ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БЕЛАЯ ЛАДЬЯ» Возраст обучающихся: 11-17 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Тевс С.В. педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» разработана на основе следующих нормативно правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Программа шахматного кружка для обучающихся 5–11 классов (11-17 лет) рассчитана на 6 часов в неделю. Направленность программы: физкультурноспортивная. актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, обучающиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в школьном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений шахматной направленности. Новизна образовательной программы заключается в изучении личности каждого обучающегося и подборе методов, форм, приемов обучения направленных на развитие творческих способностей обучающихся. Цель программы – формирование у обучающихся целостного представления о шахматах и шахматной игре и создание условий для развития интеллектуально творческой, одаренной личности посредством занятий шахматами. Достигаются указанные цели через решение следующих задач: познакомить с историей шахмат, дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения. привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно, научить уважать соперника, развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности, ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 216 часов по 6 часов в неделю. В объединении занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой обучающиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются обучающиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего. Планируемые результаты освоения учащимися программы К концу обучения обучающиеся будут знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры. шахматные правила FIDE; обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур. принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.). правила игры в миттельшпиле; основные элементы позиции. правильно разыгрывать дебют; грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие; проводить элементарно анализ позиции; составлять простейший план игры; находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания; пользоваться шахматными часами. уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; различать горизонталь, вертикаль и диагональ; рокировать; объявлять шах, мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. правильно вести себя за доской; записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические приемы; точно разыгрывать простейшие окончания. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия: личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы по обще интеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Формы аттестации Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с локальным актом положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Аттестация проводится с целью установления: - соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения; - соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, выполнения творческих заданий, групповых игр. При этом проводятся: - входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей); - текущая диагностика, проводимая в ходе учебного года (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала); - итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития обучающихся. В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Формы подведения итогов реализации программы: тестирование. Оценочные материалы По мере освоения программы периодически проводится контроль и диагностика полученных знаний и навыков обучающихся. Перечень диагностических методик: - мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностические карты); - мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (диагностическая карта). В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний обучающимися посредством следующих методов проверки: 1.Шахматные турниры. 2.Сеансы одновременной игры. 3.Конкурсы по решению шахматных задач. № Какие знания, умения, навыки контролируются Форма проведения Срок и 1. Способность решать одно, двух, трех и т.д. ходовых Работа по карточкам Дека задач, разыгрывания открытых, полуоткрытых и брь закрытых дебютов (5-7 ходов) апре 2. Способность вести записи партий, играть с применением часов, самостоятельно проводить разбор партий 3. Способность проводить анализ сыгранных партий Личные соревнования по шахматам по круговой системе Соревнования ль Нояб рьдека брь, Апре льмай. Апре ль Методические материалы На первых занятиях обучающиеся узнают о происхождении шахмат, знакомясь с их историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие. К практической части относятся тематические матчи, консультационные партии, соревнования. На занятиях анализируются сыгранные партии, находятся, объясняются, и искоренять допущенные ошибки. Дети участвуют в шахматных турнирах. В течение освоения программы используются следующие методы обучения: Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске. Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности обучающегося. Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Педагог помогает обучающимся, корректирует его действия, но не вмешивается в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста. Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Обучающимся предлагается исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления. Шахматы, дарят детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин. На занятиях используются следующие технологии: Игровые технологии. Основная задача игровых технологий – дать ребенку раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Игровые технологии являются средством, активизирующим деятельность обучающихся, в их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение учебного материала в соответствии с поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Необходимо отметить, что игровые технологии предоставляют бескрайние возможности для их использования на занятиях. Игра является неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка. Скучные упражнения после игры, приобретают совсем другой, более богатый смысл. Здоровьесберегающие технологии. Применение данной технологии на занятии способствует: - воспитанию у обучающихся культуры здоровья как физического, так и психоэмоционального; - формированию личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья; - представлению о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни; - сохранению физического и психического здоровья обучающихся и их социальной адаптации; Технологии обучения в сотрудничестве и развивающего обучения. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командноигровую работу. Основные принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания. Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. Принципы проблемного обучения: самостоятельность обучающихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач. Технология индивидуализации обучения – модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным обучающимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного обучающегося. Технология группового обучения предполагает деление обучающихся на несколько групп, где дети получают специальные упражнения для решения учебных задач. Технология дифференцированного обучения – это технология обучения обучающихся одной группы, детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося как индивидуальности. Формы организации учебного занятия: игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися с педагогом, с компьютером); решения комбинаций, задач и этюдов; участие в личных и командных соревнованиях различного уровня; сеансы одновременной игры; совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров; работа с шахматной литературой; на компьютере. Тематика и формы методических материалов: пособия, оборудование, рабочие тетради Дидактические материалы: бланки анкет, ПК, презентация, карточки с заданием, раздаточные материалы, инструкции, технологические карты, задания, упражнения, шахматные задачи Алгоритм проведения учебного занятия. На занятиях используются: краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах, занимательные вопросы из жизни шахмат, шахматные партии, беседы, работа со словарем шахмат, дискуссии, учебные игры, конкурсы, соревнования, самостоятельная работа, практические занятия, презентации. Методы отслеживания результативности: Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в виде карт оценки результатов освоения программы, портфолио обучающихся. Контроль уровня обучения по каждой теме программы и в конце года происходит в форме участия в матчах и соревнованиях и знания теоретического материала. Условиями успешности обучения в рамках программы объединения являются: - активность обучающегося; - повышенная мотивация; - связь обучения с жизнью объединения; - самостоятельность мышления. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе педагога. Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней. Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах: доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному); наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы; индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов; коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы; сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе; связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач); сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью Основные формы работы: Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах Занимательные вопросы из жизни шахмат Шахматные партии Работа со словарем шахмат Турниры Презентации Методы обучения: объяснительно –иллюстративный; проблемный; поисковый; эвристический. Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков: 1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность. 2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы. 3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение. 4. У ребенка формируется внутренний план действий (способности действовать в уме). 5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Учебно-тематический план № Темы и виды деятельности 1. Организационное занятие. 3. 4. 5. 6. 7. Шахматы – спорт, наука, искусство. Правила игры. Первоначальные понятия. Тактика игры. Стратегия игры. Эндшпиль. 8. Дебют. 2. 9. 10. 11. 12. Конкурсы решения задач, этюдов. Сеансы одновременной игры. Соревнования. Итоговое занятие. Всего: Количество часов на на на теоретическ практическ индиви ие занятия ие занятия дуальн ые занятия 2 Итог о 2 5 10 10 25 5 5 5 5 5 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 25 25 25 25 25 5 10 5 5 5 5 15 5 5 6 16 76 12 1 216 12 1 48 92 Содержание программы кружка «Шахматы» 1, 2 Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 3, 4 Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись 20 шахматной партии. Запись начального положения. 5 Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации “Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат. 6 «Способности» фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. 7 Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами. 8 Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра “Первый шах”. Что такое пат? Дидактическое задание “Мат или пат”. 9 Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее?”. 10 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. 11 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика. 12 Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки. 13 Ладья против слона. “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения. 14 Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения. 15 Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения. 16, 17 Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание “Мат или не мат” 18 Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход”. 19 Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). 20 Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай мат в один ход” 21 Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание “Рокировка”. 22 Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “Два хода”, 23 Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. 24 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Ладья и король против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. 25 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Игровая практика. 26 Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика. 27 Шахматный дебют. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”. 28 Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила) 29 Основы Миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар 30 Основы Миттельшпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. 31 Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). 32 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика. 33–35. Шахматный турнир. Игра со всеми фигурами. Начальное положение. 36.Заключительное занятие. Шахматный вечер “Что? Где? Когда?” Перечень учебно-методических средств. Методическое обеспечение Демонстрационная доска (магнитная) с шахматными фигурами –1 1. Шахматы –3 2. Шахматные часы –3 3. Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности. Литература. 1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС,1972. 2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980,1982 3. Костьева. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС,1980. 4. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС,1955. 5. Шахматы детям. – СПб.: Респекс,1994. 6. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М.,1997 7. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М.,1981 8. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.: Воениздат,1992 9. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997 10. Гродзенский С. Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука,1983 11. Линдер И.