АБВГДейка(эксп.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АБВГДейка»

Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель – Головкова Ю.В.,
педагог дополнительного образования

с. Боград, 2024

1.

Комплекс основных характеристик
программы
1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка»
(далее – программа) естественнонаучной направленности является модифицированной.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года, N 273-ФЗ;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
Уровень освоения содержания программы. Программа является стартовой
(ознакомительной).
Актуальность программы «АБВГДейка» заключается в том, что развитие речи ребенка
– эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного
возраста. Дополнительная образовательная программа призвана оказать помощь педагогу
в организации занятий в дошкольном объединении учреждения дополнительного
образования детей.
Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция
к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное
основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа
начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального
развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно
обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного
образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и
самоценности каждого ребенка.
Отличительные особенности программы - это наличие наглядно-методического
сопровождения, представленного конспектами учебно-игровых занятий для педагога, в
которых предлагается программа на учебный год, четкое планирование каждого занятия с
описанием цели и хода его проведения, и рабочих тетрадей для ребенка на каждом этапе
обучения, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению
программного материала.
Адресат программы – обучающиеся 5-6 лет.
Объём и срок освоение программы – обучение рассчитано на 1 год - 35 часов.

Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности.
Освоение материала идёт последовательно, но каждая ступень обучения предполагает
повторение и закрепление пройденного материала, что развивает и умения, и навыки,
закрепляет их на более высоком уровне. Режим занятий
Наполняемость группы: 10 человек.
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 1 занятию,
(3 группы).
Продолжительность занятия 30 минут.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, так как игра является
ведущей деятельностью дошкольников, основным способом познания ими окружающего
мира и освоения новых социальных ролей. Игровое взаимодействие дошкольников
способствует нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания,
памяти, воображения, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: обеспечение качественной подготовки дошкольника к обучению в школе
посредством развивающих игр.
Задачи:
Обучающие:
- формировать мотивацию детей к обучению, положительное отношение к занятиям;
- познакомить с миром звуков и букв русского языка;
- учить дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и
мягкие, звонкие и глухие);
- познакомить детей с такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук»,
«буква», «ударение»;
Развивающие:
-развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
- развивать произвольное внимание, восприятие, воображение, память, мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторные координации;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез;
- развивать навыки общения и взаимодействия;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе,
желание учиться.
Воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка любовь к родному языку;
-воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к
людям.
1.3 Планируемые результаты
Критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы.
По окончанию курса обучающиеся будут:
знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- гигиенические правила письма;
- правильное положение тетради при письме;

уметь:
- ориентироваться на листе бумаги;
- правильно держать ручку;
- владеть навыками фонематического анализа и синтеза;
- писать печатные буквы русского алфавита;
- составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
- использовать в речи обобщающие слова;
- закрашивать нарисованные предметы, не выступая за контур;
- штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями
-уметь дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и
мягкие, звонкие и глухие).
Новизна образовательной программы предшкольной подготовки детей заключается
в том, что на занятиях используются мнемотаблицы при знакомстве с буквой, так как
мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью
контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Содержание образовательной деятельности дополнено развивающими играми и
упражнениями, побуждающими играми и упражнениями детей к инициативе, творчеству,
активной речемыслительной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она способствует
формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса,
усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из
способов получения информации и возможности использовать её.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Учебный план
Форма
Форма
№ Наименование тем
Количество часов
п/п
Теория Практика Всего организации контроля
занятий
(аттестации
)
1 Вводное занятие.
Учимся правильно
держать карандаш,
посадка при
письме.

0,5

0,5

1

Беседа,
игра.

Опрос

2

Буква А.
Печатание букв: А,
а.

0,5

0,5

1

Беседа, игра Заниматель
ные
задания

3

Буква У.
Печатание букв: У,
у.

0,5

0,5

1

Беседа, игра Заниматель
ные
задания

0,5

0,5

1

Беседа, игра Заниматель
ные
задания

5 Буква М.
Печатание букв:
М, м.

