ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭРУДИТЫ ВПЕРЕД!» Возраст обучающихся: 7-9 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель – Высотина И.И., педагог дополнительного образования с. Боград, 2024 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Эрудиты, вперед!» (далее – программа) разработана в соответствии с локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом творчества» для обеспечения развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. Программа составлена с учетом: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность: Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-8 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Раннее приобщение ребенка к применению информационных и проектных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии умений обобщать и анализировать полученную информацию, нестандартно мыслить, вести дискуссию и работать в команде. Практико-ориентировочный характер программы также демонстрирует ее педагогическую целесообразность. Предпочтительные виды деятельности – это самостоятельная работа при решении той или иной математической задачи. Как известно, устойчивый интерес к математике и информатике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой, необходимо на предыдущих этапах прививать учащимся интерес к этим областям знаний. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности. Посредством трудовой деятельности, запланированной в рамках программы у обучающихся, сформируются новые виды мышления, обучающиеся получат навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшит их адаптацию в обществе Цель: создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся. Задачи: способствовать развитию умений решать задачи повышенной трудности; формировать логическое и творческое мышление; приобщать к информационной культуре; обучать работе с различными источниками информации; обучать разнообразным трудовым умениям и навыкам, формирование основ культуры умственного и физического труда; создавать условия для применения полученных знаний. Программа рассчитана на обучающихся 7-9лет. Программа состоит из трех разделов: «Занимательная математика», «Занимательная информатика», « Проектная деятельность». Сроки реализации: 1 год обучения. Формы проведения занятий и формы текущего контроля Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ, беседа, рассказы учащегося, показ педагогом способа действия,- так и практические занятия: рисование, подготовка и проведение викторин. Используются презентации, проектор и компьютеры. № Тема 1 2 3 Занимательная информатика Занимательная математика Проектная деятельность Формы проведения занятий Формы текущего контроля Познавательные игры, практические занятия, беседы беседы, познавательные игры конкурсы, тесты, зачет Познавательные игры, практические занятия, беседы конкурсы, Тест, проект тестирование, зачет В программе предусматривается использование ЭОР с целью индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств или вкрапления игровых ситуаций). Активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество образовательного процесса: заинтересованность обучающихся, а значит – повышение их уровня обученности. ЭОР позволяет достичь более высокого уровня усвоения учебного материала учащимися за наименьший промежуток времени, чем с использованием традиционных методов обучения, что приводит к экономии учебного времени. Формы использования ЭОР: демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; компьютерное тестирование обучающихся и помощь в оценивании знаний. Ожидаемые результаты К концу обучения обучающиеся усвоят: • основные базовые знания по математике и информатике, ключевые понятия; • приобщатся к информационной культуре; • приобретут основные навыки самообразования; • научатся находить нужную информацию и грамотно еѐ использовать; • Научатся: • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию; • решать задачи повышенной сложности; • работать с различными источниками информации; Формы подведения промежуточной аттестации Подведение итогов проводится в форме промежуточной аттестации (май). Результаты освоения программы проверяются тестированием, конкурсными заданиями. В конце учебного года фиксируется раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через созданные презентации и результаты участия обучающихся в конкурсах. Высокий уровень – самостоятельно выполняет поставленные задания Средний уровень (нормативный) – выполняет задания частично, с помощью педагога. Низкий уровень – практически не выполнено задание Проводятся анкетирование обучающихся с целью самооценки навыков учения. С помощью анкет педагог намечает, на что нужно обратить внимание при обучении, какие формы работы дети используют наиболее плодотворно, а какие нужно развивать. Учебно-тематический план № Раздел/ тема Занимательная математика Вводное занятие История математики Числа и действия с ними Первые шаги в геометрии Решение задач Ребусы, головоломки Игры, конкурсы, викторины Олимпиады Занимательная информатика Компьютер и безопасность. Виды информации и действия с ней. Человек и информация. Информационная культура Получение и передача информации. Поиск и обработка информации. Кодирование информации. Игра «Открытие видов информации» Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера. Предметы Обобщение по признаку Часть и целое Левый, правый, верхний, нижний Развитие внимания. Занимательные задачки. Путешествие в страну Ребусов. Выделение существенных признаков предметов. Решение задач-шуток. Игра «Укажи лишнего». 