

2

Натюрморт в технике гризайль

Тест

7

ноябрь

2

Натюрморт в технике гризайль

опрос

10

8

ноябрь

2

Натюрморт в технике гризайль

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

9

ноябрь

2

Натюрморт в технике гризайль

опрос

10

ноябрь

2

Несложные натюрморты из 2-3
предметов в тёплой и холодной гамме
(акварель).

опрос

11

ноябрь

2

Натюрморты в тёплой и холодной
гамме

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

12

декабрь

2

Натюрморты в тёплой и холодной
гамме

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

13

декабрь

2

Натюрморты в тёплой и холодной
гамме

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

14

декабрь

2

Натюрморты в тёплой и холодной
гамме

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

15

декабрь

2

Воспитательная работа.

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

16

январь

2

Постановка на рефлексы

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

11

17

январь

2

Постановка на рефлексы

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

18

январь

2

Постановка на рефлексы

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос.

19

январь

2

Цветоведение

Опрос.

20

февраль

2

Цветоведение

Опрос.

21

февраль

2

Цветоведение

Опрос.

22

февраль

2

Цветоведение

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос

23

февраль

2

Техника рисования гуашью.

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос

24

март

2

Техника рисования гуашью.

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос

25

март

2

Техника рисования гуашью.

Творческая
индивидуальнаяработа.
Опрос

26

март

2

Техника рисования гуашью.

опрос

12

28

апрель

2

Натюрморт в ограниченной цветовой
гамме.

опрос

29

апрель

2

Натюрморт в ограниченной цветовой
гамме.

опрос

30

апрель

2

Натюрморт в ограниченной цветовой
гамме.

опрос

31

апрель

2

Натюрморт в ограниченной цветовой
гамме.

опрос

32

апрель

2

Натюрморт в ограниченной цветовой
гамме.

опрос

33

май

2

Воспитательная работа.

опрос

34

май

2

Постановки из 2-3 предметов на опрос
рефлексы: а) серый предмет на чёрном
фоне, к которому добавляются фрукты
и овощи разного цвета (акварель);

35

май

2

Натюрморт из 2-3 предметов
ограниченную цветовую гамму.

36

май

2

Воспитательная работа.

на опрос
опрос

13

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации данной дополнительной образовательной программы
предполагается использование:
 оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для
демонстрации
информационного,
дидактического,
наглядного
материала.)
 Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов,
акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать
требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы.
Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.
Материалы:
 бумага разных сортов (А2, А4) - кисти (беличьи, колонковые, щетина)
№ 1 – 8; - простые карандаши, ластики;
 скотч, кнопки;
 краски (акварель, гуашь)

Информационное обеспечение
https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1218%2C451
http://www.moipros.ru/applikatsii-iz-bumagi/ - советы от мастеров
https://stranamasterov.ru/applikacija - страна мастеров
https://risuemdoma.com/video видео уроки
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий среднее или высшее
педагогическое образование, имеющий
соответствующий
уровень
квалификации и профессиональной подготовки, не имеющий судимости.
Формы аттестации
Формы контроля:
Для выявления динамики продвижения обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
реализуется
система
мониторинга
индивидуальных образовательных достижений обучающихся, включающая
следующие виды контроля и аттестации: входной контроль, текущий
(тематический) контроль, промежуточная и итоговая аттестация.
Входной контроль проводится в течение первого месяца после
зачисления в творческое объединение для оценки исходного уровня знаний и
практических компетенций учащихся, необходимых для качественного
освоения
содержания
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Для оценки качества усвоения учащимися содержания отдельной темы,
раздела, модуля и т.д. в период обучения по дополнительной
14

общеобразовательной общеразвивающей программ проводится текущий
(тематический) контроль.
Промежуточная аттестация проводится в декабре – январе для оценки
качества
усвоения
учащимися
содержания
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам учебного
периода.
В конце учебного года (апрель-май) проводится итоговая аттестация
года для оценки уровня освоения учащихся содержания всей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по
итогам всего периода обучения.
Проведение входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
обязательно для обучающихся творческой мастерской.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, успешно прошедшие
промежуточную аттестацию и (или) демонстрирующие успешное освоение
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Входной контроль осуществляется в форме индивидуального
(групповой) опроса и (или) тестирования.
Промежуточная аттестация осуществляется в следующих формах:
1. Выполнение практической работы
2. Индивидуальный (групповой) опрос
3. Тестирование
Текущий (тематический) контроль осуществляется в следующих
формах:
1. Выполнение практической работы
2. Участие в выставках и конкурсах детского творчества различного
уровня.
Итоговая аттестация предусмотрена в форме:
1. Выполнение практической работы
2. Индивидуальный (групповой) опрос
3. Выставка
4. Участие в выставках и конкурсах детского творчества различного
уровня.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 журнал учёта работы педагога;
 ведомости контроля успеваемости и
аттестации обучающихся
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
 протокол результатов индивидуальных образовательных достижений
обучающихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 4);
 диагностические
карты
итогов
освоения
дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы и развития
качествличности обучающегося (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);
 материалы анкетирования, тестирования, практических работ и пр.;
 перечень готовых работ, фотоальбом лучших работ;
 участие в выставках и конкурсах детских творческих работ, дипломы
и грамоты;
15

