ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА» Возраст обучающихся: 5- 6 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Головкова Ю.В., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 1.Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая математика» (далее – программа) естественнонаучной направленности является модифицированной. Программа разработана в соответствии с: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разной подготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Предшкольное образование, как образование вообще, это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи: 1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательное, речевое развитие и пр.); 2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.). Уровень освоения содержания программы. Программа является стартовой (ознакомительной). Основная задача курса «Весёлая математика» - помочь в развитии у детей 5-6летнего возраста умений и способностей, связанных с формированием у них количественных, временных, пространственных представлений. Программа предполагает расширение представлений детей о свойствах объектов. Обучение начинается со сравнения единичных предметов по различным основаниям: форме, цвету, размеру, пространственному расположению. Это поможет в развитии сенсорных эталонов, являющихся основой для обучения математике в 1 классе. При работе с группами предметов педагог учит выделять группы предметов по определенному свойству, находить общие и отличительные признаки групп предметов. Первые шаги в этой деятельности опираются на практические действия без использования счета и постепенно приводят детей к способу пересчитывания. Программа поможет сделать первые шаги в познании мира чисел. Через число ребенок войдет в мир геометрических фигур, мир пространственных и временных представлений, мир количественных соотношений. Направленность образовательной программы: естественнонаучная. Актуальность программы состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Новизна образовательной программы предшкольной подготовки детей заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Педагогическая целесообразность программы Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества обучающихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. 1.2 Цель и задачи. Цель: создание условий для усвоения программных знаний, формирование начал элементарных математических представлений. Задачи: Обучающие: формировать мотивацию детей к обучению, положительное отношение к занятиям; учить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, учить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства; учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке; создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка. Развивающие: развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников; развивать произвольное внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторные координации; развивать навыки общения и взаимодействия; укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться. Воспитательные: воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству; воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям; Отличительной особенностью программы является решение проблемы воспитания "домашних детей", т.е. детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также в помощи родителям в интеллектуальном воспитании дошкольников и подготовке их к школе. Возраст обучающихся: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего: 35 часов. Форма и режим занятий Формы организации занятий: фронтальная; групповая; индивидуальная. Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников, основным способом познания ими окружающего мира и освоения новых социальных ролей. Игровое взаимодействие дошкольников способствует нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей. Программа рассчитана на 35 занятий, 1 раз в неделю. 1.3 Планируемые результаты: Критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы. По окончанию курса обучающиеся будут: знать: - знать прямой и обратный счет в переделах 10; - знать порядковый счет в пределах 10; - знать цифры от 1 до 10; - знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, четырехугольник; - знать дни недели. уметь: - считать в пределах 10; - понимать значение вопросов: сколько? который? - вести счет и пересчет предметов в пределах 10; - сравнивать числа в пределах 10; - сравнивать предметы по величине: длина, ширина, высота; - сравнивать до 5 предметов разных величин; - определять местонахождения предмета по отношению к себе Способы определения результативности: - педагогическое наблюдение; - диагностика развития познавательных процессов, речевой готовности, сформированности элементарных математических представлений; - итоговое открытое занятие. Мониторинг Программа предполагает использование диагностической карты развития ребенка для получения наиболее полной информации о процессе становления и развития ребенка; его индивидуальности. В карте содержатся материалы педагогической диагностики на начало года и конец, в которой отслеживаются речь, речевые навыки и математические знания. Виды контроля: - начальный (индивидуальное собеседование с каждым ребёнком с целью выявления знаний, умений и навыков); - текущий (с целью определения степени усвоения учащимися учебного материала); -итоговый (открытое итоговое занятие). Форма подведения итогов: открытое итоговое занятие. 