2.17 Путешествие в страну Загадок. 2.18 Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Игра «Найди дорогу к домику». Игра «Лабиринт». 2.19 Выделение существенных признаков предметов. Игра 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 Количество часов теория практика всего 5 12 17 1 0 1 1 0 1 1 2 3 1 2 3 1 2 3 0 2 2 0 2 2 0 2 2 18 21 39 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 1 2 1 2 2 1 1 2 «Третий лишний». 2.20 Олимпиады 3 3.1. 3.2. 3.3 3.4 3.5 3.6 . 3.7 . 3.8 . 0 1 1 Учимся проектировать Наука в жизни человека. Проект: «Мое имя» Проект «Записная книга» Проект: «Фантастический зверь» Проект «Поздравительная открытка»» Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своѐ здоровье сберегу». Коллективный проект «Лента Времени» 4 1 0 0 0 0 1 12 0 2 2 2 2 2 16 1 2 2 2 2 3 1 2 3 Выставка презентация проектов 1 0 1 Итого 27 45 72 2. Содержание программы 1. Занимательная математика 1.1. Вводное занятие Теория: Вводное занятие Знакомство с учащимися, знакомство с программой. 1.2. История математики. Теория: История развития математической науки, биографии известных ученых-математиков. 1.3.Числа и действия с ними. Теория: Числа и действия с ними. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Некоторые приѐмы быстрого счѐта. Практика: Решение примеров методом быстрого счета 1.4. Первые шаги в геометрии Теория: Первые шаги в геометрии. Знакомство с предметом «Геометрия» Практика Решение задач на разрезание и построение фигур. Решение простейших геометрических задач. 1.5. Решение задач. Теория: Приемы решения логических задач, олимпиадных задач, задач на движение, переливания, взвешивания и т.д. Блоки Дьненеша. Закономерность. Ближе, дальше. Больше, меньше, столько же. Практика: Решение логических и олимпиадных задач 1.6.Ребусы Теория: Знакомство с понятием ребуса Умение читать и составлять ребусы. Практика: Разгадывание ребусов, составление ребусов на темы «Природа» «Юные пешеходы» 1.7. Игры, конкурсы, викторины. Теория: Приемы решения шуточных задач, разбор вопросов викторины по математике Практика: Проведение всевозможных конкурсов, математических викторин. 2. Занимательная информатика 2.1. Компьютер и безопасность Теория: Правила ТБ при работе с компьютером Технические сведения о компьютере. Основные устройства компьютера: вывод информации, хранение информации, (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации. Способы представления информации. Безопасность. Практика: Игра «Покупка компьютера», Игра «Открытие видов информации» 2.2.Виды информации и действия с ней. Теория: Информация и единицы измерения. Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная культура человека. Пр. занятия Информация вокруг нас. Работа с информацией 2.3. Человек и информация. Информационная культура. Теория: Что такое информационная культура. Какие принципы информационного общения нужно соблюдать Практика: Игра «Паутинка». 2.4.Получение и передача информации. Теория: Виды каналов связи. Практика: Игра «Глухой телефон». 2.5. Поиск и обработка информации. Теория: Поисковые системы. Практика Поиск информации. 2.6. Кодирование информации. Теория: Виды кодировщиков. Практика: Кодировка и шифрование. 2.7. Игра «Открытие информации». Практика: Игра. 2.8. Роль компьютера в жизни человека. Теория: Где используют компьютеры. Профессии. Игра: «Угадай профессию». 2.9.Основные устройства компьютера. Теория: устройства компьютерной системы. Практика: Тестирование. 2.10. Предметы. Теория: Названия предметов. Свойства предметов. Поиск предметов совпадающих по свойствам. Сравнение предметов по свойству. Названия предметов. Функции предметов. Практика: Сравнение предметов, выделение одинаковых свойств 2.11. Обобщение по признаку. Теория: Признаки предметов. Практика: Игр «Найди лишний предмет» 2.12. Часть и целое. Теория: Часть предмета, как элемент целого. Что такое часть предмета. Как найти целое. Практика: Игра «Угадай предмет» 2.13.Левый, правый, верхний нижний. Теория: Понятия пространственного направления Практика: Упражнения. Графические диктанты. 2.14.Развитие внимания. Занимательные задачки. Теория: Как решать задачи на внимание. Практика: Игровая программа «Меморина» 2.15. Путешествие в страну Ребусов. Теория: Как решать ребусы Практика: Игра «В стране Ребусов». 2.16. Выделение существенных признаков предметов. Решение задач-шуток» Теория: Признаки предметов Практика: Игра «Угадай лишнее». 2.17. Путешествие в страну Загадок. Практика: Конкурс Загадок. 2.18. Понятие вверх, вправо, влево, вниз. Игра «Найди дорогу» Теория: Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Практика: Игра «Найди дорогу», игра «Лабиринт». 2.19. Выделение существенных признаков предмета. Теория: По каким признакам отличаются предметы. Практика: Игра «Третий лишний». 