0,5

0,5

1

Беседа, игра Заниматель
ные
задания

6 Буква С.
Печатание букв: С,
с.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

7 Буква Х.
Печатание букв: Х,
х.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

8 Буква Р. Печатание
букв: Р, р.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

9 Буква Ш.
Печатание букв:
Ш, ш.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

10 Буква Ы.
Печатание буквы:
Ы.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

11 Буква Л.
Печатание букв: Л,
л.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

12 Буква Н.
Печатание букв: Н,
н.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

13 Буква К.
Печатание букв: К,
к.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

14 Буква Т. Печатание
букв: Т, т.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

4

Буква
Печатание
О,о.

О.
букв:

15 Буква И.
Печатание букв: И,
и.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

16 Буква П.
Печатание букв: П,
п.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

17 Буква З. Печатание
букв: З, з.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

18 Буква Й.
Печатание букв: Й,
й.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

19 Буква Г. Печатание
букв: Г, г.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

20 Буква В.
Печатание букв: В,
в.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

21 Буква Д.
Печатание букв: Д,
д.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

22 Буква Б.
Печатание букв: Б,
б

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

23 Буква Ж.
Печатание букв:
Ж, ж.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

24 Буква Е.
Печатание букв: Е,
е.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

25 Буква Ь.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные

задания
26 Буква Я.
Печатание букв: Я,
я.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

27 Буква Ю.
Печатание букв:
Ю, ю.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

28 Буква Е.
Печатание букв: Е,
е.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

29 Буква Ч.
Печатание букв: Ч,
ч.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

30 Буква Э.
Печатание букв: Э,
э.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

31 Буква Ц.
Печатание букв: Ц,
ц.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

32 Буква Ф.
Печатание букв:
Ф, ф.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

33 Буква Щ.
Печатание букв:
Щ, щ.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

34 Буква Ъ.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Заниматель
ные
задания

-

1

1

Открытое
занятие

17

18

35

35 Итоговое занятие.

Всего:

Заниматель
ные
задания

Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу (1 час).
Теория: Введение в образовательную программу.
Практика: Учимся держать правильно карандаш, посадка при письме.
Раздел 2. Буква А. Печатание букв: А, а (1 час).
Теория: Знакомство с буквой А.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: А, а.
Раздел 3. Буква У. Печатание букв: У, у (1 час).
Теория: Знакомство с буквой У.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: У, у.
Раздел 4. Буква О, о. Печатание букв: О, о (1 час).
Теория: Знакомство с буквой О.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: О, о.
Раздел 5. Буква М. Печатание букв: М, м (1 час).
Теория: Знакомство с буквой М.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: М, м.
Раздел 6. Буква С. Печатание букв: С, с (1 час).
Теория: Знакомство с буквой С.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: С, с.
Раздел 7. Буква Х. Печатание букв: Х, х (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Х.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Х, х.
Раздел 8. Буква Р. Печатание букв: Р, р (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Р.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Р, р.
Раздел 9. Буква Ш. Печатание букв: Ш, ш (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ш.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Ш, ш.

Раздел 10. Буква Ы. Печатание буквы Ы (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ы.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание буквы: Ы.
Раздел 11. Буква Л, л. Печатание буквы: Л, л (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Л.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Л, л.
Раздел 12. Буква Н. Печатание букв: Н, н (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Н.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Н, н.
Раздел 13. Буква К. Печатание букв: К, к (1 час).
Теория: Знакомство с буквой К.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: К, к.
Раздел 14. Буква Т. Печатание букв: Т, т (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Т.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Т, т.
Раздел 15. Буква И. Печатание букв: И, и (1 час).
Теория: Знакомство с буквой И.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: И, и.
Раздел 16. Буква П. Печатание букв: П, п (1 час).
Теория: Знакомство с буквой П.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: П, п.
Раздел 17. Буква З. Печатание букв: З, з (1 час).
Теория: Знакомство с буквой З.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: З, з.
Раздел 18. Буква Й. Печатание буквы Й (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Й.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание буквы Й.