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Учебный план № Наименование тем Количество часов Форма п/п Теория Практика Всего организации занятия Форма контроля (аттестации) 1 Количество и счет. 0,5 0,5 1 Занятие - игра Занимательные задания 2 Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же». 0,5 0,5 1 Лекция Занимательные задания 3 Пространственные представления. Сравнения групп предметов. Взаимное расположение предметов в пространстве. 0,5 0,5 1 Занятие игра – Занимательные задания 4 Пространственные и временные представления. 0,5 0,5 1 Тренинг Занимательные задания 5 На сколько 0,5 0,5 1 Беседа Занимательные больше? задания 6 На сколько меньше? 0,5 0,5 1 Беседа Занимательные задания 7 Понятия «много», «один». Число 1. 0,5 0,5 1 Занятие игра 8 Письмо цифры 1. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 9 Число 2. 0,5 0,5 1 Занятие игра 10 Письмо цифры 2. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 11 Число 3. 0,5 0,5 1 Занятие игра 12 Письмо цифры 3. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 13 Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «-», «=» с записью и чтением примеров. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 14 Число 4. 0,5 0,5 1 Игра - занятие Занимательные задания 15 Письмо цифры 4. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 16 Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». 0,5 0,5 1 Лекция 17 Число 5. 0,5 0,5 1 Игра - занятие Занимательные задания 18 Письмо цифры 5. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 19 Числа 1-5. Состав числа 5 из двух слагаемых 0,5 0,5 1 Тренинг Практическое задание 20 Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок 0,5 0,5 1 Лекция Занимательные задания 21 Ломаная линия. 0,5 0,5 1 Лекция Занимательные – Занимательные задания – Занимательные задания – Занимательные задания Занимательные задания Звено ломаной. Вершины. задания 22 Знаки: «>” (больше), «<” (меньше), «=» (равно). 0,5 0,5 1 Практическая Занимательные работа задания 23 Равенство. Неравенство 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 24 Многоугольники 0,5 0,5 1 Лекция 25 Число 6. 0,5 0,5 1 Занятие - игра Занимательные задания 26 Письмо цифры 6. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 27 Число 7. 0,5 0.5 1 Занятие - игра Занимательные задания 28 Письмо цифры 7. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 29 Число 8. 0,5 0,5 1 Занятие - игра Занимательные задания 30 Письмо цифры 8. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 31 Число 9. 0,5 0.5 1 Занятие - игра Занимательные задания 32 Письмо цифры 9. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 33 Число 10. 0,5 0,5 1 Занятие - игра Занимательные задания 34 Письмо цифры 10. 0,5 0,5 1 Практическая Практическое работа задание 35 Число 0. Запись числа 0. 0,5 0,5 1 Практическая Занимательные работа задания 17,5 17,5 35 Всего: 2.2 Содержание программы Раздел 1. Количество и счет (1 час). Теория: Счет в пределах десятка в прямом и обратном порядке. Занимательные задания Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», «Больше? Меньше? Столько же?», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Раздел 2. Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же» (1 час). Теория: Знакомство с понятиями «больше», «меньше», «столько же». Практика: Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче). Сравнение нескольких предметов (до 10), различных по величине (длине, ширине, высоте). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.), размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), Раздел 3. Пространственные представления. Сравнения групп предметов. Взаимное расположение предметов в пространстве (1 час). Теория: Знакомство с пространственными и временными отношениями. Практика: Сравнение предметов по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.), цвету, материалу, из которого изготовлены предметы, назначению и др. Раздел 4. Пространственные и временные представления (1 час). Теория: Понятия «выше», «ниже», «слева», «справа». Дни недели, времена года. Практика: Установление местоположения в пространстве с помощью отношений: выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, сверху-снизу, спереди-сзади, перед, после, между и их комбинаций. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта. Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов. Определение времени суток и их следование друг за другом. Дни недели и их следование друг за другом. Сезоны (времена) года и их следование друг за другом. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. Осознание идеи цикличности при смене частей суток, дней недели, времен года, месяцев года. Умение правильно применять термины: вчера, сегодня, завтра. Раздел 5. На сколько больше? (1 час). Теория: Понятие «больше». Практика: Сравнение количества предметов (больше – меньше) Сравнение количества нескольких групп предметов (до 10). Раздел 6. На сколько меньше? (1 час). Теория: Понятие «меньше». Практика: Сравнение количества предметов (больше – меньше) Сравнение количества нескольких групп предметов (до 10). Раздел 7. Понятия «много», «один». Число 1 (1 час) . Теория: Понятия «много», «один». Знакомство с числом 1. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», «Больше? Меньше? Столько же?»; с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Раздел 8. Письмо цифры 1 (1 час) . Теория: Понятие «цифра». Знакомство с цифрой один. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 1 (работа в тетрадях). Раздел 9. Число 2. Теория: Знакомство с число 2. Состав числа 2 (1 час). Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», «Больше? Меньше? Столько же?»; с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Выполнение графического диктанта. Раздел 10. Письмо цифры 2 (1 час). Теория: Знакомство с цифрой 2. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 2 (работа в тетрадях). Раздел 11. Число 3 (1 час). Теория: Знакомство с число 3. Состав числа 3. Практика: Тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», «Больше? Меньше? Столько же?»; с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Выполнение графического диктанта. Раздел 12. Письмо цифры 3 (1 час) . Теория: Знакомство с цифрой 3. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 3 (работа в тетрадях). бусы». Раздел 13. Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «-», «=» с записью и чтением примеров (1 час) . Теория: Числа 1, 2, 3. Соседи чисел. Практика :Решение примеров с использованием знаков «+», «-«, »=» с их записью в тетрадь и чтением. Раздел 14. Число 4 (1 час) . Теория: Знакомство с числом 4. Состав числа. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. Раздел 15. Письмо цифры 4 (1 час) . Теория: Знакомство с цифрой 4. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 4 (работа в тетрадях). Раздел 16. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» (1 час). Теория: Знакомства с понятиями «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» Практика: Упражнения на отношения, связанные с величиной «длина» (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, дальше – ближе). Различные способы сравнения предметов по длине («на глаз», «наложением», «приложением»). Раздел 17. Число 5 (1 час). Теория: Знакомство с числом 5. Состав числа. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. Раздел 18. Письмо цифры 5 (1 час) . Теория: Знакомство с цифрой 5. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 5 (работа в тетрадях). Раздел 19. Числа 1-5. Состав числа 5 из двух слагаемых (1 час) . Теория: Числа 1-5. Состав числа 5. Знакомство с понятием «слагаемое». Практика: Решение элементарных примеров в пределах 5. Раздел 20. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок (1 час). Теория: Знакомство с понятиями «Точка», «Кривая линия», «Прямая линия», «Отрезок». Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Образование пар по форме». Работа в тетрадях. Раздел 21. Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины (1 час) . Теория: Знакомство с понятиями «Ломаная линия», «Звено ломаной», «Вершины». Практика: Тематические игровые упражнения: «Найди вершину ломаной», «Образование пар по форме». Работа в тетрадях. Раздел 22. Знаки: «>” (больше), «<” (меньше), «=» (равно) (1 час) . Теория: Знакомство с математическими знаками. Практика: Упражнения на сравнение количества предметов (больше, меньше, равно. Работа в тетради. Раздел 23. Равенство. Неравенство (1 час) . Теория: Знакомство с понятиями «Равенство», «Неравенство». Практика: Сравнение предметов по количеству (больше – меньше). Упражнения «Чего больше», «Каких предметов меньше». Раздел 24. Многоугольники (1 час) . Теория: Знакомство с понятием «Многоугольники». Практика: Сравнение окружающих предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме (шар и куб). Плоские фигуры. Круг, треугольник, прямоугольник, овал. Раздел 25. Число 6 (1 час) . Теория: Знакомство с числом 6 . Состав числа. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. Раздел 26. Письмо цифры 6 (1 час) . Теория: Знакомство с цифрой 6. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 6 (работа в тетрадях). Раздел 27. Число 7 (1 час). Теория: Знакомство с числом 7 . Состав числа. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. Раздел 28. Письмо цифры 7 (1 час). Теория: Знакомство с цифрой 7. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 7 (работа в тетрадях). Раздел 29. Число 8 (1 час) . Теория: Знакомство с числом 8 . Состав числа. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. Раздел 30. Письмо цифры 8 (1 час). Теория: Знакомство с цифрой 8. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 8 (работа в тетрадях). Раздел 31. Число 9 (1 час). Теория: Знакомство с числом 9 . Состав числа. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. Раздел 32. Письмо цифры 9 (1 час). Теория: Знакомство с цифрой 9. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 9 (работа в тетрадях). Раздел 33. Число 10 (1 час) . Теория: Знакомство с числом 10 . Состав числа. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. Раздел 34. Письмо цифры 10 (1 час) . Теория: Знакомство с цифрой 10. Практика: Дидактические игры, тематические игровые упражнения: «Найди пару», «Хватит ли?», «Образование пар по цвету, размеру, форме и др.», с использованием разнообразного счетного материала. «Нанизывай бусы». Рисование фигур разного цвета. Письмо цифры 10 (работа в тетрадях). Раздел 35. Цифра 0 (1 час). Теория: Знакомство с числом 0. Практика: Графический диктант. Выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков и других геометрических фигур. Игра «Точечки». Игра «Веселый счет». Счет цепочкой. Называние чисел по порядку в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа. 2.2.Календарный учебный график Образовательная деятельность Срок реализации Направленность дополнительной программы Форма освоения Количество групп обучения Комплектование группы (чел.) Возраст обучающихся Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Количество часов в год Начало и окончание занятий Год обучения 1 год Естественнонаучная Очная 3 8-10 человек 5 - 6 лет 01.09.2022 31.05.2023 35 недель 35 часов В соответствии с расписанием на текущий учебный год 30 минут 1 раз Продолжительность одного занятия Количество занятий в неделю Учебная недельная нагрузка на 1 час одного обучающегося 2.3 Условия реализации программы Методическое обеспечение Для реализации данной образовательной программы необходимо выполнение следующих условий: - методических; - дидактических; - материальных. 1. Методические условия. Для реализации образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приёмы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы её компоненты были связаны. Методы обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми готовой информации; 2. Репродуктивный – воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности; 3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске; 4. Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность учащихся. Данные методы конкретизируются по трём группам: Словесные – рассказ, объяснение, беседа; Наглядные – показ образцов, изделий, иллюстраций; Практические – упражнения по выполнению приёмов работы, самостоятельная работа. Формы организации занятий: 1. Индивидуальная. 2. Групповая. 3. Фронтальная. 2.Информационное и дидактическое обеспечение программы: 1. Разработки для проведения занятий, наглядные пособия. 2.Информационные средства: методическая литература. 3.Материально – техническое обеспечение: Для реализации Программы необходим отдельный учебный кабинет, который должен быть оснащен мебелью и специальным оборудованием (см.таблицу). 4. № п/п 1. Наименование Стол учительский столы ученические стулья ученические книжные шкафы учебная доска Количество 1 5 10 1 1 2. Ноутбук 1 3. Канцелярские наборы 10 комплектов 4. Кассы счета 10 Кадровое обеспечение: Требование к образованию педагога дополнительного образования: Среднее профессиональное образование; Высшее образование, профиль должен соответствовать направленности ДОП; Дополнительное образование – профессиональная переподготовка. 2.4. Форма аттестации Используются основные виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой обучающихся; - промежуточный контроль проводится в конце пройденной темы; - итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы. Основные формы контроля: практическая работа; практическое занятие; игра; викторины; конкурс; тестирование наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ. 2.5 Формы учебных занятий. 1.Занятия – игры. 2.Практические занятия. 3.Занятие – путешествие. Критерии оценивания результативности освоения содержания образовательной программы (см. приложение) Критерии оценки уровня теоретической подготовки: - высокий уровень – учащийся освоил практически весь объѐм знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; средний уровень – у учащегося объѐм усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой; - ниже среднего уровень – учащийся овладел менее чем 50% объѐма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки: - высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; - средний уровень – у учащегося объѐм усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; - ниже среднего уровень - учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьѐзные затруднения при работе с оборудованием; учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога 3.Список литературы: Литература для педагога: Афонькина Ю. А., Белотелова Т. Э., Борисова О. Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. Волгоград, 2012. Данилова Е. Энциклопедия развивающих игр. М., 2012. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. Методическое пособие. М., 2012. Калик С. А. Дошколенок. Программа и тематическое планирование занятий для групп предшкольной подготовки. М.: Школьная Пресса, 2010. Калинина Т. В. АБВГДейка. Комплексная программа подготовки детей к школе. Волгоград: Учитель, 2011. Крупенчук О. И. Буквы и цифры. Графические диктанты. СПб., 2011. Кыласова Л. Е. Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы. Волгоград: Учитель, 2011. Лободина Н. В. Комплексные занятия. Подготовительная группа. Волгоград.: Учитель, 2012. Михайлова З. А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников. СПб., 1998. Носова В. А. Логика и математика для дошкольников М., 1999. Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие. Авторский коллектив, научная редакция А. А. Майер, СПб., 2009. Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий. Методическая работа в ДОУ. Волгоград.: Учитель, 2013. Литература для обучающихся: Петерсон А. Г. Раз - ступенька, два - ступенька. М., 2011 Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс подготовки к школе. Для тех ,кто идет в 1 – й класс. М.: АСТ Чеплакина И. Н. Математика - это интересно. М., 2012. Шевелев К. В. Готовимся к школе. Часть 2. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2016. Приложение 1 Тест на счет до 10 Продолжи числовой ряд. 5, ___, ___, ___, ___. Дополни числовой ряд. ___, ___, ___, ___, 7. Напиши число, которое произносится: Четыре ______ Пять______ Один______ Восемь______ Какое число пропущено в числовом ряду? 1, 2, ___, 4, 5, 6, 7. 9, 8, 7, 6, ___, 4, 3, 2, 1 Сколько кружочков на рисунке? Сколько квадратиков на рисунке? Тест на вычитание Реши примеры. Тест на сравнение Что легче: плюшевый медвежонок или живая собака? Что тяжелее: кирпич или живая корова? Какая лейка больше, правая или левая? Какая башня ниже, правая или левая? Приложение 2 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества» Утверждено на заседании методического совета Протокол № От « » 2022 г Утверждаю: директор МБУ ДО «Дом творчества» И.Я Дорофеева «___» _________2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок «Весёлая математика» Уровень стартовый (ознакомительный) Составитель: Головкова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования с. Боград 2022 г. Пояснительная записка Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая математика» (далее – Программа) имеет естественнонаучную направленность. Уровень освоения содержания программы. Программа является стартовой (ознакомительной). Отличительная особенность программы - это решение проблемы воспитания "домашних детей", т.е. детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также помощь родителям в интеллектуальном воспитании дошкольников и подготовке их к школе. Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Наполняемость в группе составляет: 10 человек. Цель: создание условий для усвоения программных знаний, формирование начал элементарных математических представлений. Задачи: Обучающие: формировать мотивацию детей к обучению, положительное отношение к занятиям; учить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, учить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства; учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке; создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка. Развивающие: развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников; развивать произвольное внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторные координации; развивать навыки общения и взаимодействия; укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться. Воспитательные: воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству; воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям. Возраст обучающихся, которым адресована программа (возрастные особенности): 5 - 6 лет. В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм, как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенкадошкольника. К этому периоду жизни накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, старший дошкольник может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. умение последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки). В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство; любознательность; чувство юмора; удивление. К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство героического. К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы. Формы занятий: Аудиторные, групповые. Объем программы: Объем и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая математика» предусматривает обучение в течение года, общее количество часов на весь период обучения – 35 ч. Форма обучения – очная. Режим занятий. 1 раза в неделю по 1 занятию по 30 минут. Планируемые результаты Критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы. По окончанию курса обучающиеся будут: знать: - знать прямой и обратный счет в переделах 10; - знать порядковый счет в пределах 10; - знать цифры от 1 до 10; - знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, четырехугольник; - знать дни недели. уметь: - считать в пределах 10; - понимать значение вопросов: сколько? который? - вести счет и пересчет предметов в пределах 10; - сравнивать числа в пределах 10; - сравнивать предметы по величине: длина, ширина, высота; - сравнивать до 5 предметов разных величин; - определять местонахождения предмета по отношению к себе. Способы и формы проверки результатов Используются основные виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой обучающихся; - промежуточный контроль проводится в конце пройденной темы; - итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы. Основные формы контроля: практическая работа; практическое занятие; игра; викторины; конкурс; тестирование наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ. - Календарный учебный график № п/п Тема занятия Цель Дата проведения Кол-во часов Формы и методы работы Оборудование, материалы 1 Количество и счет. Формирование умения практически выполнять счет предметов, используя количественные и порядковые числительные. 