М., Шахматы на Руси. –М.: Наука,1975 Приложение 1 Дидактические игры и игровые задания. “Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками). “Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. “Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски. “Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана. “Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. “Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”. “Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана. “Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма). “Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту. “Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”. “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. “Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. “Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать. “Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. “Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). “Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их. “Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. “Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур. “Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. “Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника. “Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. “Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. “Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем. “Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. “Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т. п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. “Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд. Приложение 2. Дидактические задания. “Мат в один ход". "Поставь мат в один ход не рокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. “Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько). “Выведи фигуру". Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить. “Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы. “Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра. “Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. “Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. “Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки. “Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом. “Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. “Мат в два хода". Белые начинают и дают мат в два хода. “Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру. “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей. “Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт. “Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых. “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса Календарно-тематическое планирование № Дата 1 Сентябрь Тема занятия Организац ионное занятие. Содержание Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котятахвастунишки». Кол-во Формирование час УУД 2 Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны е: потребность слушать учителя и вступать в диалог. 2 Из истории шахмат. Положение доски между 1 партнёрами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. 3 Шахматы – это спорт. Диагональ. Отличие диагонали от 2 горизонтали и вертикали. Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативны е: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности . Коммуникативны е: ответы на вопросы учителя, одноклассников. Шахматы – наука, искусство Правила игры. Цель игры. Количество полей в диагонали. 1 Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали. Количество полей в диагонали. 1 Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали. 6 Понятие о плане в игре. Центр. Форма центра. Количество 1 полей в центре. Дидактические задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ» и др. 7 Сравнитель Центр. Форма центра. Количество 1 ная сила полей в центре. Дидактические фигур. задания и игры «Поиграем – 4 5 октябрь Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. 6Познавательные: развитие внимания, наблюдательности . Коммуникативны е: ответы на вопросы учителя, одноклассников. Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности . Коммуникативны е: ответы на вопросы учителя, одноклассников. Личностные: формирование интереса к угадаем», «Диагональ» и др. 8 9 10 ноябрь Влияние позиции на состояние сил Дидактические задания «Атака 2 неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Ходы фигур и их особенност и. Место короля в начальном 2 положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля». Организац ия подвижнос Дидактические задания «Атака 5 неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», учению. Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативны е: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны е: потребность слушать учителя и вступать в диалог. Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные: установление причинноследственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны е: потребность в общении с учителем и партнером по игре. Личностные: развитие навыков сотрудничества со ти. Заграждени е, отрезание полей. Защищающ Понятие «шах». Способы защиты 5 ая фигура. от шаха. Открытый и двойной Связка. шах. Понятие «мат». Отсутствие времени. 11 12 13 «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». декабрь Форсирую щие ходы. Шах. Двойной удар. Понятие «шах». Способы защиты 5 от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Взятие. Превращен ие пешек. Угроза. Понятие «шах». Способы защиты 5 от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение работать в паре. Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативны е: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. Личностные: целостное восприятие происходящего. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативны е: умение 14 Взаимодей ствие фигур. Обучение алгоритму матования в 5 один ход. Понятие «пат». 15 Нападение на незащищен ного короля. Обучение алгоритму матования в 5 один ход. Понятие «пат». 16 Централиза Обучение алгоритму матования в 5 ция. один ход. Понятие «пат». Концентра ция сил против важного пункта. 17 январь Прорыв пешечной позиции. Выигрыш темпа и цугцванг. Сходства и различия понятии 5 «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение выполнять различные роли в шахматной игре. Личностные: освоение смысла учения. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности . Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение работать в паре. 18 Противоде Сходства и различия понятии 5 йствие «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, планам виды ничьей. противника . 19 Техника расчета. Ценность фигур. Единица 5 измерения ценности. Виды ценности. Правило квадрата. Изменение ценности в 5 зависимости от ситуации на доске. Защита. Подсчет ходов. Ценность фигур. Единица 5 измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. 20 21 февраль Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные: наблюдение, сравнение. Коммуникативны е: умение работать в паре. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном 22 Подсчет количества ударов. 23 «Блуждаю щий квадрат» 24 Критическ ие поля проходной пешки. Размен. Виды размена. 5 Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Решение арифметических задач 5 (типа «У кого больше?») Решение арифметических задач 5 (типа «Укого больше?») решении проблемы. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение работать в паре. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение, развитие внимания. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. 