Форма
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
 портфолио достижений творческой мастерской ИЗО;
 фото - архив работ,
 выставки работ,
 открытые занятия;
 презентации
Требования к проведению контроля:
Контроль успеваемости и аттестация учащихся осуществляется на
следующих принципах:
 учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
 соответствия специфике деятельности детского объединения и
периоду обучения;
 обязательности и необходимости;
 свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки
результатов;
 открытости проведения и предъявления результатов;
 обоснованности критериев оценки с учетом конкретного вида
деятельности;
 соблюдения педагогической этики.
Контроль успеваемости и
аттестация обучающихся призваны
выполнять следующие функций:
 обучающую, т.к. создает дополнительные условия для обобщения и
осмысления учащимися полученных теоретических и практических умений,
навыков и знаний, приобретенного опыта деятельности;
 воспитательную,
т.к.
является
стимулом
к
расширению
познавательных интересов и потребностей ребенка;
 развивающую, т.к. позволяет детям осознать уровень их актуального
развития и определить дальнейшие перспективы;
 коррекционную, т.к. помогает педагогу своевременно выявить и
устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного
процесса;
 социально-психологическую,
т.к.
дает
каждому
учащемуся
возможность пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои силы.
Все виды контроля проводятся по специально разработанным
критериям,таким образом, чтобы можно было определить отнесенность
полученные данные к одному из трех уровней результативности: высокий,
средний, низкий.
 высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 80%
содержания образовательной программы, подлежащей аттестации;
 средний уровень – успешное освоение от 60% до70% содержания
образовательной программы, подлежащей аттестации;
 низкий уровень – успешное освоение менее 60%содержания
образовательной программы, подлежащей аттестации.
16

Результаты входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации
оформляются педагогом в виде ведомостей контроля успеваемости и
аттестации обучающихся.
По результатам освоения всей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
заполняется
протокол
результатов
индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
По заявлению обучающегося, родителя (законного представителя)
обучающегося, успешно закончившего обучение по программе «Моя
палитра» выдается справка об окончании обучении по дополнительной
общеобразовательной программе.
2.3. Методические материалы
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный
кабинет.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для воды, палитры;
достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел
цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также
необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему
несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов,
диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи
во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с
красивой музыкой на дисках.
Ведущими принципами работы с детьми являются: индивидуальнодифференцированный подход к каждому ребёнку, творческое содружество и
сотворчество детей, родителей, педагога, сочетание индивидуальных,
групповых форм работы.
По способу решения дидактических целей различаются занятия:
- занятие – ознакомление с новым материалом;
- занятие – закрепление изученного материала;
- занятие - применения знаний и умений;
- занятие - обобщающего повторения;
- комбинированное занятие (достижение нескольких дидактических
целей);
- занятие проверки и коррекции знаний.
По виду деятельности учащихся на занятии:
- диалог;
- беседа;
- индивидуальная практическая работа;
- коллективная практическая работа.
Из нетрадиционных форм занятий наиболее часто используются:
- игры;
- творческие лаборатории;
17

- обсуждение;
- анализ.
- мастер-классы.
На занятиях используются наглядные пособия, образцы выставочных
работ учащихся и педагога.
Во время занятий закладываются основы понимания учащимися роли
творчества в современном искусстве, вырабатывается сознательный подход к
выбору направления работы в собственном творчестве.
При обучении используются следующие методы: репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный.

