1 Для целей реализации настоящего Положения применяются следующие основные понятия: электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базе данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных общеразвивающих программ (далее – образовательные программы) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Внедрение дистанционного режима обучения позволяет Учреждению расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы Учреждения (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей. В периоды особых режимных условий Учреждение обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение. Учреждение доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Видами использования дистанционного режима обучения являются: - реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - реализация образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательных средств обучения. По решению Учреждения реализация образовательных программ может осуществляться путем смешанных форм обучения. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: - местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Учреждения независимо от места нахождения обучающихся; - Учреждение самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; - Учреждение определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 2 - допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы, электронные носители мультимедийных приложений к программам. Формы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, контрольная работа, самостоятельная внеаудиторная работа, научно-исследовательская работа. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: - тестирование on-line; - консультации on-line; - предоставление методических материалов; - сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляются следующие виды учебной деятельности: - самостоятельное изучение учебного материала; - занятия; (лекционные и практические); - консультации; - текущий контроль; - промежуточная аттестация. Организационно-методическое обеспечение дистанционного режима обучения Переход на дистанционный режим обучения, объявляемый для всех обучающихся, устанавливается приказом директора Учреждения. Учреждение, обеспечивая дистанционный режим обучения: - формирует расписание на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой образовательной программе, предусматривая дифференциацию по группам и сокращение времени занятия до 30 минут; - информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционного режима обучения; - организует ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме. Оценка качества реализации программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование и др. Текущий контроль осуществляется в дистанционном режиме и оценивается по итогам выполненной работы. 3 Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного режима обучения по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя) (Приложение 1). При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Учреждение обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения (лекция, онлайн-консультация, онлайн-конференция, вебинар и другие), использования технических средств обучения (Приложение 2). В случае возможности организации дистанционного режима обучения в форме онлайн-конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые) формы проведения занятий по соответствующим образовательным программам. Дистанционный режим обучения обеспечивается разработанным учебным, учебнометодическим материалом, позволяющим осуществить педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с реализуемыми образовательными программами. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного режима обучения При переходе на дистанционный режим обучения педагоги дополнительного образования: - планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного режима обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся ресурсы и задания; - выражают свое отношение к работам обучающихся в виде тестовых или аудио рецензий, устных онлайн-консультаций. К другим способам использования дистанционных образовательных технологий в Учреждении можно отнести следующие: - дистанционную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - дистанционные консультации; - организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный период, период карантина; - организацию реализации отдельных учебных предметов за пределами осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного режима обучения; - организацию занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих учебные занятия детей по причинам болезни; - реализацию индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного режима обучения. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим Положением. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Учреждение ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний 4 документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Функции обучающихся и родителей в период дистанционного режима обучения В период дистанционного режима обучения, обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку домашних заданий. Связь обучающихся с педагогами дополнительного образования осуществляется посредством контактных телефонов, электронной почты. Родители (законные представители) обучающихся осуществляют контроль выполнения детьми заданий и несут ответственность за освоение ребенком образовательной программы. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за жизнь и здоровье детей в период дистанционного режима обучения. 5. Заключительные положения Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового. 5 Приложение 1 Директору МБУ ДО «Дом творчества» _________________________________ (ФИО директора) _________________________________ (ФИО родителя (законного представителя) _________________________________ (контактный телефон) заявление. Прошу Вас временно освободить от учебных занятий в МБУ ДО «Дом творчества» моего ребенка _________________________________________________________ (ФИО обучающегося) обучающегося (обучающуюся) ____ группы по ДПОП (ДООП) _________________ __________________________ и с «___» ______________ 2020 года организовать реализацию образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Ответственность за сохранность жизни и здоровья ребенка в указанный период, а также освоение образовательной программы беру на себя. «____» ______________ 20__г. Подпись __________________ 6 Приложение 2 Методические рекомендации по организационно-педагогическому обеспечению дистанционного режима обучения МБУ ДО «Дом творчества» Основная задача МБУ ДО «Дом творчества» (далее – Учреждение) при введении дистанционного режима обучения – организовать такой учебный процесс, который позволит максимально возможно обеспечить полноту реализации образовательных программ. 1. Примерные формы занятий при организации дистанционного режима обучения Реализация образовательных программ осуществляется во времени, ограниченном и структурированном определенными периодами (учебный год, полугодие). Измеряется учебное время особыми единицами. Основной единицей учебного времени является занятие. Какие виды занятий возможны при организации дистанционного режима обучения? 1. Видеозанятие – занятие в записи. 2. Занятие-конференция – занятие в реальном времени с возможностью видео коммуникаций педагога и группы обучающихся. 3. Занятие-вебинар - занятие в реальном времени для группы обучающихся; ведущим вебинара является педагог дополнительного образования, коммуникации с обучающимися могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до возможностей конференции. 4. Организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между педагогом и обучающимся на основе учебных материалов, направленных педагогом обучающемуся по установленным каналам связи. 5. Индивидуальные занятия – занятие с обучающимися в реальном времени. Индивидуальное занятие в условиях дистанционного режима обучения – это видео общение педагога дополнительного образования и обучающегося. 6. Консультации (собеседования) – проводятся в различных доступных форматах в установленный для обучающихся промежуток времени и по установленному Учреждением расписанию. 7. Контроль и оценка – применяется как форма текущего 9промежуточного) контроля. Виды занятий: организационные условия Вид занятия Видеозанятие Форма подачи учебного Программы материала Видеозанятие, заранее Все программы записанное и дополнительного направленное образования обучающимся как учебный материал для самостоятельных 7 Организация во времени Просмотр видеозанятий осуществляется обучающимися самостоятельно на основании занятий Занятиеконференция Занятие в реальном Все виды групповых времени для группы занятий обучающихся Занятие-вебинар Занятие в реальном Все виды групповых времени для группы занятий (кроме обучающихся занятий по учебным предметам «хор», «оркестр», «ансамбль») Организация и Учебный процесс, Групповые и сопровождение связанный с обменом индивидуальные самостоятельной информации между занятия по всем работы педагогом и программа обучащихся обучающимся на основе учебных материалов, направленных педагогом обучающемуся для самостоятельной работы Индивидуальное Занятие с Проводится по занятие обучающимися в программам реальном времени индивидуальных форм обучения Консультации (собеседования) рекомендаций и комментариев педагога С учетом установленного учебного плана, но не более 30 минут одно занятие С учетом установленного учебного плана, но не более 30 минут одно занятие С учетом утвержденного учебного плана и на основе установленного на период особого режима расписания С учетом установленного учебного плана, но не более 30 минут одно занятие Индивидуальное Могут проводиться в Проводятся по общение педагога и индивидуальной расписанию, обучающегося как форме по всем установленному помощь в организации программам Учреждением занятий и выполнении самостоятельной работы Контроль и Общение педагога и оценка: сдача обучающегося в целях партий, контроля и оценки отдельных уровня подготовки по заданий, программе тестирование, проведение викторин Может проводиться как в индивидуальной так и в групповой форме по всем программам Проводятся расписанию, установленному Учреждением по Видеозанятие – созданная педагогом версия занятия в формате видеозаписи. Видеозанятие включает: введение нового материала, аудио и видео иллюстрации, пояснения и рекомендации по выполнению тех или иных заданий, которые затем направляются обучающимся. 8 Занятие-конференция позволяет наиболее полно воспроизвести аудиторное занятие. Формат конференции предусматривает взаимодействие педагога со всей группо обучающихся в реальном времени. Занятие-вебинар наиболее продуктивно в ситуации введения нового материала. Активность обучающихся при проведении занятия-вебинара может быть ограничена и возможна только через чат-общение. В таком случае для осуществления вебинарного занятия педагогу необходимо подготовить подробную презентацию. При наличии значительных функциональных возможностей «вебинарской комнаты» занятие-вебинар может выполнять задачи занятия конференции. Организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся как отдельная форма организованного взаимодействия – это совместная деятельность педагога и обучающегося, основанная на обмене информации; применяется при наличии минимальных технических возможностей участников образовательных отношений: электронная почта, sms-сообщения. Индивидуальное занятие в режиме дистанционного урока проводится в соответствии с учебным планом. Индивидуальный формат занятия может использоваться и в других случаях, когда для отдельных обучающихся необходимы индивидуальные консультации (собеседования), осуществления контроля и оценки. Контроль и оценка может проводиться в формате отдельного занятия, а может стать частью других видов дистанционных занятий. 2. Организация рабочего времени педагогов дополнительного образования в период организации дистанционного обучения В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время педагога включает: проведение учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени). В период проведения дистанционного режима обучения установленная педагогу учебная нагрузка может распределяться следующим образом: - проводимые индивидуальные занятия, занятия-конференции, занятия-вебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся, консультации (собеседования) с обучающимися, контроль и оценивание. В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного режима обучения включается: - проведение работ по корректировке календарных, календарно-тематических планов по внесению изменений в рабочую программу; - разработка занятий (планирование занятий, создание подробного плана занятий); - разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы обучающихся, в том числе создание видеозанятий, фонограмм, анализ и подбор электронных ресурсов; - оперативное информирование обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся об особенностях организации учебного процесса; - рассылка необходимых учебных материалов; - организация самостоятельной работы обучающихся; - контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся, методическое сопровождение полезного досуга обучающихся. 9 3. Учет часов нагрузки педагогов, учет успеваемости и посещаемости обучающихся Учет часов учебной нагрузки педагогов осуществляется на основании ежедневных отчетов педагогов по установленной Учреждением форме. Расписание занятий в Учреждении устанавливается в соответствии с приказом Минобрнауки России от 11.05.2016г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут и утверждается директором Учреждения. Учет посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляется на основе форм учебной документации, применяемой в Учреждении. При необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к журналу. 4. Подготовка учебных материалов. Особенности учебных материалов, обеспечивающих дистанционный режим обучения При дистанционном режиме обучения эффективность разработанных учебных материалов становится решающим фактором успешности реализации образовательной программы в дистанционном режиме обучения. Под разработкой учебных материалов понимается: использование и корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры. Учебные материалы: - разрабатываются с учетом подачи каждого занятия; - разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий; - обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную деятельность обучающихся; - позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание выполнения заданий; - включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы; - разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов передачи учебного материала от педагога и результатов самостоятельной работы от обучающегося. Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом комплексе является комплекс, созданный педагогом самостоятельно, составленный на основе собственных разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий, мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно заменить учебник. Такая работа позволит осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. А разработанные комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку Учреждения, станут актуальным и полезным материалом для молодых педагогов. 10