ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Щукова Г.С, педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – программа) туристко-краеведческой направленности является модифицированной. Программа разработана в соответствии с: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Уровень освоения содержания программы. Программа является стартовой (ознакомительной). Актуальность программы «Юный краевед» связана с тем, что процессы реформирования в российском обществе изменили приоритеты в сфере образования. От цели «воспитание гармонически развитой личности», современное образование пришло к тому, что личность должна быть компетентной и отвечающей требованиям государства в условиях современного инновационного социально-экономического развития. Краеведение предоставляет возможность глубже узнать и познакомиться с историческим и природным наследием нашей республики Хакасия. Прогулки, поездки, экскурсии – один из путей социализации личности, они могут дать подрастающему поколению возможность для адаптации к современным условиям жизни, повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, коммуникабельности, самодисциплины. Программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед» ориентирована на формирование личности, востребованной в современных социокультурных условиях, обладающей высоким интеллектуальным и физическим потенциалом, готовой к созидательной деятельности и преодолению жизненных трудностей. Отличительные особенности программы заключаются в форме вовлечения учащихся в практическое познавание окружающего мира, в способе постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Невозможно научить человека чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе на начальном, стартовом уровне освоения программы. На стартовом уровне прослеживается связь содержательного компонента образовательной программы «Юный краевед» со школьными предметами: окружающий мир, природоведение, литература Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано во всём» как бы цементирует элементы содержания программы, значительно усиливая её воспитательный и развивающий потенциал. Адресат программы – обучающиеся 10-15 лет. В объединение принимаются дети в соответствии с их способностями и интересами, без медико-психологических ограничений, с учётом возрастных рамок реализации программы. Для зачисления в объединение обучающиеся проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Объём и срок освоение программы – обучение рассчитано на 1 год-72 часа. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательной деятельности. Освоение материала идёт последовательно, но каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление пройденного материала, что развивает и умения, и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. Данная программа способствует расширению и углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии, краеведению и ОБЖ и пропагандирует здоровый образ жизни. Режим занятий Наполняемость группы: 15-20 человек. Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность 2 часа занятий 45 мин., перерыв между занятиями 10 мин. 1.2. Цель и задачи программы. Цель программы: общее развитие и формирование устойчивого интереса учащихся к изучению истории, природы, культурных традиций Республики Хакасия. Задачи Образовательные: - познакомить с основными задачами краеведения и его значением в жизни общества; познакомить с историей семьи; формировать туристические навыки и умения; освоить элементы топографии и туристического ориентирования; - познакомить с природными, историческими особенностями Республики Хакасия. Воспитательные: - развивать ценностное отношение к природе родного края; - дать представление о различных видах туристской деятельности; - формировать положительное отношение к принципам и правилам здорового образа жизни; - учить уважительному отношению к мнению товарищей, педагога, выстраиванию конструктивного диалога. Развивающие: - развитие физических качеств детей: силу, выносливость, ловкость, координацию, гибкость, умение ориентироваться в пространстве и во времени; - совершенствование коммуникативных и творческих способностей, обучающихся; - развитие интереса к самостоятельным действиям и работе в команде. 1.3.Планируемые результаты Критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы. По окончанию курса обучающиеся будут: знать: основы по технике пешеходного туризма, топографии и ориентированию, краеведению, наблюдению за природой; мероприятия по охране природы, памятников истории и культуры; правила поведения и основы безопасности на занятиях и в природной среде; основы гигиены и первой доврачебной помощи; основное туристское снаряжение; условные знаки. уметь: применять на практике знания по разделам учебно-тематического плана; преодолевать естественные препятствия; укладывать рюкзак; оказывать первая доврачебную помощь пострадавшему; вести наблюдения за природой; рассказать о семейных традициях; Личностные результаты: формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; развитие самостоятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности; развитие социальной активности и гражданского самосознания. Метапредметные результаты: формировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей; -овладение различными способами поиска информации в соответствиис поставленными задачами; формирование умения излагать свое мнение. Предметные результаты: формирование умений и навыков осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; формирование навыка использовать топографические и спортивные карты; формирование умения ориентироваться по карте и компасу; освоение туристических навыков; формирование умения создавать завершенные проекты; развитие интереса к обучению; воспитают физические качества туриста. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебный план № п/п I. Наименование разделов Количество часов и тем программы Всего Основы краеведения 4 Форма контроля Теория 2 Практика 2 План мероприятий. Что такое краеведение? Техника безопасности в походе 2 1 1 2 1 1 Я и моя семья. Я. С кем я живу 8 4 4 2 4 2 2. Первое знакомство с историей семьи 2 1 1 3 Мое имя, его значение 2 1 1 III. Мой дом. Моя улица. Мое село В этом доме я живу. 1. Интересные и памятные места моего села Улицы, площади. 