18

2.5 Список литературы
Список литературы для педагога
1. Казакова Р.Г. Рисуем вместе: нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий, ООО “ТЦ Сфера”, 2009г.
2. Доронова Т.Н Обучаем детей изобразительной деятельности – М.,
2005. – 96 с.
3. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 7-16 лет / Т. В. Королева. М.: Сфера, 2009. - 112 с.
Список литературы для обучающихся и их родителей:
1. Борзова Е.П. История мировой культуры. - С-Пб: Лань, 2002
2. «Государственная Третьяковская галерея». Москва. Живопись. В.М.
Володарский. Изд. «Аврора». Ленинград 1989 г.
3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М:
Высшая школа, 1990
4. «Рембрандт». Ю.И. Кузнецов.М, «Изобразительное искусство» 1988 г.
5. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». И.Н.Котова, А.С.
Котова. СПб: «Паритет» 2006
6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности 1-5 класс – М.,
Владос, 2003
7. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск. 1996 г.
8. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
9. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. М., 1978 г.
10. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 г.
11. Стор И.Н.Основы живописного изображения. Издательство МГТУ
имени А.Н.Косыгина, группа “СовьяжБево”.- М., 2004
12. Ашикова С. Подружись с карандашами/ С. Ашикова// 2004. - №4, с.
19- 23
13. Голубева О. Л. Основы композиции. Москва 2001Рецензент: доктор
искусствоведенияН.К.СоловьевURL:https://www.litmir.me/br/?b=171376&p=1
(дата обращения 04.05.2021).
14. ТимоховичА .Самоучитель рисования красками шаг за
шагомURL:https://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post345152767/«
»(дата обращения 26.03.2021)
15.
Основы
графики
А.А
Лищинский.
URL:
https://fileskachat.com/view/38198_993408d1d649e70bce2b93caa164067b.html
(дата обращения 24.04.2021)

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список основных понятий и терминов
Анималистический
жанр
(анималистка)
вид
изобразительного искусства, основным мотивом которого является
изображение животных.
Акварель - живопись водяными красками.
Блик – элемент светотени - световое пятно на ярко освещённой
выпуклой или плоской глянцевой поверхности; яркий свет, наносимый на те
точки картины, которые так освещены, что блестят;
Гуашь- клеевая краска на водной основе, более плотная и матовая,
чем акварель.
Графический рисунок-то один из видов искусства, в котором большое
значение имеют штрихи и линии. Эти линии наносятся на листе бумаги в
различных направлениях, чаще всего художник использует карандаш. Так
как графические рисунки выполняются одним цветом, большое значение
имеет тень и свет.
Драпировка – ткань, лежащая на постановке.
Жанровые рисунки – рисунок по жанрам натюрморт, пейзаж,
анималистический жанр, исторический жанр, портрет.
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого
создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую
поверхность
Композиция – это общий художественный замысел, структура
произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею
Масляная живопись - одна из живописных техник, использующая
краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.
Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла
Мастихин –это специальный инструмент (лопатка из тонкой
стали), использующийся в масляной живописи для смешивания красок,
очистки палитры или нанесения густой краски на холст
Набросок - обобщенное изображение, которое выполняется за короткий
промежуток времени и с минимальным количеством графических средств
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, в котором
изображаются неодушевлённые предметы
Падающая тень-это тень, которую отбрасывает предмет на
поверхность, на которой находится.
Пастель – рисованье или живопись сухими красками, цветными
карандашами
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным
предметом изображения является природа
Пленер – живописная техника изображения объектов при
естественном свете и в естественных условиях (на природе)
Полутень - слабо освещенное пространство между
областями
полной тени и полного света, слабая прозрачная тень.
20

Портрет–это
вид
изобразительного
искусства,
посвященный
изображению определенного человека или группы людей; различают портрет
в полный рост, портрет группы людей, поясной портрет и пр.
Рисунок - это любое изображение, которое выполнено от руки с
помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна.
Сепия (от греч. sepia - каракатица) 1) светло-коричневая краска
из чернильного мешка морского моллюска (сепии).

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструктаж по технике безопасности в мастерской
«Изобразительное искусство»
Требования безопасности перед началом уроков
1. Подготовить необходимые материалы и инструменты.
2. Спокойно, неторопясь.
3. При слабом зрении одеть очки.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений во время занятий.
3. Соблюдать порядок на рабочем месте.
4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми материалами.
5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом
учителю.
2. При получении травмы немедленно сообщить учителю.
Требования безопасности по окончанию занятий
1. После окончания работы произведите уборку своего места.
2. Вымойтелицо и руки.
3. Обо всех недостатках сообщите учителю.
Правила работы с красками
1.
Не допускай высыхание красок – всегда закрывай банки с
крышками;
2.
При работе с красками необходимо мыть кисточку перед
использованием краски нового цвета и в конце занятия.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Кладите ножницы слева с сомкнутыми лезвиями, направленными на
работающего.
2. Храните ножницы в определенном месте (коробке).
3. Передавайте ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Запрещается пользоваться сломанными ножницами и не по
назначению.
Правила техники безопасности при работе с клеем
1. При работе с клеем пользуйтесь кисточкой.
2. Не допускайте попадания клея в глаза, на кожу, мебель, одежду.
3. Клей токсичен, при попадании его в глаза, промойте их водой

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ведомость контроля успеваемости и аттестации обучающихся
Вид контроля / аттестации (входной контроль, промежуточная, итоговая аттестация)
Название программы:

Вокруг красок

Учебный период:
№
п/п

Дата:

Фамилия, имя
обучающегося

ФИО педагога:
Опыт
освоения
теоретическ
ой
информации
(объём,
прочность,
глубина)