25 Критическ Решение логических задач («типа 3 ие поля «Какая фигура ценнее?») блокирован ной пешки. 26 Поля соответств ия. Решение логических задач («типа 3 «Какая фигура ценнее?») 27 Мотивы и идея комбинаци и. Понятие о дебюте. 3 Классификация дебютов. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение внимание Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером совместном решении проблемы. 28 Виды комбинаци й и их особенност и. Мобилизация фигур, 5 безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. 29 Техника комбинаци й. Роль и оптимизация работы 5 фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. 30 Позиция. Слабые пункты. 31 Слабости временные и постоянны е. в Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. Понятие о шахматном турнире. 3 Правила поведения при игре в 3 шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности . Коммуникативны е: ответы на вопросы учителя, одноклассников. 32 Центр (пешечный и фигурный). Игровая практика; анализ учебных партий 3 33 Позиция и Игровая практика; сила фигур. анализ учебных партий Два слона. 3 34 Оценка позиции. Игровая практика; анализ учебных партий 3 35 Дебют и его задачи. Игровая практика; анализ учебных партий 3 36 Владение центром. Лучшее развитие. Анализ дебютной части партии. 3 37 Примеры разыгрыва ния дебютов. Матование двумя ладьями, 3 королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативны е: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны е: потребность слушать учителя и вступать в диалог. Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные: установление 38 Основные идеи эндшпиля. 39 Реализация преимущес тва. Стратегия и тактика 3 оттеснения одинокого короля на край доски. 40 Теоретичес кие окончания. Планирование, анализ и 3 контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. Матовые и патовые позиции. 2 причинноследственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны е: потребность в общении с учителем и партнером по игре. Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные: наблюдение, сравнение. Коммуникативны е: умение работать в паре. Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативны е: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. 41 Эндшпиль в практическ ой партии. Планирование, анализ и 3 контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. 42 Стратегиче Решение задач с нахождением 3 ские задачи одинокого короля в разных зонах; миттельшп участие в турнирах. иля. 43 Атака и Решение задач с нахождением 3 способы ее одинокого короля в разных зонах; проведения участие в турнирах. . 44 Защита и Слабость крайней горизонтали, 3 контратака. двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение и разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Личностные: целостное восприятие происходящего. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативны е: умение отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение выполнять различные роли в шахматной игре. Личностные: освоение смысла учения. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности 45 Равные позиции. Сквозное (рентген). действие фигур 3 Завлечение, отвлечение и разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. 46 Переход в эндшпиль. Перегрузка. Комбинаторика в 3 шахматах. 47 Современн ый дебют и практика его разыгрыва ния. Понятие о комбинации. 3 Комбинации на мат и достижение материального перевеса. 48 Открытые дебюты. Мельница как алгоритм с 3 циклами. Эстетика шахматных комбинаций. 49 Полуоткры тые дебюты. Решение тестовых позиций, 3 содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы; участие в турнирах. . Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение работать в паре. Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные: наблюдение, сравнение. Коммуникативны е: умение работать в паре. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. 50 Закрытые дебюты. Решение тестовых позиций, 3 содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы; участие в турнирах. 51 Развитие шахматног о стиля. Пешечный эндшпиль. Король и 3 пешка против короля. 52 Пешечная защита Филидора. Ключевые поля. квадрата. Этюд Рети. Правило 3 Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение, развитие внимания. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. 53 Стратегиче ские принципы Морфи. Роль аппозиции. Отталкивание 3 плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. 54 Первые шаги русской школы. А.Петров. Ладейный эндшпиль. Ладья и 3 пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. 55 Позиционн ые методы игры Стейница. Ладейный эндшпиль. Ладья и 3 пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение внимание Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с 56 Основопол ожник русской школы – Михаил Чигорин. Отработка на шахматной доске 2 пешечного и ладейного эндшпиля. 57 Эммануил Ласкер – мыслитель и борец. Отработка на шахматной доске 2 пешечного и ладейного эндшпиля. 58 Хосе Рауль Отработка на шахматной доске 2 Капабланка пешечного и ладейного эндшпиля. – шахматный виртуоз 59 В поисках совершенн ого стиля . Понятие о варианте. 2 Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная партнером в совместном решении проблемы. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение внимание Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности . Коммуникативны е: ответы на вопросы учителя, одноклассников. Личностные: освоение смысла учения. Александр Алехин. пешка. Пешечные слабости. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности . 60 Решение задач и этюдов. Понятие о варианте. 3 Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение работать в паре. 61 Решение задач и этюдов. Форпост. Позиция короля. Атака 3 на короля. 62 Решение задач и этюдов. Централизация. Овладение 3 тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативны е: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог 63 Решение задач и этюдов. Вскрытие Блокада. и запирание линии. 3 64 Решение задач и этюдов. Овладение тяжелыми фигурами 3 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. 65 Шахматны й турнир. Отработка на миттельшпиля. практике 2 Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны е: потребность слушать учителя и вступать в диалог. Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные: установление причинноследственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативны е: потребность в общении с учителем и партнером по игре. Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативны е: умение сотрудничать с партнером в 66 Шахматны й турнир. Отработка на миттельшпиля. практике 2 67 Шахматны й турнир. Отработка на практике умений 2 играть 68 Шахматны й турнир. Отработка на практике умений 2 играть 69 Шахматны й турнир. Отработка на практике умений 2 играть совместном решении проблемы. Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативны е: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. Личностные: целостное восприятие происходящего. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативны е: умение отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативны е: умение выполнять различные роли в шахматной игре. 70 Итоговое занятие. 1 216