Раздел 19. Буква Г. Печатание букв: Г, г (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Г.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Г, г.
Раздел 20. Буква В. Печатание букв: В, в (1 час).
Теория: Знакомство с буквой В.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: В, в.
Раздел 21. Буква Д. Печатание букв: Д, д (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Д.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Д, д.
Раздел 22. Буква Б. Печатание букв: Б, б (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Б.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Б, б.
Раздел 23. Буква Ж. Печатание букв: Ж, ж (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ж.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Ж, ж.
Раздел 24. Буква Е. Печатание букв: Е, е (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Е.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Е, е.
Раздел 25. Буква Ь. Печатание буквы Ь (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ь.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание буквы Ь.
Раздел 26. Буква Я. Печатание букв: Я, я (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Я.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Я, я.
Раздел 27. Буква Ю. Печатание букв: Ю, ю (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ю.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Ю, ю.

Раздел 28. Буква Е. Печатание букв: Е, е (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Е.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Е, е.
Раздел 29. Буква Ч. Печатание букв: Ч, ч (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ч.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Ч, ч.
Раздел 30 . Буква Э. Печатание букв: Э, э (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Э.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Э, э.
Раздел 31. Буква Ц. Печатание букв: Ц, ц (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ц.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Ц, ц.
Раздел 32. Буква Ф. Печатание букв: Ф, ф (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ф.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Ф, ф.
Раздел 33. Буква Щ. Печатание букв: Щ, щ (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Щ.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание букв: Щ, щ.
Раздел 34. Буква Ъ. Печатание буквы Ъ (1 час).
Теория: Знакомство с буквой Ъ.
Практика: Игры, загадки, практическая работа в тетрадях, графический диктант.
Упражнение «Назови первый звук каждого слова, что получилось?», «Составь слово»,
«Закончи слово» «Отгадай»; «Обведи и раскрась». Печатание буквы Ъ.
Раздел 35. Итоговое занятие (1 час).
Практика: Повторение изученного материала. Работа по карточкам. Тестовые задания.
Отгадывание ребусов.
2.2.Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Год обучения
Срок реализации
1 год
Направленность
дополнительной
Естественнонаучная
программы

Форма освоения
Количество групп обучения
Комплектование группы (чел.)
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Количество часов в год
Начало и окончание занятий

Очная
3
8-10 человек
5 - 6 лет
01.09.2022
31.05.2023
35 недель
35 часов
В соответствии с расписанием на
текущий учебный год
30 минут
1 раз

Продолжительность одного занятия
Количество занятий в неделю
Учебная недельная нагрузка на
1 час
одного обучающегося

2.3 Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Для реализации данной образовательной программы необходимо выполнение
следующих условий:
- методических;
- дидактических;
- материальных.
Методические условия. Для реализации образовательных задач программы
необходим комплекс, включающий методы, приёмы, содержание,
организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы её
компоненты были связаны.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми готовой
информации;
2. Репродуктивный – воспроизведение учащимися полученных знаний и
освоенных способов деятельности;
3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске;
4. Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность учащихся.
Данные методы конкретизируются по трём группам:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные – показ образцов, изделий, иллюстраций;
Практические – упражнения по выполнению приёмов работы,
самостоятельная работа.
Формы организации занятий:
1.
Индивидуальная.
2.
Групповая.
3.
Фронтальная.
Информационное и дидактическое обеспечение программы:
1. Разработки для проведения занятий, наглядные пособия.
2.Информационные средства: методическая литература.
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации Программы необходим отдельный учебный кабинет, который
должен быть оснащен мебелью и специальным оборудованием (см.таблицу).
№
п/п
1.

Наименование

Количество

2.

Стол учительский
столы ученические
стулья ученические
книжные шкафы
учебная доска
Ноутбук

1
5
10
1
1
1

3.