19.09.2022 1 Словесные, Раздаточный и наглядные, счетный матепрактические риал 2 Сравнение групп предметов. Формирование умения Отношения «больше», выяснять, в какой из «меньше», «столько же». двух групп предметов больше (меньше) или столько же. 26.09.2022 1 Словесные, Счетный материал. наглядные, практические 3 Пространственные представления. Сравнение групп предметов. Взаимное расположение предметов в пространстве. 03.10.2022 1 Словесные, Раздаточный материал наглядные, практические 10.10.2022 1 Практические, Раздаточный материал наглядные, 4 Простейшие пространственные и Формирование пространственных представлений, взаимного расположения предметов пространстве. Уточнение и формирование представлений в временные представления. «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между» словесные 5 На сколько больше? Формирование у детей умения выяснять, на сколько в одной из сравнительных групп предметов больше, чем в другой. 17.10.2022 1 Словесные, Раздаточный и наглядные, наглядный материал практические 6 На сколько меньше? Формирование у детей умения выяснять, на сколько в одной из сравнительных групп предметов меньше, чем в другой. 24.10.2022 1 Наглядные, Наглядный и практические, раздаточный материал словесные 7 Понятия «много», «один». Число 1. Знакомство с понятиями «много», «один» и числом 1. 31.10.2022 1 Наглядные, Наглядный и практические, раздаточный материал словесные 8 Письмо цифры 1. Знакомство с цифрой 1. 07.11.2022 1 Наглядные, Наглядный и практические, раздаточный материал словесные Знакомство с образованием числа 2. 14.11.2022 1 Наглядные, Наглядный и практические, раздаточный материал словесные 10 Письмо цифры 2. Знакомство с цифрой 2 21.11.2022 1 Наглядные, Наглядный и практические, раздаточный материал словесные 11 Число 3. Знакомство с образованием числа 3. 28.11.2022 1 Наглядные, Счетный и словесные, раздаточный материал практические 12 Письмо цифры 3. Знакомство с цифрой 3. 05.12.2022 1 Наглядные, Счетный и словесные, раздаточный материал практические 13 Числа 1, 2, 3.Знаки «+», «-«, «=» с записью и чтением примеров. Закрепление нумерации чисел 1, 2, 3. Знакомство со знаками «+», «-», «=», с записью и чтением примеров. 12.12.2022 1 Практические, Счетный и наглядные, раздаточный материал словесные 14 Число 4. Знакомство с образованием числа 4. 19.12.2022 1 Наглядные, Счетный и словесные, раздаточный материал практические 15 Письмо цифры 4 Знакомство с цифрой 4. 26.12.2022 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 16 Понятия «длиннее», Уточнение и форми- 09.01.2023 1 Наглядные, 9 Число 2. Счетный и «короче», «одинаковые по длине». рование отношений «длиннее», «короче». словесные, раздаточный материал практические 17 Число 5. Знакомство с образованием числа 5. 16.01.2023 1 Словесные, Счетный и практические, раздаточный материал наглядные 18 Письмо цифры 5. Знакомство с цифрой 5. 23.01.2023 1 Словесные, Счетный и практические, раздаточный материал наглядные 19 Числа 1-5. Состав числа 5 из Знакомство с составом двух слагаемых. числа 5 из двух слагаемых. 30.01.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 20 Точка. Кривая линия. Прямая Формирование предсталиния. Отрезок. влений о понятиях «точка», «кривая линия», «прямая», «отрезок». 06.02.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 21 Ломаная линия. Звено ломаной . Вершины. Знакомство с ломаной линией. 13.02.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 22 Знаки: «>” (больше), «<” (меньше), «=» (равно). Знакомство со знаками «>”, “<”, “=» и записями вида 2<3, 3=3, 4>2. 20.02.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 23 Равенство. Неравенство. Знакомство с терминами «равенство», «неравенство». 27.02.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 24 Многоугольники. Знакомство с многоугольниками. 06.03.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические Знакомство с образованием числа 6. 13.03.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 26 Письмо цифры 6. Знакомство с цифрой 6. 20.03.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 27 Число 7. Знакомство с числом 7. 27.03.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 28 Письмо цифры 7. Знакомство с цифрой 7. 03.04.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 29 Число 8. Знакомство с образованием числа 8. 10.04.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 30 Письмо цифры 8. Знакомство с цифрой 8. 17.04.2023 1 Наглядные, словесные, 25 Число 6. Раздаточный и наглядный материал практические 31 Число 9. Знакомство с образованием числа 9. 24.04.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 32 Письмо цифры 9. Знакомство с цифрой 9. 08.05.2023 1 Наглядные, Раздаточный и словесные, наглядный материал практические 33 Число 10. Знакомство с образованием числа 10. 15.05.2023 1 Наглядные, Счетный и практические, раздаточный материал словесные 34 Письмо цифры 10. Знакомство с цифрой 10. 22.05.2023 1 Наглядные, Счетный и практические, раздаточный материал словесные 35 Число 0. Запись числа 0. Знакомство с числом 0. 29.05.2023 1 Наглядные, Счетный и практические, раздаточный материал словесные