2. Республика Хакасия, IV. в которой я живу. Республика Хакасия на карте России Республика Хакасия в древности Государственная символика 8 4 4 4 2 2 Практическая работа 4 8 2 4 2 4 Викторина 4 2 2 4 2 2 Природа родного края 1. Географическое положение Республики Хакасия на карте РФ 2. Основные природные зоны Республики Хакасия, флора и фауна VI. Элементы топографии и ориентирования 1. Азбука топографии 8 4 4 2 4 2 4 2 2 12 8 4 6 4 2 6 4 2 10 6 6 4 4 2 4 2 2 12 8 4 12 8 4 1. 2. II. 1. V. Туристское ориентирование VII. Туристические навыки 1. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 1. Азбука спортивнооздоровительного туризма VII Физическая подготовка I. 1. Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости 2. Практическое занятие, опрос Практическое занятие, опрос Практическое занятие, опрос Выпуск газеты, опрос, викторина, конкурс Практическое занятие, опрос Экскурсия, игра Практическая работа, проект Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическое занятие Туристская прогулка, игра Практическое занятие, кроссворд Практическое занятие, тест IX. Итоговое занятие: викторина «Памятники и герои Боградского района» Итого: 2 - 2 Викторина 72 40 32 Содержание программы I. Основы краеведения 1. План мероприятий. Что такое краеведение. Теория. Введение. Знакомство учащихся друг с другом. Что я знаю о краеведении. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. 2. Техника безопасности в походе. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках. Практическое занятие. Опрос учащихся по теме: «Законы, правила, нормы, и этика туриста краеведа». II. Я и моя семья 1. Я. С кем я живу. Теория. Общее понятие о значении семьи в нашей жизни. Где я родился. Практические занятия. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу». 2. Первое знакомство с историей семьи Теория. Место работы, учебы членов семьи. Моя семья в часы отдыха. Практическое занятие - этому я научился у мамы, бабушке, папы. Практические занятия Выпуск газеты: «История, профессии членов семьи». Рассказ о своих родителях, родственниках Итоговое занятие: Конкурс фотографий. Викторина. 3. Мое имя, его значение. Теория. Я, мое имя, его значение. Русские имена, значение русских имен. Имена, отчества членов семьи, даты рождения. Отчество (величание), фамилия. Основные способы образования фамилий. Практические занятия Праздник именин «Мы за чаем не скучаем». Итоговое занятие. Выявление популярности имен. «День тезок». III. Мой дом. Моя улица. Мое село. 1. В этом доме я живу. Интересные и памятные места моего села. Теория. Можно ли узнать о месте, где родился и как это сделать? Понятие: «Улица, на которой я живу». Домашний адрес. Какие бывают дома. В этом доме я живу. Наши дороги в школу, на работу, в магазин. Игры нашего двора. Практические занятия. Конкурс рисунков. Игры. Экскурсия на одну из улиц. Итоговое занятие. Рисование на тему «Дом, в котором я живу»!. 2. Улицы, площади. Теория. Название села. Знакомство с картой села. Практические занятия. Изображение примерной схемы своей улицы с ее объектами. Обзорная прогулка по селу. Экскурсии на почту, в аптеку, больницу и т.д. Конкурс рисунков. Итоговое занятие Викторина: «Мое село». III. Республика Хакасия, в которой я живу. Республика Хакасия на карте России. 1. Республика Хакасия в древности. Теория. Появление человека в крае. Археологические исследования на территории края. Особенности степной и лесостепной зон. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае. Практические занятия. Экскурсия в музей с. Боград. Итоговое занятие Краеведческая игра «Республика Хакасия в древности». 2. Государственная символика. Теория. Знакомство с наукой геральдикой. Символика цвета и фигур. Что отражает форма герба? Герб как источник знаний по истории. Геральдика Русского государства. Практические занятия. Итоговое занятие. Составление герба своей семьи. IV. Природа родного края. 1. Географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. Теория. Причины, по которым необходимо изучать географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. Самые высокие вершины в Республике Хакасия. Практические занятия. Обозначить на контурной карте самые высокие вершины Республики Хакасии. 2. Основные природные зоны Республики Хакасии, флора и фауна. Определение ярко выраженных зон экосистемы на территории Республики Хакасия. Практические занятия. Определить по картинкам к какой местности относятся растения. V. Элементы топографии и ориентирования. 1. Азбука топографии. Теория. Планировка дома (квартиры), школы и школьного двора; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора. История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Практические занятия. Экскурсия по зданию школы, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок (назначение различных построек и объектов). Рисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора. Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Итоговое занятие. Рисовка условными знаками комнаты. 2. Туристское ориентирование. Теория. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Выявление, и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов. Практические занятия. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам, растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или пришкольного участка. VI. Туристические навыки 1. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста Теория. Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Взаимопомощь в туристской группе. Привалыпромежуточный, обеденный. Практические занятия. Игра «Собери рюкзак к туристской прогулке». Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки. Рациональное расходование воды во время туристской прогулки. Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки). Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Итоговое занятие. Туристская прогулка (экскурсия). 2. Азбука спортивно-оздоровительного туризма Теория. Правила безопасного преодоления препятствий. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без снаряжения). Практические занятия. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; спуски и подъемы. Разжигание основных костров применяемых в походе: колодец, таежный. Итоговое занятие – решение кроссвордов «Виды костров», «Снаряжение в походе». VII. Физическая подготовка. 1. Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Теория. Общие понятия – влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) Практические занятия. Освоение основ техники бега. Бег в колонне по одному Прыжки в длину и высоту. Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Спортивные, подвижные (в том числе народные) игры. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития обучающихся за год Итоговое занятие – выполнение контрольно - диагностических тестов. Итоговое занятие: викторина «Памятники и герои Боградского района». Подведение итогов работы за учебный год. 2.2.Календарный учебный график Образовательная деятельность Срок реализации Направленность дополнительной программы Форма освоения Количество групп обучения Комплектование группы (чел.) Возраст обучающихся Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Количество часов в год Начало и окончание занятий Продолжительность одного занятия Количество занятий в неделю Учебная недельная нагрузка на обучающегося одного Год обучения 1 год Туристско-краеведческая Очная 1 8-15 человек 10 - 15 лет 01.09.2022 31.05.2023 36 недель 72 часа В соответствии с расписанием на текущий учебный год 45 минут 1 раз по 2 часа 2 часа Календарный учебный график № п/п дата Тема занятия 1. План мероприятий. Что такое краеведение? 2 Техника безопасности в походе. Содержание Количество часов теория практика 1. Основы краеведения – 4 часа Теория. Знакомство 2 Введение. учащихся друг с . Что я знаю о другом краеведении. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Правила Опрос учащихся по 2 поведения юных теме: «Законы, туристов на правила, нормы, и экскурсиях и этика туриста туристских краеведа». прогулках. Практическое занятие. Опрос учащихся по теме: «Законы, Форма и методы Оборудование Формы контроля опрос Ноутбук, презентация Практическое занятие рассказ, объяснение презентация опрос правила, нормы, и этика туриста краеведа». 2. Я и моя семья – 8 часов Рассказ о своих 2 родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу». 1 Я. С кем я живу. Общее понятие о значении семьи в нашей жизни. Где я родился. 2 Первое знакомство с историей семьи Место работы, учебы членов семьи. Моя семья в часы отдыха. Практическое занятие - этому я научился у мамы, бабушке, папы. 3 Мое имя, его значение. 1. В этом доме я живу. Я, мое имя, его Праздник именин 2 значение. "Мы за чаем не Русские имена, скучаем". Итоговое значение занятие. Выявление русских имен. популярности имен. Имена, отчества «День тезок». членов семьи, даты рождения. Отчество (величание), фамилия. Основные способы образования фамилий. 3. Мой дом. Моя улица. Мое село. – 8 часов Можно ли узнать Конкурс рисунков. 2 о месте, где Игры. Выпуск газеты: «История, профессии членов семьи». Рассказ о своих родителях, родственниках Итоговое занятие: Конкурс фотографий. Викторина. 2 беседа опрос практическое занятие беседа опрос выпуск газеты, викторина, конкурс опрос, мероприятие Практическое занятие опрос. Практическая работа Интересные и памятные места моего микрорайона. 2 В этом доме я живу. Интересные и памятные места моего микрорайона. 3 Улицы, площади, села 4 1. родился и как это сделать? Понятие: «Улица, на которой я живу». Домашний адрес. Какие бывают дома. В этом доме я живу. Наши дороги в школу, на работу, в магазин. Игры нашего двора. Название села . Экскурсия на одну из улиц. Итоговое занятие. Рисование на тему "Дом, в котором я живу". Практическая работа 2 2 опрос Изображение примерной схемы своей улицы с ее объектами. Обзорная прогулка по микрорайону. Экскурсии на почту, в аптеку, больницу и т.д. Знакомство с Улицы, Конкурс рисунков. 2 опрос картой села. площади Итоговое занятие села Викторина: «Памятники села». 4. Республика Хакасия, в которой я живу. Республика Хакасия на карте России. – 8 часов Республика Хакасия древности. в Появление человека в крае. Археологически е исследования на территории края. Особенности степной и лесостепной зон. Кочевые и земледельческие народы в эпоху Экскурсия в Музей с. Боград. 2 опрос практическая работа Конкурс, викторина Экскурсия, игра 2. Республика Хакасия древности. в 3. Государственная символика 4. Государственная символика 1. Географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. 2. Географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. 3. Основные природные зоны Республики Хакасии, флора и фауна. металлов. Памятники древней истории в крае. Знакомство с наукой геральдикой. Символика цвета и фигур. Что отражает форма герба? Герб как источник знаний по истории.. Геральдика Русского государства. Причины, по которым необходимо изучать географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. Самые высокие вершины в Республике Хакасия. Определение ярко выраженных зон экосистемы на территории Республики Хакасия. Итоговое занятие Краеведческая игра «Республика Хакасия в древности». Составление герба своей семьи. 2 беседа Экскурсия, игра 2 беседа Практическая работа, проект Итоговое занятие. Составление герба своей семьи. 2 беседа Практическая работа, проект беседа практическая работа 2 беседа практическая работа 2 беседа практическая работа 5. Природа родного края – 8 часов 2 Обозначить на контурной карте самые высокие вершины Республики Хакасии. Обозначить на контурной карте самые высокие вершины Республики Хакасии. Определить по картинкам к какой местности относятся растения. 4. Основные природные зоны Республики Хакасии, флора и фауна. 1. Азбука топографии. 2. Азбука топографии. 2 беседа Определение Определить по ярко картинкам к какой выраженных зон местности экосистемы на относятся растения. территории Республики Хакасия. 6. Элементы топографии и ориентирования.- 12 часов беседа Планировка Экскурсия по 2 дома (квартиры), зданию школы, школы и кабинетам и другим школьного помещениям. двора; Экскурсия на назначение и школьный двор и расположение пришкольный различных участок (назначение комнат, различных построек кабинетов в и объектов). здании школы и Рисовка плана сооружений класса, своей школьного комнаты. двора. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора. Рисовка условных знаков. 2 беседа практическая работа Практическая работа, практическое занятие Практическая работа, практическое занятие 3. Азбука топографии. Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Кроссворды по условным знакам. Итоговое занятие. Рисовка условными знаками комнаты. 2 беседа Практическая работа, практическое занятие 4. Туристское ориентирование. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам, растительного и животного мира. 2 беседа Практическое занятие 5. Туристское ориентирование. Выработка навыков определения сторон горизонта по, по местным признакам в условиях леса 2 беседа Практическое занятие 6. Туристское ориентирование. Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Выявление, и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов. Выработка навыков определения сторон горизонта на пришкольном участке. 2 беседа Практическое занятие 7. Туристические навыки – 10 часов 1 Азбука туристскобытовых навыков юного туриста Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии в лес. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Игра «Собери рюкзак к туристской прогулке». 2 беседа Туристская игра 2 Азбука туристскобытовых навыков юного туриста Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки. Рациональное 2 беседа Практическое занятие рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. 3 Азбука туристскобытовых навыков юного туриста Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. 4 Азбука спортивнооздоровительног о туризма Правила безопасного преодоления препятствий. расходование воды во время туристской прогулки. Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки). Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Итоговое занятие. Туристская прогулка (экскурсия). Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; 2 беседа Туристическая прогулка 2 беседа Практическое занятие 5 Азбука спортивнооздоровительног о туризма 1 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. 2 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без снаряжения). «мышеловка»; спуски и подъемы. Разжигание основных костров применяемых в походе: колодец, таежный. Итоговое занятие – решение кроссвордов «Виды костров», «Снаряжение в походе». 2 8. Физическая подготовка – 12 часов Общие понятия Освоение основ 2 – влияние техники бега. Бег в физических колонне по одному. упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособнос ти. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) Гигиена при Прыжки в длину и 2 высоту. занятиях Упражнения на физическими упражнениями. развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, показ кроссворд беседа Практическое занятие беседа Практическое занятие 3 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 4 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 5 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и выносливости, гибкости и координационных способностей. Спортивные, подвижные (в том числе народные) игры. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития обучающихся за год . Спортивные, подвижные (в том числе народные) игры. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития обучающихся за год . Спортивные, подвижные (в том числе народные) игры. Проведение в игровой 2 беседа Практическое занятие 2 беседа Практическое занятие 2 беседа Практическое занятие диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 6 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. 1 Викторина «Памятники и герои с. Сонское» (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития обучающихся за год . Итоговое занятие – выполнение контрольно диагностических тестов. 2 беседа Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 9. Итоговое занятие: викторина «Памятники и герои с. Сонское» - 2 часа Подведение 2 опрос итогов работы за учебный год. Тест Викторина 2.3. Условия реализации программы Методическое обеспечение В реализации Программы используются традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут, инструктаж); наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приемов работы); практические (тренинги, походы выходного дня; соревнования, учебнотренировочные занятия в спортивном зале, на местности, ролевые игры, праздники, наблюдения в природе, изготовление поделок, игровые программы, прогулки, викторины, конкурсы). Для эффективного усвоения содержания учебного материала в течение всего года используется основной метод – игра, ролевая игра. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Методы, используемые на занятиях по степени активности детей (по И.Я. Лернеру): 1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию. 2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4. Исследовательские методы обучения. Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы. В связи с тем, что в основу Программы положен ситемно - деятельностный подход, в ней предусматривается приоритет практических, деятельностных методов и форм организации учебной деятельности. Для эффективного усвоения содержания учебного материала в течение всего года учащиеся отрабатывают полученные навыки преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой, участвуют в туристских походах, сборах, соревнованиях, экспедициях, путешествиях, соревнованиях, конкурсах, викторинах. При реализации Программы используются активные методы обучения. Активные методы обучения за счет высокомотивированной самостоятельной разнообразной деятельности учащихся в процессе занятия обеспечивают максимальную эффективность усвоения учебного материала. Приоритетным в данной программе является игровой метод. Технология игрового обучения включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактические игры развивают: сообразительность, логику, внимание, память, наблюдательность, творческие и другие способности. Поэтому в Программе предусмотрено использование игровых технологий, являющихся одним из инструментов достижения ее цели и задач. Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей на основе специальных информационных, демонстрационных программ. В практике работы по программе используются: мультимедийные занятия, виртуальные экскурсии и путешествия, игры с использованием компьютерной техники, поиск и использование справочной информации с применением средств ИКТ и др. Помимо вышеперечисленных методов, в образовательном процессе, используются также такие активные методы обучения, как: дискуссия, мозговой штурм, работа в парах, работа в группах, мини-группах и др. Важным является контроль педагога за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Индивидуальная работа проводится на всех этапах занятия, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Данная форма учебной деятельности используется и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении новой темы Программы учащимся заблаговременно даются индивидуальные задания, которые повышают познавательный интерес к ее изучению. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает ученики могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства педагога. Например, получив индивидуальное задание, каждый учащийся сам составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера. Информационное и дидактическое обеспечение Программы Для повышения качества и результативности реализации Программы, используется разнообразный спектр дидактических материалов, в том числе: разнообразные видео - и аудиозаписи, мультимедийные презентации, раздаточные карточки, карты и атласы, схемы, таблицы, макеты, иллюстративный материал, разработки игр и конкурсов, практические занятия, разработка занятий, учебные коллекции, разработка походов, экскурсий. Перечень таблиц, наглядных пособий, раздаточного материала по темам программы: Основы краеведения. - традиционный план мероприятий. Туристские схемы. - кодекс туриста; - этика путешественника; - система сменных должностей в походе; - игры краеведческие; - рекламные проспекты туристских возможностей края; Я и моя семья. - разработки занятий на тему «Семья»; - разработки праздников на тему «Я и моя семья»; Мой дом. Моя школа. Моя улица. Мое село. карта-схема своего села; разработка занятия «История села»; разработка занятия «Этапы заселения с. Боград»; презентация «Озеро Дикое»; презентация «Экскурсия по селу»; разработка занятия: «Этапы строительства своего села»; лекция на тему: «Исторические памятники »; копии старых фотографий своего села; Иллюстративный материал различных объектов родного края: природы, архитектуры, скульптуры. - Интеллектуальные игра (набор упражнений, заданий, кроссвордов) по теме «Улицы где я живу». Край, в котором я живу. - Атлас Республики Хакасия; - Настенные карты: «Республика Хакасия», «Боградский район», «Российская Федерация»; - Герб, флаг Российской Федерации; - описание географического положения и рельефа Республики Хакасия, климата, водоемов; - раздаточные карточки геральдика городов Республики Хакасия; - разработка занятия: «Исследователи края»; - разработка занятия: «Этнография»; - разработка занятия: «Коренные народы нашего края»; Природа родного края. - описание экологических троп Боградского района; - настенные таблицы: «Боградская писаница», «Памятники природы»; - иллюстративный материал - таблицы видов птиц, рыб, зверей; - иллюстративный материал - таблица деревьев, растений; - иллюстративный материал «Красная книга республики Хакасия»; Элементы топографии и ориентирования. - Топографические карты окрестностей своего села; - топографические, спортивные карты; - Раздаточные карточки таблицы и карточки топографических знаков; - раздаточный материал «Определение рельефа и профиля»; - сборник задач: «Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени»; - кроссворды по ориентированию; - практическая работа «Определение азимута выбранного направления»; - практическая работа «Ориентирование по карте и компасу». Туристические навыки. - таблицы: личное снаряжение туриста; - раздаточные карточки «Список группового снаряжения»; - раздаточные карточки «Схемы видов узлов»; - схемы построения снежных убежищ; - практическая работа «Установка туристских палаток разных видов»; - практическая работа «Укладка рюкзака»; - практическая работа «Изготовление носилок. Транспортировка пострадавшего с помощью носилок, рук и подручных средств»; - раздаточные карточки «Список продуктов необходимых для путешествия», - «Таблица приготовления основных походных блюд»; - разработки игр и конкурсов; - разработка походов, экскурсий. Походы в окрестности своего села и прилегающих территорий. Физическая подготовка. - методические рекомендации: «Воспитание физических качеств туриста»; - таблица контрольно-диагностических тестов по возрастам; - игры для обучения плаванию; - походная игротека Материально-техническое обеспечение Для реализации Программы необходим отдельный учебный кабинет, который должен быть оснащен мебелью и специальным оборудованием (см.таблицу). № п/п 1. Наименование Количество Стол учительский столы ученические стулья ученические книжные шкафы учебная доска Учебные географические и специальные карты (разного содержания и масштаба) 1 8 16 1 1 30 3. Фотоаппарат 1 4. 5. Туристское снаряжение: палатка спальник рюкзак тент-навес костровые принадлежности бобы (варочные котлы) коврики полиуретановые топор пила ведро фляжка походная Ноутбук 5 20 20 1 1 комплект 2 комплекта 20 2 1 2 10 1 6. аудиоколонки с встроенным усилителем 1 комплект 7. Мультимедийная установка 1 8. Флэш-накопители 4 2. Кадровое обеспечение: Требование к образованию педагога дополнительного образования: Среднее профессиональное образование; Высшее образование, профиль должен соответствовать направленности ДОП; Дополнительное образование – профессиональная переподготовка. 2.4. Форма аттестации Аттестация проводится 2 раза в год, первое полугодие (декабрь) и 2 полугодие (май). Форма подведения результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: тестирование ( приложение 1, приложение 2); Аттестацию проводит аттестационная комиссия, ее результаты оформляются в протоколы. Используются основные виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой обучающихся; - промежуточный контроль проводится в конце пройденной темы; - итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы. Основные формы контроля: практическая работа; практическое занятие; игра; туристическая прогулка; викторины; конкурс; тестирование наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ. 2.5. Формы учебных занятий. 1.Практические занятия на местности. Практические занятия формируют навыки аналитико-практического мышления, развивают умения и навыки самостоятельной туристско-краеведческой работы, самореализации в детском коллективе, взаимодействия с социумом. 1. Выездные формы занятий – экскурсии, соревнования, походы, кросс-походы, походы выходного дня, туристские прогулки, топографическое путешествие; 3. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы, игры-эстафеты, викторины, беседы; 3. Список литературы Литература для педагога: 1. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2005 2. Константинов Ю.С. Подготовка судей по спортивному туризму. М.:ЦДЮТ и КР МО РФ, 2008. 3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. М.: ФЦДЮТиК, 2008. 