Канцелярские наборы

10 комплектов

4.

Кассы букв, слогов и счета

10

Кадровое обеспечение:
Требование к образованию педагога дополнительного образования:
Среднее профессиональное образование;
Высшее
образование,
профиль
должен
соответствовать
направленности ДОП;
Дополнительное образование – профессиональная переподготовка.
2.4. Форма аттестации
Диагностическое обследование по оценке эффективности работы,
направленной на овладение обучающимися грамотой проводится 2 раза в год
с небольшим изменением диагностического материала для отслеживания
динамики развития детей. Методика оценки развития обучающихся по
обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных
О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой (см. приложение 1).
Используются основные виды контроля:
текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий
методом педагогического наблюдения за работой обучающихся;
- промежуточный контроль проводится в конце пройденной темы;
- итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы.
Основные формы контроля:
практическая работа;
практическое занятие;
игра;
викторины;
конкурс;
тестирование
наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за
проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими
практических работ.

2.5.
1.Занятия – игры.
2.Практические занятия.
3.Занятие – путешествие.

Формы учебных занятий.

3.Список литературы
Литература для педагога:
1. Акименко В. М. Обучение детей грамоте в классах предшкольной
подготовки. Ростов н/ Д., 2013.
2. Афонькина Ю. А., Белотелова Т. Э., Борисова О. Е. Психологическая
диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. Волгоград, 2012.
3.
Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ.
Методическое пособие. М., 2012.
4.
Калик С. А. Дошколенок. Программа и тематическое планирование
занятий для групп предшкольной подготовки. М.: Школьная Пресса, 2010.
5.
Калинина Т. В. АБВГДейка. Комплексная программа подготовки детей
к школе. Волгоград: Учитель, 2011.
6.
Кыласова Л. Е. Развитие речи. Конспекты занятий для
подготовительной группы. Волгоград: Учитель, 2011.
7.
Лободина Н. В. Комплексные занятия. Подготовительная группа.
Волгоград.: Учитель, 2012.
8.
Петерсон А. Г. Раз - ступенька, два - ступенька. М., 2011.
9.
Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании.
Учебно-методическое пособие. Авторский коллектив, научная редакция А. А.
Майер, СПб., 2009.
10. Рыбникова О. М. Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты
занятий. Волгоград: Учитель, 2016.
11. Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий. Методическая
работа в ДОУ. Волгоград.: Учитель, 2013.
Литература для обучающихся:
1. Данилова Е. Энциклопедия развивающих игр. М., 2012.
2. Крупенчук О. И. Буквы и цифры. Графические диктанты. СПб., 2011.
3.
Шевелев К. В. Готовимся к школе. Часть 1. Рабочая тетрадь для детей
5-6 лет. М.: Ювента, 2016.
4.
Шевелев К. В. Готовимся к школе. Часть 2. Рабочая тетрадь для детей
5-6 лет. М.: Ювента, 2016.

Приложение 1
Критерии оценки
Обучающиеся:
- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
- могут разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности;
- делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
- составляют слова из слогов;
- производят звуковой анализ слов;
- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие,
глухие);
- находят в предложении слова с заданным звуком;
- владеют чтением.
Диагностические задания (вариант):
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы
самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1.Что я сейчас сказала?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и
предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,
второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.

Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить
ошибку.
4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные
слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет
составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в
игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с
тобой соберём их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов
вообще.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока,
картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком
поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова.
(При первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в
слове на слух)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования:
Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук
( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.

7. Находит в предложении слова с заданным звуком.
(При первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы
произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для
примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем
ребёнку предлагают поиграть в « прятки» со звуками. Условия игры
следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего
экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен
сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: о, а, ш, с.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные
звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под
ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за
экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько
раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с
заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
8. Владеет чтением.
(с учетом возрастных особенностей)
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать
предложение из 3 – 4 слов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.
Диагностическое обследование обучающихся

№

Ф. И.
Обуч.