3. Учимся проектировать 3.1. Наука Теория: Что такое наука. Какую роль она играет в жизни человека. 3.2. Проект «Мое имя» Практика: Что такое проект. Как собрать материал к проекту. Оформление проектов. О культуре общения и защиты проектов. Подготовка и презентация проектов. Изготовление бейджика «Мое имя» 3.3. Проект «Записная книжка» Практика: Подготовка и выполнение проекта 3.4. Проект «Фантастический зверь» Практика Подготовка и презентация проекта «Фантастический зверь» 3.5. Проект «Поздравительная открытка» Практика Изготовление открытки 3.6. Проект «Сам себе я помогу – свое здоровье сберегу» Теория: Здоровье человека. Какие факторы влияют. Вредные привычки Практика: Сбор материала и подготовка проекта «Сам себе я помогу – свое здоровье сберегу 3.7. Проект «Лента времени» Теория: Великая Отечественная война. Роль советского народа в победе над фашизмом Практика: Сбор материла о героях войны. Подготовка и презентация проекта «Лента времени» Заключительное занятие. Промежуточная аттестация 1. Методическое обеспечение Реализация программы предполагает использование личностно-ориентированных технологий обучения: игровые технологии, технология проектов. Организация деятельности на занятиях должна несколько отличаться от урочной: обучающимся необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность индивидуального обучения. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа, рассказ учащегося, показ педагогом способа действия, так и практические занятия: рисование, решение логических задач, выполнение упражнений на ПК, подготовка и проведение викторин с учащимися. В рамках трудового воспитания предусмотрены такие формы как: игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, экскурсии, организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места. Для успешного овладения содержанием программы на занятиях сочетаются различные формы, методы и средства обучения. Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения обучающихся в различные виды и формы деятельности: занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.; занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной с последующим обсуждением; самостоятельное выполнение отдельных заданий, создание проектов, включение учащегося в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даѐт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество. № 1 2 3 4 5 6 Приёмы и методы организации учебного процесса (в рамках занятия) Беседа объяснительноиллюстративный, Презентация, наглядный, практическое практический занятие Презентация, наглядный, практическое практический, занятие объяснительноиллюстративный, репродуктивный. Практическое практический занятие Презентация, наглядный, практическое практический, занятие объяснительноиллюстративный, Формы занятий Игра, конкурс наглядный, практический, Дидактический материал мультимедийные материалы мультимедийные материалы Техническое оснащение занятий мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, дидактические карточки, мультимедийный памятки проектор, компьютер, таблицы, схемы классная доска, мел раздаточный материал мультимедийный проектор, компьютер раздаточный материал мультимедийный проектор, компьютер Отличительные особенности программы: Особое внимание обращено на развитие логического мышления обучающихся. Учитывая возрастные психофизиологические особенности, в основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. При выполнении заданий идѐт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. В ходе решения задач на смекалку, головоломок обучающиеся научатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него абстрактное мышление. 2.Список литературы: 1. Тренажер по математике. – Ростов-на Дону: Феникс, 2014.- 44с. 2. Орешки для ума. Логические задания.- Ростов- на Дону: Феникс, 2014. – 63с. 3. А.Л.Смринов, Т.А. Рудченко. Информатика. - М. : Просвещение, 2014. - 48с. 4. В.Н.Рудницкая. Математика.- М: Экзамен. Москва, 2014.- 96с. 5. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак. Информатика и ИКТ. – М.:Бином, 2012.- 63 6. Ткаченко А. Музей истории информатики и вычислительной техники. Электронный ресурс: http://museum.comp – school.ru/index.php Контрольно-измерительные материалы (КИМ) Промежуточная аттестация 1 год обучения 1. У трѐх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ. 5, 9, 6 2. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ. вата, железо, поровну 3. Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось? Обведи правильный ответ. 7, 3, 4,0 4. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? Напиши ответ. 5. На двух полках 20 книг. На верхней полке на 6 книг больше, чем на нижней. Сколько книг на каждой полке? Обведи правильный ответ. 10 и 16, 7 и 13, 20 и 6 6. Сколько концов у 4 палок? Напиши ответ. 7. Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? Обведи правильный ответ. 3, 2, 4 8. На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша? Напиши ответ. 9. На дереве сидели три птички. К ним прилетели ещѐ две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке? Обведи правильный ответ. 3 5 4 ни одной 10. Сумма трѐх чѐтных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой. + + = 12