4. Красная книга России том 4, Животные, растения и грибы Красноярского края – Красноярск, 2016 5. Лушников В.И., Лушников В.В. Полезные навыки. Абакан: РГУ «Хакасское книжное издательство», 2005. 6. Лушников В.И.Тренинг жизненных навыков: материалы для учителя. Абакан, 2003 7. Памятники истории и культуры Заповедной России - М., 2016 8. Персин А.И. Словарь юного краеведа. М.: ФЦДЮТиК, 2008. 9. Роль заповедников в социально-экономическом развитии регионов: Научные труды заповедника «Хакасский», вып. 1. Абакан: изд-во «Стрежень», 2001. 10. Регламент проведения спортивных соревнований по спортивному туризму. – М., 2014 11. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: изд. «Аст», 2005. 12. Хакасия. Культура. Отдых. Туризм. – Абакан, 2007 Литература для детей: 1.Задания к конкурсу : «Равнение на героев» 2.Задания к конкурсу: «Ратные страницы» 3. Поделки из спичек. Анна Зайцева, Анастасия Дубасова Эксмо Москва 2013г. 4. Собираемся в путешествие:Учебное пособие / А.П. Суханов; Краснояр. гос. унт. - Красноярск, 2005. 167 с. 5. Самодельное туристское снаряжение, 2 изд., М., 1987. 6. Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985. 7. Туристское снаряжение, М., 1968; 8. Краткий справочник туриста, 3 изд. М., 1985; Приложение 1 Тест «Природа родного края» . 1. Домашние сельскохозяйственные животные – это: а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые б) звери, птицы, земноводные, рыбы в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы 2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде? а) рыбы б) пресмыкающиеся в) земноводные 3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся? а) жаба б) черепаха в) тритон г) змея 4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц? а) можно повредить яйца б) птица бросит гнездо в) птица испугается 5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? а) боятся дождя б) намокают крылья от влажного воздуха в) ищут пищу 6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны? а) клесту, белке, дятлу б) рябчику, лосю, зайцу в) рыси, медведю, ястребу 7. Цепи питания заканчиваются: а) хищными животными б) растениями в) растительноядными животными 8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис? а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей 9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу? а) змееяд б)зимородок в) скворец г) черный аист д) скопа 10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему? Приложение 2 Тест №2 1. Какой должна быть дистанция между туристами при движении? а) 1 метр б) 2 метра в) 4 метра 2. На кого ориентирован темп движения группы на маршруте? а) на сильного б) на слабого в) на младшего 3. Можно ли наступать на бревно при его перешагивании? а) да б) нет в) ни в коем случае 4. По какой осыпи легче идти? а) по мелкой б) по крупной 5. Какова линия движения группы по крутому склону? а) прямая б) дуга в) зигзаг (серпантином) 6. Какие веревки не применяются в туризме? а) основная б) вспомогательная канат в) репшнур г) 7. Как называется простейшее спусковое устройство и узел для крепления веревки к карабину? а) проводник б) петелька в) восьмерка 8. Какой склон труднее преодолеть? а) травянистый б) каменистый (курумник) 9. С какой стороны ставится шест при переправе вброд: а) по течению б) против течения 10. Каким узлом веревка крепится к дереву при наведении навесной переправы? а) прямым б) встречным в) булинем г) восьмеркой ответы: 1. б 2. б 3. б 4. б 5. в 6. г 7. в 8. а 9. б 10. в Приложение 3 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества» Утверждено на заседании методического совета Протокол № от « » 202__ г Утверждаю: директор МБУ ДО «Дом творчества» И.Я Дорофеева Приказ № от « » 202__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок «Юный краевед» Уровень стартовый(ознакомительный) Составитель: Щукова Галина Сергеевна Педагог дополнительного образования с. Боград 202__г. Пояснительная записка Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) имеет туристскокраеведческую направленность. Уровень освоения содержания программы. Программа является стартовой (ознакомительной). Отличительные особенности программы заключаются в форме вовлечения учащихся в практическое познавание окружающего мира, в способе постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Невозможно научить человека чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе на начальном, стартовом уровне освоения программы. На стартовом уровне прослеживается связь содержательного компонента образовательной программы «Юный краевед» со школьными предметами: окружающий мир, природоведение, литература Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано во всём» как бы цементирует элементы содержания программы, значительно усиливая её воспитательный и развивающий потенциал. Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся основного общего и среднего (полного) общего образования (школьники 10 – 15лет.). Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет:10- 15 человек. При комплектовании групп учитывается возраст детей, сменность занятий в школе и год обучения. Цель стартового уровня освоения содержания программы: общее развитие и формирование устойчивого интереса учащихся к изучению истории, природы, культурных традиций Республики Хакасия. Задачи Образовательные: - познакомить с основными задачами краеведения и его значением в жизни общества; - познакомить с историей семьи; - формировать туристические навыки и умения; - освоить элементы топографии и туристического ориентирования; - познакомить с природными, историческими особенностями Республики Хакасия. Воспитательные: - развивать ценностное отношение к природе родного края; - дать представление о различных видах туристской деятельности; - формировать положительное отношение к принципам и правилам здорового образа жизни; - учить уважительному отношению к мнению товарищей, педагога, выстраиванию конструктивного диалога. Развивающие: - развитие физических качеств детей: силу, выносливость, ловкость, координацию, гибкость, умение ориентироваться в пространстве и во времени; - совершенствование коммуникативных и творческих способностей, обучающихся; - развитие интереса к самостоятельным действиям и работе в команде. Возраст учащихся, которым адресована программа (возрастные особенности): 10-15 лет Подростковый возраст от 10-11 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. Формы занятий: Аудиторные, групповые. 