1

Первичное
обследование
2 3 4 5 6 7

8

Общ.
уровен
ь

1

Заключительное
обследование
2 3 4 5 6 7

8

Общ.
уровень

Приложение 2

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Дом творчества»

Утверждено на
заседании
методического совета
Протокол №
От « »
2022 г

Утверждаю: директор МБУ ДО
«Дом творчества»
И.Я Дорофеева
«___» _________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «АБВГДейка»
Уровень стартовый (ознакомительный)

Составитель: Головкова Юлия Владимировна,
педагог дополнительного образования

с. Боград 2022 г.

Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «АБВГДейка» (далее – Программа) имеет
естественнонаучную направленность.
Уровень освоения содержания программы. Программа является
стартовой (ознакомительной).
Отличительные особенности программы - это наличие нагляднометодического сопровождения, представленного конспектами учебноигровых занятий для педагога, в которых предлагается программа на
учебный год, четкое планирование каждого занятия с описанием цели и хода
его проведения, и рабочих тетрадей для ребенка на каждом этапе обучения,
которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по
усвоению программного материала.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся старшего
дошкольного возраста (5 – 6 лет). Наполняемость в группе составляет: 10
человек.
Цель стартового уровня освоения содержания программы: обеспечение
качественной подготовки дошкольника к обучению в школе посредством
развивающих игр.
Задачи:
Обучающие:
- формировать мотивацию детей к обучению, положительное отношение к
занятиям;
- познакомить с миром звуков и букв русского языка;
- учить дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные,
твердые и мягкие, звонкие и глухие);
- познакомить детей с такими понятиями, как «предложение», «слово»,
«слог», «звук», «буква», «ударение»;
Развивающие:
-развивать
любознательность,
активность,
инициативность,
самостоятельность дошкольников;
- развивать произвольное внимание, восприятие, воображение, память,
мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторные
координации;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез;
- развивать навыки общения и взаимодействия;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка
к школе, желание учиться.
Воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка любовь к родному языку;
-воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость
доброжелательность к людям.

и

Возраст обучающихся, которым адресована программа (возрастные
особенности): 5 - 6 лет.
В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения –
формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять
к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так
они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу. Это становится возможным благодаря
осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и
обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм, как правило, в
этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее
симпатичен, с друзьями. Развивается соподчинение мотивов (например,
ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенкадошкольника. К этому периоду жизни накапливается достаточно большой
багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок
стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С
другой стороны, широкий кругозор может являться фактором, позитивно
влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять что-либо, старший дошкольник может решать простые
геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно. Кроме коммуникативной развивается планирующая
функция речи, т. е. умение последовательно и логически выстраивать свои
действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование,
которое помогает заранее организовать свое внимание на предстоящей
деятельности.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25
мин вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не существенно.
Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут
выступать карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием
обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых
представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций,
у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются
«высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К
интеллектуальным
чувствам
можно
отнести:
любопытство;
любознательность; чувство юмора; удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство
героического.
К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда;
чувство дружбы.
Формы занятий: Аудиторные, групповые.
1. Объем программы:
Объем
и
срок
освоения
программы.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка»
предусматривает обучение в течение года, общее количество часов на весь
период обучения – 35 ч.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. 1 раза в неделю по 1 занятию по 30 минут.
2. Планируемые результаты

Критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение
программы.
По окончанию курса обучающиеся будут:
знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- гигиенические правила письма;
- правильное положение тетради при письме;
уметь:
- ориентироваться на листе бумаги;
- правильно держать ручку;
- владеть навыками фонематического анализа и синтеза;
- писать печатные буквы русского алфавита;
- составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его
вопросы;
- использовать в речи обобщающие слова;
- закрашивать нарисованные предметы, не выступая за контур;
- штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями
-уметь дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные,
твердые и мягкие, звонкие и глухие).
Способы и формы проверки результатов
Используются основные виды контроля:
текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий
методом педагогического наблюдения за работой обучающихся;
- промежуточный контроль проводится в конце пройденной темы;
- итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы.