Оценка уровня освоения программы обучающимися (1-5 баллов)
Опыт
Опыт
Опыт
Опыт
Осознание
практической эмоционально творчества общения
ребенком
деятельности - ценностных
актуальных
(степень
отношений
достижений.
освоения
(вклад в
Фиксированный
способов
формирование
успех и вера
деятельности:
личностных
ребёнка в свои
умения и
качеств
силы
навыки)
учащегося)
(позитивная
«Я-концепция»)

Подпись:

Мотивация и
осознание
перспективы

Итого
вый
балл

Уровень
освоения
программы
(низкий,
средний,
высокий)

ФИО педагога:
23

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Протокол результатов индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Название программы:
Учебный период:
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

ФИО педагога:

Входной контроль
Балл

Оценка уровня освоения программы обучающимися
Промежуточная аттестация

Уровень

Балл

Уровень

Итоговая аттестация
Балл

Уровень

1
2
3
4
5
6
7
8

Дата:

Подпись:

ФИО педагога:
24

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Опыт
освоения
теоретическ
ой
информаци
и (объём,
прочность,
глубина)

В

П

И

Опыт
практической
деятельности
(степень
освоения
способов
деятельности
: умения и
навыки)
В

П

И

Опыт
эмоционально
- ценностных
отношений
(вклад в
формирование
личностных
качеств
учащегося)
В

П

И

Опыт
творчества

Опыт
общения

В

В

П

И

П

И

Осознание
ребенком
актуальных
достижений.
Фиксированн
ый успех и
вера ребёнка
в свои силы
(позитивная
«Яконцепция»)
В
П
И

Мотивация и
осознание
перспективы

В

П

И

Критерии оценки уровня освоения программы:
1- Низкий уровень (7-20 баллов)
2- Средний уровень (21-27 баллов)
3- Высокий уровень (28-35 баллов)
В – входной контроль, Т- текущий контроль, И – итоговая аттестация
Обучающийся считается полностью выполнившим программу, если на конец года он имеет от 2 и выше средний балл.
25

% роста

обучающегося

Параметры оценки уровня освоения программы

Общий бал на конец учебного года

Ф.И.

Общий бал на середину учебного года

№

Общий балл на начало учебного года

Диагностическая карта итогов освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
и развития качеств личности обучающегося

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Карта аттестации обучающегося по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
№
п/п

1

2

3

4

Параметры оценки
уровня освоения
программы
Опыт освоения
теоретической
информации (объём,
прочность, глубина)
Опыт практической
деятельности (степень
освоения способов
деятельности: умения и
навыки)
Опыт эмоциональноценностных отношений
(вклад в формирование
личностных качеств
учащегося)

Опыт творчества

Характеристика
низкого уровня
освоения программы
Информация не
освоена

Оценка уровня освоения программы
(в баллах)
Слабо
Удов-но Хорошо Очень
Очень
слабо
хорошо
1
2
3
4
5

Характеристика высокого
уровня освоения
программы
Информация освоена
полностью в соответствии с
задачами программы

Способы деятельности
не освоены

1

2

3

4

5

Способы деятельности
освоены полностью в
соответствии с задачами
программы

Отсутствует
позитивный опыт
эмоциональноценностных отношений
(проявление элементов
агрессии, защитных
реакций, негативное,
неадекватное
поведение)
Освоены элементы
репродуктивной,
имитационной
деятельности

1

2

3

4

5

Приобретён полноценный,
разнообразный, адекватный
содержанию программы
опыт эмоциональноценностных отношений,
способствующий развитию
личностных качеств
учащегося

1

2

3

4

5

Приобретён опыт
самостоятельной
творческой деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
26

5

Опыт общения

Общение отсутствовало 1
(ребёнок закрыт для
общения)

2

3

4

5

6

Осознание ребенком
актуальных достижений.
Фиксированный успех и
вера ребёнка в свои силы
(позитивная «Яконцепция»)
Мотивация и осознание
перспективы

Рефлексия отсутствует

1

2

3

4

5

Мотивация и осознание
перспективы
отсутствуют

1

2

3

4

5

7

качественная
завершенность результата)
Приобретён опыт
взаимодействия и
сотрудничества в системах
«педагог-учащийся» и
«учащийся-учащийся».
Доминируют субъектсубъектные отношения
Актуальные достижения
ребёнком осознаны и
сформулированы

Стремление ребёнка к
дальнейшему
совершенствованию в
данной области (у ребёнка
активизированы
познавательные интересы и
потребности)

Итоговый балл:

Общая оценка уровня освоения программы:
 7-20 баллов – программа освоена на низком уровне;
 21-27 баллов – программа освоена на среднем уровне;
 28-35 баллов – программа освоена на высоком уровне.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».