1. Объем программы: Объем и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» предусматривает обучение в течение года, общее количество часов на весь период обучения – 72 ч. Форма обучения – очная. Режим занятий. 2 раза в неделю по 2 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут. 2. Планируемые результаты Критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы. По окончанию курса обучающиеся будут: знать: - основы по технике пешеходного туризма, топографии и ориентированию, краеведению, наблюдению за природой; - мероприятия по охране природы, памятников истории и культуры; - правила поведения и основы безопасности на занятиях и в природной среде; - основы гигиены и первой доврачебной помощи; - основное туристское снаряжение; - условные знаки. уметь: - применять на практике знания по разделам учебно-тематического плана; - преодолевать естественные препятствия; - укладывать рюкзак; - оказывать первая доврачебную помощь пострадавшему; - вести наблюдения за природой; - рассказать о семейных традициях; Личностные результаты: - формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; - развитие самостоятельности; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности; - развитие социальной активности и гражданского самосознания. Метапредметные результаты: - формировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами; - формирование умения излагать свое мнение. Предметные результаты: - формирование умений и навыков осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - формирование навыка использовать топографические и спортивные карты; - формирование умения ориентироваться по карте и компасу; - освоение туристических навыков; - формирование умения создавать завершенные проекты; - развитие интереса к обучению; - воспитают физические качества туриста. Способы и формы проверки результатов Используются основные виды контроля: - текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой обучающихся; - промежуточный контроль проводится в конце пройденной темы; - итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы. Основные формы контроля: - практическая работа; - практическое занятие; - игра; - туристическая прогулка; - викторины; - конкурс; - тестирование; - наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ. . Календарный учебный график № п/п дата Тема занятия Содержание Количество часов практика 1. Основы краеведения – 4 часа Теория. Знакомство 2 Введение. учащихся друг с . Что я знаю о другом краеведении. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Правила Опрос учащихся по 2 поведения юных теме: «Законы, туристов на правила, нормы, и экскурсиях и этика туриста туристских краеведа». прогулках. Практическое занятие. Опрос учащихся по теме: «Законы, правила, нормы, и этика туриста краеведа». 2. Я и моя семья – 8 часов теория 1. План мероприятий. Что такое краеведение? 2 Техника безопасности в походе. Форма и методы Оборудование Формы контроля опрос Ноутбук, презентация Практическое занятие рассказ, объяснение презентация опрос 1 Я. С кем я живу. Общее понятие о значении семьи в нашей жизни. Где я родился. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу». 2 беседа опрос практическое занятие 2 Первое знакомство с историей семьи Место работы, учебы членов семьи. Моя семья в часы отдыха. Практическое занятие - этому я научился у мамы, бабушке, папы. Выпуск газеты: «История, профессии членов семьи». Рассказ о своих родителях, родственниках Итоговое занятие: Конкурс фотографий. Викторина. 2 беседа опрос выпуск газеты, викторина, конкурс 3 Мое имя, его значение. 1. В этом доме я живу. Интересные и памятные места моего микрорайона. Я, мое имя, его Праздник именин 2 опрос, значение. "Мы за чаем не мероприятие Русские имена, скучаем". Итоговое значение занятие. Выявление русских имен. популярности имен. Имена, отчества «День тезок». членов семьи, даты рождения. Отчество (величание), фамилия. Основные способы образования фамилий. 3. Мой дом. Моя улица. Мой микрорайон. Мое село. – 8 часов Можно ли узнать Конкурс рисунков. 2 опрос. о месте, где Игры. родился и как это сделать? Понятие: «Улица, на которой я живу». Домашний адрес. Практическое занятие Практическая работа 2 В этом доме я живу. Интересные и памятные места моего микрорайона. 3 Улицы, площади, села 4 1. 2. Какие бывают дома. В этом доме я живу. Наши дороги в школу, на работу, в магазин. Игры нашего двора. Название села . Экскурсия на одну из улиц. Итоговое занятие. Рисование на тему "Дом, в котором я живу". Практическая работа 2 2 опрос Изображение примерной схемы своей улицы с ее объектами. Обзорная прогулка по микрорайону. Экскурсии на почту, в аптеку, больницу и т.д. Знакомство с Улицы, Конкурс рисунков. 2 опрос картой села. площади Итоговое занятие села Викторина: «Памятники села». 4. Республика Хакасия, в которой я живу. Республика Хакасия на карте России. – 8 часов Республика Хакасия древности. в Республика Хакасия древности. в Появление человека в крае. Археологически е исследования на территории края. Особенности степной и лесостепной зон. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае. практическая работа Конкурс, викторина Экскурсия в Музей с. Боград. 2 опрос Экскурсия, игра Итоговое занятие Краеведческая игра «Республика Хакасия в древности». 2 беседа Экскурсия, игра 3. Государственная символика 4. Государственная символика 1. Географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. 2. Географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. 3. Основные природные зоны Республики Хакасии, флора и фауна. 4. Основные природные зоны Республики Хакасии, флора и фауна. герба 2 беседа Практическая работа, проект Итоговое занятие. Составление герба своей семьи. 2 беседа Практическая работа, проект беседа практическая работа беседа практическая работа 2 беседа Определение ярко выраженных зон экосистемы на территории Республики Хакасия. 2 беседа Определение Определить по ярко картинкам к какой выраженных зон местности экосистемы на относятся растения. территории Республики Хакасия. 6. Элементы топографии и ориентирования.- 12 часов практическая работа Знакомство с наукой геральдикой. Символика цвета и фигур. Что отражает форма герба? Герб как источник знаний по истории.. Геральдика Русского государства. Причины, по которым необходимо изучать географическое положение Республики Хакасия на карте РФ. Самые высокие вершины в Республике Хакасия. Составление своей семьи. 