Основные формы контроля:
практическая работа;
практическое занятие;
игра;
викторины;
конкурс;
тестирование
наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за
проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими
практических работ.

Календарный учебный график
№
п/п

Тема занятия

Цель

Дата
проведения

Кол-во
часов

Формы и
методы
работы

Оборудование,
материалы

1

Вводное занятие. Учимся
правильно держать
карандаш, посадка при
письме.

Знакомство с
правилами правильной
посадки при письме

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

2

Буква А. Печатание букв: А,
а.

Знакомство с буквой А.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

3

Буква У. Печатание букв: У, у. Знакомство с буквой У.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

4

Буква О. Печатание букв: О, Знакомство с буквой О.
о.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

5

Буква М. Печатание букв: М, Знакомство с буквой
м.
М.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

6

Буква С. Печатание букв: С,
с.

Знакомство с буквой С.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

7

Буква Х. Печатание букв: Х,

Знакомство с буквой Х.

1

Словесные,

Наглядный и

х.

наглядные,
раздаточный
практические материал.

8

Буква Р. Печатание букв: Р, р. Знакомство с буквой Р.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

9

Буква Ш. Печатание букв: Ш, Знакомство с буквой
ш.
Ш.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

10 Буква Ы. Печатание буквы
Ы.

Знакомство с буквой ы.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

11 Буква Л. Печатание букв: Л,
л.

Знакомство с буквой Л.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

12 Буква Н. Печатание букв: Н,
н.

Знакомство с буквой Н.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

13 Буква К. Печатание букв: К,
к.

Знакомство с буквой К.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

14 Буква Т. Печатание букв: Т, т. Знакомство с буквой Т.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

15 Буква И. Печатание букв: И,
и.

1

Словесные,
наглядные,

Знакомство с буквой И.

Наглядный и
раздаточный

практические материал.
16 Буква П. Печатание букв: П,
п.

Знакомство с буквой П.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

17 Буква З. Печатание букв: З,з. Знакомство с буквой З.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

18 Буква Й. Печатание букв: Й,
й.

Знакомство с буквой Й.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

19 Буква Г. Печатание букв: Г, г. Знакомство с буквой Г.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

20 Буква В. Печатание букв: В,
в.

Знакомство с буквой В.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

21 Буква Д. Печатание букв: Д,
д.

Знакомство с буквой Д.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

22 Буква Б. Печатание букв: Б,
б.

Знакомство с буквой Б.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

23 Буква Ж. Печатание букв: Ж, Знакомство с буквой
ж.
Ж.

24 Буква Е. Печатание букв: Е,
е.

Знакомство с буквой Е.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

25 Буква Ь.

Знакомство с буквой Ь.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

26 Печатание букв: Я, я.

Знакомство с буквой Я.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

27 Печатание букв: Ю, ю.

Знакомство с буквой
Ю.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

28 Буква Е. Печатание букв: Е,
е.

Знакомство с буквой Е.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

29 Буква Ч. Печатание букв: Ч,
ч.

Знакомство с буквой Ч.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

30 Буква Э. Печатание букв: Э,
э.

Знакомство с буквой Э.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

31 Буква Ц. Печатание Букв: Ц, Знакомство с буквой Ц.
ц.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

32 Буква Ф. Печатание букв: Ф, Знакомство с буквой

1

Словесные,

Наглядный и

ф.

Ф.

наглядные,
раздаточный
практические материал.

33 Буква Щ. Печатание букв: Щ, Знакомство с буквой
щ.
Щ.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

34 Буква Ъ.

Знакомство с буквой Ъ.

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.

35 Итоговое занятие.

Подведение итогов за
год

1

Словесные,
Наглядный и
наглядные,
раздаточный
практические материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».