5. Природа родного края – 8 часов 2 Обозначить на контурной карте самые высокие вершины Республики Хакасии. Обозначить на контурной карте самые высокие вершины Республики Хакасии. Определить по картинкам к какой местности относятся растения. 2 практическая работа 1. Азбука топографии. Планировка дома (квартиры), школы и школьного двора; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора. Экскурсия по зданию школы, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок (назначение различных построек и объектов). Рисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. 2 беседа Практическая работа, практическое занятие 2. Азбука топографии. История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора. Рисовка условных знаков. 2 беседа Практическая работа, практическое занятие 3. Азбука топографии. Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Кроссворды по условным знакам. Итоговое занятие. Рисовка условными знаками комнаты. 2 беседа Практическая работа, практическое занятие 4. Туристское ориентирование. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам, растительного и животного мира. 2 беседа Практическое занятие 5. Туристское ориентирование. Выработка навыков определения сторон горизонта по, по местным признакам в условиях леса 2 беседа Практическое занятие 6. Туристское ориентирование. Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Выявление, и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов. Выработка навыков определения сторон горизонта на пришкольном участке. 2 беседа Практическое занятие 7. Туристические навыки – 10 часов 1 Азбука туристскобытовых навыков юного туриста Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии в лес. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Игра «Собери рюкзак к туристской прогулке». 2 беседа Туристская игра 2 Азбука туристскобытовых навыков юного туриста Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки. Рациональное 2 беседа Практическое занятие рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. 3 Азбука туристскобытовых навыков юного туриста Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. 4 Азбука спортивнооздоровительног о туризма Правила безопасного преодоления препятствий. расходование воды во время туристской прогулки. Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки). Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Итоговое занятие. Туристская прогулка (экскурсия). Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; 2 беседа Туристическая прогулка 2 беседа Практическое занятие 5 Азбука спортивнооздоровительног о туризма 1 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. 2 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без снаряжения). «мышеловка»; спуски и подъемы. Разжигание основных костров применяемых в походе: колодец, таежный. Итоговое занятие – решение кроссвордов «Виды костров», «Снаряжение в походе». 2 8. Физическая подготовка – 12 часов Общие понятия Освоение основ 2 – влияние техники бега. Бег в физических колонне по одному. упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособнос ти. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) Гигиена при Прыжки в длину и 2 высоту. занятиях Упражнения на физическими упражнениями. развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, показ кроссворд беседа Практическое занятие беседа Практическое занятие 3 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 4 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 5 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и выносливости, гибкости и координационных способностей. Спортивные, подвижные (в том числе народные) игры. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития обучающихся за год . Спортивные, подвижные (в том числе народные) игры. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития обучающихся за год . Спортивные, подвижные (в том числе народные) игры. Проведение в игровой 2 беседа Практическое занятие 2 беседа Практическое занятие 2 беседа Практическое занятие диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 6 Упражнения на развитие координации, выносливости, гибкости, ловкости. 1 Викторина «Памятники и герои Боградского района» (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития обучающихся за год . Итоговое занятие – выполнение контрольно диагностических тестов. 2 беседа Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) 9. Итоговое занятие: викторина «Памятники и герои» - 2 часа Подведение 2 опрос итогов работы за учебный год. Тест Викторина Список литературы Литература для педагога: 1. Конституция Российской Федерации. Издание Избирательной комиссии республики Хакасия , 2015г. 2. Конституция Российской Федерации, Абакан, Издание Избирательной комиссии Республики Хакасия,2013г 3. Родной край-Хакасия. Учебно-методическое пособие для учителей. Хакасское книжное издательство Абакан 2007год 4. Электронное пособие «Река Абакан» 5.Электронное пособие «Родная Хакасия» 6. Электронное пособие «Звуки праздника» №2 (21) 2011 7. Система патриотического воспитания в РХ: проблемы, традиции, потенциал, перспективы Материалы региональной научно-практической конференции 22ноября 2012ч1,ч2 Министерство образования и науки РХ ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» ,Абакан,2013 8. Настольная книга педагога дополнительного образования. Головинова Г.Н. ,КарелинС.В. УЦ «Перспектива» Москва 2012г. 9. Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования под редакцией академика РАО М.М.Безруких и профессора В.Д.Сонькина Серия: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» ООО «Фирма «Вариант» Москва 2005 10. Праздник в школе Сценарии,конкурсы,викторины. Для учащихся 1-5 классов, М.А.Давыдова,И.А.Агапова,Москва, Айрис пресс 2005 Литература для детей: 1. Поделки из спичек. Анна Зайцева, Анастасия Дубасова Эксмо Москва 2013г. 2. Собираемся в путешествие: Учебное пособие / А.П. Суханов; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2005. 167 с. 3. Самодельное туристское снаряжение, 2 изд., М., 1987. 4. Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985. 5. Туристское снаряжение, М., 1968; Ростов на Дону «Феникс» 2013г. Литература для родителей: 1. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей №3 Москвва,2012г. 2. Совместные праздники для школьников и родителей. Серия «Классное руководство», Москва,глобус,2007